Программа развития школьной библиотеки как информационного центра


Программа развития библиотеки как информационно-библиотечного центра

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Эгинская СОШ» МО «Верхоянский район» РС(Я) _______ Рожина С.С.

Приказ № ___ от ___ _________2017г

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ

МБОУ «ЭГИНСКАЯ СОШ»

МО «ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН РС(Я)

КАК ИНФОРМАЦИОННО– БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА

НА 2017–2020 гг.

Паспорт программы

Программа развития школьной библиотеки как информационно – библиотечного центра

2.

Нормативно–правовая база разработки программы

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.

  3. Положение о школьной библиотеке.

3.

Заказчик программы

Администрация МБОУ «Эгинская СОШ»

4.

Разработчик программы

Малькова Я.Е. – библиотекарь, Слепцова Е.Н.-замдиректора по ВР

5.

Стратегическая цель программы

Тактическая цель программы

Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогическими работниками, родителями ( иными законными представителями) обучающихся (далее — пользователями), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно–информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

Создание в школе информационно–библиотечного центра.

6.

Задачи

1. Создание современных ресурсных фондов библиотеки.

2.Пополнение библиотечного фонда художественной и учебной литературой; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях, Интернет– ресурсами.

3. Расширение и укрепление материально–технической базы библиотеки: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации.

4. Включение библиотеки в локальную сеть школы.

5. Автоматизация библиотечных процессов.

6. Формирование информационной культуры учащихся, активизация познавательной деятельности и читательской активности.

7. Включение библиотеки в локальную сеть образовательного учреждения.

8. Создание раздела «Библиотека» на сайте образовательного учреждения.

9. Работа по внедрению программ «Электронной библиотеки».

7.

Основные направления программы

1. Создание единого информационного пространства.

2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами.

8.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Оснащение библиотеки образовательного учреждения современным оборудованием.

2. Овладение заведующей библиотекой образовательного учреждения новыми информационными технологиями.

3. Увеличение библиотечного фонда.

4. Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

5. Увеличение читательской активности.

6. Создание условий для самообразования учащихся и педагогов.

7. Повышение качества методической работы педагогических работников.

9.

Источники финансирования программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

10.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2017–2020 гг.

1 этап – разработка программы – ноябрь 2017 г.

2 этап – реализация и корректировка программы – 2017–2020 гг.

3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы – сентябрь, октябрь 2020 г.

11.

Система контроля за исполнением проекта

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Федеральной программе развития образования, отражается социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр образовательного учреждения. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.

Программа развития библиотеки определяет основные направления модернизации библиотеки образовательного учреждения. Основные положения программы соответствуют «Закону об образовании» РФ. Реализация программы осуществляется с опорой на ресурсный потенциал; с ориентацией на актуальные потребности педагогов, учащихся и их родителей.

Ожидаемыми результатами реализации программы является создание в образовательном учреждении библиотечно-информационного центра, который позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах. Внедрение в работу автоматизированной системы учёта библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей.

Информационная справка о библиотеке

МБОУ «Эгинская СОШ»

Библиотека МБОУ «Эгинская СОШ» существует с момента основания школы. Она расположена в начальной школе образовательного учреждения.

Библиотека занимает изолированное помещение общей площадью 34 кв. м.

Организует работу библиотеки и читального зала один сотрудник – Малькова Яна Егоровна, который работает в библиотеке с января 2017 г.

В штатном расписании библиотеки – 0,5 ставка библиотекаря.

3. Материально–техническая база:

Компьютер .

Художественная литература – 2508 шт.

Учебная литература – 2635 шт.

Электронные учебники – дисков.

  1. Количество читателей – 120 чел., в т.ч. учащихся – 80 чел. учителей – 30 чел.

В библиотеке нет электронного каталога, создание которого должно значительно приблизить фонды к читателям.

Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно–исследовательский и культурно–просветительский процессы,

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

  1. предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

  2. выдает во временное пользование издания из своих фондов;

  3. оказывает консультационную помощь в поиске документов;

  4. составляет библиографические указатели, списки литературы;

  5. выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;

  6. организует книжные выставки и массовые мероприятия;

  7. осуществляет деятельность кружков творческой самодеятельности для учащихся;

  8. содействует формированию информационной культуры у читателей.

Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время с помощью информационно-библиотечного обслуживания каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор.

В ходе анализа работы библиотеки за период с 2010 по 2012 гг. выяснилось, что, несмотря на недостаточное материально-техническое обеспечение библиотеки, началось постепенное повышение темпов, объёмов обновления и пополнения фондов. Компьютеризация библиотеки как фактор, способствующий росту популярности библиотеки, способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:

  • динамичное развитие образовательного учреждения, расширение области экспертно-исследовательской работы;

  • активное внедрение компьютерных технологий;

  • изменение книготоргового рынка;

  • увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

Не менее важное влияние на развитие библиотеки оказывают и проявления внутренней среды:

  • отсутствие чёткой политики комплектования фондов библиотеки;

  • недостаток финансовых средств на приобретение литературы;

  • отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;

  • низкий уровень информационной культуры пользователей;

  • отсутствие материального стимулирования заведующей библиотеки.

Основные проблемы в развитии библиотеки образовательного учреждения.

– ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда

– фонд библиотеки ветхий, не способный удовлетворить потребности учащихся в современной познавательной и досуговой литературе.

– недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе. Некоторые произведения имеются в 1–2 экземплярах. Особенное внимание необходимо обратить на литературу для учащихся начальных классов: все книги ветхие, старые.

– пятая часть запросов читателей библиотеки остается полностью или частично неудовлетворенными из–за отсутствия своевременного доступа к

информации;

– недостаточно пополняется и фонд учебной литературы;

– библиотека имеет 1 компьютер, который морально устарел и требует модернизации, современная оргтехника отсутствует.

В библиотеке также имеется справочная литература, медиатека. В образовательном учреждении имеется возможность выхода в «Интернет», но, к сожалению, нельзя этого сделать с компьютера библиотеки.

Концепция Программы развития библиотеки на 2017–2020 гг.

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.

В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы.

Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно–библиотечном обслуживании.

Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

В результате анализа было выявлено, что одной из проблем информатизации образовательного процесса является отсутствие единого информационного центра.

Причин этому несколько:

– недостаточный уровень ИКТ компетенции учителей;

– недостаточные условия для реализации творческих проектов учащихся;

– отсутствие эффективных механизмов использования ресурсов школы.

Цель программы развития библиотеки.

Повышение эффективности использования информационных ресурсов образовательного учреждения участниками образовательного процесса.

Задачи по реализации программы:

– Обеспечение участникам образовательного процесса, обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);  коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

- Повышение квалификации заведующего библиотекой.

- Включение библиотеки в локальную сеть образовательного учреждения.

- Создание страницы библиотеки на сайте образовательного учреждения.

