Какие парциальные программы используются в дошкольном образовании по фгос


Парциальная программа —это хорошая возможность и для родителей.

Парциальная программа — это непонятные слова для любой матери, которая задумывается о том, чем занимается её ребёнок в детском саду. Тем не менее в них нет ничего страшного. Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы.

Что же это такое и какую цель преследует?

Парциальные программы в ДОУ — занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления. В чём отличие парциальной программы. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще воспитатели используют методики, созданные автором или группой авторов. Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми и занятиями, ему не захочет посещать их. Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам доверяют. Выбор делают руководство и воспитатели детского сада.

В чём смысл парциальной программы?

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое. Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание. Чем больше знаний о мире ребёнок получит в детском саду, тем больше у него шансов адекватно воспринимать окружающий мир, справляться с нагрузками в школе и в дальнейшей жизни. Но позитивное отношение начинает складываться только с трёх-четырёх лет. Поэтому парциальная программа — это шанс для любого ребёнка. Какими бывают парциальные программы?

 Парциальные программы в ДОУ делятся на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности. Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление. В этот список также можно добавить и театрализованную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства.

 Даже среди дошкольников простенький кружок может иметь необыкновенную популярность, если правильно подойти к организации занятий и процесса создания спектаклей. Помимо этого, активность в детском саду направлена и на приобрещение к духовному миру, обучение правилам этикета и вежливости.

Парциальные программы по ФГОС.

Безусловно, деятельность детских садов регулируется федеральными стандартами. Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обеспечения комфортного нахождения в детском саду. Для каждого ребёнка важна индивидуально подобранная парциальная программа. ФГОС же позволяет организовать её по всем правилам. Детское дошкольное образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам.

На что именно направлены парциальные программы?

Принципы парциальных программ просты. Существует несколько направлений воспитания. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта. Ребёнку прививаются, например, представления об обыденной жизни, культуре человеческого жилья, о предметах быта и материалах, из которых они были изготовлены, о цели и назначении каждого предмета. Постепенно возникает не только понимание о его месте в мире, но и желание внести свою лепту и принять самостоятельное активное участие в его изучении

Как подобная активность влияет на детей?

Режим детского сада, как правило, подобран рационально: ребёнок не устаёт, получает время на отдых и игры, не имеющие какой-то определённой цели. Но важно следить за тем, чтобы активные игры и занятия не являлись причиной стресса. Нельзя располагать занятии так, чтобы за одним сразу следовало другое так, что даже не остаётся времени на отдых. Многие родители, занятые воспитанием, порой проявляют излишнюю усердность. Они считают, что детского сада ребёнку недостаточно, а потому водят его на дополнительные занятия. В таком возрасте не нужно насильно навязывать какие-то занятия. Хроническая усталость для ребёнка, который ещё не начал ходить в школу — это нонсенс, но и это возможно, если перебарщивать с воспитательным процессом.

Могут ли родители помочь?

Ближайшие родственники, мама и папа, принимают различные решения относительно того, сколько времени их ребёнок проводит в детском саду. Если у них достаточно возможностей, чтобы заниматься самостоятельно, то необязательно посещать детский сад. Если согласовать этот вопрос с руководством, можно появляться на занятиях только во второй половине дня или, наоборот, в первой. В остальное же время можно заниматься воспитанием ребёнка самостоятельно.

 Парциальная программа — это хорошая возможность и для родителей. Вовсе необязательно становится экспертом в данной области, но необходимо иметь представление о том, какие занятия проводятся в детском саду, чтобы дома не терять прогресс. Это полезно и для детей постарше. Например, конструирование в старшей группе может завлечь не только детей, но и родителей. А что может быть лучше, чем совместная игра? Но даже если в связи с работой нет времени заниматься ребёнком в течение дня, можно посвятить этому пару часов вечером.

С какими проблемами может встретиться семья?

