Как составляется программа элективного курса


Правила составления программ элективных курсов. Анализ готового электива

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

Итак, следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

4. Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности

· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

любопытство;

· поддержка изучения базовых курсов;

· профессиональная ориентация;

· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

1) ориентация на современные образовательные технологии;

2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

3) соответствие принятым правилам оформления программ;

4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

5) краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план;

- содержание изучаемого курса;

- методические рекомендации;

- литературу.

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора (авторов) программы;

- название населенного пункта;

- год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

- аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи элективного курса (цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса - что необходимо для достижения целей );

- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- предполагаемые результаты;

- инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

· перечень разделов, тем;

· количество часов на изучение каждой темы;

· вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

- основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

- описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

- дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

Критерии оценки программы элективного курса:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. [24]

studbooks.net

Что такое элективный курс

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - бумага;
  • - рабочая программа по основному курсу

Инструкция

Приступая к написанию элективного курса, определитесь с его общими целями и желаемым результатом. В зависимости от поставленных задач, программа элективного курса может быть ориентирована на дополнение базового курса. В этом случае проанализируйте учебную программу, выявите в ней наиболее слабые места и в соответствии с этими «пробелами» разрабатывайте план электива. Учитывая, что написание образовательного документа должно вестись в соответствии с четким соблюдением порядка изложения информации, следуйте структурному плану. Оформите титульный лист, указав название элективного курса, школу и класс, для которых он разработан. Также укажите автора-разработчика программы и текущий учебный год. На втором листе составьте содержание программы, оформляя его так же, как и в реферате или какой-либо другой письменной работе. Напишите пояснительную записку, в которой необходимо обосновать всю значимость данного курса для развития учащихся. Затем подробно осветите цели и задачи курса. Укажите методы работы, с помощью которых вы будете реализовывать данную программу. Учитывая то, что на элективный курс отводится мало времени, лучше использовать методы, которые способствуют быстрому восприятию и запоминанию информации. Использование большого количества наглядных пособий, а также технических средств обучения будут способствовать реализации данной задачи.

Перечислив выбранные методы и обосновав необходимость их применения, составьте список оборудования, которое вы собираетесь использовать в ходе учебного процесса. Это могут быть интерактивная доска, медиапроектор, таблицы, плакаты, графики. Отразите всю материальную базу данной программы.

Приступайте к подробному поурочному планированию для каждого занятия курса. Все они должны также содержать промежуточные цели, методы и задачи, необходимые для их реализации. Правильно составленный план поможет вам эффективно использовать рабочее время и добиться желаемых результатов.

При составлении планирования учитывайте следующие требования:1. Содержание программы курса должно быть актуальным в современном мире;2. Мотивационный потенциал курса должен находиться на высоком уровне;3. Содержание курса должно соответствовать поставленным целям и иметь логическое построение.

www.kakprosto.ru

Оформление и структура учебных программ элективных курсов

Департамент образования, культуры и молодёжной политики

Чукотского автономного округа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Оформление и структура

учебных программ элективных курсов

Методические рекомендации

Анадырь, 2012

Составитель: , методист по предпрофильному и профильному образованию государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».

Методические рекомендации знакомят с тем, как структурировать и оформлять учебные программы элективных курсов, содержат небольшую теоретическую часть, в которой дается характеристика каждого элемента учебной программы, перечисляются требования к программам элективных курсов.

Автор делает акцент на структурных особенностях учебной программы, а также рекомендует языковые конструкции - клише, которыми необходимо пользоваться при написании пояснительной записки.

Методические рекомендации могут быть полезны для учителей предметников, а также любых педагогических работников, являющихся авторами или составителями программ элективных курсов.

© ДОКиМП, 2012

© ГБОУ ДПО ЧИРОиПК, 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

1. Структура учебной программы элективного курса…………………5

2. Требования к программам элективных курсов …………………… 15

Список использованной литературы…....................................................18

Приложение ………………………………………………………………19

Введение

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Выполняя функцию внутрипрофильной специализации обучения, элективные курсы определяются вне соответствия со стандартом по базовым и профильным предметам. Многообразие и вариативность подобных курсов, рассмотрение элективов с позиций новизны, мотивирующего потенциала, практической значимости для старшеклассников заставляет педагогов качественно проектировать данный вид курсов, ответственно подходить к созданию учебных программ элективных курсов.

