Какой из разделов программы включает в себя целевые ориентиры


Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Разделы

Содержание

Целевой

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели и задачи реализации Программы;

- принципы и подходы к формированию Программы;

- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей 

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

mosmetod.ru

Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС

Вера Спиридонова Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т. е. еще в сентябре 2013 года мы должны были, как гласит закон работать по-новому.

Но есть другая дата 1 января 2014 года, которая Приказом от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО. При этом, Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного при-ведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО, начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016.

Возникает вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении ООП ДО?

Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО. Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП ДО. Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу, а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развёрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неё, т. е. можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную про-грамму (п. II.8).

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части (это комплексная часть программы);

2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Структура основной образовательной программы по ФГОС включает все-го три основных раздела:

1) целевой,

2) содержательный,

3) организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы. И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Про-граммы).

2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания

1. Целевой раздел включает в себя

1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ).

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей

1.4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограничен-ными возможностями здоровья).

2. Содержательный раздел

2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.

2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии, а именно: формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы)

3. Организационный раздел

3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Описание материально-технического обеспечения Про-граммы: обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.

Итак, обобщим

Общее в Программе:

- сохранение вариативности дошкольного образования;

- ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;

- 2 части ООП: обязательная и вариативная;

- реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;

- учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;

- комплексный подход;

- основное содержание разделов;

- основные виды детской деятельности;

-образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;

-основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда).

Разница:

- определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);

- изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержа-тельный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы»

- изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;

- изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;

- акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

- отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)

По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.

www.maam.ru

Тест с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобретает инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в ДОУ дает не только возможность развиваться детям, но и повышаются профессиональные компетенции педагогов.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании. Педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Выберите правильный вариант ответа:

  • Совокупность обязательных требований к ДО.
  • Совокупность обязательных требований к ООП ДО.
  • Конституция РФ
  • Законодательство РФ
  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Повышение социального статуса ДО.
  • Обеспечение государством равенства, возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО.
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО.

Какое утверждение приведено неверно?

  • Разработка Программы.
  • Разработки обязательных программ ДО.
  • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере ДО.

Какое утверждение приведено не верно?

  • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации (ДОУ) требованиям Стандарта.
  • Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
  • Оказание помощи педагогам в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Какое утверждение лишнее?

  • К структуре Программы и её объёму.
  • К условиям реализации Программы.
  • К родителям (законным представителям).
  • К результатам освоения Программы.

Структурные подразделения в одной организации (далее Группы) реализовывать разные программы… (П. 2.2)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Музыкально – эстетическое развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Речевое развитие.

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

Какое утверждение лишнее?

  • Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
  • Характер взаимодействия со взрослыми.
  • Характер взаимодействия с другими детьми.
  • Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
  • Характер взаимодействия педагогов с детьми.

Обе части являются с т. з. реализации требований Стандарта какими? (П.2.9.)

  • Взаимозаменяемыми и не обязательными.
  • Взаимодополняющими и необходимыми.
  • Обязательная программа, утвержденные Министерством образованием РФ.
  • Выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений.
  • Не менее 40% и не более 60% соответственно.
  • Не менее 60% и не более 40% соответственно.
  • Дошкольный.
  • Организационный.
  • Финансовый.
  • В каждом из которых отражается только часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  • В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Пояснительная записка должна раскрывать: Что лишнее?

  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы и подходы к формированию Программы.
  • Способы и направления поддержки детской инициативы.
  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего дошкольного возраста.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализаций Программы, а так   же… (П.3.1)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • К особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
  • К развивающей предметно-пространственной среде.
  • В педагогической.
  • В психологической.
  • Трансформируемой.
  • Содержательно-насыщенной.
  • Полифункциональной.
  • Безопасной.
  • Доступной.
  • Постоянной.
  • Вариативной.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде… (П.4.1)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Обязательных конкретных образовательных достижений.
  • Целевых ориентиров ДО.

