По какой программе будут учиться первоклассники в 2017 году


По каким программам будут учиться первоклассники в 2018 году: что это за программы

Часто от родителей можно услышать: «Мы идем по Виноградовой», «А у нас занимаются по Занкову». Большинство родителей могут назвать только автора той или иной учебной программы. Одни говорят, что слышали о той или иной программе, другие даже школу подбирали, потому что им сказали, что там сильная программа.

Тем не менее, обычный родитель вряд ли понимает, в чем различия между программами и какая из них лучше. В следующей статье я обязательно расскажу вам, что именно нравится, а что не нравится родителям в той или иной программе и как они справляются с ними.

Современная система образования включает в себя три разных вида программ: система Занкова, система Эльконина-Давывода и Традиционная система («Школа России», «Гармония», «Школа 2100», программа Виноградовой). Самыми распространёнными в российских школах в последнее время стали именно традиционные системы.

У каждой программы есть свой автор, цели, содержания и, конечно же, особенности.

«Школа России» (под редакцией А. Плешакова) – это одна из наиболее старых и проверенных программ, по которой учились родители первоклассников. Эта программа имеет много общего с той программой, по которой учились раньше. Главное значение начальной школы – воспитание. Рассчитана программа на обычных учеников.

«Гармония» (под редакцией Н.Б. Истомина). Эта программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. К примеру, многие темы в учебнике предлагается обсуждать сначала дома. Развиваются навыки самообразования, приоритет отдается самостоятельной работе учеников. Особенно хороша для детей с аналитическим мышлением. Многие ответы учащиеся должны найти самостоятельно.

«Школа 2100» (Школа 2000, программа Петерсон). У этой программы много поклонников, многие ее ругают. Программу Петерсона, к примеру, в этом году не одобрили. И по ней первоклассники заниматься не будут. Учебный материал в данной программе дается по максимуму, разноуровнево и разнопланово. Ученики сами выбирают, какой именно объем знаний будет им достаточен. То есть, есть множество усложненных дополнительных заданий. Используется индивидуальный подход к ребенку.

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой) Эта программа сложная и рассчитана на эрудированных детей. Программа в большей степени учит самостоятельности, воспитывается заинтересованность учащихся в учебном процессе. Много дополнительных упражнений и материалов, много разноплановых заданий. Программа учит ребенка учиться.

«Начальная перспективная школа». Программа развивает логику, аналитическое мышление и интеллект. Здесь не учат правил, теорем и аксиом. Есть дополнительные часы по музыке, рисованию и физкультуре.

«Планета знаний» - рассчитана на развитие творческих способностей. Ученики сочиняют сказки, выполняют множество проектов, делают презентации. Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

Программа Л.В. Занкова – подходит для детей, которые хорошо подготовлены к школе. Программа сложная, направленная на развитие воображения и логики. Материалов и заданий очень много.

Программа Эльконина – Давыдова – неоднозначная программа, которая очень интересна детям. Здесь много внимания уделяется теоретическому мышлению, много проблемных вопросов. Обучение идет медленно. Есть расхождения в изучаемых терминах. Глаголы, к примеру, это слова действия, а существительные – слова-предметы. Подходит программа детям, которые трудно усваивают большой объем материала за короткое время.

zen.yandex.ru

По каким учебникам учатся первоклассники и как их правильно выбирать

При выборе школы недостаточно заглянуть в столовую или в туалет. Стоит ещё узнать, по какой программе учатся дети. Как учебники влияют на отношение к учёбе и почему с ними всё неоднозначно — об этом Елена Климова поговорила с доктором педагогических наук Анной Молоковой.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Вариативность в образовании пришла в Россию в 90-е годы, когда вместо одной школьной программы и единственного набора учебников появилось много разных. То, что мы называем программами, на самом деле называется УМК — учебно-методический комплекс. Он включает в себя и учебники, и методики обучения, прописано всё это в федеральных государственных образовательных стандартах.

Все учебно-методические комплексы утверждает Минобрнауки. Существует традиционная и развивающие системы обучения. К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «РИТМ», «Перспектива».

К развивающим раньше относились две программы: Эльконина-Давыдова и Леонида Занкова. Последнюю несколько назад из перечня утверждённых учебников исключили.

Чем руководствуются при выборе УМК учителя и на что обращать внимание родителям, особенно если они выбирают в первый раз первый класс. Эти и не только вопросы мы задали доктору педагогических наук и заведующей кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анне Молоковой.

На что важно обращать внимание родителям при выборе школы: на учебную программу или всё-таки на учителя?

Нет идеальных учебников. Их пишут живые люди и всегда найдутся среди учителей и родителей те, кому что-то не нравится и кто чего-то не понял.