Педагогические работники Чукотского АО ведут активную работу в области расширения базы элективных курсов ЧАО, творчески подходят к образовательному процессу, что стало очевидно по итогам конкурса «Лучшая программа элективного курса в профильной школе». Разнообразная тематика курсов, большое количество конкурсных работ, преобладание авторских программ, практическая значимость элективов, присланных на конкурс, говорят об успешной реализации концепции профильного обучения на территории Чукотского АО. Однако поскольку учебная программа представляет собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, проектирование программы элективного курса потребует от автора или составителя высокого уровня квалификации. При недостаточной подготовленности автора к разработке новых или модификации существующих учебных программ последуют серьезные недочеты в них. В материалах, представленных на конкурс «Лучшая программа элективного курса в профильной школе» существует ряд недочетов, основная часть которых связана с оформлением и структурированием учебных программ элективных курсов.

Таким образом, возникла необходимость создания данных методических рекомендаций, в которых осуществляется попытка подробного описания всех требований к оформлению, структуре и содержанию учебных программ элективных курсов.

Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи педагогам в практике оформления и структурирования учебных программ элективных курсов.

Методические рекомендации могут быть полезны для педагогов, разрабатывающих новые или модифицирующих существующие учебные программы элективных курсов.

1. Структура учебной программы элективного курса

Структура программы – форма представления курса, определяющая внутренние связи учебного материала. При выборе структуры по организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание. Наиболее значимые части содержания курса, группируются определенным образом (модули, блоки и т. п.), в соответствии с представлениями автора о характере предъявляемого материала.

Компонентами программы элективного курса являются:

1.  Титульный лист.

2.  Пояснительная записка.

3.  Учебно-тематический план.

4.  Содержание курса по темам.

5.  Информационно-методическое сопровождение: контроль уровня обученности, перечень литературы, учебно-методическое обеспечение предмета и т. д.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ должен содержать следующую информацию:

·  Наименование образовательного учреждения, реализующего программу;

·  Название программы;

·  Ф. И.О. автора/составителя программы (с указанием должности и квалификационной категории);

·  Профиль и адресат программы (класс, возраст);

·  Назначение, уровень программы;

·  Сведения о статусе программы (где, когда и кем утверждена программа);

·  Сроки реализации программы;

·  Год разработки программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА элективных курсов профильной школы включает:

·  Аннотация - обоснование необходимости введения данного курса в школе;

·  Указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения).

Для обоснования необходимости введения данного курса, желательно провести специальное педагогическое исследование. Оно может включать в себя наблюдение за учащимися, психолого-педагогический анализ деятельности учащихся, рейтинговые оценки, предварительную диагностику интересов, склонностей, способностей и образовательных запросов учащихся. Диагностика может проводиться на основе анкетирования, опроса, тестирования, беседы с учащимися, родителями, учителями, руководителями школы. Новый курс имеет смысл вводить только в том случае, если результаты предварительно проведенного педагогического мини-исследования однозначно указывают на необходимость его внедрения. Особенно тщательно к этому вопросу следует подходить в ситуации, если введение элективного курса требует дополнительных материальных ресурсов.

В пояснительной записке следует также указать, в чем заключается новизна предполагаемой программы, каковы преимущества данной программы перед аналогичными, если таковые имеются.

·  Цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей). Исходя из специфики содержания и краткосрочности элективных курсов, программа элективного курса, как правило, подчинена одной цели.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

·  Сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

·  Основные принципы отбора и структурирования материала. В этой части пояснительной записки должно содержаться обоснование того, что включенные в содержание программы элективного курса информация и формы деятельности будут способствовать достижению планируемых результатов обучения.