- Приобретение и апробация демо-версий программ по автоматизации библиотеки.

- Внедрение необходимых программ в деятельность библиотеки.

Основные функции школьной библиотеки:

1. Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра образовательного учреждения.

2. Создание материально-технических и кадровых условий.

3. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

4. Автоматизация библиотечных ресурсов.

Прогнозируемые результаты от реализации программы развития библиотеки.

- Создание в образовательном учреждении библиотечно-информационного центра позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах СКОУ;

- Внедрение в работу автоматизированной системы учёта библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей, повысить качество организации библиотечно-информационного обслуживания читателей;

- Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам;

- Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;

- Повышение читательской компетентности детей и подростков;

- Укрепление материально-технической базы;

- Повышение уровня ИКТ - компетентности заведующей библиотекой;

- Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей образовательного учреждения:

1. на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

2. на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

3. на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации;

4. на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

5. на организацию совместной работы учащихся и учителей.

Основные направления Программы развития школьной библиотеки

Создание единого информационного пространства

Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование.

Библиотека должна активно использовать новые информационные технологии, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально–техническое оснащение библиотеки.

План мероприятий по реализации Программы развития библиотеки на 2017–2020 гг..

Программные мероприятия по развитию библиотеки

Содержание мероприятий

Срок исполнения.

Исполнитель

Прогнозируемый результат

Создание единого информационного пространства

1

Материально–техническое оснащение:

– приобретение компьютеров

– приобретение оборудования для мини–типографии (ламинатор, брошюратор)

– приобретение копировально–множительной техники

– приобретение проектора

– приобретение столов и парт

2017–2020

Директор школы

Улучшение материально–технической базы библиотеки

2

Активное внедрение в учебный процесс информационно–коммуникационных технологий,

создание электронного каталога

2017–2020

библиотекарь

Эффективное использование в повседневной практике информационно–коммуникационных технологий

3

Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий

2017–2020

библиотекарь

Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий

4

Информационно–методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения

2017–2020

библиотекарь

Устранение организационно–информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов

5

Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2017–2020

Библиотекарь

Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями

6

Создание и пополнение электронного каталога учебных пособий, а также художественной литературы

2017–2020

библиотекарь

Наличие электронного каталога Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса

7

Информационное сопровождение одарённых школьников

2017–2020

библиотекарь, директор школы

Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности

Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, чемпионатах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д.

8

Информационная поддержка конкурсного движения педагогов

2017–2020

библиотекарь, заместитель директора по УВР

Расширение круга педагогов–участников профессиональных конкурсов

Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах

Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками

9

Повышение эффективности работы странички библиотеки на сайте школы и создание собственного сайта (блога) библиотеки

2017–2020

библиотекарь

Значительное увеличение посетителей школьного сайта.

10

Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой

В течение срока реализации программы

библиотекарь

Успешная реализация инновационных образовательных программ

11

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК

Ежегодно

Зав.

библиотекой

Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ

12

Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернет, и т.д.)

2017–2020

Директор,

библиотекарь

Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками

13

Разработка пакета документов о школьном информационно–библиотечном центре

2017 г.

библиотекарь,

директор

Наличие пакета документов о школьном информационно–библиотечном центре

Создание школьного информационно–библиотечного центра

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами

1

Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками города и учреждениями дополнительного образования

Ежегодно

Директор,

библиотекарь

Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса

2

Сотрудничество с городской библиотекой, с библиотеками других школ в насыщении информационных потоков

Ежегодно

библиотекарь

Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса

3

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2017–2020

библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

4

Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек города с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы школьного библиотекаря

2017–2020

библиотекарь,

директор

Создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей

Расширение возможности библиотеки

для организации духовно–нравственного воспитания

и сотрудничества с педагогами школы

в реализации воспитательных программ

1

Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно–нравственное, гражданско–патриотическое воспитание школьников

Регулярно

библиотекарь

классные руководители

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

2

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

Регулярно

библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

3

Создание и ведение библиотечного инфостенда

2017–2020

библиотекарь

Оповещение учащихся о новостях библиотечной жизни (новых поступлениях, мероприятиях и т.д.)

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники.

Текущий контроль и оценка результатов

В ходе решения задач Программы развития школьной библиотеки как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

– выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;

– удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

– существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

– достаточно ли ресурсное обеспечение;

– рентабельны ли эти направления.

Возможные трудности и риски

  1. Недостаточное финансирование деятельности библиотеки

  2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, – частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;

  3. Несоответствие площади помещений библиотеки ее возрастающим функциям.

Ожидаемые результаты от реализации программы развития библиотеки.

1. Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием.

2. Повышение уровня ИКТ–компетентности сотрудника библиотеки.

3. Улучшение комплектования библиотечных фондов.

4. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей библиотеки

  • на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

  • на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования;

  • на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.

5. Увеличение читательской активности.

6. Развитие творческих способностей учащихся.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ информационно-библиотечного центра МАОУ «Лицей №1» на 2015 -2020 гг.

 — Главная — Учащимся — Библиотека — Программа развития

1. Паспорт программы.

1.

Название программы

Информационно - библиотечный центр

МАОУ «Лицей №1»

2.

Нормативно-правовая база  разработки  программы

1.      Федеральный закон РФ «Об образовании».

2.      Руководство ИФЛА/ ЮНЕСКО для школьных библиотек

3.      Федеральный закон РФ «О библиотечном деле»

4.      Национальная программа поддержки и развития чтения.

5.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

6.      Федеральные государственные образовательные стандарты.

7.      Положение об Информационно-библиотечном центре МАОУ «Лицей №1»

8.      Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года.

3.

Заказчик программы

Администрация МАОУ «Лицей №1» города Тулы.

4.

Разработчик программы

 Заведующая информационно-библиотечным центром МАОУ «Лицей №1»

5.

Стратегическая цель программы

Тактическая цель программы

Создание ресурсного центра, обеспечивающего информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса.

Реализация информационного обеспечения образовательного процесса в лицее в условиях внедрения ФГОС, содействие самообразованию обучающихся и педагогов;

- содействие развитию творческих способностей лицеистов, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

- организация библиотечного обслуживания всех членов лицейского сообщества;

- повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса:  обучающимися, педагогическими работниками, родителями  (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователями), 

- обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования информационно - библиотечных ресурсов лицея на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);  коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

6.

Задачи

·          Ресурсное обеспечение образовательного

процесса.

·          Информационное сопровождение учебно-

воспитательного процесса.

·          Методическое обеспечение профессионального

развития педагогов и библиотекарей.

·          Расширение ассортимента и повышение

качества информационно-библиотечных услуг.

·         Расширение и укрепление материально-технической базы ИБЦ: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации.

·         Формирование информационной культуры учащихся.

7.

