Обучаемость как способность усвоения программы химии в школе


Способность к обучению, обучаемость

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие обучаемости

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.  

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.  

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.  

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не  исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению. Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами:

  1. Так как проблемы в обучении нередко связаны с возникновением соматических заболеваний, нужно следить за здоровьем, периодически проводить диагностику. Решив проблемы со здоровьем, можно облегчить процесс обучения. Например, у ребенка испортилось зрение, и он стесняется в этом признаться, элементарно не видит, что написано на классной доске, отсюда – снижение успеваемости и обучаемости.
  2. Психологический климат в семье и общее психологическое благополучие  человека влияет на способность концентрироваться на учебе. К примеру, если родители ребенка постоянно ссорятся и хотят развестись, он переживает психологическую травму, все его мысли заняты мыслями о родителях, он просто не может думать об учебе.
  3. Потребность в обучении является одной из социальных потребностей человека, которая не может возникнуть без удовлетворения базовых потребностей.  Правильно питание, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе необходимы и взрослым и детям для того, чтобы иметь возможность усваивать новую информацию.
  4. Адекватное восприятие способностей к обучению, врожденным особенностям психических процессов. Врожденные способности, определенные генетикой и физиологией и приобретенные в процессе обучения и воспитания у всех различны. Их нужно знать и учитывать. Некорректно сравнивать себя или своего ребенка с другими людьми. Даже учитывая то, что системой образования предусмотрена оценка знаний, ее нужно воспринимать как условное и субъективное определение уровня знаний. Не всегда оценка «отлично» свидетельство безупречных знаний, и наоборот, даже зная все по теме, не всегда можно суметь донести свои знания преподавателю так, что получить отличную оценку.
  5. Не стоит вешать ярлык «глупый» на человека, которому трудно дается учеба. Причина проблем в обучении обычно кроется в расстройстве или неразвитости одно из познавательных процессов. Нужно разобраться в том, что это за процесс, а затем начать развиваться и работать над конкретной проблемой.  К примеру, если проблемы с запоминанием – найти и применить методики по улучшению памяти.
  6. Поработать над самооценкой и уверенностью в себе. Часто человек не верит в то, что осилит учебу, такая негативная установка мешает учиться. Дети, которых чаще хвалят за успехи и меньше ругают за неудачи в учебе, имеют больший интерес к знаниям и оттого лучше учатся.

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.

Рекомендуем почитать:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(голосов: 3, средний: 4,67 из 5) Загрузка...

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Обучаемость, Потребность, Развитие

ourmind.ru

Обучаемость (Общие способности к усвоению учебных знаний)

Понятие обучаемости. Обучаемость –это общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности.

В последнее время, на основании целого ряда экспериментальных исследований, было выдвинуто предположение о том, что общей обучаемости, как способности не существует, а есть обучаемость, как система специальных способностей. Есть гипотеза о двух способностях, т.е. двух видах обучаемости. Первая была названа «имплицитной» обучаемостью, вторая – «эксплицитной». Имплицитная обучаемостьпредставляет собой способность к элементарным формам обучения и запоминания. Она сохраняется даже у больных с удаленными височными долями коры головного мозга и проявляется в том, что человек в эксперименте улучшает выполнение определенных заданий, но сам не может описать, чему же он научился. Имплицитная обучаемость, наряду с креативностью, обусловлена доминированием бессознательной активности психики.

Эксплицитная обучаемостьпроявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Она позволяет нам распознавать случившиеся прежде и незнакомые события. Эксплицитная обучаемость, как и интеллект, связана с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. Ее еще называют «сознательной» обучаемостью.

Обучаемость, креативность, интеллект. Сложность изучения обучаемости, как способности, заключается в том, что на успешность обучения оказывают влияние очень многие факторы, и не только общий интеллект, а в первую очередь установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Не зря из одних научных и научно-популярных книг перекочевывают примеры того, как плохо учившийся в школе ученик в последующем достигает вершин научного «Олимпа»: становился доктором наук или Нобелевским лауреатом. Действительно в разряд слабоуспевающих школьников попадают ученики с высоким уровнем умственного развития. Причина кроется в отсутствии мотивации к учению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих учащихся (Блейхер Л.Ф., Бурлачук В.М., 1978). Эта зависимость подобна связи между интеллектом и креативностью, представленной в модели Э.П.Торренса. По этой модели интеллект служит базой креативности, поэтому человек с низким интеллектом никогда не будет креативом, хотя интеллектуал может не быть творческим человеком.