Учебники отличаются авторскими концепциями. До принятия в 2012 году закона об образовании учебники продавались в книжных магазинах. Сейчас школьников обеспечивает государство. Каждое издательство работает с конкретным авторским коллективом и заинтересовано в том, чтобы школы покупали их комплекты.

Регулирует этот выбор государство, которое издаёт с определённой периодичностью приказ о перечне учебников, которые рекомендованы для образовательных организаций. К учебникам предъявляются новые требования, список каждый год обновляется.

Команда авторов, которая работает с каким-то издательством, дорабатывает материалы, потом учебники попадают в приказ (или нет), а потом только школы их выбирают или оставляют без внимания. С одной стороны, так создаётся лучший продукт, с другой — бесконечное преобразование ведёт к стрессу для учителей, детей и родителей.

И какой же учебно-методический комплект всё-таки самый лучший?

Есть более популярные комплекты учебников, есть менее. Например, педагоги охотно выбирали учебники математики Людмилы Петерсон, хотя в них, как и во многих других, есть неточности, математические ошибки и большое количество сложных заданий.

Людмила Петерсон — харизматичный лидер, она много ездила по стране общалась с учителями, убедительно рассказывала о своём учебнике, могла дать ответ на любой вопрос. Ей верили, за ней шли! Так возник миф, что её учебник — лучший учебник математики. Многие переживают, что учебник отсутствует в списке рекомендованных. Одновременно многие родители и учителя критиковали пособие и не понимали, как с ними работать.

Есть выдающиеся научные идеи и созданные на их основе учебники, например, по системе Леонида Занкова. Под новые требования их потребовалось переделывать, совершенствовать, что-то не было выполнено. В итоге учебники по системе Занкова не попали в приказ Минобрнауки.

Но я знаю школы, где дети и сейчас учатся по системе Занкова.

По Занкову учатся сейчас экспериментальные площадки и те школы, которые купили учебники ещё до того, как их исключили из перечня. Чтобы у школы не было нецелевого расходования средств, школа оговоренное время работает по «старым» книгам.

Например, перечень учебников на 2017–2018 год сильно сокращён по сравнению с предыдущими годами. Все ждут следующего приказа, он скоро появится.

Новые учебники должны будут соответствовать требованиям ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования, в проекте которого прописаны ожидаемые результаты обучения по предметам и годам.

Результат достигается в процессе. На родительских форумах хвалят учебники «Школы России»: нет непонятных заданий, недетских литературных произведений, всё просто и логично, как в старых советских учебниках. Что вы о нём скажете?

Ещё один миф, как с учебником Петерсон. Да, учебники издательства «Просвещение» внешне и по логике изложения материала похожи на те, по каким занимались в советской школе. На самом деле он столько раз менялся, что учебники «Школы России» не могли сохранить сходство с советскими. Изменилась методика, появились электронные формы и много дополнительных учебных пособий.

Да. Но родители пишут: занимались по «Россия 2100», читали Мопассана и Эдгара По (в начальной школе!). Ребёнок стал нервным. После По заснуть не мог. Перевелись на «Школу России» — тишь и благодать. Здоровье дороже новшеств в образовании.

Комфортно ли будет ребёнку учиться в начальной школе, зависит не столько от учебника, сколько от методики, которую использует учитель. Она с учебником связана не всегда.

Можно открыть учебник, прочитать задание и дословно его выполнить. Можно организовать групповую работу или в парах, устроить соревнование или конкурс. Учитель может раздать отметки, а может детям предложить составить рейтинг, проверить работу друг у друга, написать в тетрадях задания друг другу.

Всегда по одним и тем же учебникам педагоги учили по-разному. Можно выбрать консервативную, по мнению многих, «Школу России» и получить учителя, который использует псевдоинновацию, которая обернётся стрессом для ребёнка.

А Эдгар По стрессом не оборачивается?

Нам приходят письма, что, мол, учительница не провела предварительную работу и заставила детей учить стихотворения, которые призывают к кровавому пиру. Как мы можем ответить? Если учебник, в котором это стихотворение напечатано, включён в приказ о перечне рекомендуемых учебников, значит, это ответственность трёх экспертиз — Российская академия образования (РАО), Российская академия наук (РАН) и общественной. И ответственность государства.

Что такое ответственность государства? С кого спросить?

Начать со школы. Если учитель с таким сложным неоднозначным текстом не поработал, то претензии к учителю и завучу, который не проконтролировал. Это внутренние вопросы школы. Сейчас учебник по чтению для начальной школы, о котором мы говорим, исключён из перечня. Государство дало ответ.

Родители на форумах пишут: «Кто эти учебники сочиняет? Они живого первоклассника хоть раз видели?». Что вы на это можете сказать?

Учебники проходят несколько экспертиз. Научная экспертиза — оценка научной адекватности текстов, её проводит Российская академия наук. Экспертизу на соответствие учебников возрастным психолого-педагогическим особенностям и предметному содержанию образования осуществляет Российская академия образования.

