Какая из перечисленных программ является комплексной


Обзор комплексных программ

Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др. Цели программы: 1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни. 2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей. 3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые. На этой основе предлагаются 3 типа мотивации: • игровая мотивация, • мотивация общения • мотивация личной заинтересованности. Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. . Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка. «Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). • В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы. В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника. Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.). Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья. Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: Раннее детство (2 стадии) • младенческий возраст ( от рождения до 1 года) • ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Дошкольное детство (2 стадии)дж • младший дошкольный возраст (от 3-5 лет) • старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания. Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие» Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет. Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. Программа составлена для каждого возраста. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «От рождения до школы»

Авторы: под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Цели программы: создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Программа «От рождения до школы» является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Программа «От рождения до школы» - инновационная общеобразовательная программа для дошкольных учреждений, подготовленная с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа включает в себя разнообразные виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Программа «От рождения до школы» относится к наиболее современным методикам, которые актуальны и эффективны при реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Состав программы:

- программа;

- методические пособия;

- конспекты занятий;

- рабочие тетради;

- наглядные пособия;

- планирование;

- мониторинг.

Программа «Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет. Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ. Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 916; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Ответы@Mail.Ru: темы для аттестации воспитателя старшей группы на 1 категорию

Детские сады

Ответы

1.Укажите новые формы дошкольного образования: А) Детский сад. Б) Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ. В) НШДС. 2.Конвенция о правах ребенка: А) Обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. Б) Определяет проблемы всестороннего развития личности ребенка. В) Обеспечивает целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. 3. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования? А) Концепция дошкольного воспитания. Б) Закон «Об образовании». В) Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования. 4. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в: А) Конвенции о правах ребенка. Б) Концепции дошкольного воспитания. В) Законе РФ «Об образовании». 5. В каком году были утверждены Федеральные государственные требования дошкольного образования? А) 1989 году. Б) 2009 году. В) 2001 году. 6. Современный этап дошкольного образования характеризуется: А) Связью с родителями детей. Б) Вариативностью существующих программ и технологий. В) Умением администрации ДОУ находить спонсоров. 7.Какая из перечисленных программ является комплексной? А) Семицветик. Б) Детство. В) Паутинка. 8. К образовательной программе ДОУ предъявляется определенное требование: А) Она должна соответствовать Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению о ДОУ. Б) В программе должен соблюдаться светский характер образования. В) Программа должна строиться на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Г) Все ответы верны. 9. На основании санитарно – эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.4.1. 1249-03 продолжительность занятий для детей 5-го года жизни (средняя группа) не более: А) 15 минут Б) 20 минут В) 25 минут. 10. Количество занятий в неделю для детей 6-го года жизни (старшая группа) не более: А) 15 Б) 17 В) 12

Формирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, через информационно-коммуникационные технологии.

Ответы Mail.Ru

touch.otvet.mail.ru

Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор – Ребенок в детском саду

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

deti-club.ru

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА - это... Что такое КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА?

  • комплексная программа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN comprehensive program …   Справочник технического переводчика

  • КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — (см. ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Комплексная программа —         дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран членов СЭВ. Принята 25 й сессией Совета экономической взаимопомощи (июль 1971, Бухарест) в соответствии с решениями 23 й… …   Большая советская энциклопедия

  • КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы; в комплексной программе представлены цели, пути и средства решения программной …   Профессиональное образование. Словарь

  • Комплексная программа — система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных надостижение одной цели, решение общей проблемы …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • комплексная программа —    система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели программы, пути и средства… …   Словарь экономических терминов

  • Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров — представляет собой систему взаимосвязанных мер, которые в ближайшее время будут осуществлены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с законодательными (представительными) и судебными органами… …   Словарь юридических понятий

  • Комплексная программа оценки безопасности ядерных реакторов (США) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN Integrated Safety Assessment Program …   Справочник технического переводчика

  • комплексная программа испытаний — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN integrated test program …   Справочник технического переводчика

  • комплексная программа испытаний на надёжность — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN integrated reliability test program …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Общая характеристика программ дошкольного образования

Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.