Основные направления программы

• автоматизация библиотечных процессов;

• расширение информационного пространства

информационно-библиотечного центра;

• использование ИКТ для повышения эффективности

деятельности педагогов и библиотекаря.

8.

Ожидаемые результаты реализации программы

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность  информационно-библиотечного центра позволит обеспечить:

·          доступ учащихся и педагогов к высококачественным

локальным и сетевым образовательным

информационным ресурсам;

·          повышение качества научных работ обучающихся и педагогов;

·         эффективное формирование и совершенствование

информационной компетентности

участников образовательного процесса;

·          содействие развитию творческого потенциала

лицеистов;

·         информационно-методическую поддержку

непрерывного профессионального развития

педагогических кадров.

9.

Источники финансирования программы

 Бюджет ОУ, внебюджетные средства.

10.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2015-2020 г.г.

1 этап – разработка программы - сентябрь 2015 г.

2 этап – реализация и корректировка программы                  2015- 2019 г.г.

3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы -  сентябрь, октябрь 2020 г.

11.

Система контроля выполнения программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.

2. Пояснительная записка.

       Программа развития  информационно-библиотечного центра МАОУ «Лицей №1»  определяет основные направления модернизации школьной библиотеки. Основные положения программы соответствуют Федеральному закону «Об образовании» РФ, Федеральным государственным образовательным стандартам, Федеральному закону РФ « О библиотечном деле».

 Реализация программы осуществляется с опорой на ресурсный потенциал; с ориентацией на актуальные потребности педагогов, учащихся и их родителей.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития  - это внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность информационно-библиотечного ресурсного центра, который позволит сделать доступными для участников образовательного процесса электронные материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки  обучающихся средних и старших классов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных работах, позволит обеспечить информационную поддержку непрерывного профессионального развития педагогических работников, позволит обеспечить эффективное формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного процесса. Внедрение в работу автоматизированной программы учёта библиотечного фонда  позволит ускорить обслуживание читателей.

Порядок организации выполнения программы, её ресурсное обеспечение и контроль над ходом реализации программы определяется нормативно-правовыми актами МБОУ «Лицей №1». Программа утверждена советом лицея.

2.1. Информационная справка о библиотеке

МАОУ «Лицей №1».

             1. Библиотека МАОУ «Лицей №1» существует с момента основания лицея. Она расположена на втором этаже образовательного учреждения. В библиотеке имеется книгохранилище: для художественной и справочной литературы; для учебной и методической литературы. Площадь книгохранилища - 20 кв.м., площадь читального зала и абонемента- 40 кв.м.

Организует работу библиотеки и читального зала один сотрудник –

Гимонова Елена Михайловна.

2. В штатном расписании библиотеки – 1 ставка заведующей ИБЦ

3. Материально-техническая база:

    Компьютер.

    Принтер.

    Число посадочных мест для пользователей – 6

     Количество стеллажей – 15

     Книжные шкафы - 6

4. Библиотечный фонд составляет   23741 документов.

                       Основной фонд                      – 15762 экземпляра.

Фонд учебников                    – 7979 экземпляров.

Фонд ЭОР                               – 512 экземпляров.

Периодические издания        - 57 экземпляров.

             5.  Состав пользователей информационно-библиотечного центра - 339 человек:

           - учащиеся начального звена (41 чел.);

           - учащиеся среднего звена (168 чел.);

           - учащиеся старшего звена (86 чел.);

           - педагоги (44чел.);

             6. Используемые формы работы: обзоры, семинары, встречи, выставки,

             читательские конференции.

7. Справочно-библиографический аппарат: алфавитный каталог, картотека, электронный каталог, рекомендательные указатели и списки.

8. Взаимодействие с другими учреждениями (библиотеки ОУ г. Тулы,  Тульская областная универсальная научная библиотека, музеи города, городской медиацентр)

              Информационно-библиотечный центр является одним из максимально востребованным структурным подразделением лицея,  обеспечивающим информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы, поэтому он должен иметь достаточный фонд, чтобы удовлетворить любые запросы своих читателей. Информационно – библиотечный центр лицея – это не только хранилище информации, это – «ворота доступа» к информации.

             Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. Школьная библиотека рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестроить свою работу:

- школьные библиотеки необходимы школам в качестве информационно-библиотечных центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующих реализации образовательных стандартов;

- информационно-библиотечные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на различных носителях;

- квалифицированным библиотечным кадрам необходимо соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессии, быть готовыми непрерывному процессу образования;

-  информационно-библиотечные центры должны стать олицетворением привлекательности и комфортности образовательной среды.

              В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в общеобразовательных учебных заведениях перестает быть только приложением к различным образовательным программам, с его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор.

   Компьютеризация библиотеки, обеспечение ее ЭОР способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.

             Важными факторами воздействия внешней среды на развитие информационно-библиотечного центра являются:

-  динамичное развитие лицея, расширение области исследований;

-  внедрение профильной системы обучения;

-  акцент на самостоятельную работу обучающихся;

-  активное внедрение компьютерных технологий;

-  изменение книготоргового рынка;

-  увеличение и расширение спроса на электронные информационно-библиотечные ресурсы.

              В 2015-2016 учебных годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было  внедрение новых информационно-коммуникационных и инновационных технологий.

Целью данной деятельности было повышение эффективности работы информационно – библиотечного центра.

Достижение цели осуществлялось через решение следующих задач:

  • повышение квалификации библиотекаря;
  • повышение интереса читателей;

                                        Результаты данной деятельности таковы:

Повышение профессиональной компетентности:

В современной школе меняется и роль библиотекаря: он становится проводником новых идей, новых информационных технологий, он – помощник,  консультант обучающихся и педагогов по формированию новой информационной культуры, обучающий умению эффективно ориентироваться в новом информационном поле. Повышение профессиональной компетентности  библиотекаря осуществлялось через курсовую подготовку:

-  участие в методических неделях, декадах, семинарах;

- участие в вебинарах и конференциях;

- распространение опыта через выступления и публикации;

- участие в конкурсе профессионального мастерства;

-  участие в дистанционных курсах повышения квалификации в учебном центре

 «Форум Медиа».

Достижение высокого качества обслуживания

Повышение уровня посещаемости, книговыдачи;

• повышение уровня систематического чтения

(анкетирование, расширение круга чтения, выставочная деятельность, массовые мероприятия);

• взаимодействие с муниципальными библиотеками, музеями, организациями.

Обеспечение оптимального соответствия библиотечного фонда потребностям пользователей

Анализ соответствия состава библиотечного фонда новым стандартам:

• анализ потребностей в методических изданиях;

• комплектование библиотечного фонда печатными и электронными ресурсами

Укрепление имиджа, развитие общественных коммуникаций

·         Реклама информационно – библиотечного центра.

·         Социальное партнерство (с общественными организациями, библиотеками других ведомств, с администрацией, классными руководителями, руководителями МО.

