С какой целью разрабатывается рабочая программа


2. Цели и задачи разработки Рабочей программы 2.1. Цель Рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). 2.2.Задачи рабочей программы: • дать представление о практической реализации действующих государственных образовательных стандартов общего образования

2. Цели и задачи разработки Рабочей программы

2.1. Цель Рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

2.2.Задачи рабочей программы:

• дать представление о практической реализации действующих государственных образовательных стандартов общего образования при изучении конкретного предмета (курса);

• определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей основной образовательной программы образовательного учреждения, его учебного плана и контингента обучающихся.

3. Порядок разработки Рабочей программы

3.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения.

3.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

3.3. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

4. Структура Рабочей программы

4.1. Структура Рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист (Приложение ).
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Календарно-тематическое планирование
  6. Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы  (основной и дополнительной).
  7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
  8. Приложения к программе (необязательный элемент).

5. Оформление и содержание

структурных элементов Рабочей программы

5.1. На титульном листе необходимо указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы;

- название Рабочей программы с указанием предмета;

- класс, на который рассчитана Рабочая программа;

- ФИО учителя, составителя Рабочей программы;

- год составления Рабочей программы.

5.2. В пояснительной записке указывается

- о соответствии Рабочей программы федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;

- о примерной учебной программе, на основе которой разработана Рабочая программа, сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;

- об учебном плане общеобразовательного учреждения

- об уровне изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);

- о целях изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);

- о требованиях к уровню подготовки учащегося для конкретного класса.

  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой школы (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания).

  5.3. Учебно-тематический план (на год изучения)

- последовательность изучения разделов и тем программы с указанием количества часов, выделяемых на их основе

- содержит наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

5.4. Содержание изучаемого курса содержит

- содержание каждой темы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

5.5. Календарно-тематическое планирование (рекомендованная форма)

№ урока по порядку/№ урока по разделу

Дата проведения

Название раздела, темы урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

План

Факт

Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год.

Допускается изменение рекомендованной формы календарно-тематического планирования с учетом специфики предмета педагогами предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и подтверждено протоколом заседания предметного методического объединения.

При составлении КТП допускается повторение названий тем уроков.

5.6. Учебно-методическое обеспечение:

- перечень литературы и средств обучения, где указывается основная и дополнительная методическая литература, справочные пособия, используемые средства обучения. (элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию);

- медиаресурсы.

5.7 Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

  5.8 В раздел «Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся» должны быть включены критерии и нормы знаний, умений и навыков обучающихся по всем видам контроля: устные ответы, контрольные, самостоятельные, лабораторные, практические работы; тестовые задания; изложения и сочинения; диктанты; зачеты; рефераты, выразительное чтение текста наизусть.

5.9. Приложением к Рабочей программе являются:- списки тем рефератов;- темы проектов:- темы курсовых и творческих работ;- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

pandia.ru

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Лесникова М.Ю.,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 55»г.Перми

В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст2 п9. сказано ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - комплекс основных характеристик образования (объем, содержания, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей, иных компонентов…

Рабочая программа - это

нормативный документ;

индивидуальный инструмент педагогического работника;

средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.

Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса составляется на учебный год или ступень обучения.

Какие возможности дает программа (Основная цель рабочей программы)

внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

изменения логики освоения содержания материала;

уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Разрабатывая Рабочую программу учитель должен решить такие задачи как

Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.

Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Функция рабочей программы

Нормативная функция

Информационно-методическая функция

Организационно-планирующая функция

Функции программы определяют следующие требования к ней:

-Наличие признаков нормативного документа.

-Учет основных положений образовательной программы школы.

-Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

-Системность и целостность содержания образования.

-Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов:

Закон «Об образовании в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

8 основных структурных элементов для составления рабочих программ

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Основное содержание учебного предмета.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая ЭОР.

Приложения к программе (тексты контрольных работ и др.).

На титульном листе

указывается:

наименование образовательного учреждения (полностью);

поля для согласования/утверждения программы;

название Программы (предмет, курс);

адресность (класс или ступень обучения);

уровень обучения (базовый или профильный)

сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);

название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;

год разработки рабочей программы

Пояснительная записка.