·  Методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

·  Предполагаемые результаты. Планируемые результаты обучения должны конкретизировать цели курса, которые могут состоять из одной или нескольких легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания. Достаточной считается детализация планируемых образовательных результатов, при которой каждый результат отличается от остальных и существует возможность зафиксировать факт достижения каждого планируемого результата посредством педагогического измерения. Планируемый образовательный результат включается в программу только в том случае, если его достижение может быть проверено средствами педагогической диагностики.

·  Формулировка планируемого образовательного результата должна:

- описывать результат деятельности, а не процесс;

- четко указывать на каждый элемент содержания, включенный в результат;

- позволять однозначно представлять деятельность / ситуацию, которая задается для проверки достижения учащимися указанного результата.

Формулировки образовательного результата не могут содержать фраз, имеющих двоякое толкование и\или требующих детализации или конкретизации. Формулировки результатов должны быть написаны языком, доступным для понимания учащихся и их родителей.Планируемый знаниевый образовательный результат должен содержать описание единицы содержания и общеучебного умения, т. е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания (например, воспроизводить, демонстрировать понимание, применять, анализировать, обобщать, оценивать), чтобы показать, на каком уровне будет освоено данное содержание.

Планируемый компетентностный образовательный результат следует определять с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает учащийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности одной из ключевых компетентностей в том или ином аспекте.

pandia.ru

Как составить программу элективного курса.

Модернизация образования, в частности введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, открывает принципиально новые возможности в осуществлении инновационной и проектно-исследовательской деятельности в современной школе.

В условиях профильного обучения на данном этапе, помимо профильных общеобразовательных предметов, вводятся новые компоненты обучения – элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность, которые определяют необходимость включения в проектную и учебно-исследовательскую работу как самих учителей физической культуры, так и учащихся. Эти новые компоненты, с одной стороны, как раз и призваны учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – они определяют возросшие требования к профессионализму учителей.

Однако в силу разных причин (загруженность внеклассной спортивной работой, участие в различных соревнованиях, нехватка времени, а порой и просто неумение или нежелание выполнять инновационную и проектную работу) многие учителя физической культуры остаются в стороне от решения этой задачи. Вместе с тем стремление немалой части педагогов к инновационной и научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в ее планировании и проведении.

В современных условиях развития образования повсеместное введение в школах ЕГЭ, компьютерной технологии тестирования знаний учащихся, а также системы профильного обучения повышает спрос на мультимедийные технологии в обучении, требует разработки нормативных программных документов, создания новых педагогических технологий для реализации профильного содержания физической культуры в старших классах.

Инновационные процессы, охватившие все образовательное пространство, не могут избежать такого важного аспекта, как мониторинг. Поэтому чрезвычайно актуальным в современной школе является создание внутришкольного педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и развития личности, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживание динамики его показателей.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и тем самым могут быть использованы как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Еще одним научно обоснованным методом контроля учебного процесса является мониторинг уровня знаний учащихся. Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся выпускных классов по предмету «физическая культура» мы предлагаем тестовые задания закрытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создан накопитель тестовых заданий (НТЗ), который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.

Результаты проведенных исследований показали, что применение компьютерных технологий в процессе обучения и физического воспитания в школе позволит не только объективно оценить уровень теоретических знаний учащихся, но и выявить проблемы в усвоении программы по физической культуре. Педагогический анализ и своевременное решение этих задач будут способствовать, в свою очередь, повышению качества преподавания предмета, качественному усвоению учебного материала по физической культуре и более эффективному контролю знаний и уровня физической подготовленности школьников.

Проектирование

Инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В современных условиях развития образования учитель физической культуры должен не только хорошо знать свой учебный предмет, но и владеть педагогическими технологиями проектирования рабочих программ по физической культуре и различных элективных курсов для учащихся старших классов.

В последнее время переработка и модификация примерных программ по физической культуре стали привычной деятельностью педагогов. Каждый учитель знает, что даже самая лучшая примерная программа по физической культуре, рекомендованная или допущенная Министерством образования и науки РФ, требует адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения с учетом климатических особенностей региона, состояния учебно-материальной базы и традиций школы, а также профессиональных предпочтений педагогов.