Способность/неспособность. Идея «каждый человек способен ко всему» многими учеными определяется как неверная. В связи с эти ставится вопрос, что представляет собой неспособность.Неспособность – (плохие способности) – этотакая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Неспособность – это степень несоответствия данной личности требованиям определенной деятельности. Выполнение какое-либо деятельности при неспособности к ней вызывает не только появление стойких ошибочных действий, но и чувство неудовлетворенности. Неспособность к определенному виду деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способности. К.К.Платонов определял ее, как отрицательную способность. Это тоже определенная структура личности, в которую входят ее отрицательные для данной деятельности черты. Неспособность, как и способности, представляет собой общее качество личности, а точнее – то же качество, что и способности, но с «отрицательным» знаком.

Талант. Более высокой ступенью проявления способностей называют талантом.Талант –это совокупность способностей, позволяющее человеку получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Также как и отдельные способности, талант представляет собой лишьвозможностьприобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей. Отдельная способность, изолированная от других, не может быть определена как талант, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Структура талантазависит в первую очередь от характера требований, которые предъявляет личности та или иная деятельность (политическая, художественная, производственная, научная и т.д.). Есть и общие структурные элементы таланта, выявленные с помощью психологических исследований, проведенных в основном на одаренных детях.Первая группаособенностей связана с контролем и работоспособностью. Талантливым личностям присущи внимательность, собранность, постоянная готовность к работе.Вторая особенность проявляется в склонности к труду, иногда даже в неуемной потребности трудиться.Третья группа особенностейсвязана непосредственно с интеллектуальной деятельностью – это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Кроме того, для талантливых людей характерна потребность в занятиях определенным видом деятельности, зачастую подлинная страсть к избранному делу. Сочетание частных способностей у талантливых людей особое, характерное только для них.

Гениальность. Гениальность – высшая ступень проявления творческой личности.Гениальность выражается в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

Если опираться на трактовку творчества как по большей части процесса бессознательного, гений – это человек, который творит на основании бессознательной активности. Он способен переживать самый широкий диапазон состояний благодаря тому, что выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Следовательно, гений по преимуществу творит через активность бессознательного творческого субъекта. «Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя и та, и другая общие способности есть у обоих» (В.Н.Дружинин, с. 173). К другим признакам, отличающим гениальность от талантливости относятся универсальность, бóльшая оригинальность и продолжительность творческого периода жизни.

В отличие от «просто креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В связи с этим он склонен к крайним эмоциональным состояниям. Что из них является следствием, а что причиной пока еще не установлено, но выявлена взаимосвязь между креативности с нейротизмом.

В.Н.Дружинин предлагает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность)  активность психики.

Гений создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны:

  • чрезвычайная творческая продуктивность;

  • овладение культурным наследием прошлого при решительном преодолении им устаревших норм и традиций;

  • деятельность, способствующая прогрессивному развитию общества.

studfiles.net

Развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения качества знаний по химии

Развитие мыслительной деятельности учащихся

как средство повышения качества знаний по химии

Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений.

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время, после начала изучения предмета, интерес учащихся и качество знаний падает из-за огромного теоретического материала, большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за малого количества времени, отведённого на изучение тем.

При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний, определяемое по контрольным работам первоначально изучаемых тем, довольно высокое, но по мере увеличения объема изучаемого материала, результаты контрольных работ, как правило, снижаются.

Причинами снижения качества знаний я считаю:

  • неумение учащихся анализировать задания и выделять из имеющихся те знания, которые следует применить в данном случае;

  • при известном разнообразии способов действий учащиеся не могут применить общие правила для решения частных задач;

  • для успешного выполнения задания учащемуся следует осуществить цепочку мыслительных действий, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий у детей отсутствуют;

  • для ответа на вопрос, ребёнок должен обладать умениями систематизировать свои знания, делать выводы, но большинство восьмиклассников не владеют этими навыками мыслительных действий.

Определив основные причины снижения качества знаний, я пришла к выводам

  • обучение не должно сводиться к передаче детям набора определённых терминов и понятий;

  • в основе обучения должна лежать собственная активная мыслительная деятельность учащихся, которую организует учитель.

Только такое обучение позволит решать следующие задачи:

- не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному способу добывания знаний;

  • дать возможность всесторонне развивать умственные способности ребёнка;

  • повысить качество знаний обучающихся.

Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.

В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:

  • в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить;

  • выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;

  • дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.

Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и химического образования в том числе.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г»¹ образовательный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо также более широко применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа информации, перейти от традиционной парадигмы образования «учитель – ученик- ученик» к новой парадигме «ученик – ученик – учитель»

Требования к уровню подготовки по химии2 предполагают, что «по итогам усвоения обязательного минимума содержания выпускники должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями», «выпускники должны уметь применять знания и способы деятельности, имеющие отношения к изучению химии (составление химических формул, уравнений и др.)».