В тексте пояснительной записки следует указать:

соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования ;

на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);

цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);

используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов

При разработке раздела Основное содержание необходимо руководствоваться следующим:

-номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;

-в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. Классы, которые работают по ФГОС прописываются через РЕЗУЛЬТАТЫ.

Методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Шаг 1. Изучение нормативной базы (см. http://www.standart.edu.ru)

Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ШКОЛЫ.

Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (http://www.standart.edu.ru, ООП ООО )

Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся

Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в ООП ООО по предмету. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП ООО школы по предмету.

Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения

Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием ООП ООО. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в программе по учебному курсу, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана школы.

Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ

Шаг 10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой

Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы

Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса

Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре

Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:

-рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;

-согласование рабочей программы на МС школы;

-утверждение рабочей программы директором школы.

kopilkaurokov.ru

Положение о рабочей программе

Согласовано Утверждаю:

Педагогический совет Директор МБОУ ТГ №65

Протокол № ____ от ________ _____________ А.Ф.Галимзянова

Приказ №____ от_______

ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения Татарская гимназия №65 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований стандарта образования к условиям и результату образования обучающихся ступеней образования по конкретному предмету учебного плана гимназии.

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности гимназии в рамках реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;

  • программы курсов по выбору;

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, курсам по выбору относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.( п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании)

2.2. Процесс разработки рабочей программы предмета включает:

Анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной базы гимназии.

Анализ количества имеющейся в библиотеке гимназии основной и дополнительной литературы. При отсутствии необходимой литературы в библиотеке (или ее недостаточности) библиотекарь может оформить заявку на ее приобретение .

Анализ лабораторной базы и составление плана разработки (доработки) лабораторных работ.

Анализ методического обеспечения всех видов учебной работы (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки и издания.

2.3. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.4. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

2.5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    • федеральному государственному образовательному стандарту начального, основного и среднего общего образования;

    • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

основной образовательной программе начального, основного и среднего общего образования;

    • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

    • федеральному перечню учебников.

    1. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  1. раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (изфедерального перечня), которые он считает целесообразными;

  2. устанавливать последовательность изучения учебного материала;

  3. распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;

  4. разрабатывать перечень практических занятий;

  5. конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;

  6. включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;

  7. выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

2.7. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.8. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.9. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:

1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

  • если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид – если:

  • количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

  • производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

  • есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

  • рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

3.3. Структура рабочей программы

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального, основного, среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся

  4. Содержание учебного предмета, курса.

  5. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

  6. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса

  7. Можно включить в программу или иметь в виде приложения «Критерии и нормы оценок по предмету».

3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, где реализуется программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы

Пояснительная

записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся

- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

- сроки реализации программы;

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса предмета что должен знать, понимать, воспринимать. Умения применять знания в практической деятельности

Критерии и нормы оценок

Оценка устных ответов, письменных работ и практических заданий.

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

  • требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела

  • возможные виды самостоятельной работы учащихся

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- указание на виды деятельности учащихся

- Конкретизируются формы и методы контроля;

- др.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся,

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе( МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЖНО ОФОРМИТЬ В ВИДЕ ПРИЛОЖЕНИЯ)

Приложения к программе

- контрольно-измерительные материалы

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

3.5. Содержание тем учебного курса учитель может оформить и в виде таблицы.

Раздел

учебного курса,

Элементы содержания

Количество часов

Примечание

Раздел 1. …..

( … ч)

3.6. Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс

№ урока

Тема урока.

.

Планируемая дата

Фактическая дата

Требования к уровню подготовки

Примечания

1

Раздел 1. …….. ( … ч )

1.1

1.2

2

Раздел 2. ……. ( …. ч )

2.1

3.6. Грамматические структуры, не переводимые на русский язык , при составлении рабочей программы по английскому языку можно оставить на английском языке.

3.7. При составлении рабочей программы по родному (татарскому) языку календарно тематическое планирование составить на русском языке, а другие структурные элементы Программы можно оформлять на татарском языке.

3.8. В зависимости от специфики учебного предмета учитель календарно- тематическое планирование может дополнить такими структурными элементами, как демонстрации и опыты, вид контроля, домашнее задание, оборудование и т.д.)