Эта работа чаще всего включает в себя извлечение (замену) отдельных разделов и дидактических единиц из примерных программ, составление программного материала на основе объединения содержания различных программ, изменение последовательности изучения разделов и тем и соответственно перераспределение академических часов, включение собственных разделов и дидактических единиц в общую структуру программы.

Алгоритм создания рабочей программы учителя физической культуры следующий:

1. Выбрать примерную программу по физической культуре. 2. Сопоставить содержание примерной программы с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре. 3. При разработке рабочей программы на профильном уровне следует ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта. 4. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента. 5. Составить структуру рабочей программы (титульный лист, пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание разделов и тем учебного предмета, контрольно-измерительные материалы, а также список литературы и используемого оборудования). 6. Требования к уровню подготовки учащихся взять из примерной программы и распределить их по классам согласно авторской структуре рабочей программы. 7. Выбрать из примерной программы или разработать свои контрольно-измерительные материалы для контроля и оценки качества образования.

8. Разработать учебно-тематическое планирование исходя из конкретных условий и требований школы, реальных педагогических возможностей.

Авторский элективный курс

Каждая школа в соответствии с профилем обучения создает свои программы элективных курсов. Программы элективных курсов, которые разрабатывает учитель физической культуры, должны соответствовать определенным требованиям. Матрица программы элективного курса должна содержать:

1) название элективного курса; фамилию автора (составителя) программы; указание, для какого класса предназначена программа; количество учебных часов; 2) пояснительную записку (цели и задачи курса, место и роль в процессе изучения того или иного учебного предмета, актуальность); 3) поурочно-тематический план (название тем и количество часов, выделяемое на их изучение); 4) содержание программы (включает в себя краткую аннотацию каждой темы); 5) основные требования к знаниям и умениям учащихся (контрольно-измерительные материалы);

6) рекомендуемую литературу.

Индивидуальная образовательная траектория

Профильное обучение существенно расширяет также возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на индивидуальные способности учащихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими учениками.

В условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки в оценке учебных достижений школьников и построении образовательного рейтинга учащегося особое место занимает формирование портфолио каждого ученика. Результаты учебных достижений, индивидуальная карта физического здоровья, результаты выступлений в спортивных соревнованиях, а также олимпиадах школьников по физической культуре, интересные самостоятельные проекты и работы могут составить портфолио ученика.

Это тем более оправданно, что в настоящее время на основании Федерального закона «Об образовании» победы на предметных олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в высшее учебное заведение без экзаменов.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Таким образом, в условиях качественного расширения содержания образования, внедрения информационных технологий необходимо определение новых приоритетных направлений работы с учащимися. Важнейшим из них является формирование у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы – например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации, углубленным усвоением программы профильного обучения, профессиональной ориентацией. Исследовательская работа учащихся позволяет выявить их задатки и склонности, развить и сформировать способности.

Именно поэтому в профильных классах, ориентированных на физкультурно-педагогическую деятельность, целесообразно вводить элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании», рассчитанный на 34 учебных часа.

Учащиеся старших классов, обученные таким навыкам исследовательской работы, как умение составлять планы, тезисы, конспекты, а также писать рефераты, аннотации, отзывы, рецензии, курсовые работы, выступать с докладом, отражающим результаты исследования, знание этапов работы в процессе исследования, – став студентами, будут более осознанно продолжать ее в вузе. Им не придется терять много времени на постижение ее азов. Некоторые из них, уже обучаясь в вузе, на новом, более высоком научном уровне, продолжив школьное исследование, могут выполнить курсовую или дипломную работу.

Цель данного элективного курса – познакомить учащихся старших классов с основными методами организации и проведения научного исследования в физическом воспитании, привить им умения и навыки исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами элективного курса являются:

1. Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал. 2. Знакомство с методами научного исследования и выработка умения выбирать конкретные методы, необходимые в собственном исследовании. 3. Развитие способности формулировать проблему и гипотезу исследования.

4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы.

Элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании» предполагает подачу материала в форме лекций и обсуждение рассматриваемых проблем с учащимися на практических занятиях, а также отводит важную роль самостоятельной работе школьников в библиотеках и в компьютерном классе.