Наряду с тем существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать эти задачи:

1) Все более усложняющаяся программа, насыщенный и трудный к восприятию материал школьного курса химии, вместе с тем уменьшение количества часов химии.

Таблица 1.

Количество часов, отводимых для изучения школьного курса химии

учебный

класс год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

8 класс

2

2

2

9 класс

2

2

2

10 класс

1

1

1

11 класс

1

1+1

1

(Плюс один – это элективный курс).

2) Тесная связь химических расчетов с математическими вычислениями, которые учащиеся все больше стараются выполнить с помощью калькулятора, т.е. утрачивают способность считать устно.

3) Как показывает практика, простое запоминание химических понятий дает минимальный результат в овладении знаниями химии. Такой ученик оказывается не способным применить заученное понятие в изменившейся ситуации. Поэтому из предлагаемых на контрольных работах разноуровневых заданий большая часть школьников выбирает задания конструктивного характера.

Журнал «Химия в школе» № 6, 2006

Многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в выбранной профессии.

Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей-новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу о необходимости не простой передачи информации от учителя к ученику, а о целенаправленном развитии мышления учащихся, ведущему к умению оперировать понятиями, проводить сопоставления, делать выводы, уметь наблюдать. Развитие всех этих навыков и приводит к глубокому пониманию материала, лучшему его запоминанию, способности применить

теоретические знания в решении задач разных типов, составлении уравнений реакций, т.е. выполнению различных практических заданий.

Поэтому выбранная проблема активизаций мыслительной деятельности учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по химии с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения химического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности через организацию работы факультативов и кружков.

Для успешного решения проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся я разработала для себя систему понятий,

определений, дидактических средств и методических приёмов, которая составляет основу моей практической деятельности, направленной на развивающее обучение.

С целью увеличения результативности обучения химии я выделила основные направления работы

Формирование исследовательских знаний и умений

  • усвоение фактического материала по предмету;

  • обучение работе с алгоритмами по составлению уравнений реакций, определению степеней окисления, расстановке коэффициентов и т.п.

  • умение выделить проблему;

  • формирование гипотезы;

  • планирование эксперимента;

  • осуществление приемов анализа и синтеза;

  • обучение приемам классификации;

  • формирование приемов обобщения;

  • обучение приемам умозаключения

и получения выводов.

Я считаю, что важным условием успешного развития творческого мышления обучающихся является наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на выводы и т.п. Кроме этого в творческой любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

  • способность к разработке гипотезы;

  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

  • оригинальность мышления (способность проводить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

  • легкость ассоциирования (умение находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются).

Развитие этих интеллектуальных способностей и является основным направлением моей работы.

В современной психолого-педагогической науке используются различные дидактические системы. Все они опираются на то, что обучение должно вести за собой развитие. Основу моего педагогического опыта составляют идеи развивающего обучения.

Если при традиционном обучении (информационном, сообщающем) деятельность учащихся носит репродуктивный характер - воспроизведение, выполнение заданий по образцу, по определенному алгоритму, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной. Учащийся самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы, т.е. он учится применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы.

Задачи развивающего обучения

- Учить мыслить логично, научно, творчески.

- Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико – материалистического мировоззрения.

- Содействовать формированию прочных знаний, также сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно остаются в памяти, а если и

забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.

- Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.

- Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности

- Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Важнейшая цель изучения каждой школьной дисциплины, в том числе и химии, - не только формирование определенного багажа теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических

навыков обучающихся, но и постоянное развитие мыслительной деятельности учащихся.

Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых учащиеся творчески применяют на практике свои знания или определяют, каких навыков им не хватает для решения тех или иных проблем.

Наряду с традиционными проблемно – поисковыми заданиями я широко использую в своей практике качественные задачи, направленные на поиск разнообразных закономерностей.

Система работы по активизации мыслительной деятельности учащихся включает в себя:

1. Формирование умений осуществлять приемы анализа и синтеза.

Анализ и синтез – это две стороны единого мыслительного процесса. Правильный анализ целого включает изучение не только его частей, их свойств, но и их связей и отношений. Поэтому при анализе целое не распадается, а преобразуется.

Для формирования приёмов анализа часто использую задания типа:

Выберите правильное утверждение:

1.В кристаллической решётке графита все атомы углерода находятся на одинаковых расстояниях друг от друга.

2.Углерод проявляет окислительные свойства при взаимодействии с водородом и металлами.

3.Оксид углерода (II) используется для восстановления металлов из их оксидов.