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Рабочая программа анализируется руководителем ШМО на предмет соответствия примерной программе по предмету, заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульном листе рабочей программы ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ПРОТОКОЛ ДАТА. (подпись руководителя ШМО). СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.

4.2. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ ставит гриф утверждения на титульном листе.

4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

infourok.ru

Положение о разработке рабочих программ

Принято на заседании педагогического Совета

протокол №____от __________

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с. Семенкино

__________Р.Г.Галиев

Приказ по школе№_____от ________

Положение

«О разработке рабочих программ учебных предметов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех ступенях обучения.

1.3. Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок изучения и преподавания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей, элективных курсов, факультативов, курсов дополнительного образования).

1.4. Рабочие программы составляются на основе примерных (типовых) или авторских программ по учебному предмету (образовательной области), разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием, требований государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

1.5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

  • является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (дисциплин) относится к компетенции образовательного учреждения.

1.6. Формы реализации национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.

1.7. Рабочая программа рассчитана, как правило, на один год или ступень обучения.

1.8. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми она составлена.

1.9. Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности обучающихся, специфику образовательного учреждения, межпредметные связи.

1.10. Структура рабочих программ в образовательном учреждении едина и принимается педагогическим советом ОУ.

2. Порядок согласования и утверждения рабочих программ

2.1. Рабочая программа по предмету разрабатывается учителями-предметниками и обсуждается на заседаниях школьных методических объединений.

2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия общим требованиям, требованиям государственного образовательного стандарта, базисному учебному плану, целям и задачам образовательного учреждения, его концепции и программе развития. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

2.3. При соответствии рабочей программы установленным требованиям визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

2.4. Один экземпляр рабочей программы находится у педагогического работника, ведущего образовательную деятельность по этой программе. Второй экземпляр хранится в кабинете у зам.директора по УВР.

2.5. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в образовательном учреждении в соответствии с особенностями класса и отражаются в пояснительной записке и календарно-тематическом плане.

2.6. Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляется с учетом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.

3. Структура содержания рабочей программы (ФКГОС)

3.1. Рабочая программа должна содержать обязательные структурные элементы:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Основное содержание программы

  • Учебно-тематический план

  • Требования к уровню подготовки учащихся

  • Перечень компонентов УМК , обеспечивающий реализацию рабочей программы

  • Приложения к рабочей программе:

- календарно-тематический план;

- критерии оценивания достижений учащихся;

- образцы КИМов;

- и другие приложения , по усмотрению учителя

3.2.Структурные элементы рабочей программы педагога имеют следующие характеристики:

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы ( методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

- указание параллели, на которой изучается программа;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название населенного пункта;

- год разработки программы

Пояснительная

записка

- нормативная база

- наименование примерной программы ( с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа;

- цели, задачи программы;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определённом календарно-тематическим планом

- обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов:

  • рабочей программы с учетом особенностей изучения профильных предметов;

  • определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные связи.

По каждой учебной теме (разделу) указывается:

  • наименование темы (раздела);

  • содержание учебного материала (дидактические единицы);

  • требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения

Учебно-тематический план

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- деление на виды деятельности и формы;

- формы и методы контроля;

- др.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

-знания, умения и навыки обучающихся, компетенции, которых они должны достичь по итогам каждого года обучения

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающий реализацию рабочей программы

-базовый учебник;

- учебные пособия для учающихся;

-дополнительная литература для учителя и учащихся;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

-методическая литература для педагогического работника.

-перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников;

-перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе ;

- материально-техническое оснащение образовательного процесса по каждому разделу рабочей программы

Приложения к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем и разделов рабочей программы.

Календарно-тематический план каждую четверть корректируется и согласовывается учителем с заместителем директора школы по УВР.

