Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения


Раздел 2. Программы по русскому языку

Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе. Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:

1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);

2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;

3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.

Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

Раздел 3. Методы и средства обучения

Методы обучения русскому языку. Метод как категория методики обучения. Метод и методический прием. Существующие системы методов обучения и их основания.

Классификации методов, построение по разным основаниям: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля); по источнику получения учащимися знаний (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию), упражнения; по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез); по характеру работы (методы устной и письменной работы). Методы теоретического, теоретико-практического и практического изучения языка (Федоренко Л.П.)

Классификация методов изучения на основе этапов обучения и учета видов учебной деятельности учащегося: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний и выработки умений и навыков, методы учета и контроля ЗУНов. Путь от знаний к умениям и навыкам как основа репродуктивных методов обучения, путь от имеющихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения. Вопрос о многомерной классификации методов обучения русскому языку: типы, классы и виды методов (М.Т. Баранов).

Система (методы) проблемного и развивающего обучения (Лернер И.Я., Махмутов М.И., Напольнова Т.В. и др.) как основа активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы.

Роль и место занимательности на уроках русского языка. Лингвистические игры и методика их проведения.

Специфика программированного обучения, применение ЭВМ на уроках русского языка. Алгоритмы и опорные конспекты, блочная подача материала как составляющая современных технологий.

Средства обучения (СО) языку. Общешкольная система СО, типология современных СО языку, их характеристика.

Учебный и учебно-методический комплекс (УК и УМК) как основные средства обучения языку. Структурные элементы УМК: программа, учебники, рабочие тетради, методические рекомендации составителей (авторов) учебников, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия.

Учебник (учебное пособие) как ведущее средство обучения, конкретно реализующее программу. Основы теории учебника, принципы его построения. Основные функции учебников: информативная, систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-дедуктивный и дедуктивный; соотношение и особенности изложения теоретического и практического материала в разных учебниках.

Назначение и характеристика других включенных в УМК пособий.

Анализ и характеристика действующих в современной школе основных УК и УМК для 5–9 классов (стабильных и параллельных), для 10–11 классов. УК и УМК для углубленного изучения языка в 5–9–11 классах. Другие учебники русского языка, включая учебники нового поколения под ред. П.А. Леканта, под ред. А.А. Леонтьева и учебные пособия для школы по культуре речи, стилистике, риторике, русской словесности. Анализ пособий по изучению отдельных разделов русского языка.

Использование средств наглядности, ТСО и ПЭВМ в современном преподавании русского языка.

Кабинет русского языка в школе, его значение и оборудование.

Л- № 3-4: Программы по русскому языку

Программа по русскому языку - средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе.

Типологическая классификация программ по русскому языку:

а) по месту, отводимому предмету в учебном плане;

б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки.

Принципы построения программ (расположения учебного материала в них):

1) концентрический - отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения,

2) линейный - части материала расположены последовательно,

3) линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – способ структурирования материала программы по возрастным группам, последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода,

4) линейно-ступенчатый - постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости от уровня обучения, на котором находится ученик,

5) линейно-параллельный (перемежающийся),

6) блочный (модульный) - речь идет о некоторой самостоятельной целостности, которая может выступать как часть какой-то общей конструкции. Модульные программы - программы, состоящие из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов. Наиболее важные принципы проектирования модульных программ: каждый модуль должен иметь самостоятельную цель, достигаемую при изучении данного модуля; модули не м/б построены на идеях, противоречащих друг другу; модули д/быть построены на одном методическом основании; все применяемые методические приемы в модулях д/одинаково трактоваться и б/понятны всем участникам образовательного процесса; цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками; модуль д/б обеспечен УМК, позволяющим учащимся самостоятельно (при необходимости) освоить содержание; модули д/б обеспечены дополняющими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями. Модульная программа предполагает, что участники образовательного процесса, могут выбрать некоторое минимально-возможное число модулей (принцип их отбора, при этом, должен быть четко определен) или освоить всю программу,

7) спиральный - программы сочетают последовательность и цикличность. Круг знаний по исходной проблеме постоянно расширяется и углубляется . Нет перерывов в изложении, как при концентрическом типе.

Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.

При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.

Принципы последовательности и концентризма при построении учебных программ могут сочетаться при спиралевидном расположении материала. В этом случае учащиеся имеют возможность постепенно и непрерывно расширять знания по конкретной учебной проблеме, не допуская перерывов, как это иногда бывает при концентрическом способе построения учебных программ.

· Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5-9 классов

· Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов.

Нормативные документы:

1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Типовые учебные планы основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана, утвержденные приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012г. №500.

3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана»

4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 мая 2013г. №198 «О начале 2013-2014 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях».

5. Учебные программы по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) и уровня общего среднего образования (10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений), им. Ы.Алтысарина, Астана,2013год

6. Требования и нормы оценки диктантов, изложений и сочинений по русскому языку и литературе в школе с русским языком обучения. Инструктивно-методическое письмо. Астана, 2000.

7. Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2013-2014 учебном году, определенный приказами МОиН РК №146 от22 апреля 2013г.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения предмету. Особенности действующих программ по русскому языку

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 6 курс, 11 сем.Вариант1.
  1. Русский язык как учебный предмет в школе. Содержание обучения русскому языку.
  2. Составить конспект фрагмента урока русского языка в 5 классе «Объяснение нового материала».
Вариант 2.
  1. Виды знаний, умений и навыков по русскому языку.
  2. Составить конспект фрагмента урока (ФНЗ) на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ-.
Вариант 3.
  1. Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения предмету. Особенности действующих программ по русскому языку.
  2. Составить конспект внеклассного мероприятия по русскому языку.
Вариант 4.
  1. Методы и приемы формирования понятий на уроках русского языка.
  2. Составить конспект фрагмента урока русского языка в 6 классе «Формирование практических навыков» (тема по выбору).
Вариант 5. 1.Понятия и определения в курсе русского языка. Правила, их виды. 2.Составить фрагмент урока русского языка на тему «Понятие о причастии» , объяснение нового материала.Вариант 6.
  1. Учебник как главное средство обучения. Характеристика действующих учебников. Взаимосвязь программы и учебника.
  2. Составить фрагмент урока «Правописание гласных в корнях с чередованием»,формирование практических навыков.
Вариант 7.
  1. Средства наглядности по русскому языку.
  2. Составить конспект урока работы над ошибками в контрольном диктанте.
Вариант 8.
  1. Требования к современному уроку русского языка.
  2. Составить конспект фрагмента урока АОЗ, тема по выбору.
Вариант 9. 1.Структурные элементы урока, их функции. 2. Подобрать упражнения различных видов для закрепления темы «Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым».Вариант 10.
  1. Подготовка учителя к уроку русского языка. Виды планирования.
  2. Составить конспект контрольного урока по теме «Имя существительное» в 5 кл.

^

Перед выполнением контрольной работы изучите литературу по данному вопросу, составьте план работы. Ознакомьтесь с программами по русскому языку для общеобразовательных школ, комплектами учебников к ним. Раскрывая первый вопрос работы, старайтесь не отходить от темы, в то же время , если есть необходимость, опишите все существующие точки зрения на данную проблему. Второй вопрос работы требует соблюдения формы конспекта урока: укажите класс, тему урока, цели работы, необходимое оборудование. Обязательно обозначьте этап урока, который вы разрабатываете. Все виды работы (слово учителя, различные упражнения и т.д.) должны быть подробно описаны.Не забывайте, что вы выполняете работу по методике преподавания русского языка в СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.ЛИТЕРАТУРА 1.Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И., Методика русского языка.М.,1974. 2. Власенков А.И., Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.,1973. 3. Зельманова Л.М., Наглядность в преподавании русского языка.М.,1984. 4. Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. Баранова М.Т.,М,2000 5. Основы методики русского языка в 4-8 классах. Под ред. Текучева А.В.М.,1983.

6. Журнал «Русский язык в школе».

Раздел 2. Программы по русскому языку

Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе. Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:

1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);

2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;

3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.

Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

Раздел 3. Методы и средства обучения

Методы обучения русскому языку. Метод как категория методики обучения. Метод и методический прием. Существующие системы методов обучения и их основания.

Классификации методов, построение по разным основаниям: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля); по источнику получения учащимися знаний (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию), упражнения; по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез); по характеру работы (методы устной и письменной работы). Методы теоретического, теоретико-практического и практического изучения языка (Федоренко Л.П.)

Классификация методов изучения на основе этапов обучения и учета видов учебной деятельности учащегося: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний и выработки умений и навыков, методы учета и контроля ЗУНов. Путь от знаний к умениям и навыкам как основа репродуктивных методов обучения, путь от имеющихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения. Вопрос о многомерной классификации методов обучения русскому языку: типы, классы и виды методов (М.Т. Баранов).