Использование ИКТ для повышения эффективности деятельности педагогов и библиотекаря

Создание электронных ресурсов учителями, школьниками, библиотекарем;

• интерактивные сетевые формы работы;

• использование мультимедиа и электронных материалов для сопровождения образовательного процесса

• продвижение книги и чтения через сайт, блог;

• формирование информационной грамотности школьников.

Расширение информационного пространства ИБЦ

Накопление и организация

электронных ресурсов (поиск, сбор, оценка, систематизация информационных ресурсов):

• создание сайта (блога);

•совершенствование созданной  электронной библиотеки.

Достижение эффективности управления ИБЦ

Ведение документации в соответствии с нормативными документами;

• планирование работы ИБЦ в современных условиях;

• анализ работы в соответствии с новыми нормативными документами.

2.2. Основные проблемы в развитии школьной библиотеки.

   Лицейская библиотека, обслуживая всех участников образовательного процесса, реализует следующие задачи: обеспечивает библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание учащихся, учителей и других категорий пользователей; обучает пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации; формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами лицея.

   Ввиду недостаточного финансирования, фонд библиотеки ветшает и медленно пополняется художественной литературой по школьной программе и внеклассному чтению.

   Сегодня библиотечный фонд художественной литературы в большинстве устарел. Недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе. Некоторые произведения имеются в 1-2 экземплярах. Особенное внимание необходимо обратить на литературу для учащихся начальных классов: все книги ветхие, старые.

   В библиотеке также имеется справочная литература, медиатека. В библиотеке имеется возможность выхода в «Интернет», но, к сожалению, можно это сделать только с единственного компьютера библиотеки. 

2.3. Концепция программы.

           Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.

Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестроить свою работу:

• Школьные библиотеки необходимы школе в качестве информационно-библиографических центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующих реализации образовательных стандартов.

• Информационно-библиотечные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на различных носителях.

• Квалифицированным библиотечным кадрам необходимо соответствовать требованиям

времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования.

• Информационно-библиотечные центры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности и дружественной образовательной среды.

            В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. С появлением компьютера в школьной библиотеке преобразуется рутинная работа библиотекаря, предоставляются новые виды услуг с использованием электронного каталога и образовательных мультимедиа – и «Интернет»- ресурсов.

             Использование современных технологий и электронных образовательных ресурсов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании. Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

            В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: «Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации».  Одной из проблем информатизации  образовательного процесса является отсутствие электронного ресурсного центра.

Цель Программы.

Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса.

Задачи:

1. Использование электронных информационных ресурсов библиотеки лицея участниками образовательного процесса:  обучающимися, педагогическими работниками, родителями (иными законными представителями).

2. Обеспечение обучающихся и педагогов  свободным доступом к высококачественным локальным и сетевым образовательным ресурсам.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность информационно-библиотечного центра.

Ожидаемые результаты от реализации программы развития библиотеки.

Создание в лицее информационно-библиотечного центра позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические электронные материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки  учащихся средних и старших классов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных работах. Внедрение в работу автоматизированной системы  учёта библиотечного фонда  позволит ускорить обслуживание читателей.

3. План мероприятий по реализации Программы.

№ п/п

Мероприятие

Срок

Исполнители

1.

Создание информационно-библиотечного центра. Утверждение  Положения о ИБЦ.

2015-2020

Заведующая ИБЦ

2.

Создание материально-технических и кадровых  условий для развития   информационно-библиотечного центра.

- расширение пространства читального зала библиотеки и создание АРМ пользователей.

- прохождение библиотекарем

 курсов по информационным технологиям

2015-2020

Заведующая ИБЦ

3.

Расширение информационного пространства ИБЦ.

а) пополнение  фонда ЭОР;

б) создание сайта (блога);

в) совершенствование действующей «Электронной библиотеки»;

г) систематизация информационных ресурсов.

2015-2020

Заведующая ИБЦ

4.

Автоматизация библиотечных ресурсов

Внедрение автоматизированных информационных систем:

а) усовершенствование программного обеспечения электронной базы ИБЦ лицея;

б) пополнение электронного каталога библиотечного фонда;

в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме:

- функция электронного формуляра;

- функция выдачи книг по штрих-кодам.

2015-2020

Заведующая ИБЦ

информационно-библиотечного центра

МАОУ «Лицей №1»

Результаты реализации   ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

информационно-библиотечного центра

МАОУ «Лицей №1»

№ п/п

Направление программы

Результат

1.

Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра

 лицея.

Утверждение  Положения  о ИБЦ лицея.

2.

Материально-техническое обеспечение

Соответствие помещения ИБЦ санитарно-гигиеническим нормам,

Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Достаточность площади и освещенности.

Наличие современной библиотечной техники (считыватель штрих-кодов, сканер) и мебели.

Наличие читального зала, число читательских мест.

Наличие медиатеки.

Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами , в том числе и в сети Интернет.

Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий.

Обеспечение ИБЦ расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.

3.

Информационно-образовательное

обеспечение

Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности; размещение и сохранность информационных ресурсов; работа с  электронным  каталогом; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное; контроль доступа  участников  образовательного процесса к информационным ресурсам в сети Интернет.

4.

Информационно-методическое обеспечение

Обеспеченность УМК на разных носителях.

Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой, ЭОР, в том числе, размещенными в федеральных и региональных базах; детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями.

5.

Кадровое обеспечение

Непрерывность профессионального развития.

Уровень профессионализма, качественные результаты работы.

Инновационная деятельность.

Достижение цели реализуется через систему мероприятий:

Задача

Мероприятия

Сроки

Ответственный

укрепление имиджа, развитие общественных коммуникаций

участие заведующей ИБЦ лицея  в семинарах и конференциях

2015-2020

Директор лицея

участие заведующей ИБЦ лицея в сетевых проектах и Интернет-форумах

2015 -2020

учитель информатики

организация семинаров на базе лицея

2015- 2020

Администрация лицея

внедрение необходимых программ  

создание электронного каталога

2015- 2020

Заведующая ИБЦ, учитель информатики

расширение информационного пространства

создание рабочей группы, определение формата и наполнения страницы

2015 - 2020

Заместитель директора  по УВР

создание сайта

2019

Учитель информатики

обновление информации на сайте

не реже 2-х раз в месяц

Заведующая ИБЦ, учитель информатики

Программа развития библиотечно - информационного центра МБОУ Смоленская СОШ №2 на 2012-2016 гг.

Утверждаю: ________________

Директор МБОУ «Смоленская СОШ №2»

Моисеева Л.В.

Программа развития

библиотечно-информационного центраМОУ « Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

на 2012 — 2016 гг.

Паспорт программы:

Название программы

Библиотечно-информационный центр – новая модель библиотеки МБОУ «Смоленская СОШ №2»

1

Нормативно-правовая база разработки программы

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Закон «Об образовании в Алтайском крае» от 03.12.2004г. №54-ЗС.

3. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи «О реализации Комплекса мер по модернизации региональной системы образования в части дистанционного образования и развития библиотечно-информационного центров» №2783 от 03.08.2011г.

4. Положение о школьной библиотеке

2

Заказчик программы

Администрация МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

3

Разработчик программы

Попова О.П., Чернякова С.А.

4

Стратегическая цель программы

Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителями (иным законным представителями) обучающихся (далее - пользователями), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

5

Тактическая цель программы

Создание в школе библиотечно-информационного центра.

6

Задачи

1. Совершенствование предоставляемых БИЦ услуг на основе внедрения новых информа­ционных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирова­ние комфортной библиотечной среды.

2. Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях, «Интернет»- ресурсами.

3. Расширение и укрепление материально-технической базы БИЦ: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации.

4. Формирование информационной культуры учащихся, навыков независимого библиотечного пользователя, продвижения чтения.

5. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.

6.Продолжение работы по внедрению программы MARK-SQL.

7. Компьютеризация библиотечного фонда, расширение банка педагогической информации.

7

Основные направления программы

1.Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы.

2. Создание материально-технических и кадровых условий для развития БИЦ.

3. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

4. Автоматизация библиотечных ресурсов.

8

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Оснащение школьного БИЦ современным оборудованием.

2. Создание наиболее благоприятных условий и комфортной библиотечной среды для удовлетворения информационных потребностей пользователей БИЦ;

3. Развитие сотрудничества БИЦ с библиотеками района.

4. Расширение использования информационно-коммуникативных технологий и способов технологического обеспечения запросов пользователей средствами единой образовательной среды в ОУ;

5. Повышение качества библиотечно-информационного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности сотрудников БИЦ.

6. Увеличение библиотечного фонда.

7. Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

8. Увеличение читательской активности.

9. Создание условий для самообразования учащихся и педагогов.

10. Обмен информацией с читателями через сайт школы.

11. Повышение качества научных работ учащихся и учителей.

12. Отказ от бумажной картотеки.

9

Источники финансирования программы

Финансирование Программы осуществляется за счёт субсидии Федерального и краевого бюджетов в рамках Комплексной программы модернизации региональных систем образования и бюджета ОУ. Внебюджетные средства.

10

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2012-2016 г.г.

1 этап – разработка программы октябрь 2012 года

2 этап – реализация и корректировка программы- 2012-2016 г.г.;

3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы - сентябрь, октябрь 2016 г.

11

Система контроля за исполнением проекта

Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, коррекция

12

Перечень разделов программы.

1.Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3.Общие сведения о БИЦ МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2.

4. Анализ состояния БИЦ.

5. План мероприятий по реализации Программы развития БИЦ.

6. Ожидаемый результат.

13

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы.

– Расширение номенклатуры оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;

– Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов;

– Количество посещений пользователями страницы БИЦ на сайте школы.

Индикаторы

Значение индикатора

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

Количество экземпляров библиотечного фонда

12235,0

12335,0

12485,0

13000,0

Количество ЭОР

211

241

255

270

Количество наименований периодических изданий

32

36

38

40

Количество зарегистрированных пользователей

548

557

565

570

Количество посещений

845

900

950

1000

Книговыдача

В т.ч. электронных

11840

200

11860

202

11900

206

12000

210

Читаемость

21,6

21,8

22

22

Количество выполненных справок (консультаций) пользователям

162

172

187

200

Количество проведенных библиотеками

культурно-просветительных, информационных мероприятий

21

22

24

25

Количество книжных выставок

22

24

25

26

Количество библиотечных уроков

56

57

58

60

Количество пользователей сети Интернет

407

410

450

470

– Участие в сетевых проектах и конкурсах;

1

3

4

5

2. Пояснительная записка

Программа развития БИЦ определяет основные направления модернизации школьной библиотеки. Основные положения программы соответствуют «Закону об образовании» РФ. Реализация программы осуществляется с опорой на ресурсный потенциал; с ориентацией на актуальные потребности педагогов, учащихся и их родителей.

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных БИЦ информационно-коммуникативных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей.

Ожидаемыми результатами реализации программы является создание в школе библиотечно-информационного центра, который позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, сделать эффективным процесс подготовки учащихся средних и старших классов к участию в олимпиадах, конкурсах. Внедрение в работу автоматизированной системы учёта библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей.

Порядок организации выполнения программы, её ресурсное обеспечение и контроль над ходом реализации программы определяется нормативно-правовыми актами МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2».

2.1. Информационная справка о БИЦ МБОУ «Смоленская СОШ №2»

Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы, поэтому она должна иметь достаточный фонд, чтобы удовлетворить любые запросы своих читателей.

В штатном расписании БИЦ – 1 заведующий, 1 педагог библиотекарь.

Материально – техническое оснащение БИЦ.

- 12 компьютеров;

-2 персональных компьютера;

- принтер;

- видеомагнитофон;

-2 телевизора;

- DVD;

-мультимедийный проектор;

- МФУ.

Фонд электронных носителей составляет – 211 единиц.

Книжный фонд состоит из художественной, отраслевой и методической литературы в количестве 12235 экземпляров.

Фонд учебной литературы- 4337 экземпляров.

В помещении БИЦ созданы все условия для самостоятельной, творческой, проектной и информационно-поисковой деятельности.

БИЦ имеет:

-Абонемент с зоной отдыха;

-читальный зал

-компьютерная рабочая зона;

- аудио- видео зона;

-книгохранилище.

Режим работы с 8.30 до 16.00 ежедневно, без перерыва на обед , выходные - суббота, воскресенье. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца. Методический день – второй вторник каждого месяца.

БИЦ работает по плану, утвержденному директором образовательного учреждения. В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации образовательного учреждения для детей.

Количественный состав читателей

Всего обслуживался 548 читатель. Число посещений – 8456, объем книговыдачи – 11840 экземпляров.

Посещаемость

Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей (учитывается выдача устаревших учебников и учебных пособий для дополнительных занятий с учащимися по внеклассному чтению, экологии, краеведению). Обращаемость книжного фонда в этом учебном году составила 1,0, посещаемость – 15,4; читаемость- 21,6.

Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:

-книга суммарного учёта фонда БИЦ:

-инвентарные книги (7 шт.);

-папки «Акты»;

-картотека учёта учебников;

-картотека учёта CD-ROM;

-тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

-папка «Накладные»;

-читательские формуляры;

-подписные издания;

-дарственные;

-ведомости выдачи учебников по классам.

