По какой программе учатся дети с 5 класса


Переход в 5-й класс

Почему-то все думают, что самые ответственные классы – первый, девятый и одиннадцатый. О проблемах, связанных с обучением в них, спорят, пишут. Их бурно обсуждают и боятся вплоть до стрессового состояния. По сравнению с ними остальные школьные годы кажутся простыми, рядовыми, более или менее спокойными.

В действительности самым ответственным, решающим является переход в 5-й класс. Родители уверены, что в 1 – 4-х классах, по какой бы программе ни учились дети, в результате получают (просто по-разному) примерно одинаковый объем знаний, умений и навыков. Поэтому стараются (в большинстве своем) определить ребенка в 1-й класс не к сильному учителю со сложной программой обучения, а к учителю – доброму, хорошему человеку. Все хотят попасть к учителю, который любит детей, заботится о них, как о своих собственных, старается понятно объяснять учебный материал, а если надо – то и не раз. Цель одна – чтобы в школу ребенок шел с радостью. Не верите? Спросите любого родителя, у которого дети – школьники.

А вот с 5-го класса начинается настоящая гонка образования. Старт – поступление в надежную серьезную школу в 5-й класс. Финиш – успешное окончание 11-го класса.

Вот где начинается головная боль у родителей. Об этом задумываются если не с первого, то с третьего класса точно. Считается, что устроить ребенка в сильную, положительно зарекомендовавшую себя школу в 5-й класс – это значит заранее обеспечить ему успешное, счастливое будущее. Да, вот так: удачно подобрал школу ребенку, всеми правдами и неправдами устроил в нее – и можешь больше ни о чем не беспокоиться. Учителя все остальное сделают за родителей: научат в нужном объеме, хорошо подготовят к государственным экзаменам, правильно воспитают. Причем самые умные и шустрые мамы и папы сразу и с профессией стараются определиться. Если решили, что ребенок должен стать врачом, то выбирают школу с углубленным изучением химии, биологии, если будущее связывают с иностранными языками, подыскивают школу с соответствующим языковым уклоном и т.д.

Но мало найти школу, где ребенку будет, по мнению родителей, лучше продолжать обучение. К переходу нужно заблаговременно серьезно готовиться. Ведь в сильные классы (а именно такие и ищут родители) берут новичков, которые могут по своим знаниям безболезненно влиться в школьный коллектив.

Поэтому родители заранее узнают, по каким программам учатся в выбранной для перехода школе в начальных классах, какие контрольные и тесты пишут и по ним усиленно занимаются со своими детьми дома, нанимают репетиторов, ходят на дополнительные занятия, соответствующие кружки.

Пятый класс и без перехода в другую школу считается тяжелым, стрессовым для ребенка. Дети заканчивают начальную школу и переходят в среднюю, а не просто в следующий класс. Иногда с 5-го класса школьники учатся в другом, непривычном для них, здании, где все поначалу чужое, незнакомое. Теперь будет не одна учительница, а много, и все – новые для него. И какие-то из них, возможно, будут не очень нравиться, не со всеми удастся найти взаимопонимание. И требования к изучению своего предмета у каждого свои, и ребенку придется учитывать это.

Нужно будет привыкать к тому, что на каждый следующий урок надо идти в другой кабинет, который находится, может быть, даже на ином этаже. Нужно уметь быстро сложить свои вещи в портфель, а в другом классе точно так же приготовить необходимое для предстоящего урока. И на переменах школьная сумка теперь будет находиться в коридоре на полу, желательно аккуратно пристроенная поближе к стене, иначе в нее тут же начнут играть в футбол проносящиеся мимо мальчишки.

Для ребенка переход в 5-й класс – стресс, а уж если еще он переходит в другую школу, то добавляется новая сложность – незнакомый коллектив, в котором нужно постараться найти достойное место, влиться в него. А это очень трудно, особенно замкнутому, не очень общительному ребенку.

Ответственные родители заранее начинают подготавливать любимое чадо к переходу в 5-й класс, а тем более – в другую школу. Если он будет знать, какие нововведения его ждут, как себя вести в непривычных обстоятельствах, то адаптация к новым порядкам и правилам пройдет без стресса.

