Какого правила разработки программ внеурочной деятельности не существует


МКУ "Лужский ИМЦ" — Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ (см. выше).

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. В разновозрастных группах, состоящих их учащихся разных классов и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности1.

Приложение 1

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(название учреждения, пишется полностью – по центру)

Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ

_______________Ф.И.О.

№ ______ от «___» _________ 200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__________________________________________________________________

(наименование вида внеурочной деятельности, указать какого года обучения)

возраст обучающихся

Педагог (учитель)

Фамилия Имя Отчество

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

Город — год

Обратная сторона титульного листа

Образовательная программа: (название, вид, уровень и направленность программы внеурочной деятельности, на основании которой была разработана Рабочая программа)

Автор программы: _____________________________

Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную

программу внеурочной деятельности)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № ______

Председатель _______________ _____________________________

подпись Ф.И.О.

imcluga.ru

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1].

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 

- спортивно-оздоровительное,

- духовно-нравственное,

- социальное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

- учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;

- у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

- УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

         Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности:

•  комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).

Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.

         При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

•   тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например,  образовательная программа патриотического воспитания, образовательная  программа воспитания толерантности и т. п.);

•  образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например:

- для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

- для  2-3  классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

- для 4 класса - образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:

1.     Титульный лист;

2.     Пояснительная записка;

3.     Учебно-тематический план;

4.     Содержание курса;

5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;

6.     Рекомендуемая литература.

Титульный лист должен содержать информацию:

  • Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.

  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

  • Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.

  • Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).

  • Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).

  • Название города.

  • Год создания программы.

Пояснительная записка.

В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2.  Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.  Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особенности;

- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

- число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5.  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план  составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•    название;

•    основные узловые моменты;

•    формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Особенности содержания программы.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

  • Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);

  • Материально-техническое;

  • Финансовое;

  • Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

       Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы.

Приводятся два списка литературы:

  • литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

  • литература, рекомендуемая для детей и родителей.

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта  к программе могут входить:     

- учебные и методические пособия;

- энциклопедические словари и справочники,

- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

- видео- и аудиоматериалы;

- компьютерная поддержка программы;

- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;

- перечень объектов для экскурсий;

- календарь знаменательных дат;

- информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;

- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;

- коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);

- информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;

- материалы, отражающие достижения обучающихся;

- оборудование рабочего места.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

infourok.ru

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности по истории

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ (см. далее).

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

- введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

- описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

- характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 ч) для каждого класса, например, такую, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 340 ч) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

1.2. Внеурочная деятельность в рамках реализации фгос ооо

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

В ФГОС ООО определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретного образовательного учреждения. Программа внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет (например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные образовательные задачи 4.

При разработке программы внеурочной деятельности по предмету следует учитывать:

1. Потребности обучающихся и их родителей, который будет соотнесён с кадровым ресурсом учреждения и особенностями программы развития.

2. Разнообразие направлений внеурочной деятельности, предполагающее реализацию всех направлений внеурочной деятельности, предложенных в Стандарте и разнообразие форм организации внеурочной деятельности.

3. Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.

4. Возрастные особенности учащихся, возможность расширения и углубления предметных знаний, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение». 5

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей». 6

Конкретных требований к количеству часов, предусмотренных на реализацию внеурочной деятельности в основной школе, нет. Решение данного вопроса относится к компетенции образовательного учреждения.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» время, отводимое на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Внеурочная деятельность проводится по утвержденному руководителем образовательного учреждения расписанию занятий. Время определяется по согласованию с родителями (законными представителями).

Учитывая, что в соответствии с п. 1.5 и п.4 ст. 34 Закона РФ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом

При организации внеурочной деятельности по предусмотренным ФГОС ООО направлениям с целью обеспечения разностороннего развития личности учащегося рекомендуется равномерно распределять имеющееся для этого время и иные ресурсы. Разработка программ внеурочной деятельности должна осуществляться на основе разработанных методических рекомендаций.7

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.8

studfiles.net

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

• введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

• перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

• описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

• характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 ч) для каждого класса, например, такую, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 340 ч) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули, например, такой, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Задание 6. Разработайте проект организации внеурочной деятельности

Тема проекта:соответствует избранной области дополнительного образования и может совпадать с темой курсовой работы

Основные требования:

Тематика проекта должна соответствовать содержанию профессионального модуля и быть согласована с руководителем.