4.Раствор угарного газа в воде известен как газированная вода.

5.В силу своей непрочности угольная кислота активно реагирует с металлами и основными оксидами.

6.В водном растворе карбонаты в присутствии углекислого газа превращаются в гидрокарбонаты.

Формированию приемов синтеза служат подобные задания:

Найдите словосочетания, объединяющие перечисленные ниже слова или формулы:

А) известняк, гипс, фосфорит, мрамор (природные соединения кальция);

Б) литий, натрий, калий, рубидий, цезий (щелочные металлы);

В) CrO, FeO, MnO, Na2O (основные оксиды).

1.Обучение приемам классификации

Сталкиваясь с классификацией, как правило, учащиеся обращают внимание не на осмысление самой умственной операции, а на простое запоминание групп объектов.

После изучения каждой большой темы приводим и создаем вместе с ребятами разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливаем внутритематические и межтематические связи (мостики).

Например, по мере накопления знаний о веществах возможны различные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к различным классам; электролиты и неэлектролиты;

окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые в воде вещества и т.д.

При выполнении экспериментальных заданий учащиеся совершенствуют свои практические умения, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных задач, убеждаются в справедливости законов, теорий. Химический эксперимент использую как источник фактов для осуществления рассуждений - умозаключений или рассуждений – доказательств. (Приложение №4)

При выполнении химического эксперимента школьникам необходимо понять и сформулировать его цель, на основе анализа текста задания или схемы установки выдвинуть гипотезу, затем выработать план действий и спрогнозировать признаки, свидетельствующие о протекании реакции.

Сознательного и активного участия ребят в проведении химического эксперимента добиваюсь системой вопросов, например: «Какова цель этого опыта?», «Почему используется в приборе та или иная деталь?», «Как доказать, что получилось определённое вещество?», «Какой вывод можно сделать на основании этого опыта?» и т.п.

Для формирования умений учащихся рассуждать применяю способ проведения «мыслительного» эксперимента. Пример заданий:

  • Получить вещество несколькими способами.

  • Провести все характерные реакции, свойственные данному классу веществ.

  • Предложите план распознавания вещества среди других (вещества указываются)

При выполнении таких заданий дети получают возможность на основе имеющихся знаний и умений создавать новые мысленные образы, делать необходимые логические выводы и обобщения.

Учеба – нелегкий труд.

Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что моя систематическая работа, направленная на развитие мыслительной

деятельности учащихся, обязательно принесет свои плоды. И в данной работе важны все составляющие: последовательность изложения материала,

строго продуманная система развивающих заданий, организация

самостоятельной деятельности учащихся с учебником, выполнение практических работ и т.д.

Лучшим результатом своей работы я считаю способность заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения тайн окружающей действительности.

Для повышения мотивации изучения химии и привития интереса и любви к предмету организую поисковую, исследовательскую работу, формирую устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы, индивидуальные занятия, элективные курсы.

Для развития мыслительной деятельности учащихся использую адекватные изучаемому содержанию методы обучения, например, частично – поисковый, исследовательский, модульную технологию.

infourok.ru

Обучаемость (Общие способности к усвоению учебных знаний)

Читайте также:
  1. IV. ОРГАН�ЗАЦ�ОННО-МЕТОД�ЧЕСК�Е УКАЗАН�Я ПО ОРГАН�ЗАЦ�� � ПРОВЕДЕН�Ю УЧЕБНЫХ ЗАНЯТ�Й, ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ � ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦ��
  2. V Общие и специальные способности.
  3. А, В, С, Е, К, М — участники инновационного процесса, О — ограничение пропускной способности канала, линии АВ, ВС, СЕ, ЕК, КМ, МВ— коммуникационные каналы
  4. Активизируем интеллектуальные способности и творчество: увеличиваем энергоснабжение головного мозга. Кистевые чакры
  5. Анализ ликвидности и платёжеспособности организации
  6. Анализ платежеспособности организации
  7. Вопрос 95. Правоспособность граждан. Соотношение правоспособности и субъективных гражданских прав

Понятие обучаемости. Обучаемость– это общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности.

В последнее время, на основании целого ряда экспериментальных исследований, было выдвинуто предположение о том, что общей обучаемости, как способности не существует, а есть обучаемость, как система специальных способностей. Есть гипотеза о двух способностях, т.е. двух видах обучаемости. Первая была названа «имплицитной» обучаемостью, вторая – «эксплицитной». �мплицитная обучаемость представляет собой способность к элементарным формам обучения и запоминания. Она сохраняется даже у больных с удаленными височными долями коры головного мозга и проявляется в том, что человек в эксперименте улучшает выполнение определенных заданий, но сам не может описать, чему же он научился. �мплицитная обучаемость, наряду с креативностью, обусловлена доминированием бессознательной активности психики.