Ниже представлен примерный учебно-тематический план элективного курса для учащихся 11-го класса физкультурно-педагогического профиля.

Основными требованиями к уровню подготовленности учащихся являются: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе; выполнение реферата (составление плана исследования, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании»

Наименование темы

Лекции

Практические занятия

Всего

1. Понятие науки и научного знания. Структура науки. Типология науки. История науки. Наука в сфере физической культуры и спорта

2

2

2. Научная деятельность. Фундаментальные и прикладные исследования. Отличительные черты научного исследования в физическом воспитании. Соотношение науки и истины

2

2

3. Структура научного исследования: первичный материал, литературные данные, аргументация, выводы

2

2

4. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы

1

1

2

5. Постановка проблемы. Формирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования

1

1

2

6. Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой

1

3

4

7. Применение информационных технологий в исследовании в физическом воспитании

2

2

8. Методы научного исследования в физическом воспитании

2

2

9. Основные методы получения первичного материала: наблюдения, эксперименты, сбор свидетельств

1

1

2

10. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Особенности эксперимента по сравнению с наблюдением. Опрос как разновидность эксперимента. Организация педагогического эксперимента

2

2

4

11. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка

1

1

2

12. Реферат. Составление и оформление работы

1

1

2

13. Рецензия, статья, подготовка доклада

1

1

2

14. Защита реферата

4

4

В с е г о

17

17

34

sportfiction.ru

Рабочая программа элективного курса "Как правильно оформлять деловые бумаги"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюгурюкская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Методический Совет

МБОУ «Тюгурюкская ООШ» /____________/И.Н.Ерлина_/

Протокол №_______

От «______»________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Тюгурюкская ООШ» /______________/И.Н._Ерлина_/

От «______»___________2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Тюгурюкская ООШ»

/_____________/_С.В.Ирикитова/

Приказ №___

От «___» ______________2014 г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку «Как правильно оформлять деловые бумаги»

9 класс

(в рамках предпрофильной подготовки)

Учитель: Ерлина Ирина Николаевна

с. Тюгурюк, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для обеспечения эффективности образования обучающихся учебная программа дополняется изучением элективных курсов, которые определяют новое содержание обучения. Одним из таких спецкурсов является «Как правильно оформлять деловые бумаги». Данный элективный курс следует рассматривать как обобщающий, приводящий в стройную систему все полученные ранее знания, логично сочетая их с умением практического применения при изучении других учебных предметов в школе, в повседневной жизни, в дальнейшей профессиональной деятельности. Курс рассчитан на 4 часа, в основном это практические занятия. В ходе работы обучающиеся познакомятся с основами делопроизводства, научатся правильно оформлять деловые бумаги, с которыми они столкнутся в будущем.

Цели и задачи спецкурса:

- ознакомить обучающихся с основами делопроизводства;

- помочь овладеть основными понятиями делового языка документов;

- научить применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Планируемый результат:

Знать:

- назначение деловой документации, особенности ее составления и написания;

- особенности эпистолярного жанра, отличия частной и деловой переписки, использования характерных речевых формул; требования, предъявляемые к деловой переписке, структуру делового письма.

Уметь:

- оценивать уместность использования слов в конкретном документе, самостоятельно составлять и грамотно заполнять деловой документации;

- определять элементы композиционного построения письма, сопоставлять средства выразительности, отличающие простое письмо от делового; самостоятельно составлять текст, используя лексические и грамматические средства языка.

Содержание курса.

Тема 1. Основные особенности делового языка документов. Деловые (официальные) документы – 1 час.

Язык делового документа сложился в сфере управления в последние 100-150 лет. Его определяют как официально-деловой. Основные черты официально-делового стиля:

- нейтральный тон изложения;

- лаконичность, краткость текста;

- точность, ясность выражения мысли.

Тема 2. Искусство писать письма. Оформление писем. Разновидности писем. Деловая переписка. Оформление телеграмм – 1 час.

Деловое и служебное письмо. Простое письмо. Письмо - приглашение. Письмо - пожелание успехов. Правила деловой переписки. Телеграмма – способ передачи текста по телеграфной сети общего пользования.