Специалисты всегда предлагают включать в учебники как можно больше необходимого с их точки зрения содержания.

Если дети, а то и родители, не могут выполнить задания в учебнике, возникают резонные вопросы: кто должен контролировать содержание учебников?

Есть третья экспертиза, общественная. Она предполагает, что учебники будут смотреть представители общественности.

Общественную экспертизу проводят разные организации. В 2015 году это были Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация, некоммерческое партнёрство «Лига образования». Хотелось бы узнать про родительское участие — оно возможно?

В этих общественных организациях работают люди, которые тоже родители учеников, бабушки и дедушки, дяди и тёти. При этом они специалисты в разных областях. Их задача — оценить учебники по другим критериям, чем в ходе научной и педагогической экспертиз.

Кроме того, на официальном сайте Министерства образования Российской Федерации любой человек может поучаствовать в обсуждении текста стандарта, а, значит, повлиять на содержание учебников, которые по законодательству должны ему соответствовать.

Я бы охарактеризовала современный период как реформирование с целью наведения порядка в нормативном содержании образования. Приведения в соответствие этому содержания учебников и организации всего процесса. У нас школы всё время находятся в состоянии реформ, это непросто, но реформы оправданы.

Чем оправданы?

В советское время обучение было по единым программам и учебникам, разнообразия предложений в сфере образовании было не слишком много. С одной стороны, всё было фундаментально, серьёзно, глобально. С другой стороны, выпускники школ отстали от своих сверстников из развитых стран.

Особенно это было заметно в использовании знаний на практике, в проектировании развития, в решении нестандартных задач. Всё изменилось в 90-е годы, когда предложений стало столько, что учитель не всегда был готов изучить их все и сделать выбор. Появились последствия.

Например?

Например, в начальной школе дети учились по учебнику, написанному в одной концепции и логике. На следующем уровне образования учителя выбирают учебник, авторы которого придерживаются совершенно других взглядов и на уровень сложности, и на ключевые понятия предметной области.

В результате ученики часто теряют интерес к предмету, снижается результативность образовательного процесса, ухудшается качество образования

Этого бы не происходило, если бы концепции и содержание учебников не различалось так сильно. Когда ребёнок поступает в школу, родителям нужно поинтересоваться, в какой логике изучают там базовые предметы (русский язык, математика и так далее).

И как в итоге выбирать?

Многоступенчатая система попадания учебника в портфель к конкретному ребёнку пока не даёт родителям возможности каким-то образом на это влиять. Можно только высказывать своё мнение при обсуждении проекта стандарта или участвовать в педагогических советах по обсуждению выбора учебников в качестве представителя общественного совета.

У меня два ребёнка окончили школу, я знаю, в каком непростом положении часто оказываются и ученики, и родители

Учебник, это, конечно, традиция. Но есть ещё слово учителя, есть родительское участие в образовании ребёнка, есть, в конце концов, коллективный разум. Ведь нужно учиться не только по учебнику, а у жизни. У людей, которые тебя окружают. Вот этот журналистский вывод будет прекрасен в вашем тексте. Не уповать на учебник, он не панацея.

При этом обсуждалась идея определить жёстко содержание учебников и не оставить выбора учителю и родителям. Не хотелось бы, чтобы это произошло. Министерство образования такой вариант не поддерживает. Планируется выбор учебников оставить, но сократить их количество, а главное, улучшить качество. Важно, чтобы каждый ребёнок имел возможность интересно и успешно учиться и брать школьный учебник с удовольствием.

Фото: Shutterstock (fotosparrow)

mel.fm

10 главных изменений в новом учебном году

Накануне 1 сентября Рособрнадзор опубликует все запланированные изменения и нововведения. Но о многих из них известно уже сегодня. Что произойдёт с тестовой частью ЕГЭ, какие контрольные работы будут писать четвероклассники, как изменится школьная программа для учеников средней школы — об этих и других грядущих событиях рассказывает директор школы № 444 Павел Северинец.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Инклюзивное образование

1 сентября 2016 года вступят в силу новые образовательные стандарты для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — Прим. ред.). Процесс инклюзии будет проходить постепенно, но для того, чтобы особые дети смогли учиться в обычной школе, было сделано уже очень много. Здания школ оборудованы пандусами, поручнями, лифтами и подъёмниками. Для организации учебного процесса приобретены учебники с увеличенным шрифтом и другое специальное оснащение. Учителя и тьюторы прошли специальную подготовку. Одной из самых важных задач по-прежнему остаётся создание благоприятной среды для общения ребят со сверстниками, чьи возможности здоровья ограничены.

