Какие программы могут быть использованы учителем для


10 программ и сервисов, полезных для учителя

Прозвенел очередной звоночек, возвещающий вероятность скорого отказа от иностранного программного обеспечения в школах. Вероятно, в обозримом будущем со школьных компьютеров исчезнут Word, Exсel, PowerPoint  и другие привычные программы. Педсовет предлагает заранее к этому подготовиться и подобрать аналоги. 

14 июля CNEWS сообщило о том, что Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ стал подавать жалобы на нарушение требования постановления Правительства от 16 ноября 2015 г. о запрете закупок зарубежного ПО для госорганов. А ФАС стала признавать эти жалобы обоснованными. То есть теперь государственные органы импортное программное обеспечение смогут покупать только в том случае, если нет российских аналогов. А это означает высокую вероятность того, что лицензии на стоящее в школах ПО от Microsoft не будут продлеваться, и учителям придется спешно переучиваться на работу в других программах.

Мы предлагаем вам обзор бесплатного программного обеспечения, которое способно заменить привычные программы, стоящие на школьных компьютерах.

Замена пакета Microsoft Office

1. Open Office Наверное, это самый лучший пакет, способный заменить полностью Microsoft Office для большинства пользователей. Плюсы: - программы бесплатны; - поддерживают русский язык в полном объеме; - поддерживают все документы, которые были сохранены пакетом Microsoft Office; - схожее расположение кнопок и инструментов позволит вам быстро освоиться; - возможность создания презентаций;

- работает во всех современных и популярных ОС Windows: XP, Vista, 7, 8.

Замена видеоредакторов 

2. Avidemux

Бесплатная программа для редактирования и обработки видео, а так же конвертирования файлов из одного формата в другой. Поддерживаются наиболее популярные видеоформаты, включая AVI, MPEG, MP4/MOV, OGM, ASF/WMV, MKV и FLV.

Можно вырезать, копировать, вставлять, удалять, измененять размер кадра, разбивать файл на несколько частей и т.д.  Встроенный калькулятор позволит рассчитать оптимальные параметры кодирования, когда важен размер получаемого файла.

Обзор основного меню

Замена аудиоредакторов

3. Audacity

Audacity - один из лучших бесплатных музыкальных редакторов, который поддерживает все необходимые функции по обработке звука, имеет набор фильтров и работает с большим количеством форматов.

Замена программы PowerPoint

4. Prezi

Prezi – это сервис для создания презентаций, позволяющий фокусировать детали презентации, вместо того чтобы показывать их слайд за слайдом, как это происходит в PowerPoint. Презентации Prezi создаются с помощью инструмента редактирования онлайн (офлайновая версия стоит 119 долларов в год), который позволяет импортировать тексты, изображения, звуки, видео и т. д. Эти презентации хранятся в сети и могут быть использованы другими пользователями в целях сетевого взаимодействия и обмена ссылками. Prezi – это бесплатный сервис, но все созданные на его основе презентации открыты для публичного доступа. 

5. SlideRocet

Сервис представляет собой инструмент для создания мультимедийных презентаций. Поддерживается функционал презентаций PowerPoint.

6. VoiceThread

Сервис представляет собой инструмент создания мультимедийных презентаций с использованием изображений, документов и видео. Поддерживается опция комментирования в формате текста, аудио или видео. 

Замена программы для просмотра файлов формата PDF

7. Foxit Reader

Программа Foxit Reader 5.13 способна выполнять все основные операции с PDF-файлами: открывать, просматривать и распечатывать. Предусмотрена возможность постраничного просмотра документов, быстрого перехода к нужной странице.

Порекомендуем еще несколько сервисов, которые могут быть полезны для учителя.

8. VocalRemover

Программа извлекает и устраняет вокал из песни, оставляя только фоновую музыку. Функция может быть полезна для создания фонограмм или караоке файлов. Обработка происходит прямо в браузере и работает на всех современных платформах.