Требования к структуре и оформлению проекта:

Структура проекта включает:

  1. Актуальность проблемы и темы проекта
  2. Теоретическое обоснование
  3. Цель и задачи проекта
  4. Деятельность в рамках проекта (этапы реализации и требуемые ресурсы)
  5. Ожидаемые результаты

На междисциплинарный экзамен представляются:

    • Описание проекта в печатном виде не более 15 листов А-4, шрифт Times New Roman 14 кегль, интервал – 1,5.
    • Приложения: материалы, иллюстрирующие механизм реализации, результативность (объем не ограничен).
    • Описание проекта в электронном виде (формат.doc).
    • Презентация реализованного проекта, выполненная в программе PowerPoint (не более 20 слайдов).

Требования к защите проекта:

На защиту проекта отводится до 15 минут. В докладе излагаются мотивы выбора темы, ее актуальность, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, дается характеристика теоретической и практической части исследования, используемых методов, полученных результатов и их ценности, демонстрируется наглядный материал.

Защита сопровождается мультимедийной презентацией. Оформление презентации должно соответствовать стилю и логике научного изложения. Тексты доклада и презентации не должны полностью дублировать друг друга.

После выступления студент отвечает на заданные ему вопросы и замечания.

Оценка проекта и его защиты осуществляется по следующим параметрам:

¾ актуальность и новизна;

¾ социальная направленность и практическое значение;

¾ отражение деятельности, через которую формируются социальные навыки и универсальные учебные действия;

¾ оригинальность в разработке и решении проблемы;

¾ результативность проекта, широта его применения.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

mylektsii.ru

Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности

Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности

Теоретическая часть

Слайд 1 «Главной задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни ( американский ученый Малкольм Ноулз)

Слайд 2 Цель моего выступления – рассказать о подходах, которые мы использовали для разработки программ внеурочной деятельности и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении

В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности.

Слайд 3 В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность». Внеурочная деятельность должна решать задачи воспитания и социализации обучающихся.

Слайд 4 В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

В своём выступлении В.Н. обозначила цели и задачи внеурочной деятельности и представила модель внеурочной деятельности, действующей в нашей школе.

Слайд 5 Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа должна быть направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

Слайд 6 Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Слайд 7 Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Рассмотрим, например, театральную студию. На первом уровне предполагается погружение в так называемую театральную среду. Это походы в театр, экскурсии по театру, просмотры спектаклей, беседы, встречи с актёрами, режиссёрами, гримёрами, костюмерами, к концу года пробуем писать свои сценарии или брать уже готовые, учимся создавать свои декорации, костюмы, подготавливаем почву для второго уровня результатов. На втором уровне: разучиваем роли, репетируем спектакли, организовываем их показы в классе, на параллели, на родительских собраниях, на школьных праздниках. На третьем уровне: тщательно отрепетированные спектакли, сказки предлагаем уже за пределами школы. Например, в доме престарелых, в детском саду, в детском доме, ЦДТ, возможны другие варианты, т.е. на этом этапе обучающиеся должны найти применение своему продукту. Важно занять и понимать при составлении программы, к какому уровню принадлежат воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Слайд 8 При разработке программ внеурочной деятельности нужно придерживаться общих правил:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Слайд 9 Также при организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнком благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гердерном и других аспектах.

Если вернуться к той самой театральной студии, то успешность прохождения проведённых спектаклей, положительные отзывы и будут тем эффектом воспитания, о котором я говорила.

Предсказать этот эффект и уровни результатов внеурочной деятельности вы попробуете на практическом занятии.

Слайд 13 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Слайд 14

Практическая часть

Сейчас, уважаемые коллеги, вы попробуете, исходя из полученных сведений во время теоретической части семинара, попытаться разработать три уровня результатов внеурочной деятельности, чтобы ясно представлять, к чему вы должны стремиться при составлении образовательной программы внеурочной деятельности.

Я предлагаю вам в каждой группе выбрать любой вид внеурочной деятельности, придумать название своему кружку, клубу, мероприятию, и приступить к разработке элемента образовательной программы внеурочной деятельности.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по внеурочной деятельности.

1. Игровая

2. Познавательная

3. Проблемно-ценностное общение

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

5. Художественное творчество

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

7. Трудовая (производственная деятельность)

8. Споритвно-оздоровительная деятельность

9. Туристско-краеведческая деятельность

Заслушиваем представителя от каждой группы.

Итак, мы с вами обозначили, какие результаты получим на каждом из уровней в различных видах внеурочной деятельности. Исходя из этого, вы уже можете поставить перед собой определенные цели, задачи курса по внеурочной деятельности, написать программу и приступать к её реализации.

Будьте добры, в листах рефлексии отметьте, свое отношение к сегодняшнему мероприятию. Поможет ли оно вам при составлении программы, было ли хоть немного полезным, или мы просто отняли у вас время. Пожалуйста, при помощи смайликов выразите ваше мнение.

infourok.ru

Версия для печати | Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Автор: Наталия Николаевна Благодарёва

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

• Спортивно-оздоровительное • Духовно-нравственное • Социальное • Общеинтеллектуальное

• Общекультурное

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ.

Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Любые выбранные образовательным учреждением формы должны быть представлены в программах внеурочной деятельности.

К основным типам программ внеурочной деятельности относятся:

1. Комплексная образовательная программа.

Предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Может включать в себя все направления внеурочной деятельности, интегрируя их между собой. Так, например, один и тот же кружок (клуб, лаборатория и пр.) могут реализовывать различные направления: экскурсионный кружок «Краевед» включает в себя общеинтеллектуальное направление (изучение исторических мест, персоналий, с которыми они связаны), духовно-нравственное (формирование личного отношения и развитие ответственности учащегося), спортивно-оздоровительное (продумывание маршрута экскурсии, изучение техники безопасности).

2. Тематические образовательные программы.

Направленны на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности, Например, образовательная программа классов казачьей направленности.

3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня.

Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;

4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности.

К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся.

5. Индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Данный вид программ может являться как самостоятельной (например, работа с одарёнными детьми), так и составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями:

- самостоятельно, - на основе переработки авторской программы,

- авторская программа.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы) или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени.

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

5. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части (Приложение 1).

6. Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности), должны соответствовать структуре, предложенной в приложении 2.

7. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

8. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.

9. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.

Приложение 1

Оформление титульного листа

__________________________________________________________ (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №__ от ______20__ года Председатель педсовета _____________ ______

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________ (тип программы: комплексная/тематическая) ________________________________________________ (наименование) _________________________________________________________ (срок реализации программы) ________________________________________________________ (возраст обучающихся) ______________________________________

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка (информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; формулировка цели и задач; принципы, на которых строится данная программа, обоснование выбранных путей, средств, методов достижения цели; сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности).

2. Тематический план программы.

3. Содержание программы (реферативное описание разделов/модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и разбивкой по каждому классу).

4. Предполагаемые результаты реализации программы (в данном разделе должны быть прописаны уровни воспитательных результатов внеурочной (первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися).

5. Формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля).

6. Методические рекомендации (раздел не повторяет пояснительную записку, более конкретен, методичен, менее концептуален и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания; отражает условия, необходимые для получения наилучшего результата; отмечаются наиболее важные по мнению автора моменты).

7. Описание материально-технического обеспечения программы

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* 2. Печатные пособия 3. Технические средства обучения 4. Экранно-звуковые пособия 5. Игры и игрушки

6. Оборудование кабинета (-ов)

*Библиотечный фонд должен включать в себя список литературы, рекомендуемой для детей (общий ко всей программе, либо по отдельным разделам; можно указать обязательную литературу и источники для дополнительного чтения), а также список литературы, рекомендуемой для педагога (требования аналогичны; наряду с литературой этот список может содержать перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций и т.д.)

Приложение 2

Оформление титульного листа

__________________________________________________________ (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №__ от ______20__ года Председатель педсовета _____________ ______

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________ (тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности) _______________________________________________ (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) ________________________________________________ (наименование) _________________________________________________________ (срок реализации программы) ________________________________________________________ (возраст обучающихся) ______________________________________

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка (актуальность изучаемой деятельности; если за основу взята авторская программа, необходимо обоснование вносимых в неё изменений; формулировка цели и задач; пути, средства методы достижения цели; сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа; формы организации детского коллектива)

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы (реферативное описание разделов, блоков, тем: изложение основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности с делением на аудиторные и внеаудиторные).

4. Предполагаемые результаты реализации программы (в данном разделе должны быть прописаны уровни воспитательных результатов внеурочной (первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися).

5. Формы и виды контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.).

6. Методические рекомендации (раздел не повторяет пояснительную записку, более конкретен, методичен, менее концептуален и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания; отражает уровень деятельности детей, условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата; наиболее сложные темы, причины вызывающие затруднения и пути их устранения; отмечаются наиболее удачные формы организации образовательного процесса и др. важные, по мнению автора, моменты).

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* 2. Печатные пособия 3. Технические средства обучения 4. Экранно-звуковые пособия 5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

*Библиотечный фонд должен включать в себя список литературы, рекомендуемой для детей (общий ко всей программе, либо по отдельным разделам; можно указать обязательную литературу и источники для дополнительного чтения, а также отметить книги, подлежащие реферированию), а также список литературы, рекомендуемой для педагога (требования аналогичны; наряду с литературой этот список может содержать перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций и т.д.)

idfedorov.ru


Смотрите также