Количество аттестаций за срок школьного обучения возрастёт. В этом году в пилотном режиме прошли Всероссийские контрольные работы по итогам обучения в начальной школы. Поэтому весной 2017 года четвероклашкам придётся писать проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

3. Изменения в ОГЭ

Выпускников девятых классов по-прежнему ждут два обязательных экзамена (по русскому языку и математике) и два по выбору. В 2016 году для получения аттестата нужно было успешно сдать русский язык и математику, а результаты экзаменов по выбору (в том числе неудовлетворительные) не влияли на получение аттестата. Уже в 2017 году основанием для получения аттестата станет успешная сдача экзаменов по всем предметам — обязательным и по выбору. Кроме того, экзаменационные результаты станут влиять на итоговую отметку в аттестате, а оценки за четыре обязательных экзамена начнут выставляться по единой шкале.

И уже к 2020 году выпускников по программам основного общего образования будут ждать в общей сложности шесть экзаменов: два обязательных и четыре по выбору.

4. Отказ от тестовой части в ЕГЭ

В 2017 году Рособрнадзор откажется от тестовой части практически по всем предметам Единого государственного экзамена, включая физику, биологию и химию. Продолжится работа по апробации устной части экзамена по русскому языку.

Фото: mos.ru

Изменится ли количество обязательных к сдаче экзаменов в 11 классе, а в частности, будут ли ученики уже в 2017 году сдавать литературу и историю в обязательном порядке — пока обсуждается. Но уже решено, что к 2020 году обязательным станет английский язык.

6. Пятёрка по физкультуре за результаты ГТО

Хорошая новость для тех, кто сдал нормы ГТО или планирует это сделать. В этом году результаты выполнения нормативов будут приниматься во внимание учителями физической культуры. То есть если ученик сдал тесты комплекса ГТО, он смело может рассчитывать на отличную оценку по физкультуре. Остальные ребята получают свои оценки на прежних условиях.

Фото: mos.ru

Планируются изменения в основных образовательных программах, в частности — возможность замены уроков материальной технологии на уроки робототехники. Не все школы готовы к такому переходу из-за нехватки оборудования и подготовленных специалистов. Но такая замена во многом — требование времени. В нашей школе мы давно включили курс «робототехники» в курс «технологии» для ребят из пятых-седьмых классов.

8. Занятия по финансовой грамотности

В новом учебном году в школьной программе появятся занятия по финансовой грамотности. Этот курс будет идти в качестве внеурочных занятий или в рамках обществознания. Занятия, включающие в себя разные аспекты финансовой жизни общества (формирование семейных доходов, отличия разных видов кредитования, особенности системы пенсионного накопления), помогут ученикам приобрести практические знания обращения с финансами.

9. Внедрение электронных приложений и онлайн-ресурс к учебнику

Учитывая, что материально-техническая база образовательных организаций постепенно укрепляется, это произойдёт совсем скоро. А при содействии высокотехнологической компании «Ростех» будет налажен выпуск электронных учебников в виде традиционной книги, где на одной стороне чёрно-белый текст, а на другой — цветное изображение.

В этом году учителям предстоит проверить свои компетенции. Рособрнадзор анонсировал проведение Всероссийского исследования компетенции педагогов. Пока это коснётся учителей математики, русского языка и литературы. В дальнейшем — всех учителей-предметников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

9 программных тезисов нового министра образования

Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка

6 детских писателей, которые не любили детей

mel.fm

В 2017 году сферу образования ждут перемены

Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Она обозначила направления, требующие перемен, и прежде всего это: совершенствование ЕГЭ, поддержка и развитие инклюзивного образования, большее внимание к социальной сфере работников отрасли.

Уже сегодня известно, что в следующем году изменится финансирование сферы образования, причем в лучшую сторону, о чем не раз заявляла министр в интервью федеральным СМИ. Эти заявления не могут не вселять надежду на то, что все существующие программы, наконец-то, заработают в полной мере.

Допобразованию – особое внимание

В своих выступлениях Ольга Васильева подчеркивала, что в наступающем  2017 году будет уделено немалое внимание дополнительному образованию, и самое пристальное – на программы технической и естественнонаучной направленности.

Министр полагает, что при должном внимании к этим программам в допобразовании, за 2017-2018 годы количество детей, занимающихся по ним, способно увеличиться в два раза, а к 2020 году  кружки, студии и секции будут посещать 75% учащихся.  

Для этого, считает, Ольга Васильева, необходимо разнообразить секции и кружки в школах, где должно быть не менее пяти бесплатных творческих, спортивных и научных объединений. В планах руководителя уже другого ведомства – культуры - возрождение в школах детских хоров.

Для их организации школам будет необходимо нанимать на работу руководителей хоров и концертмейстеров, а на базе педагогических вузов – организовывать курсы по привлечению и мотивации детей к занятию музыкой и вокалом. 

Не останутся в стороне и центры дополнительного образования, функционирующие вне общеобразовательных учебных заведений. Здесь планируется создавать детские технопарки, об этом говорил председатель правительства Дмитрий Медведев.