9. Скруглитель

Сервис «Скруглитель» создан для пользователей которые хотят сделать круглую аватарку или картинку онлайн. С этим сервисом скруглить углы фотографии онлайн можно без фотошопа или других программ.

10. Book Creator

Сервис, который помогает самостоятельно сделать книгу.  Он поддерживает создание мультимедийных книг, содержащих видео, изображения, рисунки и текст. Чтобы создать книгу,  выберите макет для своей книги. Есть комиксы, а также традиционные макеты книг. После того, как вы выбрали макет для страниц своей книги, вы можете добавлять изображения и видео, загружая их или используя веб-камеру. Вы можете добавлять текст и рисунки, используя инструменты рисования и ввода текста, встроенные в Book Creator. Ваша заполненная книга может быть сохранена в виде ePub или опубликована в Интернете с помощью отдельной ссылки Book Creator.

pedsovet.org

4.4. Виды программных педагогических средств

Для использования в учебно-воспитательном процессе по курсу ОБЖ обычно выделяют инструментальные и педагогические программные средства (ППС).

ППС предназначены для использования в учебном процессе, а инструментальные программные средства — для автоматизации процесса создания ППС.

Под педагогическими программными средствами (ППС) пони мается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым. Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирование знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это их основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов). С эволюцией инструментальных систем и электронных сред развиваются и педагогические программные продукты.

Педагогические программные средства классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач.

  • По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний.

  • По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие; тренажерные; справочные; расчетные.

  • По принципам управления процессом обучения выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения.

  • По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные.

  • По назначению: компьютерные и учебные программы, репетиторы, электронная библиотека, энциклопедии.

Компьютерный учебник (электронный учебник) — это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине. Это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел; он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Электронные книги можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие. Энциклопедические электронные книги содержат огромный объем информации по определенной тематике.

Информационные электронные книги похожи на энциклопедические, но сохраняемая в них информация не столь обширна и носит целенаправленный характер.

Обучающие электронные книги наиболее распространены на прак¬тике и могут быть использованы в процессе обучения для компьютеризации процесса обучения. Кроме того, книги данного типа могут содержать произведения художественной литературы.

Экзаменующие электронные книги содержат три существенных компонента: банк вопросов (задач); модуль тестирования и ответов; экспертную систему, используемую для анализа, и оценки ответов читателя.

Особое место в мире MultiMetlia-продуктов занимают компьютерные обучающие MultiMedia-системы, позволяющие углубить знания, сократить срок обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя.

Достоинства КУ. Самым главным достоинством КУ является возможность достижения такой высокой степени наглядности, которую невозможно обеспечить в обычном учебнике.

За счет наличия движущихся (анимационных) иллюстраций создается иллюзия постоянного присутствия «живого» педагога рядом с обучаемым, возникает момент соучастия в процессе обучения, что также облегчает усвоение материала.

Предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты) — это учебный пакет программ, позволяющий оперировать с объектами определенного класса. Учащийся оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями, в целях достижения поставленной дидактической задачи либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены им самостоятельно.

Микромир — компьютерная учебная среда, ориентированная на исследовательскую деятельность учащегося. Активное использование компьютерного моделирования помогает учащимся в создании разнообразных, качественно новых моделей сложных систем. В принципе любую моделирующую компьютерную программу можно рассматривать как некоторый микромир со своим исполнителем, средой его обитания (функционирования) и своими возможностями (системой команд).

Микромир — это средство обучения, которое создано для определенных учебных целей и решает конкретные учебные задачи. Технология разработки микромиров может быть различной, но чаще всего в них используются многие возможности компьютеров: изображение, цвет, звук, анимация. Компьютер может также при необходимости подключить в нужном месте программы видеомагнитофон для демонстрации объекта или явления в реальных условиях или руководить работой какого-либо другого устройства, например станком, стендом испытаний и т.д. Системы, которые включают использование нескольких различных обучающих сред, называются многосредовыми или мультимедиа.