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Возрастные характеристики обязательных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
  • Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

… служить непосредственным основаниям при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; оценку уровня развития детей; оценку выполнения муниципального (государственного) задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

(3 голосов, среднее: 4,67 из5)

rosfgos.ru

Тестирование по ФГОС ДО. Вопросы и ответы.

Верные ответы выделены жирным шрифтом и подчёркнуты.

 «ФГОС ДО: требования, структура, реализация»

  1. Расшифруйте  аббревиатуру ФГОС ДО:

Ф - Федеральный

О- образовательный

Д- дошкольного

О - образования

  1. Под каким номером был издан  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении  ФГОС ДО»?
  • № 1155 от 17 октября.2013 г

o   № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.

o   №  1014  от 30 августа 2013 г. 

  1. Кто  являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?
  • О.А. Скоролупова
  • Д.В. Ливанов
  • А.Г. Асмолов
  • В.В. Путин
  • Д.В. Медведев
  1. На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
  • Конституции РФ;
  • Конвенции ООН о правах ребенка;
  • Закона об образовании РФ;
  • Типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
  • ФЗ « О некоммерческих организациях»;
  • ФЗ « О защите детей от информации , причиняющей вред  их здоровью и развитию»
  1. Выберите основные  принципы дошкольного образования:
  • поддержки разнообразия детства;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом  образования;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения (амплификации) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • реализация Программы в формах , специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • уважение личности ребенка;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных  видах деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
  • личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей ( законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей.
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • повышение социального статуса ДО;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  1. Добавьте недостающие задачи Стандарта:
  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной  направленности с учётом образовательных потребностей,  способностей и состояния здоровья детей;
  • обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО.
  • Создание благоприятных условий развития детей  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
  • Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств, инициативности, самостоятельности, и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей  возрастным , индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также  взаимодействия  педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого )
  1. Выберите  правильный ответ    «Стандарт является основой для:
  • разработки и реализации Программы;
  • разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание  государственной  (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
  • формирования содержания  профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  • создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка;
  • оказания помощи родителям ( законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  1. Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
  • к структуре Программы;
  • к условиям реализации Программы;
  • к результатам освоения Программы;
  • к предметно – развивающей среде;
  • к квалификации педагогических и иных работников;
  1.  Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
  • социально- коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  1.   Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:

 - 60%

- 70%

- 50%

 Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

- не более 30;

 - 50%

– не более 40%;

  1.  В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  В каком из разделов Программы  представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?:
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  Какой из разделов Программы представляет  материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня,  а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметно-пространственной развивающей среды?
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно  отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • социально- коммуникативное развитие;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
  • коммуникативно-личностное развитие;
  • описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
  1.  Дополните какие  психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

? использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

? построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

? возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

? построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

  1.   Правильное или неправильное изложение:  «Результаты мониторинга  не могут использоваться для решения образовательных задач».
  • Правильно
  • Неправильно (дайте правильную трактовку)

_________ Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач : индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. _______________________________________________

  1.  Продолжите фразу « Развивающая   предметно-пространственная   среда Организации (группы) должна быть:

-- содержательно насыщенной

-трансформируемой

-полифункциональной

-вариативной

-доступной

-безопасной

-

  1.  Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
  • учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающих;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
  • учёт индивидуальных особенностей развития детей  и состояния здоровья;
  1.  « Целевые ориентиры  подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и   являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они   являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы   сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
  • Правильно
  • Неправильно  (дайте правильную трактовку)

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

  1.   Вставьте пропущенные слова:

«Целевые ориентиры  образования в младенческом и раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими;
  • владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • стремится проявлять самостоятельность  в бытовом и  игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится  к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых  ребенок воспроизводит действия взрослых;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает  им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита  крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)

23. Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками взрослыми, участвует в совместных играх. Способен  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает  условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок  задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном  мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

24. «Целевые ориентиры   служат  непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

? аттестацию педагогических кадров;

? оценку качества образования;

? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».