Тема 3. Оформление справок, заявлений. Деловая характеристика. Автобиография – 1 час. Точная передача деловой информации. Употребление слов только в их прямом значении.

Тема 4. Оформление объяснительных записок, объявлений. Протоколы, расписки, доверенности – 1 час. Развернутые – полные или краткие протоколы.

Тематический план.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Из них

Форма работы

Дата

Теория

Практ.

План

Факт

1

Основные особенности делового языка документов. Деловые (официальные) документы

1

1

Лекция

2

Искусство писать письма. Оформление писем. Разновидности писем. Деловая переписка. Оформление телеграмм.

1

1

Беседа, практикум.

3

Оформление справок, заявлений. Деловая характеристика. Автобиография.

1

1

Беседа, практикум.

4

Оформление объяснительных записок, объявлений. Протоколы, расписки, доверенности.

1

1

Беседа, практическая работа.

Литература

  1. Басаков М.И., Приказ и деловое письмо., Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г., с. 148, 177, 185.

  1. Барлас Л.Г., Русский язык. Стилистика., Москва., Просвещение., 1978 г., с. 225.

  1. Калинин А.В., Лексика русского языка., Москва., 1978 г.

  1. Рахманин Л.В., Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов., Москва, Высшая школа., 1988 г., с. 213-214.

  1. Никитина Е.И., Русская речь., Москва., Просвещение., 1994 г., с. 75-77, 97.

  1. Куцман Н.Н., Деловой русский., Волгоград, ИТД Корифей, 2007 г., с. 67, 70, 75-77.

  1. Лебедянцева Н.К., Машинопись и основы делопроизводства., Волгоград., Учитель – АСТ., 2005 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тюгурюкская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Методический Совет Заместитель директора Директор МОУ

МОУ «Тюгурюкская ООШ» по УВР МОУ «Тюгурюкская ООШ» «Тюгурюкская ООШ»

______/_________________ _______/_____________________ _____/________________

Протокол №______ Приказ №______

от «____»___________2013 г. от «____»____________2013 г. от «____»_________2013 г.

Рабочая программа

Элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»

для 9 класса

в рамках предпрофильной подготовки

Учитель: Меркитова Н.А.

с. Тюгурюк, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеизвестно, какое значение имеет связная речь вообще и связная письменная речь в частности. Школа должна выпускать грамотных людей, свободно владеющих навыками письменной речи. В связи с этим большое значение должно придаваться изучению синтаксиса текста, необходимо обратить внимание на практическое знакомство обучающихся с элементами текста. Лекционный материал, практические занятия и самостоятельная работа организованы так, чтобы научить обучающихся самостоятельно применять знания на практике.

В ходе данного элективного курса будут расширены знания по предмету и оказана огромная помощь в подготовке к итоговой государственной аттестации. В спецкурсе разработаны задания, которые проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения (умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента). Выбор видов работы с текстом: задания-тесты, сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста – обусловлены практическими умениями, которые должны быть сформированы у обучающихся основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном. В наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Цели и задачи спецкурса:

- Ознакомить обучающихся с основными смысловыми и грамматическими закономерностями связной монологической речи, обучая практически пользоваться ими.

- Выработать более целенаправленные и продуктивные умения и навыки составления связных текстов.

- Научить анализировать тексты различных жанров.

Содержание курса.

Тема 1: Текст как единое целое – 2 часа.

Занятие 1. Что такое текст? Понятие о сложном синтаксическом целом.

Занятие 2. Для чего нужен план? Способы соединения предложений в тексте. Абзац.

Тема 2: Тема и основная мысль – 2 часа.

Занятие 1. Что значит писать и говорить на тему? Главное в тексте – основная мысль.

Занятие 2. Основная мысль. Темы широкие и узкие.

Тема 3. Стили речи. Типы речи – 2 часа.

Занятие 1. Разговорный стиль. Книжные стили: художественный, научный, официально-деловой, публицистический.

Занятие 2. Как различать типы речи? Повествование – значит рассказывать. Рассуждение – значит доказывать.