В календарно-тематическом плане определено:

№ урока

•тема каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

•количество часов, отведенных на изучение данной темы, разделов, и урока

•дата проведения урока по плану и по факту ;

• примечание

Критерии оценивания достижений учащихся

-критерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала

- формы контроля знаний обучающихся;

- формы и вопросы контроля;

-выходные данные контрольно-измерительных материалов

Образцы КИМов

-контрольно-измерительные материалы (образцы контрольных, самостоятельных работ с критериями оценивания результатов)

Приложения

по усмотрению учителя

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- список литературы для подготовки и проведения учебных занятий;

3.3.Структура рабочей программы является нормативной и может быть только дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета

Структура рабочей программы (ФГОС)

Структура рабочей программы по любому предмету обязательной части ООП НОО задана на федеральном уровне. В структуре рабочей программы по всем учебным предметам 8 обязательных пунктов. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

4. Технология разработки рабочей программы:

4.1.Выбрать программу федерального уровня по учебному предмету.

4.2.Сопоставить содержание выбранной программы с федеральным компонентом стандарта по предмету.

4.3.Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в примерную программу.

4.4.При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

4.5.Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.

4.6 Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке

4.7.Требования к уровню подготовки учащихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса.

4.8. Подобрать УМК, обеспечивающие реализацию рабочей программы

4.9. Выбрать или разработать измерители для оценки усвоения программы.

4.10.Разработать учебно-тематическое планирование, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

4.11. Использовать инструктивно-методические письма МО РФ, МО Республики Башкортостан в процессах разработки и реализации рабочих программ.

4.12 Образовательное учреждение устанавливает сроки, на которые разрабатывает рабочие программы, от четверти, полугодия, до учебного года (в зависимости от специфики, предмета, курса и т.д.).

4.13 Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании методического совета, утвердив их приказом образовательного учреждения

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;

  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;

  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;

  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, уставом школы;

  • отчетность о выполнении учащимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5. 2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

  • реализацию не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

  • качество знаний, умений и способов деятельности учащихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

  • нарушение прав и свобод учащихся во время реализации Рабочих программ.

5.3 Учитель корректирует календарно-тематический план ежемесячно и согласовывает с зам.директора по УВР.

6. Контроль реализации рабочих программ

6.1.Контроль реализации рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

.

infourok.ru

Разработка рабочей программы

Понятие рабочей программы

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

- программы по учебным предметам;

- программы элективных курсов, курсов по выбору;

- программы факультативных занятий.

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программе формирования универсальных учебных действий;

- основной образовательной программе начального общего образования;

- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

- федеральному перечню учебников.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

Page 2

Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.

В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:

1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

- если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид – если:

- количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

- производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

- есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

- рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

Структура рабочей программы

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3) Общую характеристику учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7) Содержание учебного предмета, курса.

8) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

10) Приложения к программе.

Page 3
Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, класса, где реализуется программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория; - название города, населенного пункта; - год разработки программы
Пояснительная записка - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - особенность по отношению к ФГОС НОО - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых); - предполагаемые результаты; - кратко излагается система оценки достижений учащихся; - указывается основной инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса   указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания). конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов  
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета  
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Содержание тем учебного курса - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: · основные изучаемые вопросы; · практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; · требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела; · формы и вопросы контроля; · возможные виды самостоятельной работы учащихся · формируемые универсальные учебные действия;
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - темы отдельных уроков и учебные материалы к ним - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); - указание на виды деятельности учащихся - Конкретизируются формы и методы контроля; - др.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса   Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся, Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
Приложения к программе - основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации.

3.5. Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:

studopedia.su

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание

Методические рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных дисциплин  
Нормативные и методические документы для составления рабочей программы:    
Рассмотрение и утверждение рабочей программы  
Технология разработки рабочей программы  
Алгоритм составления рабочей программы  
Методические рекомендации по составлению календарно – тематического плана  
Приложение № 1 Методические рекомендации к требованиям к знаниям и умениям при выполнении лабораторных и практических работ  
Приложение № 2 Методические рекомендации указания по планированию курсовой работы студентов  
Приложение № 3 Методические указания по планированию самостоятельной работы студентов  
Приложение № 4 Классификация типов уроков  
Список использованной литературы  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.).