БИЦ располагает периодическими изданиями:

Журналы: «Читайка», «Классный», «Нарконет», «Здоровье школьника», «Вини и его друзья», «Простоквашино», «Когда ты один дома », «Алтай», «Юный эрудит»», «Свирелька», «Маруся», ДЭ», «Мои любимые цветы», «Клепа», «Завуч», «Мой друг компьютер», «Классный руководитель», «Вестник образования», «Школьная библиотека», «Ромео и Джульетта», «Мой зоомир», «Выставка в школьной библиотеке».., «Школьное планирование», «Юный техник»,»Божий дар», «Упрвление начальной школой»,»Непоседа», «Здоровье Алтайской семьи», «Волшебный», «Справочник педагога-психолога». др.

Газеты: «Аргументы и факты», «Добрая дорога детства», «Опасный возраст», «Природа Алтая», «Алтайская правда», « Заря» и др.

Используемые формы работы: проектная деятельность, индивидуальные консультации по ИКЛ и работе с ИТ, Общешкольные мероприятия (литературные чтения, КВН, викторины, беседы, интеллектуальные игры, познавательный час, громкие чтения, виртуальные путешествия, экскурсии, книжные выставки), издательская деятельность – буклеты, закладки.

Взаимодействие с другими учреждениями: с районной центральной и детской библиотекой, библиотеками школ района.

Наличие страницы на школьном сайте.

Взаимодействие с педагогическим коллективом.

Основные функции библиотечно-информационного центра

  1. Образовательная: поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции ОУ.

  2. Информационная: предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

  3. Культурная: организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

  4. Формирование фонда библиотечно-информационного центра.

Направления Программы.

Раздел 1. Переход на новые образовательные стандарты

Задачи:

  • Комплектование библиотечного фонда школы (учебного и основного) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

  • Информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных и коммуникационных технологий в области библиотечных услуг;

  • Участие в организации внеурочной деятельности учащихся;

  • Изменения кадрового ресурса в соответствии с ФГОС

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Сроки

1.

Обеспечение образовательное учреждение:

• учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями;

• учебно-методической литературой;

• материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы;

  • отечественной и зарубежной, классической и современной художественной литературой

  • научно-популярной и научно-технической литературой;

  • изданиями по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

  • справочно-библиографическими и периодическими изданиями;

  • собранием словарей;

  • литературой по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Формирование качественного, современного, востребованного фонда БИЦ Пополнение основного фонда на 3% в год, 100% обеспеченность учебниками из фонда библиотеки школы

постоянно

2

создание и ведение электронных каталогов, баз данных, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета

Качественное, оперативное  и всестороннее удовлетворение информационных потребностей пользователей, повышение спроса на информационные услуги

3

Составление программ по внеурочной занятости;

Ведение занятий по внеурочной деятельности на базе БИЦ;

Вовлечение учащихся в проектную деятельность.

4

Прохождение курсовой подготовки сотрудниками библиотеки

Раз в три года

Раздел 2. Информационно-библиотечное обслуживание

Задачи:

  • Обеспечение участникам общеобразовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям.

  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

  • Создание информационно-методических условий, способствующих профессиональному росту педагогов.

  • Формирование информационных ресурсов психолого-педагогической направленности.

  • Создание информационных баз данных по образованию и воспитанию.

  • Формирование информационной культуры пользователей.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат (продукт)

Сроки

1

Проведение в школьной библиотеке информационных выставок традиционных и виртуальных.

Формирование информационной культуры читателей, увеличение числа пользователей

постоянно

2

Организация для учителей обзоров научно-методической литературы

Своевременное информирование педагогов о новых поступлениях

постоянно

3

Обзоры электронных наглядных пособий, ЭОР, электронных практикумов, программ-тренажеров для педагогов

Своевременное информирование педагогов о новых поступлений ЦР

постоянно

4

Проведение уроков ББЗ (библиотечно-библиографические знания)

Формирование информационной культуры читателей

постоянно

5

Создание фонда современных методических разработок и пособий

Улучшение методической поддержки педагогов

2012-2016 гг.

6

Пополнение фонда периодических изданий для учащихся и педагогов

Формирование качественного, современного, востребованного фонда БИЦ

Каждый год

7

Пополнение фонда обучающих фильмов и электронных методических материалов

Формирование качественного, современного, востребованного фонда БИЦ

2012- 16 г.

8

Информирование участников образовательного процесса о новых поступлениях.

Своевременное информирование читателей о новых поступлений, увеличение числа читателей

постоянно

9

Новостные услуги: производство и просмотр мультимеди–презентаций, слайд-шоу, виртуальных экскурсий.

Информационная навигация

постоянно

10

Перевод каталогов с бумажных носителей на электронный .

Качественное, оперативное  и всестороннее удовлетворение информационных потребностей пользователей, повышение спроса на информационные услуги.

постоянно

Раздел 3. Инновации в деятельности БИЦ

Задачи

  • Создание странички на сайте школы для продвижения книги и чтения;

  • Развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • Расширение возможности БИЦ в предоставлении информационных услуг;

  • Внедрение в работу ЭОР, дистанционного обучения;

  • Повышение качества проектной деятельности учащихся и учителей, созданных ими собственных образовательных продуктов в различных информационных средах.

  • Проведение мониторинга потребностей пользователей БИЦ;

  • Развитие творческого и познавательного потенциала учащихся за пределами учебных задач;

  • Формирование позитивного имиджа, привлечение пользователей в БИЦ

  • Создание эффективного виртуального присутствия библиотеки.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1

Разработка и ведение странички на школьном сайте

страничка на школьном сайте

сентябрь 2012г.

2

Развивать представительство БИЦ в Интернете через сайт школы, на страничке БИЦ, социальные сети, профессиональный библиотечный контент

Востребованность информационных услуг и ресурсов БИЦ

2013г.

3

Обеспечение развития дистанционного обучения участников учебного процесса.

2014-2016 гг.

4

Внедрение новых информационных и сетевых технологий, информационных систем, программных комплексов, в работе БИЦ.

Повышение качества предоставляемых услуг

2012-2016 гг.

5

Исследование информационных потребностей пользователей - участников образовательного процесса

Повышение качества предоставляемых услуг

апрель

2013г.

6

Проектная деятельность школьной библиотеки.

Создание долгосрочных или краткосрочных тематических проектов

ежегодно

7

Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра (устная, письменная)

Востребованность информационных услуг и ресурсов БИЦ

2012г.

8

Использовать веб-сервисы как инструмент в применении интерактивных технологий во внеурочной деятельности

Формирование УУД у учащихся

2014-2016 гг.

9

Увеличение фонда ЭОР.

Увеличение использования ЭОР.

2013 – 2016 гг.

Раздел 4. Материально-техническое оснащение

Задачи

  • Обеспечить формирование фонда информационных ресурсов;

  • Удовлетворение всех потребностей пользователей в информации;

  • Адаптировать имеющееся и приобретенное программное обеспечение.