Эксплицитная обучаемость проявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Она позволяет нам распознавать случившиеся прежде и незнакомые события. Эксплицитная обучаемость, как и интеллект, связана с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. Ее еще называют «сознательной» обучаемостью.

Обучаемость, креативность, интеллект. Сложность изучения обучаемости, как способности, заключается в том, что на успешность обучения оказывают влияние очень многие факторы, и не только общий интеллект, а в первую очередь установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Не зря из одних научных и научно-популярных книг перекочевывают примеры того, как плохо учившийся в школе ученик в последующем достигает вершин научного «Олимпа»: становился доктором наук или Нобелевским лауреатом. Действительно в разряд слабоуспевающих школьников попадают ученики с высоким уровнем умственного развития. Причина кроется в отсутствии мотивации к учению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих учащихся (Блейхер Л.Ф., Бурлачук В.М., 1978). Эта зависимость подобна связи между интеллектом и креативностью, представленной в модели Э.П.Торренса. По этой модели интеллект служит базой креативности, поэтому человек с низким интеллектом никогда не будет креативом, хотя интеллектуал может не быть творческим человеком.

Способность/неспособность. �дея «каждый человек способен ко всему» многими учеными определяется как неверная. В связи с эти ставится вопрос, что представляет собой неспособность. Неспособность– (плохие способности) – это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Неспособность – это степень несоответствия данной личности требованиям определенной деятельности. Выполнение какое-либо деятельности при неспособности к ней вызывает не только появление стойких ошибочных действий, но и чувство неудовлетворенности. Неспособность к определенному виду деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способности. К.К.Платонов определял ее, как отрицательную способность. Это тоже определенная структура личности, в которую входят ее отрицательные для данной деятельности черты. Неспособность, как и способности, представляет собой общее качество личности, а точнее – то же качество, что и способности, но с «отрицательным» знаком.

Талант. Более высокой ступенью проявления способностей называют талантом. Талант– это совокупность способностей, позволяющее человеку получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Также как и отдельные способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей. Отдельная способность, изолированная от других, не может быть определена как талант, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Структура таланта зависит в первую очередь от характера требований, которые предъявляет личности та или иная деятельность (политическая, художественная, производственная, научная и т.д.). Есть и общие структурные элементы таланта, выявленные с помощью психологических исследований, проведенных в основном на одаренных детях. Первая группа особенностей связана с контролем и работоспособностью. Талантливым личностям присущи внимательность, собранность, постоянная готовность к работе. Вторая особенностьпроявляется в склонности к труду, иногда даже в неуемной потребности трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью – это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Кроме того, для талантливых людей характерна потребность в занятиях определенным видом деятельности, зачастую подлинная страсть к избранному делу. Сочетание частных способностей у талантливых людей особое, характерное только для них.

Гениальность. Гениальность – высшая ступень проявления творческой личности. Гениальностьвыражается в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

Если опираться РЅР° трактовку творчества как РїРѕ большей части процесса бессознательного, гений – это человек, который творит РЅР° основании бессознательной активности. РћРЅ способен переживать самый широкий диапазон состояний благодаря тому, что выходит РёР·-РїРѕРґ контроля рационального начала Рё саморегуляции. Следовательно, гений РїРѕ преимуществу творит через активность бессознательного творческого субъекта. «Талант же творит рационально, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ продуманного плана. Гений РїРѕ преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя Рё та, Рё другая общие способности есть Сѓ РѕР±РѕРёС…В» (Р’.Рќ.Дружинин, СЃ. 173). Рљ РґСЂСѓРіРёРј признакам, отличающим гениальность РѕС‚ талантливости относятся универсальность, Р±óльшая оригинальность Рё продолжительность творческого периода жизни.

В отличие от «просто креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В связи с этим он склонен к крайним эмоциональным состояниям. Что из них является следствием, а что причиной пока еще не установлено, но выявлена взаимосвязь между креативности с нейротизмом.

В.Н.Дружинин предлагает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) ´ активность РїСЃРёС…РёРєРё.

Гений создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны:

· чрезвычайная творческая продуктивность;

· овладение культурным наследием прошлого при решительном преодолении им устаревших норм и традиций;

· деятельность, способствующая прогрессивному развитию общества.

Контрольные вопросы к теме №21

1. Какие вы знаете классификации способностей?

2. Назовите виды и уровни способностей.

3. Дайте характеристику общих способностей человека.

4. Какие концепции способностей вы знаете?

5. Определите понятие креативность.