Лабораторный практикум. Программы этого типа служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми свойствами, для обработки результатов наблюдений, их численного и графического представления и исследования различных аспектов использования этих объектов на практике.

Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они должны обеспечивать получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие программы — это программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний.

Справочники, базы данных учебного назначения. Программы этого типа предназначены для хранения и предъявления учащемуся разнообразной учебной информации справочного характера.

ППС используются посредством применения компьютера. Способы использования компьютера: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная работа.

Различают: компьютерный урок, урок с поддержкой компьютера.

Преимущество компьютера как средства обучения:

  • мультимедийность;

  • интерактивность;

  • адаптивность учебного материала;

  • дружественный интерфейс;

  • независимость содержания обучения от социальных условий;

  • комфортность для пользователя;

  • педагогическая нейтральность индивидуальной работы учащихся во вне учебное время.

Методические приемы компьютерной поддержки урока.

Цель: создание дидактически-познавательной сферы.

  • время включения в урок не более 15-20 минут в 2-3 приема;

  • органически сочетать с другими средствами и видами деятельности;

  • не замещать реальный эксперимент демонстрацией.

Задания:

  • проблемные;

  • развивающие;

  • программирующие познавательную интеллектуальную деятельность.

studfiles.net

Программное обеспечение учителя по организации учебной деятельности.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера, используемое педагогом

Выполнил: Попов Д

Компью́тер (англ. computer, — «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными

Его применение

  • Компьютер в жизни педагога играет большую роль так как он облегчает жизнь педагога и дает возможность быстро создать какой либо использующийся в их сфере материал.

Микрофо́н (от греч. μικρός — маленький, φωνη — голос) — электроакустический прибор, преобразующий акустические колебания в электрические колебания.

Его применение

  • Микрофон в сфере образования и жизни учителя играет не малую роль так как он нужен для организации мероприятий связанных с жизнью школы

Принтер (Printer, от англ. print — печать) — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.

Его применение

  • С помощью принтера учитель может распечатовать учебный материал, различные планы и методический материал. Принтер намного упрощает жизнь педагога так как иначе педагог бы писал весь материал в ручную.

Сканер (англ. scanner, от scan «пристально разглядывать, рассматривать») — это устройство ввода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием

Его применение

  • В жизни педагога служит для оцифровки учебного материала.

Его применения

  • В наше время , в век информационных технологий , очень важно, что бы работники в сфере образования , были профессионалами.Но эта работа требует дополнительного времени и сил. Высокая загруженность учителя является препятствием на пути к самообразованию. материал которой в полной мере отвечает запросам современного времениработа педагогических мастерских и наставничества, организация семинаров, курсов повышения квалификаций. Вся эта работа несомненно будет повышать ИКТ-компетентность современного учителя. .
  • Повышение квалификации педагогов – залог грамотного воспитания подрастающего поколения.

Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношениe обеспече́ние) (ПО) — все или часть программ, процедур, правил и соответствующей документации системы обработки информации (ISO/IEC 2382-1:1993)

Бра́узер или веб-обозрева́тель (от англ. Web browser, МФА: устар. бро́узер[1][2]) — прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц; содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач

Его применение

  • С его помщью педагог имеет свободный и быстрый выход в интернет.

Так же для работы специалиста в области Физической культуры используется слудующее аппаратное обеспечение

Секундоме́р — прибор, способный измерять интервалы времени с точностью до долей секунды. Обычно используются секундомеры с точностью измерения в сотую долю секунды.

Шагоме́р — механическое, электронно-механическое либо электронное устройство для подсчёта количества сделанных шагов (или пар шагов) при ходьбе или беге. Нередко функция шагомера вводится в другие портативные устройства

Профессиональные программы

«Электронный дневник и журнал» — сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Электронный дневник позволяет родителям школьников быть в курсе успеваемости их детей, получая эту информацию по сети интернет.