  • Оформление комфортной библиотечной среды БИЦ;

  • Укреплять материально-техническую базу.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1

Формирование фонда информационных ресурсов

Медиаресурсы

    • Традиционные

    • Мультимедийные уроки

    • Интерактивные репетиторы, тренажеры

    • Мультимедийные энциклопедии, словари

    • Развивающие игры и обучающие программы

    • Коллекция медиаобъектов для создания учебных презентаций

  • Интернет-ресурсы

    • Нормативные документы

    • Энциклопедии, словари

    • Ресурсы для учителей

    • Ресурсы для учащихся

    • Ресурсы для родителей

Скомплектованный фонд

Улучшение качественного состава ресурсов БИЦ;соответствие условий СанПиНам; требованиям ФГОС

Электронная медиатека педагогической информации как элемента единой школьной информационной сети.

2012-2020

2

Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.

Банк данных программно-педагогических средств

2013-2016 гг.

3

Комплектация фонда учебной литературы.

100% обеспеченность

2012-

2016 гг.

4

Создание условий для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ).

Возможность тиражирования информации для всех категорий пользователей

2013-2016 гг.

5

Сбор, целевая концентрация, обработка, систематизация педагогической и иной информации,

Банк педагогической информации

2012-2016 гг.

Раздел 5. Повышение профессионального мастерства

Задачи:

  • Совершенствование профессиональных компетенций

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1

Повышение квалификации на курсах в институте повышения квалификации. (заочное, очное обучение)

Повышение профессионализма школьного библиотекаря, статуса школьной библиотеки как значимой структуры ОУ.

2013 г.

2

Обмен опытом работы. Участие в работе методического объединения Смоленского района.

2012-2016 гг.

3

  • Самообразование Чтение и анализ публикаций в газете «Школьная   библиотека приложение к 1 сентября», журнале «Библиотека  в школе»;

  • Изучение локальных актов, касающихся работы  БИЦ.

постоянно

5

Участие в профессиональных конференциях, веб-семинарах.

2012-2016 гг.

6

Сотрудничество с ЦБС и ДБ библиотеками района.

Расширение спектра возможностей привлечения к чтению и обеспечения интеграции традиционных и электронных ресурсов.

Совместные проекты и мероприятия.

2012-2016 гг.

Раздел 6. Этапы реализации программы

п/п

Содержание

деятельности

Задачи

Ожидаемый результат (продукт)

Сроки

1

1 этап – Организационный.

- изучение микросреды БИЦ, потребностей обучающихся, их родителей и педагогов;

- анализ состояния имеющихся ресурсов;

- подбор и систематизация необходимых ресурсов;

- повышение профессионального уровня школьного библиотекаря. 

Новый этап в развитии БИЦ – важное звено в информационно-образовательной среде школы, расстановка приоритетов, качественные инновационные изменения в содержании работы – эффективное виртуальное присутствие библиотеки и копмлектование ИОР.

2012 г.

2

Этап реализации .

- организация работы по развитию БИЦ как современной библиотечной среды,

- накопление, внедрение, распространение информационных ресурсов БИЦ,

- организация сетевого взаимодействия заинтересованных пользователей.

- Действующая страничка на школьном сайте библиотеки – платформа продвижения книги и чтения.

- Виртуальная справочная служба, созданная на школьном сайте странички БИЦ..

- Пополнение информационных образовательных ресурсов школы. Библиотечный фонд, отвечающий требованиям образовательного процесса школы и новым образовательным стандартам.

2012-2016 гг.

3

Аналитический.

Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, коррекция

- анализ использования ресурсов, выявление потребностей,

- прогнозирование, перепроектирование и конструирование дальнейших путей развития БИЦ,

- отслеживание эффективности реализации программы в соответствии с критериями;

Разработка новой программы развития БИЦ.

2016 г.

Раздел 7. Механизмы реализации программы

Содержание деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

Обновление нормативно-правовой базы БИЦ.

Разработка нормативно-правовой базы БИЦ.

Обновление пакета документов, регламентирующих работу БИЦ.

2012г.

Формирование информационных ресурсов БИЦ.

Создание электронной базы материалов для пользователей.

Информационные ресурсы, соответствующие всем запросам пользователей.

2012-2016 гг.

Совершенствование системы самообразования.

Использование различных форм и источников повышения профессионального уровня.

Повышение качества деятельности школьного библиотекаря.

ежегодно

Совершенствование технического обеспечения.

Создание информационной образовательной среды, способствующей развитию продуктивной учебной деятельности, и реализации личностного потенциала учащихся через БИЦ.

Возможность самостоятельной работы учащихся и преподавателей по поиску и отбору информации с помощью электронного библиотечного каталога, системы Интернет.

ежегодно

Раздел 8. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности

реализации программы

Критерии

Показатели (индикаторы)

1.

Повышение качества предоставляемых информационных услуг:

-пополнение фонда учебной, научно-методической, художественной и отраслевой литературой с учетом потребностей;

-аудио и видео-продукцией, электронными носителями информации;

-возможность  систематического и качественного доступа к Интернет-ресурсам.

Степень удовлетворенности пользователей продуктом не менее 70-80%.

2.

Выявление условий (информационной и материально-технической базы) реализации программы.

Улучшение качественного состава ресурсов БИЦ;

соответствие условий СанПиНам;

3.

Создание банка учебно-методических, дидактических, информационных материалов, ориентированных  на внедрение в образовательный процесс.

Количество выставленных материалов – не менее 10-15 наименований.

4.

Повышение профессионального мастерства, самообразование, обмен опытом работы, организация непрерывного образования.

Систематическое участие в мероприятиях для библиотекарей, организуемых методистами районного комитета по образованию.

5.

Формирование компетентностей:

-информационно-технологической,

-коммуникативной,

-социального взаимодействия.

Повышение уровня профессионального мастерства

6.

Увеличение активности пользователей, удовлетворённости их информационных запросов

на  5 % – рост выдачи ресурсов, на 7 % – рост информационных запросов,

на  10% – рост посещаемости веб - ресурсов БИЦ

7

Создание странички БИЦ на школьном сайте.

Посещаемость; востребованность информации через сайт

Возможные риски
  • некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса (в т.ч. родителей школьников)

  • фильтры и блокировка многих хороших веб-ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации.

  • недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов

  • недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом

Программа развития школьной библиотеки - Школьный информационно-библиотечный центр МБОУ "Кейзесская СШ"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кейзесская средняя  школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

улица Калинина 22, т. 8(38164) 35-4-37.

УТВЕРЖДАЮ

Директор 

МКОУ «Кейзесская СОШ»

                                        _______________ А.А. Серобабов

«___»________________ 200_  г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 Библиотека: 

культурный и информационный центр школы

Полное наименование :

Библиотека Муниципального бюджетного образовательного учреждения 

 «Кейзесская средняя  школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

Юридический адрес:

Омская область Седельниковский район с. Кейзес ул. Калинина -22

646486

  Контакты: 

 Телефон: 8(38164) 35-4-37

 e-mail: [email protected]     

Электронный адрес сайта школьной библиотеки:  https://sites.google.com/site/kejzesskaaskolnaabiblioteka/

Школьная команда.