Все озвученные чиновниками планы делают акцент на главной цели работы в данном направлении - предоставлении более широких возможностей для творческого, спортивного, музыкального и иного развития детей.

Выпускнику и абитуриенту-2017: ЕГЭ, льготы и другое

В 2017 году продолжится совершенствование проведения ЕГЭ на всей территории Российской Федерации. Необходимость нововведений продиктована опытом предыдущих лет.

Самым неприятным из них для выпускников, пожалуй, станет введение третьего обязательного для сдачи предмета и, вероятнее всего, им станет история. Это продиктовано слабым знанием предмета, специалисты министерства считают, что таким образом можно привлечь к его изучению дополнительное внимание.

Рассматриваются и другие варианты – так, третьим обязательным предметом на ЕГЭ могут стать Иностранный язык, обществознание и физика. У выпускника-2017 есть выбор: на всякий случай «подналечь» на эти предметы или же надеяться НАТО, что введение третьего обязательного отложат до 2018 года.

Есть среди нововведений и приятные новости. Так, например, в 2017 году у участника ЕГЭ появится право пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период. А еще теперь результаты ЕГЭ будут влиять на оценку в аттестате, чего ранее не было.

Из ЕГЭ исчезнут тесты, им на смену придут творческие задания и опросы. 

Еще одно важное нововведение – Всероссийские проверочные работы. Они ожидают одиннадцатиклассников по пяти не основным предметам. Жителям регионов переживать пока не стоит – Всероссийские проверочные работы вводятся в школах Москвы и пока будут проводиться в тестовом режиме. Это – эксперимент, и на итоговых оценках он никоим образом не отразится. Во всяком случае, в ближайшее время. Но принять в нем участие, наверняка, стоит. 

Рособрнадзор обсуждает возможность возврата льгот для «золотых» медалистов при поступлении в ВУЗы. Упоминается, что при этом медаль, действительно, должна свидетельствовать  о самом высоком уровне знаний абитуриента, а потому и механизм оценки учащихся, претендующих на медаль высшего достоинства, возможно, будет пересмотрен.

Школа-2017: новые предметы в расписании

С большей долей вероятности можно говорить о внедрении в школьную программу новых предметов.

Таковым может стать хорошо известная россиянам старшего поколения астрономия. Претерпит изменения, скорее всего, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Призванный воспитывать уважение к представителям различных религий и национальностей, этот предмет теперь станет факультативным, следовательно, потребуется согласие школы на его проведение, а на его посещение - согласие родителей.

Уже точно известно, что в 2017-2018 учебном году учащихся 5-9 классов ждет совершенно новый предмет – «Робототехника». Для того, чтобы он стал по-настоящему увлекательным, в школах постепенно появятся 3D-принтеры.

Инклюзивное образование

Продолжится работа с детьми с ограниченными возможностями, и теперь родитель сможет выбирать обычную или специализированную школу для такого ребенка по своему усмотрению.

Для того, чтобы ребенок с любыми ограничениями здоровья мог почувствовать себя комфортно в любой школе России, все без исключения школы должны быть для этого приспособлены и оснащены всем необходимым – от обычных пандусов до учебников со шрифтом Брайля. Соответственно, школа должна будет располагать и педагогами, умеющими работать с такими детьми.  

Учебники пройдут экспертизу

До марта 2017 года будет проведена экспертная проверка всех школьных учебников. Они будут детально изучены специалистами, среди которых будут академики Российской академии наук, на соответствие научным, педагогическим, общественным и этнокультурным нормам.

Инновации в школе-2017

Среди таковых можно с уверенностью назвать электронные учебники. Они вскоре появятся в школах России и их содержание будет полностью соответствовать традиционным, бумажным. При этом учащимся и педагогам будет доступно мультимедийное сопровождение материала.

Все – в первую смену!

Одна из самых радостных новостей для школяров и их родителей – переход на обучение только в первую смену. Наконец-то, государственные структуры прислушались к мнению врачей-педиатров и готовы к реорганизации системы общего образования, направленного на переход на одну (первую) смену в школах.

Психологическая служба школы

«В наших школах катастрофически не хватает психологов! Но в 2017 году эта проблема начнет решаться», - заявила министр образования Ольга Васильева. Для наибольшего привлечения специалистов данной сферы к работе в школах предполагается поднять им уровень заработной платы. Немаловажным и весьма приятным обстоятельством для абитуриентов-2017 является и то заявление, что в вузах станет больше бюджетных мест.  

xtern.ru

Новости образования 2017-2018 года

Новости образования 2018 года свидетельствуют о незначительных реформах в учебных учреждениях РФ. По сравнению с Украиной, которую ожидает переход на 12-летнюю систему школьного обучения, Россия пока не готова на кардинальные изменения в сфере образования. Тем не менее, ряд нововведений все же были приняты, а ознакомиться с ними полезно всем абитуриентам, школьникам и их родителям.