Его примнение

Сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях,и помогающий инструмент в взаимоотношениях между учителем и родителями

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.

Ее пименение

  • Служит помошником для учителя обьяснения учебного материала обучающимся.

Apache OpenOffice.org Calc

  • — табличный процессор, входящий в состав OpenOffice.org. С его помощью можно анализировать вводимые данные, заниматься расчётами, прогнозировать, сводить данные с разных листов и таблиц, строить диаграммы и графики.

Его применение

  • Служит помощником для учителя с помоью этой программы учитель может без труда провести учебные расчеты.

Apache OpenOffice.org Writer

  • — текстовый процессор и визуальный (WYSIWYG) редактор HTML, входит в состав OpenOffice.org и является свободным программным обеспечением.

Его применение

  • Служит для написания учебного материала и различного текста.

Apache OpenOffice.org Base

  • — механизм подключения к внешним СУБД, плюс встроенная СУБД HSQLDB, входит в состав OpenOffice.org. Начиная с версии 3.0 поддерживает формат базы данных Microsoft Access

Его применение

  • Служит педагогу для составления базы данных.

Apache OpenOffice.org Impress

  • - программа подготовки презентаций, входит в состав OpenOffice.org. Способна создавать PDF файлы из презентаций, а кроме того, экспортировать их в формат Adobe Flash

Ее применение

  • Эта программа помогает преподавателю в составлении презентаций и экспортировать их в формат Adobe Flash

Заключение

  • Преподавателю так же как и другому специалисту в любой сфере деятельности просто необходим компьютер.

multiurok.ru

Педагогические программные средства

(курс лекций для студентов МИПФ)

Калуга, 2002

1. Программные средства учебного назначения................................... 3

2. Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса............................. 4

3. Классификация ППС...................................................................................................... 6

3.1. По функциональному назначению..................................................................... 7

3.2. По методическому назначению........................................................................... 9

3.3. По педагогическому назначению..................................................................... 10

3.4. По степени самостоятельности учащихся................................................... 12

3.5. Смешанная типология............................................................................................ 13

4. Требования к педагогическим программным средствам..... 20

4.1 Психолого-педагогические требования.......................................................... 22

Дидактические требования к ППС.......................................................................... 24

Методические требования к ППС........................................................................... 26

4.2. Эргономические требования................................................................................ 26

4.3. Эстетические требования...................................................................................... 28

4.4. Программно-технические требования............................................................. 29

4.5. Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС 32

5. Деятельность по оценке ППС............................................................................ 32

Оценочная система 1 (ФРГ)....................................................................................... 33

Оценочная система 2................................................................................................... 37

6. Проектирование и разработка ППС............................................................... 42

Перспективные подходы к созданию ППС........................................................... 42

Критерии разработки ППС.............................................................................................. 44

Этапы проектирования ППС......................................................................................... 45

Сценарий............................................................................................................................... 50

Разработка и представление сценариев ППС..................................................... 51

Организация обучающего диалога........................................................................... 53

7. Критерии отбора мультимедийных СО.................................................... 69

1. Программные средства учебного назначения.

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:

• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;

• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;

• типологию ПС по методическому назначению;

•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.

Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

· решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения - проблемно-ориентированные ПС;

· осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) - объектно-ориентированные ПС;

· осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале - со встроенными элементами технологии обучения) предметно-ориентированные ПС.

С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят:

1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;

2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;

3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);

(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)

Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.

Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.

Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Использование компьютерных технологий в работе учителя начальных классов

Климова Т.В.

учитель начальных классов

МОУ гимназии №11

г.Ельца Липецкой области.

Использование компьютерных технологий в работе учителя начальных классов (из опыта работы).

Ещё недавно компьютеры были большой редкостью в нашей жизни, а людей, имеющих навыки работы на компьютере, повсеместно приглашали на работу. Сегодня уже большинство младших школьников имеют свои персональные компьютеры, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их повседневно формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. [1] А потому на современном этапе развития школы актуальной становится проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания.

Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших

школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.[2]

Применение компьютерной техники в начальной школе ведёт к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать всё то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение (по экспериментальным данным Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования). [2]

Компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике. При этом учителем ставятся следующие цели:

-повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;

-развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;

-формирование информационной культуры ученика начальной школы;

-стимулирование мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности.

Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе. [2]

Изменяются формы организации учебной деятельности за счёт применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время, но по-прежнему учитываются возрастные и психолого-педагогические отличия младших школьников. Поэтому очень часто компьютер используется на уроках как один из способов предъявления наглядного материала.

Так, например, при проведении мною интегрированного урока по краеведению и чтению «Замечательные люди Ельца. М.М.Пришвин» краеведческий материал был представлен в форме устного журнала с компьютерной поддержкой в виде информационной презентации, что содействовало лучшему включению учащихся в урок, развитию интереса к изучаемой теме. Слайды носили информационно-наглядный характер, способствовали развитию познавательной активности и интереса, концентрации внимания учащихся, пополняли их знания необходимыми сведениями. Разнообразие видов работ на уроке обеспечивало стабильность учебно-эмоциональной сферы. Яркие иллюстрации не только привлекали внимание учащихся, но и вызывали чувственный отклик на красоту родной природы, помогали увидеть особое понимание природы М.М.Пришвиным.

Говоря о компьютеризации начальной школы, нельзя не сказать о профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя, свободном и осознанном выборе им способа совершенствования своих методических умений и навыков, инновационно-технологической готовности, степени творческой самореализации в практической деятельности. [3] Повышении квалификации учителя в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Многие учителя прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» - насыщенного учебного курса по включению в школьную практику технологий, которые в настоящее время широко используются за пределами учебных классов. Главная цель курсов – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. Эта программа учит использовать компьютерные технологии в повседневной работе с учащимися при подготовке к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.

Так, в рамках курса «Культура речи» мы с учениками провели исследовательскую работу, и по её результатам был создан проект в форме компьютерной презентации «Мастерская хороших манер». В ходе исследований учащиеся искали ответ на вопрос: «Этикет – это привилегия или обязанность?» Выдвинули гипотезу: «Вежливые слова нужны взрослым людям». Были проанализированы русские народные пословицы и поговорки, произведения художественной литературы, жизненные ситуации. Результаты работы каждой группы учащихся оформлялись отдельным слайдом. Итогом стало решение выдвинутой гипотезы: «Вежливые слова необходимо знать всем: и взрослым, и детям».

В ходе выполнения данной работы предполагалось:

-благотворно повлиять на развитие характера школьника, формируя навыки этикетных норм поведения и речи, развить коммуникативные умения;

-воспитать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе, развивать логику и креативное мышление;

-расширить знания о возможностях компьютера, закрепляя умения самостоятельно работать с информационными носителями.

Последним этапом работы стала компьютерная презентация проекта, созданного учащимися под руководством учителя, защита каждой группой своего этапа работы.

Конечно же, данная форма научно-исследовательской работы в начальной школе возможна пока только под руководством и с помощью учителя, владеющего информационными технологиями. При этом необходимо соблюдение ряда организационно-педагогических условий, реализация которых на практике подтвердила предположение об их оптимальности для начальной школы. Речь идёт о размещении в каждой классной комнате хотя бы одного компьютера для организации индивидуальной и групповой работы. [2]

Наилучшим представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. Здесь хочется отметить возможность использования в учебном процессе обучающих, тренировочных и учебных программ, разработанных студентами ЕГУ им.Бунина на кафедре Ларских З.П. Мой класс участвовал в психолого-педагогическом исследовании студентов-практикантов: с одной группой учащихся провели традиционный урок по теме «Разделительный Ь», а другая группа познакомилась с этой темой в компьютерном варианте, пройдя тренировочную и контрольную программы. Учащиеся второй группы усвоили тему быстрее, чему способствовало включение в работу непроизвольного внимания, словесно-логического мышления, анализирующего и дифференцирующего восприятия.