1. Серобабов А.А...- директор МБОУ «Кейзесская СШ»

2. Павленко О.Н.- педагог-библиотекарь.

3. Брецкая Н.А. – педагог-огганизатор по ИКТ.

4. Фадеева В.А. - заместитель директора по УВР.

5. Комарова О.Г. - заместитель директора по ВР.

Нормативно–правовая  база  программы:

     1. Программа развития МБОУ «Кейзесская СОШ»

     2. Программа информатизации

     3. Распорядительные документы УО:

1) Положение о школьной библиотеке

2) Должностная инструкция педагога- библиотекаря

 Разработчики программы: 

1. Фадеева В.А.– зам директора по УВР; 

2. Павленко О.Н. – педагог- библиотекарь.

1. Краткая информационная справка о  школьной библиотеке:

      Школьная библиотека располагается на втором этаже здания ОУ площадью 21 м 2 . На сегодняшний день в библиотеке  одна штатная единица (0,5 ставки) – педагог- библиотекарь.

В работе библиотеки используется программа библиотечной системы  АИБС  «MAPK – SQL». С 2007 года библиотека активно осваивает информационные компьютерные технологии. 

2. Цели и задачи программы:

Цели:

    Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе  новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

 Задачи:

 1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации. 

 2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение  уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ. 

 3. Создание банка данных программно-педагогических средств для   использования ИКТ в учебном процессе.

  4. Развитие на базе школьной  библиотеки - медиатеки.

  5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.

       6. Участие в  проектах и конкурсах проводимых ИМЦ. 

  7. Создание сайта школьной библиотеки.

  8. Участие в  издательской деятельности  школы. 

  9. Подключение  к Интернету и к школьной  локальной сети.

2. Основные направления программы.

       1. Создание нормативной базы БИЦ.

       2. Создание материально-технических и кадровых условий.

       3. Привлечение в ИБЦ новых  пользователей.

       4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Количество пользователей школьной библиотеки:

 Обучающиеся -100%

 Педагоги -100 %

2. Улучшение материально – технической базы библиотеки:

а) Пополнение фонда на 20%

б) Установление  2 компьютеров для работы учащихся и педагогов. 

в) Проведение локальной сети и  доступ к Интернет-ресурсам.

г) Приобретение оргтехники: 1 ксерокс, 1 принтер, 1 сканер.

3. Создание банка данных программно-педагогических средств, для использования ИКТ в учебном процессе.

4. Создание сайта школьной библиотеки.

     5. Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.

 6. Связь Программы  с программой   «Одарённые дети»  (увеличение количества учащихся - победителей конкурсов и олимпиад  разного уровня).

4. Система организации  контроля  за  исполнением  программы:

  1. Выполнение мероприятий Программы. 

  2. Контроль за качеством выполнения мероприятий Программы  на совещаниях при директоре, заседаниях  методического совета, РМО, педсоветах.

    Этот блок обеспечит эффективную и согласованную реализацию остальных блоков проекта через:

 Прозрачную и эффективную систему закупок оборудования и услуг.

 Создание системы мониторинга образовательных эффектов, обусловленных внедрением информационных и коммуникационных технологий в практику образования.

5. Ресурсное обеспечение реализации  Программы:

    1. Научно методическая поддержка  Программы осуществляется: 

 Администрацией МБОУ «Кейзесская СШ»

2. Источники финансирования:

 Бюджетные средства.

 Внебюджетные средства.

 Средства от участия в конкурсах.

6. Период и этапы реализации Программы.

1. Этап. Формирующий -  (2014год):

Разработка текста программы. Привлечение пользователей.

Материально - техническая база.

 1. Дооборудование помещения.

 2. Приобретение недостающей оргтехники.

 3. Пополнение  фонда медиаресурсов.

 4. Подключение к Интернет и локальной сети..

 5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.

6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.                                  

2.  Этап. Основной, организационный (2014 – 2017):

    Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

    Включение  библиотечного центра в управленческую систему школы.  С целью повышения интегрирования БИЦ в единое информационное пространство школы  как её структурного подразделения.

Основная задача библиотеки на этом этапе:

1. Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов. 

2. Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать   всех участников образовательного процесса с использованием  имеющихся ресурсов.

БИЦ  располагает:

      1. Информационными ресурсами на бумажных носителях.

 2. Информационными ресурсами на электронных носителях.

 3. Интернет-ресурсами.

 4. Электронными учебниками на СД дисках.

 5. Справочниками, энциклопедиями, словарями и др. справочными материалами.

 6. Видеофильмами.

            Информационные ресурсы будут использоваться.

  1. В проектной деятельности.

  2. На уроках.

  3. В кружковой деятельности.

  4. Во внеклассной работе.

  5. При подготовке к урокам.

3 этап -  Аналитический.  (2014год):

   Подведение итогов и анализ результатов реализации Программы. Подготовка текста новой Программы развития библиотеки.

На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:

 Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы;

 Составление комплексных планов работы;

 Организация консультационной работы;

 Налаживание связей с другими организациями;

 Создание единых информационных ресурсов;

 Разработка и внедрение инновационных форм работы;

 Обобщение и распространение опыта.

 Подведение итогов и анализ реализации Программы.

 Подготовка текста новой Программы развития библиотеки.

7. Возможные трудности и риски Программы:

Трудности Пути преодоления

Несоответствие возрастающих требований к  техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы. Обучение персонала, работающего с оргтехникой на курсах повышения квалификации.

Несанкционированный доступ к сетевым папкам пользователей, умышленное уничтожение информации. Установление пароля на вход в локальную систему компьютерной сети. 

Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие - частые поломки, проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса. Усиление контроля за использованием  оргтехники.

Недостаточное комплектование фонда художественной и методической литературы. Изыскивание средств на дальнейшее комплектование фонда.

Участие в конкурсах школьных библиотек.

Составление программы развития библиотеки обусловлена необходимостью изменения роли школьной библиотеки  в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.

Книжный фонд на данное время составляет 17342 печатных единиц, количество читателей – 156 человек, число посещений за год – 7428, книговыдача – 37140.

Совместно с учителями предметниками  был оформлен заказ  на учебную литературу по федеральному бланку заказа. Для медиатеки  составлен список докомплектования. 

Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки по привлечению читателей. 

Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Она охватывает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки, и привитие учащимся навыков независимого пользователя т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки.  

Работа по формированию книжного фонда в условиях отсутствия материальных средств ведётся путём привлечения спонсорских средств. Работа по сохранности фонда включает в себя и работу по очистке фонда от ветхой и устаревшей литературы, работу с задолжниками мероприятия по ремонту книг.  


Смотрите также