Система (методы) проблемного и развивающего обучения (Лернер И.Я., Махмутов М.И., Напольнова Т.В. и др.) как основа активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы.

Роль и место занимательности на уроках русского языка. Лингвистические игры и методика их проведения.

Специфика программированного обучения, применение ЭВМ на уроках русского языка. Алгоритмы и опорные конспекты, блочная подача материала как составляющая современных технологий.

Средства обучения (СО) языку. Общешкольная система СО, типология современных СО языку, их характеристика.

Учебный и учебно-методический комплекс (УК и УМК) как основные средства обучения языку. Структурные элементы УМК: программа, учебники, рабочие тетради, методические рекомендации составителей (авторов) учебников, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия.

Учебник (учебное пособие) как ведущее средство обучения, конкретно реализующее программу. Основы теории учебника, принципы его построения. Основные функции учебников: информативная, систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-дедуктивный и дедуктивный; соотношение и особенности изложения теоретического и практического материала в разных учебниках.

Назначение и характеристика других включенных в УМК пособий.

Анализ и характеристика действующих в современной школе основных УК и УМК для 5–9 классов (стабильных и параллельных), для 10–11 классов. УК и УМК для углубленного изучения языка в 5–9–11 классах. Другие учебники русского языка, включая учебники нового поколения под ред. П.А. Леканта, под ред. А.А. Леонтьева и учебные пособия для школы по культуре речи, стилистике, риторике, русской словесности. Анализ пособий по изучению отдельных разделов русского языка.

Использование средств наглядности, ТСО и ПЭВМ в современном преподавании русского языка.

Кабинет русского языка в школе, его значение и оборудование.

Лекция № 2 Содержание обучения русскому языку

1. Цели обучения русскому языку.

2. Содержание обучения школьного курса русского языка. Состав и содержание программы.

3. Обзор основных школьных программ по русскому языку.

Литература

1. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический проект, 2006.

2. Стандарт основного общего образования по русскому языку. – Первое сентября. Рус. яз. – 2004.- №9.

3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – М., 2006.

1. Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.

Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.

Кардинальные изменения целей, определяемых социальным заказом на современном этапе, состоят в том, что на первый план вместо традиционных целей усвоения предметных знаний и умений выходят цели воспитания и развития личности детей на основе установок, свойственных предмету «русский язык» и учебной деятельности школьников.

Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).

Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.

Познавательные цели обучения русскому языку:

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);

- овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

- эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.

Практические цели обучения русскому языку:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами литературного русского языка;

- развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).

Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.).

Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.

Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.

2. Содержание обучения как одна из основных категорий обучения русского языка дает ответ на вопрос «чему учить». Содержание обучения зафиксировано в программе.

Программа – государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний и умений учащихся по классам. Программа состоит из объяснительной (пояснительной) записки и собственно программы. В объяснительной записке называются цели обучения, называются ведущие методические принципы, методы и приемы обучения, указываются межпредметные связи.

Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.

Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса (под пунктом 1) и требований к работе по культуре речи (пункт 2).

Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:

- тем по теории языка;

- орфографических и пунктуационных правил;

- материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).

Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.

Таким образом, содержание обучения русскому языку отражает цели обучения и зафиксировано в программах.

3. Одна из первых научно обоснованных программ по русскому языку была составлена Ф.И. Буслаевым и А.Д. Галаховым (1852 г.).

Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений на сегодняшний день в качестве основных утверждены три основных программы.

Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:

1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);

2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;

3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.

Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

Программа, составленная Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым и др., построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал представлен следующим образом: в 5, 6, 7 кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 кл., основной курс синтаксиса изучается в 8-9 кл. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Специально выделены часы (пятая часть всего учебного времени) на развитие связной речи. Изучение данной программы рассчитано: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – по 170 ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9 кл. – на 68ч (всего 714 ч).

Программа под редакцией В.В.Бабайцевой и др. включает две рублики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. В основе программы и комплкеса в целом – концентрический принцип подачи материала, однако программой выделяется вводный курс (обощающий и пропедевтический) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 кл. полностью изучаются разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии с существительного. В 6 -7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8-9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую орфографико-пунктуационную направленность по сравнению с программой Т.А. Ладыженской и др., что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики. Теоретический материал в программе В.В. Бабайцевой и др. представлен в большем объеме.

Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).

В программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта усилена речевая направленность курса русского языка, расширена (по сравнению с ранее рассмотренными программами) понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап и основной этап, реализующий программный материал по логике его развития. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).

Как видим, рассмотренные программы составлены на основе Примерной программы по русскому языку, обеспечивают вариативность и свободу выбора в образовании для учителя, учащихся и их родителей.

Средства обучения русскому языку.

Средства обучения – это специально созданные материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников.

Делятся на основные и неосновные.

Основные:

  • школьные учебники

  • сборники упражнений

  • справочники

  • словари

  • наглядные пособия

Неосновные:

  • пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (раздаточный материал, иллюстрации, таблицы)

Учебник – ведущее средство обучения.

Функции учебника:

  1. информационная

  2. трансформационная

  3. систематизирующая

  4. воспитательная

Структурные компоненты учебника:

  1. теоретические сведения о языке, виде текстов и внетекстовые элементы;

  2. аппарат организации работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал (репродукции картин, схемы, таблицы, портреты, рисунки, тексты упражнений из художественных произведений);

  3. аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, параграфы, различные указатели, условные обозначения, сокращения).

Особенности действующих учебников по русскому языку в школе.

Под редакцией Шанского

Авторы: Баранова, Бархударов и др.

Эти учебники отражают структурно-семантическое направление в лингвистике, а именно явления и факты языка описываются в 3-х аспектах: с точки зрения формы (структуры), значения (семантики) и употребления в речи.

Под редакцией Бабайцевой

Состоит из 3-х частей:

-теория, в которой последовательно излагаются научные сведения о языке;

-практика – предназначена для применения знаний;

-русская речь;

Рассчитана на углубленное изучение русского языка.

Под редакцией Разумовской и Леканта

Поклассовые учебники, каждый из которых содержит как теорию, так и упражнения, а также имеется спецраздел – «Речь».

Пособия, дополняющие учебник (для учащихся)

  • рабочие тетради

  • сборники дидактических материалов – то система учебных карточек для индивидуальной или индивидуально-групповой работы;

  • различные словари и справочники (орфографический словарь – авторы: Крючков, Ушаков; школьный орфографический словарь под редакцией Баранова; школьный толковый словарь, автор Лопотухин).

Средства наглядности для обучения русскому языку:

- печатные пособия (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции, раздаточный материал);

- экранные (диафильмы, слайды, диапозитивы);

- различные записи, воспринимаемые на слух;

  1. зрительно-слуховая наглядность

- кинофильмы

Планирование учебного материала учителя русского языка.

В организации учебного процесса по русскому языку большую роль играет умение планировать учебный материал. Планирование необходимо:

  1. для организации равномерной работы по предмету;

  2. для видения перспективы в обучении предмету;

необходимо ясно представлять себе весь процесс обучения как в целом, так и в его частях и даже в деталях.

Планом обеспечивается систематичность, последовательность в прохождении материала, связь предыдущего и последующего, предупреждается случайность в выборе материала, неравномерность в нагрузке учащихся.

Традиционно в школьной практике выделяются 3 вида учебных планов:

  • календарный

  • тематический

  • поурочный

Календарный план – это наиболее общая форма планирования, это перечень программных тем или разделов по неделям, четвертям, полугодиям.

При составлении учитываются следующие факторы: школьные каникулы, количество недельных часов в данном классе, особенности календаря этого года, а также наличие специальных часов на развитие связной речи.

Тематический план составляется на каждую программную тему или раздел.

При составлении необходимо:

- уяснить место и важность данной темы в курсе русского языка;

- продумать из каких частных вопросов состоит данная тема;

- учесть наличие тем, связанных с формированием умений и навыков,, на которые следует отводить не менее 2-х уроков;

- выделить часы на развитие связной речи.

Календарно-тематический план совмещает в себе календарное и тематическое планирование.

Поурочный план составляется к каждому уроку. Он отражает тип урока. При разнообразных вариантах поурочного плана в нем должны быть как обязательные следующие элементы: класс, дата, тема, цель, задачи, средства обучения, основная и дополнительная литература, последовательность работы учащихся (этапы урока).

На каждом уроке должно быть:

  • орг.момент

  • элементы повторения

  • итоги урока

  • оценка деятельности учащихся

  • д/з


Смотрите также