Применение информационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, возможности компьютерных технологий уникальны и должны использоваться при изучении предметных областей, в том числе и в начальной школе.

Использованная литература.

  1. Минаева Т.Ф. Информатика в начальной школе. – Ж-л «Начальная школа», 2004, №11.

  2. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. – Ж-л «Начальная школа», 2005, №1.

  3. Седых Л.В. Формирование профессионально-педагогической культуры будущего учителя. – Ж-л «Начальная школа», 2004, № 6.

infourok.ru

ИКТ в деятельности учителя

Педагогическая мастерская

«Роль информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности учителя»

«С видимого познавай невидимое»

Г.Сковорода

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

     ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и обучающихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию. 

      Данная технология необходима: 1. Для формирования информационного общества. 

2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования. 

     Новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Поэтому большинство учителей готовы к работе с техникой. Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет: - развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - овладевать практическими способами работы с информацией; 

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 

    Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей. 

     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности детей и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.  

Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора и компьютера. 

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

Введение раннего изучения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта общего образования.

Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер – оперативное средство наглядности  в обучении, помощник в отработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах ребят.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у школьников навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • активно вовлекать детей в учебный процесс;

  • качественно изменить контроль за деятельностью ребят;

  • приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. Наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации, и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на процесс усвоения знаний. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе школы:

  • компьютерный класс;

  • один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

  • компьютер в библиотеке школы;

  • компьютер у ребенка дома.

Компьютерный класс.

Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или обучающийся могут участвовать в происходящем на экране с помощью управления процессом посредством компьютера.

Компьютер в библиотеке школы.

Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность обучающихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

Компьютер у ребенка дома.

В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы – медиатека.

Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК? – Организатор всего урока и консультант.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся);

  • компьютеры могут помочь там, где учитель “не может разорваться” (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Используются эти программы, когда теоретический материал уже усвоен.

3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

На уроках, в зависимости от их целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

  • презентации

  • информационные Интернет – сайты

  • информационные ресурсы на дисках

2) Использование цифровых ресурсов при отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;

  • компьютерные тренажеры;

  • ребусы;

  • компьютерные игры;

  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);

  • печатный иллюстративный материал.

3) Использование цифровых ресурсов на этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);

  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование цифровых ресурсов для самостоятельной работы обучающихся:

  • цифровые энциклопедии;

  • словари;

  • справочники;

  • таблицы;

  • шаблоны;

  • электронные учебники;

  • интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской деятельности обучающихся:

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;

  • Интернет.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:

1. Интенсификация учебного процесса.

2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

3. Формирование образовательных компетенций.

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, базой данных.

5. Осуществление самообразования.

6. Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой школьник не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У детей появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся можно разделить на 4 этапа:

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:

1. анализ образовательной программы;

2. анализ тематического планирования;

3. выбор тем;

4. выбор типа урока;

5. выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов:

1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;

2. создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов:

1. применение на уроках разных типов;

2. применение во внеклассной работе по предметам;

3. применение при руководстве научно-исследовательской работы.

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ:

1. изучение динамики результатов;

2. отслеживание рейтинга по предмету.

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса обучающихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

Используя систему применения информационной технологии обучения, не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь школьников. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:

  1. В обучающем режиме;

  2. В тренировочном режиме (именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения).

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций обучающихся, имеет ряд преимуществ:

- экономится время на выявление ошибок ребят за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;

- контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей школьников (за детьми остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы обучающихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности школьников, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

На уроках использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Дети опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ребенок участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса школьников к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания.

«Я не верю в саму только спасительную

силу таланта без усердного труда»

Ф.Шаляпин

infourok.ru


Смотрите также