Likes(2)Dislikes(0)

prouchebu.com

Перечень основных образовательных программ по предметным курсам (5-9 классы)

Список литературы

№ п/п

Название программы

Автор программы

Класс

1.

Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.М., «Просвещение», 2010

Рабочая программа курса русского языка для основной школы. Предметная линия учебников Л. М.Рыбченковой

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,Н.М.Шанский

Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова и др.

5-9

5

2.

Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»

Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»

В.Я.Коровина

В.Ф. Чертов

5-9

5

3.

Программа основного общего образования по иностранному языку (немецкий язык)

Основной язык Рабочие программы.

Второй язык. Примерная программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку как второму иностранному.

И.Л.Бим

О. Повалихина, Зигрид Хантос-Крецшмер.

6,8

6-7

4.

Программа основного общего образования по математике

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: математика 5-9 класс

Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк

5-6

5.

Программа основного общего образования по алгебре

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: математика 5-9 класс

Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк

7-9

6.

Программа основного общего образования по геометрии

Программы для общеобразовательных учреждений,

7-9 классы.

Т. А. Бурмистрова

7-9

7.

Программа основного общего образования по информатике

Программа для 5-9 классов средней общеобразовательной школы

Л.Л.Босова

Бородин М.Н.

6-9

8-9

8.

Программа основного общего образования по истории

9.

Программа основного общего образования по обществознанию

10.

Программа основного общего образования по географии

В.П. Дронов

5-9

11.

Программа основного общего образования по физике

А.В. Перышкин

7-9

12.

Программа основного общего образования по химии

Н.Н. Гара

8-9

13.

Программа основного общего образования по биологии

Н.И. Сонин,

В.Б. Захаров,

Е.Т. Захарова

5-9

14.

Программа основного общего образования по музыке

Е.Д.Критская

5-7

15.

Программа основного общего образования по изобразительному искусству

Неменский Б.М.

5-7

16.

Программа основного общего образования по технологии (информационные)

Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы.

Л.Л. Босова

5-8

17.

Программа основного общего образования по технологии

«Технология. Обслуживающий труд»

О.А. Кожина

5-7

18.

Программа основного общего образования по ОБЖ

А. Т. Смирнов

8

19.

Программа основного общего образования по физической культуре

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»

В.И. Лях

5-9

sch937u.mskobr.ru

По какой программе отдать ребенка в школу

Программа «Школа России» представляет классическую школьную программу, по которой выучилось не одно поколение детей. Конечно, программа претерпела серьезные изменения, стала современней и адаптирована под новые стандарты. Обучение по программе «Школа России» подойдет для детей, которые пришли в первый класс с минимальными положенными знаниями — плохо читают, знают устный счет в пределах 10. Адаптация в новых условиях по такой программе для детей будет постепенная, без явных перегрузок и завышенных требованиях.

По программе «Гармония» удобно заниматься вместе с родителями — учебная часть содержит методические пособия. Такая программа подходит для детей, которые часто пропускают уроки или вообще учатся дома. У родителей всегда есть возможность самостоятельно объяснить материал, тем более, что каких-то «инноваций» в нем нет. Но эта программа имеет больше гуманитарный уклон, математика там сильно упрощена, что потом может вызвать проблемы с обучением в старшей школе. С программой «Школа 2100» многие дети уже успели познакомиться в детском саду. «Школа 2100» преподается уже с трех лет и имеет непрерывный курс. В этом случае ребенку проще адаптироваться в первом классе, он уже готов к новым требованиям и знает стандарты обучения. К минусам такой программы можно отнести упор на те логические задания, которыми изобилует программа. Они не всегда соответствуют возрасту и местами просто абсурдны. Выбор программы обучения всегда остается за школой. На несколько параллельных классов может быть несколько программ.