Тема 4: Слово как единица лексики – 2 часа.

Занятие 1. Лексика. Лексическое значение слова.

Занятие 2. Богатство русского языка. Разнообразие лексики. Русская фразеология.

Тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Текст как единое целое.

2

1

1

Лекция собеседования

2

Тема и основная мысль.

2

1

1

Беседа, самостоятельная работа.

3

Стили речи. Типы речи.

2

1

1

Беседа, практическая работа.

4

Слово как единица речи.

2

1

1

Лекция, тестирование.

Литература:

- Величко Л.И., Работа над текстом на уроках русского языка., М., 1986 г., Просвещение.

- Никитина Е.И., Русская речь., М., 1994 г., Просвещение.

- Калинин А.В., Лексика русского языка., М., 1988 г., Издательство Московского университета.

- Тихонова В.В., Шаповалова Т.И., Контрольные и проверочные работы по русскому языку., М., 1999 г., Дрофа.

- Малюшкин А.Б., Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь., М., 2004 г., Творческий центр «Соррес».

infourok.ru

Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов

Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов.

1.Как разработать программу элективного курса.

При разработке программы элективного курса необходимо:

  • Проанализировать содержание учебного курса в рамках выбранного профиля.

  • Определиться, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или от профильного курса.

  • Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

  • Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.

  • Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, дидактическими материалами, пособиями и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.

  • Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

  • Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.

  • Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.

  • Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление, выполнение теста или контрольного среза.

2.Алгоритм разработки программы элективного курса.

В ней обосновывается актуальность важность и значимость курса. Формируются цели как предполагаемый конечный результат его освоение, задачи, определяющие пути достижение целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.

2.Учебно-тематический план:

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, компьютерная программа и др.

3.Содержание образования

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально – ценностных отношений. Освоение этих типов опта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

4. Список литературы для учителя и учащихся.

5. Приложения.

Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий и др.

3.Схема – конспект программы элективного курса.

Пояснительная записка

Программа курса «_____» предназначена для

  • углубления знаний по ______(предмету);

Роль данного курса в профессиональном становлении учащегося, в развитии его личности.

Цель данного курса:

  • ознакомить __________________;

  • выработать навыки _________________________;

для реализации целей необходимо (задачи):

  • углубить теоретические знания о ___________________;

  • совершенствовать у учащихся умения и навыки ________________;

  • сформировать навыки _________________________;

  • подготовить учащихся __________________________.

Программа направлена на дальнейшее развитие у учащихся __________ компетентностей.

Курс базируется на _______________ (теории, концепции, идеи). Курс связан с разделами _______________ (одной школьной дисциплины или нескольких).

Курс рассчитан на _____ часов, однако его программа может корректироваться (каким образом). Например, учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с ________________ (назвать тип заданий).

Учебно-тематический план

Раздел.

Тема занятия.

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Вводное задание

1

Игра

Проект программы обучения

Раздел 1

1

2

Тема занятия

2

Лекция

Конспект

3

Тема занятия

2

Групповой практикум

Выполнение задания (какое)

Раздел 2

3

4

Тема занятия

Урок

Таблица «____»

5

Тема занятия

2

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта по теме ____

6

Тема занятия

2

Дискуссия

Выработка оригинальных идей по _______

Раздел 3

15

Тема занятия

2

Семинар «___»

Составление схемы исследования

16

Тема занятия

2

Исследование

Научный текс по теме _____

17

Встреча с представителями профессий…..

2

Круглый стол или экскурсия

Опыт профессионального общения

18

Составление и презентация сборника творческих работ. Выставка работ.

2

Практическая работа. Презентация.

Сборник лучших работ.

Выставка лучших работ.

Приложения

  • тема и методика проведения игры (вводное занятие);

  • задания по практикуму (занятие № 3);

  • план лабораторной работы (занятие № 5);

  • вопросы к дискуссии (занятие № 6);

  • план семинарского занятия (занятие № 15);

  • тематика и методы проведения исследования (занятие № 16);

Таким образом, подготовительный (пропедевтический) этап позволит дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

infourok.ru


Смотрите также