Таким образом,рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, межпредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Функции программы определяют следующие требования к ней:

  1. Наличие признаков нормативного документа.
  2. Учет основных положений образовательной программы техникума.
  3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  4. Системность и целостность содержания образования.
  5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
  6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ГБОУ СПО «КАТТ» КК.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку;

3) содержание учебной дисциплины, курса;

4) тематический план;

5) перечень лабораторных работ и практических занятий;

6) перечень тем рефератов;

7) перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);

8) Требования к результатам обучения;

9) перечень литературы и средств обучения.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:

– полное наименование учредителя;

- полное наименование образовательного учреждения;

– грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

- наименование учебной дисциплины для изучения кото­рого написана программа;

- форму обучения;

- профиль;

– фамилию, имя, отчество преподавателя, составителя рабочей программы;

– название учебного предмета (курса), для изучения кото­рого написана программа;

– год составления программы (с указанием города, села и т.д.). (Приложение 1).

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА СОДЕРЖИТсведения обавторе и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее трех, один из которых - из другого образовательного учреждения или организации.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУ ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУдолжна отражать соответствие: структуры программы предъявляемым требованиям, содержания учебной дисциплины и распределения часов по темам дисциплины для достижения требуемых результатов (знаний, умений, навыков или компетенций) по окончании изучения дисциплины; содержание лабораторных и практических работ для овладения необходимыми умениями в ходе изучения дисциплины; перечня литературы (основной, дополнительной, интернет- ресурсов, год издания не позже 5 лет).

В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ в программе должны быть отражены:

– место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

– цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, межпредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;

– краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;

– сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

– особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

– предпочтительные формы контроля;

– педагогические технологии, средства обучения, используемые преподавателем для достижения требуемых результатов обучения.

Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, межпредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА осуществляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уровнях;

· отражения в содержании обучения задач развития личности;

· научности и практической значимости содержания обучения;

· доступности обучения.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ отражены разделы, темы курса, показывается последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

В тоже время преподаватель имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных и практических работ, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными на региональном уровне (заказ работодателя).

КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

В разделе «ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» указываются основная и дополнительная учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать преподаватель для реализации целей, указанных в программе.

Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12–14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля (верхи низ -2 см, слева 3 см, справа 1 см); центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, выделяются жирным шрифтом. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Номера страниц ставятся в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

o закон «Об образовании»;

o федеральный государственный образовательный стандарт;

o примерные программы, рекомендованные Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол № 24/1 от 27 марта 20008 г.;

o Базисный учебный план;

o Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

o требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

o типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008г. № 521;

o порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования Краснодарского края. Приложение № 10 к приказу департамента образования и науки Краснодарского края от 6 ноября 2009г. № 3522;

o Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования Приложение 2 к письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24 июня 1997 г. N 12-52-91ин/12-23;

o Рекомендации по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно – тематического планирования, разработанные ГУ КК ЦОКО. Письмо ДОН КК от 26 декабря 2005г. № 01.12/752.

Первый этап

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.

Второй этап

На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

1.Выбор программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

2. Формулировка целей изучения учебного курса. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

3. Определение задач, решение которых предполагается при изучении курса. Они разбиваются на две группы – задачи, связанные с содержанием предмета (предметной направленности), и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся (направление личностного развития и метапредметной направленности). Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать, уметь обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию личностных, освоению универсальных учебных действий.

4. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса согласно требованиям, прописанным в Примерной программе. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения.

5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы техникума.

6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности:

– структурирование содержания учебного материала курса с определением последовательности тем и количества часов на изучение каждой;

– создание контролирующих материалов.

7. Определение дополнительной справочной и учебной литературы, необходимых наглядных пособий, оборудования и приборов.

8. Составление рабочей программы: оформление материалов согласно структуре.

Данная последовательность конструирования рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Департамент образования и науки

Краснодарского края

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края

Рассмотрено на заседании педагогического совета ГБОУ СПО «КАТТ» КК Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.   Утверждаю: Председатель педагогического совета ГОУ СПО «КАТТ» КК ________________П.Ф. Середа «___» ____________ 2011 г.