Помимо сложных семейных ситуаций, например отсутствия одного родителя или халатного отношения, воспитанию может помешать и несколько других факторов. Прежде всего, важно помнить о том, что маленькие дети очень впечатлительны. И даже когда они живут в абсолютно адекватной, благополучной семье, у них могут возникнуть проблемы. Например, среди сверстников.

 Воспитатели детских садов порой сами становятся жертвами на первый взгляд злобных шуток. Это не обходит стороной и детей. Они способны на аморальные поступки. Если родители замечают, что их ребёнок стал замкнут, не хочет говорить о том, что произошло в детском саду или на прогулке, это может быть признаком того, что с ним кто-то грубо обошёлся. Слова и поступки других детей могут привести к созданию комплексов, которые в буквальном смысле будут мешать жить в старшем возрасте.

Злые воспитатели: миф или реальность?

Помимо этого, ребёнок может испытывать стеснительность или даже боязнь того или иного воспитателя. Персонал детских садов подбирается с присущей тщательностью. Но каждая ситуация индивидуальна. Детское дошкольное образовательное учереждение не должно оставить плохих впечатлений у ребёнка. Разговоры и разбирательства с руководством приведут только к лишним нервам и стрессу. Какими бы хорошими ни были парциальные программы в ДОУ, ребёнку они будут доставлять только неприятные ощущения, если он видит в воспитателе врага или злую ведьму.

        по материалам http://fb.ru|

teremok-1.educrimea.ru

«Проектирования парциальной образовательной программы в условиях внедрения ФГОС»

Анастасия Сергеевна Фокина «Проектирования парциальной образовательной программы в условиях внедрения ФГОС»

Методологические основы проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования.

Педагогическое проектирование – целенаправленная деятельность по созданию педагогических проектов с целью преобразования педагогической практики. Педагогический проект это замысел (идея, образ) образовательного процесса, и/или образовательной программы, и/или содержания образования. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

Наличие авторских и модифицированных парциальных образовательных программ в дошкольной образовательной организации свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества.

Педагогическая инновация, по мнению Н. И. Лапина и А. И. Пригожего, - это образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и/или в культурных традициях, концепцией процесса развития личности ребенка, с иным взглядом и подходом к проектированию образовательного процесса. Инновации, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности и включающие в себя планирование, конкретные этапы внедрения и результативное завершение в образовательной практике, наиболее важны и ценны в ситуации модернизации образования и системных обновлений содержания образования в образовательных организациях. Один из основных методов реализации инновационной деятельности в системе образования - проектирование образовательных программ.

Проектирование парциальной образовательной программы - целенаправленная деятельность по созданию проекта части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования с учетом системных обновлений дошкольного образования, и направленной на обеспечение развития индивидуальных склонностей, образовательных потребностей, способностей и мотивов дошкольников.

В качестве методологических подходов к проектированию парциальных образовательных программ могут быть использованы следующие:

• Культурно-исторический подход подчеркивает, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества, носителями которой для ребенка являются взрослые (социальный план). Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей). Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде. Таким образом, культурно-исторический подход к проблеме развития дошкольника основывается на положениях о ведущей деятельности, зоне актуального и ближайшего развития, реактивно-спонтанном типе обучения, социальной ситуации развития, неравномерности развития высших психических функций и систем (внимание, восприятие, память, воображение) (Л. С. Выготский). Зона актуального развития – способности, навыки, умения, которые существуют в психике детей на данный момент; то, что он может делать самостоятельно (Л. С. Выгодский). Зона ближайшего развития – задачи, навыки, и умения, которые ребенок может реализовать только при помощи взрослого, и только потом самостоятельно (Л. С. Выгодский). Следовательно, парциальная образовательная программа, не должна намного опережать актуальные возможности ребенка, это может привести к снижению (потере) мотивации к познанию и отсутствию развивающего эффекта.

• Системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (А. Н. Леонтьев). В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» одно из ключевых понятий, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно – положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации системно-деятельностного подхода. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла. Становление системно-деятельностного подхода базируется на исследованиях А. Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности); П. К. Анохина и Н. А. Бернштея (достижение результата при наличии обратной связи). В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Поэтому содержание парциальной образовательной программы может реализовываться в различных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской и т. д.) как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС дошкольного образования п. 2.7.).

• Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательной организации (Слободчиков В. И.).

Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Борытко Н. М.).

Базовые идеи парциальной образовательной программы

• идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;

• идея о целостности развития ребенка в образовательном процессе;

• идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие инициативы, творческих способностей, интересов, самостоятельной деятельности.

Парциальная программа проектируется с опорой на принципы. Принцип (от лат principium – основа, первоначало) – 1. Основное, исходное положение науки, теории; предпосылка концепции или теории. 2. Внутреннее убеждение человека, взгляд на мир как предмет теории, предопределяющий ее содержание. Вокруг подхода синтезируются все понятия, суждения, законы, раскрывая, обосновывая и развивая его. Например, подход наглядности и системности в дошкольной педагогике.

Парциальная образовательная программа должна соответствовать принципам (ФГОС ДО п. 1.4.):

• развивающего образования – цель развитие индивидуальных черт ребенка в процессе обучения (Л. С. Выгодский) и ориентирует педагога на построение образования в зоне ближайшего развития;

• амплификации (термин раскрывается как обогащение по А. В. Запорожскому) развития детей через использование возможностей специфических видов детской деятельности, которые вытекают из особенностей восприятия, мышления и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

• научной обоснованности и практической применимости -соответствие содержания парциальной программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, реализация в массовой практике дошкольного образования, отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но и возможность применения полученной информации в практической деятельности детей;

• адаптивности – предметно – пространственная развивающая среда должна быть адаптирована к потребностям ребенка дошкольного детства, обеспечить комфорт развития всех его сфер в процессе освоения парциальной образовательной программы;

• интеграции образовательных областей - соответствие возрастным возможностями и особенностям развития детей, а также спецификой и возможностями образовательных областей или образовательной области и специфических видов детской деятельности по освоению парциальной программы, интеграцию содержания обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений (парциальная программа);

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса за счет объединения комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при освоении парциальной образовательной программы и обязательной части программы дошкольного образования, в качестве объединяющих тем могут выступать тематические недели, события, традиции, праздники, представление детских проектов и др. (Трубайчук Л. В.).

www.maam.ru

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О российских программах дошкольного образования.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Предлагаем вам для ознакомления российские программы дошкольных образовательных учреждений, используемые в нашем регионе.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные(или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные(специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г.вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка , представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Радуга»

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное про­живание периода дошкольного детства.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

· игровая мотивация,

· мотивация общения

· мотивация личной заинтересованности.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, ок­ружающий мир.

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обу­чения детей в условиях детского сада. .

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самосто­ятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой зада­чу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не по­теряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образо­вательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, уме­ний и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет­ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравствен­ного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, приро­ды и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Пред­ставлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педаго­гу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработан­ная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошколь­ника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дош­кольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

• В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгля­ды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, ус­ловия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нрав­ственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отноше­ние к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Название программы отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального возраста, в котором закладываются ос­новы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирова­ние у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития де­тей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство (2 стадии)

· младенческий возраст ( от рождения до 1 года)

· ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)дж

· младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

· старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изме­нения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических ис­следованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализа­цию его возможностей, которые формируются и проявляются спе­цифически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здо­ровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в про­грамме предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариатив­ных и специальных программ.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает про­ведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или само­стоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирова­ние» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми пла­нами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет пол­ный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

Программа «Кроха»

Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрас­те до 3 лет.

Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.

Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адапта­ции к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

megaobuchalka.ru

Билет № 2. Образовательные программы дошкольного образования, виды образовательных программ

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

- Программа «Радуга»

- Программа «Из детства в отрочество»

- Программа «Детство»

- Программа «Истоки»

- Программа «Развитие»

- Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

- Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

- Программы экологического воспитания

- Программы художественно-эстетического цикла

- Программы социально-нравственного развития дошкольников

- Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

- О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

megaobuchalka.ru


Смотрите также