«Начальная школа 21 века» — программа, рассчитанная на детей эрудированных, с высоким уровнем интеллекта. Русский язык по программе очень сложный, курс изучения интенсивный. Обучение по «Начальной школе 21 века» не подходит для детей с логопедическими проблемами, а также для тех, кто при поступлении в первый класс не умеет читать. Но такая серьезность программы в начальной школе имеет и свои плюсы — русский в старших классах не будет казаться ученикам таким уж сложным.

В системе обучения «Планета Знаний» важную роль играет структура учебников. Все они сделаны по одному стандарту и предполагают гармоничное развитие ребенка, развитие творческих навыков и самостоятельную работу с материалом. Обучение по программе «Планета Знаний» можно встретить в гимназиях и частных школах с небольшим количеством учеников в классе. Ведь обучение по программе подразумевает и индивидуальный подход к каждому ученику. Не гонитесь за сложной программой. В начальной школе важно не отбить желание учиться.Система обучения по Занкову заставляет учеников самих находить ответы на вопросы, а не получать готовые. Система учит очень разносторонне, но при этом дети сами учатся находить нужную информацию, делать выводы, проводить эксперименты. Обучению по Занкову подходит для детей, которым интересен процесс познания нового, открытых для исследований и умеющих заниматься самостоятельно.

Система Д.Б. Эльконина—В.В.Давыдова, пожалуй, самая сложная программа для начальной школы. Она не предполагает, что ребенку будут материал давать, он должен сам искать информацию на заданную тему, координировать свою работу с учителем и другими учениками. Такой подход к обучению дает детям возможность научиться анализировать, мыслить глубоко и нестандартно. Оценки по такой программе не выставляются, учитель сам оценивает работу детей и представляет результаты родителям. Обучение по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова подходит для детей с высокой мотивацией к обучению, умеющих нестандартно мыслить, с высоким интеллектуальным уровнем и творческим потенциалом.

www.kakprosto.ru

8 трудностей, с которыми часто сталкиваются дети в 5 классе

Со сложностями адаптации приходится иметь дело не только первоклашкам и тем, кто поменял школу, но и пятиклассникам. Давайте разбираться, как мы можем им помочь.

О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:

  • новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»;
  • многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков;
  • кабинетная система образования, вместо одного привычного класса;
  • самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки;
  • необходимость делать уроки без чьей-либо помощи.

К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:

ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.

Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.

Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.

Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.

Задача родителя — объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.

Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.

Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя — почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.

Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких — это сигнал, что педагог не очень профессиональный.

Главное — не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.

Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.

Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.

Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.

Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.

Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.

Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь — узнаешь».

Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.

Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу — свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.

Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача — учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».

Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.

Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.

Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.

Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.

Попробуйте честно сказать своему ребенку:

Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.

Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.

Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.

Помощь родителей. Уже в начале сентября поговорите с классным руководителем о том, чтобы вашему ребенку он выделил ролевую функцию в классе: например, раздавать молоко на перемене или на каждом из классных часов рассказывать по три интересных новости (игра в журналиста).

Предложите ему позвать на выходные в гости одноклассников на мастер-класс по приготовлению пиццы, которую дети сами же и съедят.

Сходите вместе в кино, куда ваш школьник может пригласить кого-то из класса. Попросите его выяснить, когда у понравившихся одноклассников дни рождения. Купите вместе недорогие сувениры, которые ваш ребенок сможет подарить этим ребятам.

Многие родители повышают уровень притязаний к результатам своего ребенка, как только он оказывается в 5 классе. В некоторых семьях ученик несет суровое наказание за тройки или двойки. В итоге каждая контрольная или ответ у доски превращается для него в пытку.

Помощь родителей. Снизьте свои ожидания. Желание иметь ребенка-отличника, как правило, связано с нарциссической склонностью родителя — ребенок, словно продолжение своей мамы или своего папы, должен быть идеальным. Он должен быть тем, кем родители будут гордиться, а еще чаще — хвалиться.

Помните, что страх наказания не мотивирует, а пугает и невротизирует ребенка!

Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию — зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.

Высокие баллы по всем предметам — это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?

Трудности, связанные с переходом в пятый класс, — словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.

Фото: Shutterstock.com

letidor.ru


Смотрите также