Рабочая программа

ОДБ.05. Обществознание

для специальности СПО 110809 Механизация сельского хозяйства

Форма обучения – очная

Профиль: технический

Преподаватель: Ф.И.О. преподавателя

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОБОРОТНОГО ЛИСТА

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Протокол №____ от «___»___________________2011г. Председатель МО ___________________(Ф.И.О)   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по УР ___________________ (Ф.И.О)  
Согласовано: Методист __________________(Ф.И.О)        
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Курганинский аграрно – технологический техникум» Краснодарского края
Разработчик (и):  
Преподаватель _______________ (указать категорию)   _______________ (Ф.И.О)
Рецензенты:  
  Преподаватель _______________ (указать категорию)   _______________ (Ф.И.О)
Преподаватель _______________ (указать категорию)   _______________ (Ф.И.О)

Рецензия на рабочую программу по предмету «____________________________________»

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «_________________» предназначена для образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программу базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования, ведущих обучение по специальности _________ (номер специальности) – _____________________________________ (расшифровка специальности).

Программой предусмотрено изучение дисциплины в тесной взаимосвязи с основными направлениями развития____________________________________ на современном этапе в соответствии с Государственном образовательным стандартом среднего профессионального образования и созданием двухуровневой системы подготовки специалистов среднего звена – базового и повышенного.

Изучение дисциплины должно проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами направления базовой и углубленной подготовки. Базой для «_______________» являются такие дисциплины, как ___________________________________, и, в свою очередь, «_______________» является основой для изучения следующих предметов: ________________________________. Широкое использование межпредметных связей позволяет преподавателям более рационально распределить время, отводимое на изучение отдельных вопросов, предусмотренных рабочей программой.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового ______________________ мышления, повышение уровня социальных знаний, формирование у будущих специалистов современных теоретических и практических знаний, умений и навыков в области ____________________________.

Программа предполагает применение активных методов проведения теоретических и практических занятий в виде разбора производственных и нравственно-этических ситуаций, организации деловых игр и дискуссий по актуальным проблемам ___________________________, обсуждения подготовленных студентами рефератов и докладов.

Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением аудио-визуальных технических средств, технических средств программированного обучения, тренажеров, компьютерные средства обучения.

Рабочая программа дисциплины «______________» состоит из следующих разделов:

- _______________________________________________________________;

- _______________________________________________________________;

- _______________________________________________________________;

- _______________________________________________________________;

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- _______________________________________________________________;

- _______________________________________________________________;

знать:

- _____________________________________________________________;

- _____________________________________________________________;

уметь:

- _____________________________________________________________;

- _____________________________________________________________.

Рабочая программа дисциплины «_______________» рассчитана на _____ часов (в том числе ___ часов – лабораторные (практические) занятия и ___ часов – курсовая работа (проект) (при наличии)) для базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования.

Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов дисциплины проводиться _______________________________ (формы промежуточного контроля знаний студентов).

Итоговой формой контроля является выполнение ________________________________________________________________(обязательная контрольная работа, итоговое тестирование, зачет, экзамен и др.) и защита курсового проекта________________ в _________ семестре.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент должен: иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной, образовательной программы по специальности.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1.___________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Например:

1.Организация профилактики правонарушений в молодежной среде.

2. Юридическая помощь населению.

3. Как организовать свой бизнес.

4. Правовое регулирование профессиональной деятельности: вопросы теории и практики.

5. Я – гражданин России (я и мой выбор).

6. ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) (ПРИ НАЛИЧИИ) (смотри приложение № 4).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «__________________» обучающийся должен:

Знать/понимать

· ____________________________________________________________;

Уметь

· ____________________________________________________________;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· _______________________________________________________.

Основная

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________
  4. ________________________________________________________
  5. ________________________________________________________

Дополнительная:

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________
  4. ________________________________________________________

Нормативные правовые акты

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

Интернет – сайты

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

1._________________________________________________________

2. _________________________________________________________

3. _________________________________________________________

4. _________________________________________________________

5. _________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1. Календарно- тематический план - документ, отражающий распределение содержание учебного материала, предусмотренного программой дисциплины / профессионального модуля, по учебным занятиям.

2. Структура календарно-тематического плана включает: титульный лист (Приложение № 6), номер занятий, дату, наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий, количество часов, календарный срок, вид занятия, оснащение урока (наглядные пособия), домашнее задание, дополнительную литературу.

3. Календарно-тематический план рассматривается методическим объединением по специальности и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Указания по ведению календарно-тематического плана

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим рациональной организации образовательного процесса по дисциплине /профессиональному модулю, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами/ междисциплинарными курсами, а также дающим возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой студентов.