Развитие системы дошкольного воспитания шло по пути увеличения количества детских садов, создания программно-методического обеспечения. На протяжении многих лет изменялось и дополнялось содержание раздела “Физическое воспитание” в программах для ДОУ. Первый проект программы, включающий раздел “Физическое воспитание”, был разработан дошкольным сектором научно-исследовательского института и выпущен в 1932 г., а последующее совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г.

Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры содействовало совершенствованию системы дошкольного физического воспитания. В 1938 г. были опубликованы “Устав детского сада” и программно-методические указания, названные “Руководством для воспитателя детского сада”; эти документы стали обязательными для всех детских садов. В разделе “Физическое воспитание” воспитателям предписывались обязательные занятия по развитию движений, которые должны проводиться раз в неделю в каждой возрастной группе.

В 1962 г. на основе обобщения многолетних научных исследований и практики работы отечественных детских садов творческим коллективом под руководством А.П. Усовой была разработана “Программа воспитания в детском саду”.

На основе исследований и опыта 70-80-х гг. и с учетом потребности в обновлении программных материалов в 1985 г. была опубликована “Программа воспитания и обучения в детском саду”. Обучение дошкольников двигательным умениям и навыкам осуществлялось на физкультурных занятиях, проводимых три раза в неделю. Наряду с развитием у детей физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости) подчеркивалась необходимость формирования умения оценивать качество выполнения упражнений, воспитания выразительности движений.

Появление в 1989 г. “Концепции дошкольного воспитания” положило начало обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, в том числе, в области физического воспитания.

Произошедшие в нашей стране коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни общества, в том числе – систему образования. В настоящее время ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, внесении изменений в них, в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.

Несмотря на тревожную тенденцию прогрессивного ухудшения состояния здоровья дошкольников и признание того, что среди различных факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое развитие детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание, во многих современных программах для ДОУ оно не является приоритетным разделом образования. Проблема состоит в ориентации содержания программ, преимущественно, на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка.

Одной из особенностей современного образовательного процесса в ДОУ является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например, ТРИЗ, иностранные языки, обучение чтению, письму и др. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на дошкольников и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Введение подобных дополнительных занятий неизбежно приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям режима дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности, что, безусловно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

В прежней, единой для всех ДОУ России, государственной Программе воспитания и обучения в детском саду занятия по физической культуре проводились с кратностью три раза в неделю для всех возрастных групп (за исключением первой младшей). Сегодня, в соответствии с некоторыми современными программами для ДОУ, например, “Детство”, “Радуга”, прошедшими экспертизу федерального уровня и рекомендованными Министерством Образования Российской Федерации, количество занятий по физической культуре снизилось до двух, а иногда – и одного раза в неделю.

Большинство ДОУ сегодня пытаются отойти от традиционной системы образования, ищут новые формы педагогического процесса, изменяют его содержание. В условиях вариативности образования в последние годы появилось значительное количество программ, определяющих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе – физическом. Хотя количество программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с каждым годом увеличивается, немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Выполненный анализ содержания отечественных программ по физической культуре дошкольников, появившихся в печати в последние годы, позволил выявить целый ряд недостатков. Отмечается, что многие разработки, заявленные как программы, таковыми не являются, поскольку представляют собой лишь описание идеи автора и опыта его работы. Кроме того, большинство так называемых “новых” программ являются лишь вариациями прежней Программы воспитания и обучения в детском саду.

Многие программы основываются только на гипотезах и не подкреплены объективными результатами педагогического эксперимента, а, следовательно, результат их воздействия на здоровье и физическое развитие ребенка непредсказуем. Часто за новацию выдается модифицированная программа, предназначенная изначально для школьников, а то и взрослых, и непригодная для детей дошкольного возраста.