По заверению президента РФ Владимира Путина, тенденция к увеличению бюджетных мест в российских ВУЗах наблюдается в последние несколько лет. Не станет исключением 2017-2018 учебный год. Наиболее востребованными специальностями для страны сегодня являются:

  • программирование (компьютерные технологии);
  • промышленное и гражданское строительство;
  • коммуникационные технологии;
  • юриспруденция и т. д.

Квоты бюджетных мест планируется увеличивать, исходя из потребностей рынка труда в среднесрочной перспективе. Число мест на бюджет повысится на 3-4%, причем каждое высшее учебное заведение сможет подать заявку на увеличение квоты в индивидуальном порядке. После рассмотрения заявок местные и федеральные органы власти примут решение о целесообразности инициативы.

Бюджетных мест в ВУЗах для иностранцев станет больше

Практика, когда высшее учебное заведение РФ принимает студентов из-за границы, предоставляя им образовательные услуги, получила широкое распространение в последнее десятилетие. Министерство образования и науки анонсировало увеличение числа бюджетных мест для иностранцев в 2017-2018 учебном году. Как ожидается, в отечественных ВУЗах станет больше бюджетников из таких стран, как:

  • Китай;
  • Казахстан;
  • Туркмения;
  • Таджикистан.

Больше всего повезло абитуриентам из Сирии, квоты для которых повысились более чем на 13% (с 400 мест до 455). Согласно нормативным актам, только 20 бюджетных мест выделят под специальность «Русский язык и литература», а остальные распределят, исходя из нужд дружественного ближневосточного государства.

Финансовой грамотности начнут учить с детского сада

В дошкольном образовании 2018 года вводится преподавание финансовой грамотности. Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева подтвердила, что соответствующее соглашение уже достигнуто с Банком России. Детишек будут учить:

  • распознавать банкноты Банка России;
  • осуществлять простейшие вычислительные действия;
  • повышать уровень самостоятельности при расчетах за товары и услуги.

Только за первую половину 2017 года меры по повышению финансовой грамотности у воспитанников были приняты более чем в 500 дошкольных учреждениях России. К концу года это количество планируется довести до 1000, в за 2018 год цифра возрастет до 2000-2500 государственных и частных детских садов.

Изменений в ЕГЭ не будет

Новости образования относительно ЕГЭ 2018 года располагают к спокойной подготовке для его сдачи. Отсутствие значительных изменений в формате и содержании данного экзамена подтвердили в Министерстве образования и науки. Внесение третьего обязательного для сдачи предмета, которым должна стать история, пока откладывается на неопределенный срок. В списке дисциплин-претендентов на обязательное включение в ЕГЭ также значатся:

  • физика;
  • обществознание;
  • литература;
  • иностранный язык.

Также рассматривается вариант поэтапного проведения ЕГЭ, но уже по всем предметам. Подобные изменения считаются благоприятными из-за отсутствия постоянного стресса у учеников в связи с введением единичных новых обязательных экзаменов. Экзамены планируют разделить на 2 этапа: часть будет сдаваться по окончанию 9 класса, оставшаяся часть – после 11 класса. Данная система позволит снизить нагрузку и уменьшить давление на школьников.

«Робототехника» для 5-9 классов

Наука не стоит на месте, поэтому постепенно в школьной программе все больше внимания уделяется последним достижениями в области электроники. Новый предмет под названием «Робототехника» с 2017-2018 года должны будут изучать все ученики 5-9 классов. Школьники освоят:

  • компьютерную терминологию;
  • виды и механизмы современного оборудования;
  • принцип работы автоматизированных устройств.

Предполагается, что большинство школьных учреждений оснастят 3D-принтерами, благодаря чему процесс обучения на «Робототехнике» станет еще более интересным, увлекательным и наглядным.

В школьную программу возвращается астрономия

Новости школьного образования 2017-2018 года порадуют всех любителей звезд, комет и прочих космических объектов. В новом учебном году образовательный процесс пополнится еще одним предметом – астрономией. Переписанные учебники по астрономии поступят в продажу летом 2017 года.

Издательство «Просвещение» заявило о выпуске двух вариантов учебников по предмету – классического и современного. Над второй версией трудился профессор и кандидат астрономических наук В. Чаругин. По заверению создателя, учебник значительно расширит кругозор школьников, заставив их масштабно оценить необъятные просторы Вселенной и получить необходимые знания о звездах.

Психология как школьный предмет

На данный момент обсуждаются варианты внедрения психологии в школьную программу. Она будет представлена либо отдельным предметом, либо войдет в курс ОБЖ. К слову, учебники по психологии для школьников почти разработаны.