В графе 1 «№№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые должны соответствовать занятиям, зафиксированным в журнале учебных занятий по соответствующей дисциплине.

В графе № 2 «Дата» ставиться число, месяц и год (05.10.2011) проведенного занятия.

В графе № 3 «Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий» последовательно отражается весь материал программы, распределяемый по разделам, темам.

В графе 4 «Количество часов» определяется количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.

Наиболее распространенное количество времени на одно занятие — 2 часа. Вместе с тем, в зависимости от объема учебного материала и целей занятия, возможно планирование занятий в количестве 1 часа. Возможно планирование занятия на 3-4-5-6 часов (учебная практика, деловая игра, диспут, конференция, турпоход, лыжные походы и т.д.).

В графе 5 «Вид занятий» указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторные работы, контрольная работа консультация, курсовое проектирование, выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы).

В графе № 6 «Оснащение урока» перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия (в сокращенном виде: И- инструкция, Ил- иллюстрация, К – карта, М- макет, Т - таблица П – планшет, ПР – прибор, С- схема, СТ – стенд, ИД – интерактивная доска. ВМ- видеомагнитафон, Тел –телевизор, СD – плеер, ПК – персональный компьютер, АС-ПК – акустическая система ПК, DVD - диски), технические средства обучения, специальное оборудование.

В графе № 7, 8 указывается «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов» количество часов и виды внеаудиторной работы (решение задач, выполнение расчетов, рефераты, доклады, презентации, отчетные работы и т.д.)

В графе № 9 указывается домашнее задание с учетом максимальной нагрузки студентов.

В графе № 10 указывается дополнительная литература перечисленная в начале календарно – тематического плана (Д-1, Д-2, Д-3 и т д.).

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу должен соответствовать рабочему учебному плану и рабочей учебной программе учебной дисциплины.

Календарно-тематический план составляется на учебный год, рассматривается методическим объединением по специальности и утверждается заместителем директора по учебной работе. Нумерация занятий в каждом семестре начинается с номера 1.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края

Рассмотрен на заседании методического объединения и рекомендован к утверждению Председатель МО____________ «____»_____________ 2011г.   Утверждаю: Заместитель директора по УР ______________ И.М. Гетманова «____» ________________ 2011 г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 2011 – 2012 учебный год

по дисциплине _______________________________________________________________ специальности _______________________________________________________________ для _______ курса, группы № _____ Преподаватель _______________________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество) Общее количество часов по учебному плану на дисциплину _________час. В том числе:

Распределение по семестрам

Курс Номер семестра Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка всего Учебные занятия Число курсовых проектов (работ) Консультации по курсовой работе Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Аудиторные
лекций уроков Семинаров Контрольных работ Лабораторных работ Практических занятий
1курс                        
                       
2курс                        
                       
3курс                        
Итого                          

Составлен в соответствии с рабочей программой, одобренной методическим объединением __________________________________

«___» _________ 2011 г., обновленной «___» _________ 2011 г.

Протокол № от «___» __________ 2011 г.

Председатель методического объединения ___________________________

(подпись) (фамилия, и,о)

Краткий отчет о выполнении плана

№ семестра Наименование группы Кол-во часов по плану Фактическое выполнение Отметка о выполнении плана (при невыполнении указать невыполненные темы)
       
       

Анализ успеваемости студентов

По предмету_______________________________________________________

№ п/п Наименование группы Кол-во студентов Оценка за семестр
      на «5» и «4» на «3» на «2»
               
               

Условные обозначения

О-1 ______________________________________________________

О-2 _________________________________________________________

О-3 ______________________________________________________

О-4 ______________________________________________________

О-5_______________________________________________________

  1. Дополнительная литература

Д-1 ______________________________________________________

Д-2_______________________________________________________

Д-3______________________________________________________

Д-4______________________________________________________

Д-5______________________________________________________

И- инструкция Ил- иллюстрация К - карта М- макет Т - таблица П - планшет ПР – прибор С- схема СТ - стенд

Календарно - тематический план

по дисциплине «_____________» ________ часа



infopedia.su


Смотрите также