С 1995 года в соответствии с “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” каждое ДОУ имеет право выбирать комплексную образовательную программу, а каждый педагог – специализированную. Однако, анализируя деятельность педагогов, констатируется, что большинство из них недостаточно осведомлены или вовсе не имеют представления о современных программах по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Реализация ДОУ права на внесение изменений в программы, рекомендованные государственными органами образования, с одной стороны, стимулирует педагогическое творчество, способствует разнообразию содержания физического воспитания, использованию новых, в том числе нетрадиционных оздоровительных систем (например, йога, ушу, цигун и др.). С другой стороны, нередко вызывает сомнение обоснованность внесенных изменений или применения новых авторских программ, как с точки зрения их оздоровительной эффективности и соответствия возрастным возможностям детей, так и квалификации преподавателей. Подчас это приводит к тому, что, выпускаясь из детского сада для поступления в школу, ребенок не осваивает программный материал по физическому воспитанию в полном объеме и не достигает необходимого уровня физической подготовленности.

Демократизация системы общественного дошкольного образования вызвала тенденцию проявления со стороны педагогов творческой инициативы в составлении различных вариантов так называемых “авторских” программ по физическому воспитанию дошкольников. Стремление к частичным изменениям или полной замене содержания действующих государственных программ “авторскими” заслуживает одобрения, если оно продиктовано профессионально значимыми мотивами, например, целесообразностью замены некоторых видов физических упражнений более действенными по своему развивающему эффекту.

На практике это приводит к неоправданному увеличению объема одних видов физических упражнений в ущерб другим. Отсутствие оптимальной сбалансированности содержания программ снижает возможность реализации разностороннего и гармоничного физического развития детей, полноценности их двигательной подготовленности и физкультурного образования.

Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое; к ним отнесены: “Программа воспитания и обучения в детском саду”; “Детство”; “Радуга”; “Истоки”.

Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:

1. Физкультурно-оздоровительная – к ней отнесены следующие программы “Физическая культура – дошкольникам” (Глазырина), “Развивающая педагогика оздоровления” (Кудрявцев), “Здоровье” (Алямовская), “Театр физического воспитания дошкольников” (Ефименко), “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (Щербаков), “Воспитание здорового ребенка” (Маханева).

2. Валеологическая – к ней отнесены программы “Здоровье с детства” (Казаковцева), “Здравствуй” (Лазарев).

3. Узкоспециализированная. К узкоспециализированным программам физического воспитания отнесены “Старт” (Яковлева, Юдина) и “Са-Фи-Дансе” (Фирмлева, Сайкина).

Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Хотя новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, раздел “Физическое воспитание” базируется на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

В комплексной программе “Детство” материал по физическому воспитанию представлен в разделе “Приобщаемся к двигательной культуре” программного блока “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”. Для каждой возрастной группы приведено содержание физических упражнений; перечислены умения, которыми дети должны овладеть в течение учебного года; выделены критерии для оценки уровня их освоения, даны методические советы. В качестве ориентира представлены минимальные результаты физической подготовленности дошкольников. Несомненными достоинствами программы являются ее четкое структурирование, а также наличие методического обеспечения и рекомендаций по планированию содержания учебного материала.

К существенным недостаткам раздела по физическому воспитанию комплексной программы “Радуга” можно отнести отсутствие четкой структуры. Не приведено содержание физических упражнений для каждой возрастной группы, не сформулированы программные задачи, так как, по мнению авторов, их следует конкретизировать для каждого ребенка, что противоречит требованиям, предъявляемым к программам дошкольного образования. Даны лишь общие рекомендации гигиенического и организационного характера, а приводимый перечень физических упражнений весьма ограничен.

В разделе “Физическая культура” для старшей группы приведен неоправданно ограниченный перечень двигательных навыков, которыми ребенок должен овладеть к шести годам, и даны общие советы по организации физического воспитания. В программе по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет раздел “Физическая культура” отсутствует вообще. Следовательно, качественно осуществлять процесс физического воспитания в ДОУ на основе раздела “Формируем культуру движений” программы “Радуга” не представляется возможным.

Одним из несомненных достоинств комплексной программы “Истоки” является наличие двух блоков – базиса и варианта его реализации. Базисную часть составляют такие компоненты, как характеристики возрастных возможностей развития ребенка, задачи и показатели развития, базисные характеристики личности и общие условия реализации программы. Вариант реализации базиса приводится в разделе “Содержание и условия педагогической работы”. Программа “Истоки”, как и программа “Детство”, имеет четкую структуру, что также заслуживает положительной оценки.