  • Правильно
  • Неправильно (дайте правильную трактовку)

Целевые ориентиры   не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

? аттестацию педагогических кадров;

? оценку качества образования;

? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

multiurok.ru

Тест для педагогов «ФГОС ДО»

Наталья Бирюкова Тест для педагогов «ФГОС ДО»

Описание теста: состоит из 16 заданий, включающих открытые (предполагающие внесение своего ответа) и закрытые вопросы (с выбором варианта из предложенных ответов). Содержание заданий построено на материале Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», что позволяет выявить уровень ознакомления педагогов с данным нормативным документом.

тест «ФГОС ДО»

ФИО педагога: ___ дата: ___

1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО___ ___

2. Дайте определение понятию «стандарт» ___

3. Расшифруйте аббревиатуру ООП ДО___ ___

4. Расшифруйте аббревиатуру РППС___ ___

5. Укажите лишний компонент в структуре Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»:

а) общие положения

б) требования к структуре ООП ДО

в) нормативная база ФГОС ДО

г) требования к условиям реализации ООП ДО

д) требования к результатам освоения ООП ДО

6. Какую цель не преследует стандарт:

а) повышение социального статуса дошкольного образования;

б) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

в) обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

г) решение вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

д) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

7. Основная образовательная программа дошкольного образования – это:

а) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса;

б) система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности;

в) структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)

8. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации ООП ДО:

а) к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО;

б) к структуре ООП ДО и ее объему;

в) к условиям реализации ООП ДО;

г) к результатам освоения Программы.

9. Укажите соотношение обязательной части Программа и части, формируемой участниками образовательных отношений:

а) 80% и 20% соответственно;

б) 60% и 40% соответственно;

в) 50% и 50% соответственно.

10. Укажите лишние компоненты требований к условиям реализации Программы:

а) психолого-педагогические условия;

б) кадровые условия;

в) результаты освоения ООП ДО;

г) материально-технические условия;

д) финансовые условия;

е) развивающая предметно-пространственная среда.

11. Из каких образовательных областей состоит содержание ООП ДО?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие;

е) музыкальное развитие;

ж) безопасность

12. Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:

а) педагогической диагностики;

б) ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ;

в) психологической диагностики;

г) комплексного обследования медицинских специалистов

13. Укажите правильный ответ:

а) РППС Организации (группы) должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

б) РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

в) РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства Организации, Группы;

г) РППС полностью должна состоять из игрушек, отвечающих требованиям экологической и санитарной безопасности.

14. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:

а) целевых ориентиров;

б) интегративных качеств личности дошкольников;

в) уровней освоения образовательной программы.

15. Целевые ориентиры – это:

а) основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

б) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО;

в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.

16. Освоение основной образовательной программы:

а) не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников;

б) подлежит непосредственной оценке с последующим вручением диплома выпускника установленного образца;

в) гарантирует развитие приоритетного направления деятельности Организации.

Общее количество вопросов: 16

Количество верных ответов: ___/___%/

Уровни выполнения тестового задания:

низкий - до 35% правильных ответов (слабое знание содержания материала);

средний – 36 -70 % правильных ответов (частичное владение содержанием материала);

высокий – 71 -100 % правильных ответов (уверенное владение содержанием материала).

Ключ к тесту:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. норма, эталон, образец

3. основная образовательная программа дошкольного образования

4. развивающая предметно-пространственная среда

5. в

6. г

7. а

8. б,в,г

9. б

10. в

11. а,б,в,г,д

12. а. в

13. а. б,в

14. а

15. б

16. а

www.maam.ru

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка

Светлана Барсегян Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребёнка- дошкольника

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Напомним вам специфику дошкольного детства:

Специфика дошкольного детства –

гибкость,

пластичность развития ребенка,

высокий разброс вариантов его развития,

его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего - необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.

Задача дошкольного образования - развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования - не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования представлены на слайде:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Немного о педагогической диагностике.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• проектной деятельности;

• художественной деятельности;

• Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.

В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Все эти качества представлены на слайде.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

- создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

- использование новых современных инновационных образовательных технологий;

- оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

www.maam.ru


Смотрите также