Дата добавления: 2015-07-12; просмотров: 533 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2019 год. (0.012 сек.)

mybiblioteka.su

Требования к объему знаний, умений и навыков учащихся по химии

Все знания, умения и навыки, которые учащиеся усваивают согласно программе, можно объединить в следующие группы:

а) основные химические понятия и законы; б) химические теории; в) химический язык; г) знания о химических реакциях; д) знания о веществах; е) знания о химических элементах; ж) знания о производстве химических продуктов и применении их в народном хозяйстве страны, в области культуры, здравоохранения и в быту; з) навыки в решении химических задач; и) экспериментальные навыки; к) навыки устной и письменной речи.

Рассмотрим требования к усвоению учащимися каждой из указанных выше групп знаний и навыков.

Усвоение основных химических понятий и законов. Основные химические понятия и законы следует считать усвоенными, ес» ли учащиеся могут:

1) раскрыть содержание понятия (указать существенные признаки его) и закона;

2) дать. определение понятия и формулировку закона, используя теоретическую подготовку, полученную к этому времени;

3) привести примеры явлений, обобщаемых понятием, законом;

4) применить содержание понятия и закона для объяснения явлений жизни и производства, при решении задач и приобретении новых знаний;

5) уметь изложить краткую историю открытия закона.

В процессе преподавания учитель постоянно развивает содержание основных понятий, усваиваемых учащимися. Поэтому он должен проверять усвоение основных химических понятий в соответствии с тем содержанием теоретической подготовки, которая усваивается учащимися к моменту проверки.

Усвоение химических теорий. Как уже указывалось выше,, теоретические основы химии в средней школе составляют атомно-молекулярное учение, теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева, строение атома, теория электролитической диссоциации. Усвоение этих теорий необходимо проверять не только в период изучения их, но и при изучении последующих тем программы, содержание которых должно излагаться на базе усвоенных до этого теоретических воззрений. При проверке надо требовать от учащихся:

1) изложить основные положения теории;

2) привести научные факты, подтверждающие эти положения;

3) применить теорию для объяснения химических фактов, явлений жизни и производства;

4) применить теорию для определения свойств элементов и их соединений;

5) привести краткие сведения из истории открытия и раз- вития химической теории; указать на приоритет русских ученых в разработке и внедрении в химию атомно-молекулярного учения, периодической системы элементов и их соединений, теории- химического строения органических веществ.

Усвоение химического языка. В процессе обучения знание «химического языка» расширяется и углубляется по мере развития теоретических представлений учащихся о строении вещества. Это надо учитывать при проверке знаний о химическом языке и умения пользоваться им.

Знания и умения учащихся, относящиеся к «химическому языку», должны удовлетворять следующим требованиям:

VII класс. На основе усвоения атомно-молекулярной теории и понятий об атоме, молекуле и химической реакции учащиеся должны знать: 1) качественное и количественное значение применяющихся в этом классе химических знаков, формул и уравнений; 2) формулы соляной, серной, азотной и фосфорной кислот. Они должны также уметь: 1) читать химические знаки, формулы и уравнения реакций; 2) составлять формулы- окислов и оснований по валентности и формулы нормальных солей соляной, серной, азотной и фосфорной кислот с одно- lвух- и трехвалентными металлами, давать научные названия окислам и основаниям; 3) определять по формулам валентность элементов в бинарных соединениях; 4) составлять уравнения реакций между веществами изученных классов.

VIII класс. В VIII классе прибавляются следующие требования к знаниям и умениям учащихся в области «химического языка»: 1) составление формул кислых солей; 2) определение по формулам валентности элементов в тройных соединениях; 3) составление структурных формул неорганических соединений.

IX—X классы. В процессе изучения диссоциации кислот, солей и оснований в растворах учащиеся должны научиться читать, понимать и составлять уравнения реакций обмена между кислотами, солями, щелочами в краткой и полной ионной форме.

XI класс. При изучении в XI классе органических соединений и теории строения их к предыдущим требованиям должны быть прибавлены следующие новые требования в области усвоения «химического языка»: 1) чтение, составление и понимание структурных формул простейших органических соединений (углеводородов, галогенозамещенных, спиртов, альдегидов, кислот, солей органических кислот, сложных эфиров); 2) знание функциональных групп и умение отнести вещество на основании его структурной формулы к определенному классу соединений; 3) чтение, составление и понимание уравнений реакций, выраженных структурными формулами.