Для каждой возрастной группы в разделе “Физическое развитие” дана характеристика возможностей детей, предложен примерный двигательный режим, приведены минимальные показатели развития моторики для мальчиков и девочек и ориентировочные показатели физического развития детей (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, физической работоспособности).

Отличительная особенность специализированной программы “Физическая культура – дошкольникам” состоит в нестандартной методике применения упражнений. Содержание упражнений приближено к природным явлениям, которые окружают дошкольников. Обучение движениям построено как творческий процесс, на основе исследовательской деятельности самих детей. Раскрыты принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей, дана характеристика основных направлений и задач физического воспитания.

Для всех возрастных групп представлены планы-конспекты занятий по физической культуре. Все выше перечисленное можно отнести к бесспорным достоинствам анализируемой программы. В то же время, вызывает некоторые сомнения последовательность освоения программного материала, в представленных планах-конспектах, где не прослеживается взаимосвязь задач и содержания данного занятия по физической культуре с предыдущим.

Основная идея специализированной программы “Развивающая педагогика оздоровления” состоит в том, что приобщение детей к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движений. Любые движения рассматриваются как особый объект освоения, преобразования, познания и оценки детей. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений, чему отводится особое место. На наш взгляд, все это заслуживает безусловного одобрения.

В программе для каждой возрастной группы обозначены общие приоритеты по приобщению детей к физической культуре, дана краткая характеристика физического и психического развития детей. Большое внимание уделяется предупреждению функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия) путем систематического применения общеразвивающих упражнений для укрепления определенных мышечных групп и упражнений корригирующего характера. Все перечисленное выше позволяет положительно оценить данную программу.

В специализированной программе “Здоровье” содержание программного материала приведено в форме ежемесячных планов для каждой возрастной группы. Ежедневная гимнастика после дневного сна включает комплексы корригирующих упражнений, направленных на профилактику и ликвидацию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия). В дополнение к учебной работе (занятия по физической культуре) рекомендованы занятия лечебной физической культурой (ЛФК) и секционная работа (занятия различными видами спорта). Данная программа позволяет успешно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Специализированная программа “Воспитание здорового ребенка” рекомендована как дополнение к программе “Развитие”. Основная цель последней – развитие умственных и художественных способностей детей, в связи, с чем она не содержит раздела по физическому развитию дошкольников, хотя и предусматривает свободное время для проведения занятий по физической культуре, а также включает в себя дополнительный раздел “Выразительное движение”. В программе сформулированы основные задачи физического воспитания дошкольников, представлено перспективное планирование физкультурных занятий в спортивном зале. К недостаткам программы можно отнести отсутствие комплекса умений и навыков, которыми дети должны овладеть в течение учебного года, а также критериев оценки уровня их освоения.

Специализированная “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” направлена на формирование у детей умения управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях и воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. К недостаткам программы можно отнести использование упражнений, взятых из школьной методики (например, в содержание строевых упражнений для детей четвертого года жизни введены повороты прыжком). Достаточно сложными для детей дошкольного возраста являются и ряд элементов акробатики.

Отличительная особенность узкоспециализированной программы “Старт” заключается в том, что программный материал, распределен по конкретным направлениям: прикладные, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, элементы спортивной гимнастики (упражнения на снарядах – кольцах, турнике, батуте, прыжки через козла), художественной гимнастики (без предмета и с предметами), ритмика. Распределение его по возрастным группам условно, и дети средней группы могут выполнять программу для старших дошкольников, что не всегда оправдано. В процессе занятий происходит частая смена двигательных действий с разной физической нагрузкой, разным темпом, чередование развлекающих движений с движениями, требующими умственного и физического напряжения.

К недостаткам программы можно отнести следующее: не определены задачи, показатели и критерии оценки физического развития и физической подготовленности для каждой возрастной группы, не представлен перспективный план занятий. Анализ программы “Старт” показал, что по своему содержанию (большинство упражнений носит ациклический характер), условиям реализации (гимнастическое оборудование) и прогнозируемым достижениям воспитанников (больше подходящих для группы начальной подготовки детской спортивной школы по гимнастике) она является программой дополнительного образования, хотя частично может быть включена и в общеразвивающую программу. Эта программа может применяться в процессе физического воспитания в ДОУ в секционной работе, в дополнение, а не вместо занятий по физической культуре, проводимых на основе комплексных программ дошкольного образования или специализированных программ физического воспитания.