Цель введения данного предмета крайне проста: профилактика употребления алкогольных напитков и наркотических веществ несовершеннолетними. Рост числа детей, стоящих на учете у нарколога, на данный момент приостановлен. Считается, что искоренение проблемы посредством введения в школьную программу психологии окажет положительную тенденцию, и число в 640 тысяч нарко- и алкозависимых подростков пойдет на спад.

Вводится новая дисциплина – «Основы кибербезопасности»

С нового учебного 2017-2018 года в школьной программе появится (правда, пока в тестовом режиме) предмет под названием «Основы кибербезопасности». Соответствующие рекомендации по содержанию дисциплины были разработаны Минобрнауки и размещены на официальном сайте ведомства.

По словам чиновников от образования, необходимость введения этой дисциплины назрела уже давно, причем кибербезопасность наряду с ОБЖ, обществознанием, историей непосредственно влияет на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Важная роль по борьбе с интернет угрозами возлагается на родителей, ведь большую часть времени в сети учащиеся проводят дома, а не в школе.

Единое образовательное пространство

Нередко, при переводе ребенка в другую школу, даже в пределах одного города, родители сталкивались в новой школе не только использованием в процессе обучения других учебников, но и совершенно другой образовательной программы.

Для минимизирования подобных ситуаций, начинает развиваться единое образовательное пространство. Основной упор кончено делается на образовательную литературу. Также будут разрабатываться новые программы обучения и постепенно будут дополняться образовательные стандарты.

Электронные учебники в каждой школе

Новости образования порадуют любителей современных технологий. С сентября 2017 года в каждой школе появится база данных учебников в электронном виде. Теперь любую информацию можно будет просто скачать на гаджет, что сделает процесс обучения доступнее и удобнее. Вместе с тем, отказываться от бумажных учебников пока никто не планирует, поэтому школьникам придется носить ранец с книжками за плечами, а не планшет в руках.

Вторая смена в Подмосковных школах

Количество учеников в школах Московской области растет на 100 тысяч человек ежегодно. Для обеспечения местами всех учеников до 2020 года будет построено 230 новых школ, которых без сомнения будет больше, чем необходимо в регионе. Но данные нововведения имеют место благодаря реализации поручения президента России Владимира Путина по ликвидации второй смены в школах Подмосковья. Полностью все ученики региона перейдут учебу с первой половине дня до 2025 года, а отдельные районы реализуют это уже в грядущем учебном году.

Английский язык в колледжах

Треть колледжей России с 2017-2018 учебного года начнут использовать новые образовательные стандарты. Они предполагают углубленное знание иностранного языка и основ предпринимательства в рамках изучаемой специальности. В результате количество часов английского языка и экономических дисциплин значительно увеличится. Предполагается, что после нововведений студенты смогут свободно использовать оборудование (гаджеты) с англоязычным интерфейсом.

Математические центры в вузах

Начался отбор ученых в сфере математики, которые выступят в качестве преподавателей математических центров в вузах России. Именно победители данного отбора и разработают проект создания и внедрения центров в образовательную систему ряда высших учебных заведений. Им будет обеспечено проживание в случае вынужденного переезда, зарплата, превышающая среднюю по установленному региону минимум в 4 раза, а также прохождение стажировок не только в России, но и за рубежом.

Выбор вузов будет проводить Министерство образования и науки России, но, несмотря на это, окончательный выбор осуществляют будущие преподаватели.

Новые правила выдачи образовательных кредитов

В декабре 2016 года Сбербанк приостановил выдачу кредитов на образовательные услуги. Письмо с просьбой внесения необходимых изменений в нормативные акты было направлено в Министерство образования и науки. Отметим, что ведовство выполнило все требования главного банка России в течение нескольких недель, доработав правила получения кредитов на образование. С перечнем документов, обязательных для предоставления при получении ссуды, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства. Определение максимальной процентной ставки по кредитам остается за банком, впрочем, как и решение о выдаче или отказе в выдаче займа.

Таким образом, новости образования на 2018 года пока не предвещают серьезных изменений системы. Точечные нововведения призваны скорректировать образовательный процесс, сделать его более современным, полезным, доступным.

Обучение молодых мам

С 2018 года вводится проект по обеспечению доступности высшего образования молодым женщинам до 23 лет, имеющим минимум одного ребенка. По данной программе будет возможен переход молодых мамочек на заочную форму обучения. Также они смогут поступать обучаться по экспериментальной программе в колледжи с возможностью впоследствии перейти на аналогичную программу в вузе уже после первого курса.

Сама программы в вузах для данной категории обучающихся будут ускорены: при переходе с первого курса колледжа обучение займет три года, при переходе после второго – всего два. Напомним, что подобная программа реализуется в виде эксперимента, срок окончания которого намечен на 2024 год.