Усвоение знаний о химических реакциях. Знания о химической реакции можно считать усвоенными, если ученики: а) правильно описывают свойства веществ, вступающих в реакцию, способы, с помощью которых вызывается реакция, условия протекания реакции, явления, сопровождающие реакцию, свойства веществ, получающихся после реакции; б) правильно выражают сущность реакции химическим уравнением; в) указывают использование этой реакции в жизни и на производстве, если она действительно находит в них применение.

Усвоение знаний о веществах. При правильном преподавании химии учащиеся должны получить следующие знания о каждом веществе, изучение которого предусмотрено программой: нахождение вещества в природе, химический состав его, физические свойства, химические свойства, физиологическое действие (в отдельных случаях), принадлежность вещества к определенному классу, применение и народнохозяйственное значение вещества, способы получения его в лаборатории и в отдельных случаях в производстве.

Усвоение знаний о химических элементах. На разных ступенях обучения знания о химических элементах должны отвечать разным требованиям.

Учащиеся VII—VIII классов должны знать химический знак и атомный вес элемента, нахождение элемента в природе, свойства элемента в свободном состоянии, народнохозяйственное значение элемента.

В IX классе к перечисленным выше требованиям прибавляются новые: знать формы и свойства соединений элементов изучаемых групп, указать сходство и различие свойств элементов и типичных соединений в пределах изученных групп, сравнить свойства элементов и их соединений одной изученной группы со свойствами элементов и их соединений другой группы (например, элементов группы галогенов с элементами группы щелочных металлов).

В X и XI классах ко всем предыдущим прибавляются следующие новые требования. Учащиеся должны знать положение элемента в периодической системе элементов (группа, период, ряд, соседние элементы) и строение атомов (число протонов, нейтронов и электронов; число наружных электронов и расположение электронов по слоям для элементов первых трех периодов), предсказывать химические свойства элементов в свободном состоянии, а также формы и свойства их водородных и кислородных соединений на основании местоположения элементов в периодической системе.

Усвоение знаний о химическом производстве. Ученики должны знать свойства продуктов, состав и применение их в народном хозяйстве, в области культуры и быта, свойства исходных материалов, их химический состав и подготовку к переработке, сущность химических процессов, с помощью которых исходные материалы превращаются в продукт, основные стадии технологического процесса, технические средства (аппараты, машины, их устройство) и научные принципы, с помощью которых они совершаются, труд людей, осуществляющих производство продукта, успехи, достигнутые в производстве данного продукта, и задачи, поставленные КПСС по дальнейшему развитию его производства.

Ученики постепенно должны усвоить основные достижения и задачи в области химизации народного хозяйства страны, а также общие принципы химического производства.

Решение химических задач. В процессе изучения химии в средней школе учащиеся обучаются решать качественные и расчетные химические задачи различных типов и видов. Выше (см. стр. 300) эти типы и виды были названы и одновременно было указано, в каких классах они применяются. Тем самым выше уже были определены требования к решению задач, и здесь мы их перечислять не станем.

Овладение экспериментальными умениями и навыками. При правильной организации лабораторных и практических работ учащиеся по классам должны приобрести следующие экспериментальные умения и навыки: обращение с пробирками, колбами, химическими стаканами, выпарительными чашками, мате^ риальными склянками, банками, воронками (VII—VIII классы); обращение с металлическим штативом и его частями (VII класс);обращение с растворами кислот и щелочей (VII класс); обращение с концентрированными кислотами (VIII класс); обращение с сухими реактивами и их растворами (VIII—XI классы); измерение объемов жидкостей мензурками (VII класс); взвешивание на аптекарских и химико-технических весах (VII—XI классы); измерение температуры термометром

(VIII—XI классы); монтаж и испытание простейших приборов для перегонки жидкостей и получения газов, отвечающих определенным заданным условиям (VII—XI классы); измельчение веoеств в ступке, смешивание твердых веществ, растворение твердых, жидких и некоторых газообразных веществ, нагревание на спиртовой горелке, отстаивание, фильтрование, упаривание, перегонка, возгонка, собирание газов вытеснением воздуха и над водой, мытье посуды (VII—XI классы); умение работать аккуратно и экономно расходовать реактивы (VII—XI классы); запись наблюдений и выводов (VII—XI классы); пользование справочными таблицами (VIII—XI классы).

Развитие речи учащихся. К ответам учащихся следует предъявлять требования логично (определенно, последовательно, доказательно) и правильно с точки зрения русского языка излагать учебный материал (более подробно см. об этом на стр. 265).

В процессе текущего учета успеваемости следует проверять не только усвоение пройденного на предыдущем уроке, но и знание учащимися того, что было изучено ранее в данном и других классах и что органически связано с изучаемым материалом. Так будет предупреждаться забывание ранее пройденного и будет достигаться прочность усвоения курса химии в целом.

ximichim.ru

Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках химии.

Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках химии.

Данная работа посвящена одному из ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий при изучении химии в основной школе. В работе даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Представлены задания, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и универсальных учебных действий.

Данная работа может представлять интерес для учителей химии для использования в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение............................................................................................................2

Универсальные учебные действия и их классификация ...............................3

Технологическая карта урока ……………………………………………………..9

Базовые образовательные технологии при обучении химии………………10

Задания по химии, формирующие УУД………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………13

Список литературы.........................................................................................14

«Новый мир имеет новые условия и

требует новых действий»

Н. Рерих

Введение

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать. В современных условиях приоритетным

направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала

новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования

обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных

действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного

процесса.

Одной из важнейших задач основного общего образования является

подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и

профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и

развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать

развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней

отношения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимыесредства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

• обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и

компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных

предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.

Учитель химии основное внимание обращает на научное содержание и

предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами,

аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует

метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и

критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Цели химического образования в основной школе:

• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность

образования, значимость химического знания для каждого человека независимо

от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки,

сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь

критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновыватьсобственную позицию;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли

химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения

объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной,

социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические

знания;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения

проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,

коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного

обращения с веществами в повседневной жизни.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают

объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется

ценностное отношение, при этом ведущую роль играют познавательные ценности,

так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные

методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в

процессе изучения химии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии

позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования

веществ в повседневной жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию химической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,

участвовать в дискуссии;

• развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою

точку зрения.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих

результатов в направлении личностного развития:

1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, а также

социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о

существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,

осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом

устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах

деятельности;

5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных

ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе

развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,

доступными инструментами и техническими средствами информационных

технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания

ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить

адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и

оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах

деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.)

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

1. Личностные. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задавать вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

– участие в проектах;– подведение итогов урока;– творческие задания;– зрительное, моторное, вербальное восприятие;– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;– самооценка события, происшествия;

– дневники достижений.

2. Регулятивные. Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с

учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что

ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов

работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению

препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»– Поиск информации в предложенных источниках– Взаимоконтроль

– Взаимный диктант

– Диспут– Заучивание материала наизусть в классе– «Ищу ошибки»

– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

3. Познавательные. Общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов сравнение - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификации объектов, классификация объектов, установление причинно — следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

постановка и решение проблемы — формулирование проблемы,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

Так,  при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют  письменно задание: составить план ответа, подтвердить каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записывают в таблицу.

Ученики в 8-11 классах с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 

5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);– «На что похоже?»– Поиск лишнего– «Лабиринты»– Упорядочивание– «Цепочки»– Хитроумные решения– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами

– Составление и распознавание диаграмм

4. Коммуникативные. Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения и его

реализация.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда;

– «отгадай, о ком говорим»;– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Технологическая карта урока.

Анализируя деятельность обучающихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются на учебном занятии и могут быть оформлены в виде технологических карт:

Требование к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся

Познавательные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Регулятивные, коммуникативные

Планирование

Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает и советует)

Регулятивные, личностные

Практическая деятельность учащихся

Осуществление

контроля

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Итоги урока

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповой, индивидуальный методы, учитель консультирует)

Учащиеся осуществляют контроль(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля; учитель консультирует)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует, советует, помогает)

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание деятельности товарищей); учитель консультирует)

Проводится рефлексия

Познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Регулятивные, коммуникативные

Коммуникативные, регулятивные

Регулятивные, коммуникативные

Регулятивные, коммуникативные

Данная карта позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Базовые образовательные технологии при обучении химии.

  • Технология проблемно-диалогического обучения

  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

  • Обучение на основе «учебных ситуаций»

  • Проектная и исследовательская деятельность

  • Информационные и коммуникативные технологии.

Так, технология проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:

- регулятивные – умение решать проблемы;

- коммуникативные – вести диалог;

- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы

- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора

Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:

В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.

Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.

Задания по химии формирующие УУД.

Творческие задания по химии.

1.

2.

3. «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»

4.Почему волосы рано седеют?

Заключение

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования.

  1. Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

  2. Т.Н. Беркалиев.  Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса

школы. – Спб,  2007.

  1. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.

  2. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.

  3. М. Демидова. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные

умения  // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.

  1. Д.Татьянченко, С. Воровщиков . Развитие общеучебных умений школьников

//Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.

8 . Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г.,Бурменской Г.

В., Володарской И. А. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

(Стандарты второго поколения).

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В.

Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

(Стандарты второго поколения)

infourok.ru


Смотрите также