Основная цель узкоспециализированной программы танцевально-игровой гимнастики “Са-Фи-Дансе” заключается в содействии всестороннему развитию дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики. Ее содержание составляют средства основной гимнастики, музыкально-ритмического воспитания, хореографии, игрового самомассажа, креативной гимнастики, игропластики и музыкально-подвижные игры. Положительной стороной анализируемой программы является игровой метод проведения занятий, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

В программе представлены планы-конспекты занятий по всем возрастным группам, приведены требования по освоению знаний, умений и навыков, даны рекомендации к организации и проведению занятий, методике обучения, подбору музыкального сопровождения. Все это обеспечивает успешность реализации рассматриваемой программы дополнительного образования в практике работы ДОУ и ее популярность среди педагогов.

Программа – с одной стороны – документ, отражающий деятельность конкретного педагога, учреждения или целого региона; с другой стороны – вид творческой разработки (технологии) по какому-либо педагогическому учебно-воспитательному творческому виду деятельности как самого педагога (учреждения), так и занимающихся у него детей, поскольку педагогический процесс всегда носит двусторонний характер.

Программа (греч. “объявление, распоряжение”) – это содержание и план деятельности, изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а также краткое изложение учебного предмета.

Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, методическое обеспечение образовательного процесса.

Поташник, Лазарев выделяют следующие качества, которыми должна обладать программа:

1. Актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем.

2. Прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации.

3. Рациональность – возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов.

4. Реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и реально необходимыми средствами.

5. Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.

6. Контролируемость – определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов.

7. Чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонения и коррекции действий.

Образовательная программа включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (дата, название программы, возраст детей, на который она рассчитана, срок реализации программы, Ф.И.О. авторов, год составления).

2. Оглавление.

3. Пояснительная записка. Раскрывает образовательную область и предмет изучения, новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса (раздела), цель и задачи программы, ее отличительные особенности, возраст детей, участвующих в реализации данной программы, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, продолжительность реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации программы.

4. Учебно-тематический план. Содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме, формы занятий.

5. Содержание. Раскрывается через программные задачи физического воспитания по возрастным группам, характеристику возрастных особенностей развития моторики детей разных возрастных групп, рекомендации по реализации двигательного режима, содержание физического воспитания (перечень физических упражнений, перечень знаний, двигательных умений и навыков), критерии и нормативы оценки уровня физической подготовленности дошкольников.

6. Информационное обеспечение образовательной программы. Включает список литературы (методическое сопровождение), перечень видео- и аудиопродукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Выписать в тетрадь основные понятия курса:

Физическая культура Физическое воспитание

Теория физического воспитания Методика физического воспитания

Физическое совершенство Физическое развитие

Возраст Здоровье

Физическая подготовленность Двигательное умение

Двигательный навык Двигательные качества

Двигательные способности Двигательная активность

Физическая активность Работоспособность

Телосложение Осанка

Адаптационные возможности Функциональные возможности

Литература:

1. Матвеев Л.П. “Теория и методика физической культуры”.

2. Ашмарин Б.А. “Теория и методика физического воспитания”.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”.

4. “Толковый словарь спортивных терминов” / Под ред. Суслова, Вайцеховского.

Выписать ст. 18 Закона “Об образовании”, ст. 14 Закона “О физической культуре и спорте в РФ”, 10 принципов декларации прав ребенка.

Из Конвенции о правах ребенка выписать ст. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 13, 16, 18, 19, 27, 28, 29, 31, 41.

Концепция дошкольного воспитания. Знать цели, задачи, содержание, разницу и сходство между учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделью общения.

Выписать цели, задачи, положительные и отрицательные стороны программ по ФВ.

Литература:

1. “Современные образовательные программы для дошкольных учреждений” / Под ред. Т.И.Ерофеевой.