Подробнее о новостях образования 2018 года смотрите в следующем видео: Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Изменения в образовании в учебном году 2017-2018: какие нововведения ждут школьников с 1 сентября

Предыдущий учебный год выдался богатым на идеи и инициативы в сфере образования. Разбираемся, какие изменения в образовании в учебном году 2017-2018 воплотятся в жизнь, а какие останутся существовать пока лишь на бумаге.

1. АСТРОНОМИЯ - ВО ВСЕХ ШКОЛАХ

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение этого года - возвращение астрономии в расписание школьников. На этом лично настояла министр образования и науки Ольга Васильева.

- Обязательный объем - не менее 35 часов, - уточнила министр. - А вот в 10-м или 11-м классе - это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.

Учебники по астрономии уже есть, а сам предмет добавлен во ФГОСы, так что административных преград для возвращения в школы науки о небесных телах нет. Директорам осталось лишь найти время в расписании старшеклассников и убедить их в нужности этого предмета - не секрет, что в старших классах многие дети забивают на все уроки, по которым не надо будет сдавать ЕГЭ, ради подготовки к единому экзамену.

2. НОВЫЙ РУССКИЙ

К слову, об экзаменах: на отмену ЕГЭ школьникам рассчитывать не приходится, а вот экзамен в девятом классе будет изменен. Прежде всего это касается ОГЭ по русскому языку - в него будет добавлена устная часть.

- Пока он пройдет в нескольких пилотных регионах, - рассказала Ольга Васильева. - А через год, думаю, его будут сдавать везде. Школьнику будет предложено прочитать небольшой рассказ. А потом - беседа по прочитанному тексту. Как ребенок рассуждает, какие мысли ему пришли в голову после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его еще что-то, какие главные герои, если они тебе знакомы.

3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тесты и проверки ждут не только учеников, но и учителей. По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рос­обрнадзором в прошлом учебном году, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают!

- Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, - рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение.

Пилотная модель оценки учителей пока пройдет в 13 субъектах на базе региональных центров повышения квалификации. Оценивать педагогов будут по нескольким критериям - это знание предмета и методики его преподавания, а также ведение урока. По результатам проверки учитель сможет пройти переподготовку именно в тех пунктах, где у него обнаружились проблемы.

4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

С нового учебного года любой школьник с 5-го по 9-й класс сможет заняться изучением робототехники в рамках специального факультатива. Дети освоят компьютерную терминологию, познакомятся с видами и механизмами устройств, а также с основными принципами их работы. Кроме того, в рамках проекта по информатизации школ многие учебные учреждения оснастят специальными 3D-принтерами, так что недостающие компоненты школьники смогут напечатать себе самостоятельно.

Старшеклассники станут ближе к звездам на один урок астрономии.Фото: Олег УКЛАДОВ

5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ

Изменения коснутся и студенческих стипендий. Во-первых, они станут немного больше - в следующем году прирост составит 5,9 процента. Напомним, сейчас минимальная стипендия студента вуза составляет 1340 рублей, для учащихся колледжей и техникумов - 487 рублей, для аспирантов - 2637 рублей. Кроме того, студенты могут претендовать на повышенную стипендию за особые успехи в учебе или научные достижения.

А вот получить социальную стипендию от университета станет сложнее. С 1 января получить выплаты от вуза смогут только те студенты, кому уже назначена государственная социальная помощь. Это учащиеся из малоимущих семей и инвалиды. Стипендия будет назначаться на один год.

6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ

В этом году всеобщее внимание привлекли сразу несколько подростковых суицидов. О причинах и последствиях можно спорить до посинения, но ясно одно - проблем удалось бы избежать, если бы на ребят вовремя обратили внимание специалисты.

- К сожалению, те дети, которые оказались в настолько сложной ситуации, не попадают в поле зрения психологов, - сообщила вице-премьер Ольга Голодец. - Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей в трудных жизненных ситуациях, то есть детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводит к гораздо более сложным последствиям. Поэтому даны поручения по проработке всей психологической службы в школах - ее необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало.

Так что в следующем году школам придется расширить штат психологов, чтобы они смогли более прицельно заниматься с детьми.

7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основам экономики и финансовой грамотности начнут учить уже с детского сада. Малышам расскажут, как расплачиваться в магазине, научат считать сдачу и отличать банкноты банка России от других валют. Предполагается, что к концу 2018 года занятия по финансовой грамотности появятся уже в 2 с половиной тысячах дошкольных учреждений.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ

- Уроки по православию останутся по выбору. В Российской академии образования сообщили, что предмет этот факультативный и в обязательную программу включать его не будут.

- Электронные учебники все еще проходят апробацию, и до полного отказа от бумажных пособий нам еще далеко.

- Третий обязательный ЕГЭ пока находится в стадии обсуждения, и в этом учебном году его ждать точно не стоит.

www.kp.ru


Смотрите также