2. “Дошкольное образование в России”. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Физическая культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.

Физическое воспитание – социально обусловленный педагогический процесс физического совершенствования человека.

Теория физического воспитания – систематизированные научные знания, отражающие общие закономерности и принципы физического воспитания.

Методика физического воспитания – систематизированные научные знания, отражающие частные закономерности физического воспитания.

Физическое совершенство – исторически обусловленное представление об оптимальном уровне здоровья, физического развития и физической подготовленности человека.

Физическое развитие – изменение форм и функций человека в течение его индивидуальной жизни.

Возраст – интегральная характеристика человека, отражающая свойства, приобретенные вследствие длительности существования в определенной природной и социальной среде.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений, навыков и двигательных качеств.

Двигательное умение – способность выполнить двигательное действие при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав изучаемого двигательного действия.

Двигательный навык – способность выполнить двигательное действие, позволяющая концентрировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него.

Двигательные качества – качественные особенности различных сторон моторики человека (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Двигательные способности – совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно и на высоком качественном уровне.

Двигательная активность – сумма движений, выполняемая человеком в процессе жизнедеятельности.

Физическая активность – деятельность человека, направленная на достижение физического совершенства.

Работоспособность – потенциальная способность человека к выполнению работы, направленной на достижение конкретного результата.

Телосложение – совокупность морфологических признаков строения тела человека.

Осанка – привычная поза человека, манера держаться стоя, сидя и в движении.

Адаптационные возможности – совокупность свойств, обеспечивающих приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды.

Функциональные возможности – уровень функционирования основных функциональных систем организма, как в состоянии относительного покоя, так и при нагрузках различного характера.

Моторика – совокупность двигательных возможностей человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Тест. Тема 4 - Требования к результатам освоения адаптивных основных общеобразовательных программ (АООП)

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Верно ли, что предметом итоговой оценки освоения обучающимися варианта 2 АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последних трех лет обучения и развитие их жизненной компетенции?

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Достижение личностных результатов обеспечивается:

Выберите один или несколько ответов:

a. содержанием внеурочной деятельности

b. овладением опытом социального взаимодействия

c. овладением доступными видами деятельности

d. содержанием отдельных учебных предметов

e. получением предметных знаний и умений

f. содержанием каждой предметной области

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Итоговая аттестация по завершению реализации АООП по варианту 1 проходит в форме:

Выберите один или несколько ответов:

a. комплексной оценки предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики, мира природы и человека

b. оценки знаний и умений по выбранному профилю труда

c. комплексной оценки предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни

d. оценки знаний и умений по ручному труду

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Итоговая аттестация по результатам освоения обучающимися варианта 2 АООП осуществляется:

Выберите один или несколько ответов:

a. в течение двух последних недель учебного года

b. в течение последней недели учебного года

c. путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных ситуациях

d. путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в искусственно созданных ситуациях

e. путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К образовательной области «Естествознание» относятся следующие учебные предметы:

Выберите один или несколько ответов:

a. домоводство

b. мир природы и человека

c. человек

d. география

e. биология

f. природоведение

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какая из перечисленных образовательных областей НЕ относится к варианту 1 АООП?

Выберите один ответ:

a. Окружающий мир

b. Технологии

c. Человек и общество

d. Естествознание

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП по варианту 2 заносятся в:

Выберите один ответ:

a. индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида (ИПР)

b. специальную индивидуальную программу развития (СИПР)

c. комплексную программу реабилитации

d. портфолио обучающегося

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является:

Выберите один ответ:

a. развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности

b. освоение знаний и умений по отдельным предметным областям

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Отметьте предметные области, усвоение которых является общим для вариантов 1 и 2 АООП:

Выберите один или несколько ответов:

a. физическая культура

b. технологии

c. язык и речевая практика

d. математика

e. окружающий мир

f. человек и общество

g. искусство

h. естествознание

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям относится к результатам освоения АООП по ... варианту:

Выберите один ответ:

a. второму

b. оба ответа верные

c. первому

infourok.ru


Смотрите также