Как работать с программой кумир


Среда программирования Кумир

Кумир - простая и удобная система программирования для учебных целей. По словам самих авторов, КуМир предназначен для начального обучения алгоритмизации и программированию.

Важность данной среды заключается в том, что в настоящий момент среди разрешенных систем программирования данная система применяется в ГИА, а так же рассматривается её включение в качестве системы программирования на ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.

Удобство данного программного приложения состоит в том, что если ученик в строке программы набирается что-либо неправильное, то программой сразу выводится соответствующее сообщение, также отображаются результаты вычислений по мере выполнения программы.

Достоинствами системы КуМир являются:

-  современное кроссплатформенное свободное приложение;

-  понятный русскоязычный синтаксис;

-  удобная, простая учебная среда разработки, “помогающая” в создании программ;

-  наличие методических разработок

-  используя систему КуМир, можно существенно увеличить число и качество задач, которые сможет решить школьник.

Кроме широко используемых в данной среде исполнителей Робот и Чертежник (а также Черепаха), в комплекте Учебных Миров существует еще множество других программных исполнителей. Например, простейшие исполнители Водолей, Кузнечик, Рисователь.

Программирование в системе Кумир

Система Кумир разработана в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. КуМи́р (Комплект Учебных МИРов или Миры Кушниренко) — язык и система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

Для работы в системе КУМИР,  необходимо её установить на компьютер. Дистрибутив программы Вы можете найти по ссылке https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm

После установки системы появится возможность из Главного меню  Вашего компьютера  вызвать основное окно программы:

Пуск=>Программы=>НИИСИ РАН=>Комплект Учебных МИРов=>Кумир.

Ребята, внимательно работайте над каждым уроком, и полученные знания помогут вам продвинуться к серьёзному программированию.

Page 2

Очень часто при составлении алгоритмов некоторую последовательность команд приходится выполнять многократно. Для решения таких задач применяют циклический алгоритм.

В языке КуМир есть специальные команды для организации программы с циклическим алгоритмом.

Существует три основных типа команд, с помощью которых можно реализовать циклы в алгоритмах. В КуМире они называются команды повторения.

Цикл к раз

Первой и самой простой конструкцией является вариант организации цикла к раз

Общий вид команды:

 нц к раз

·  тело_цикла

 кц

Команды тела цикла будут выполнены k раз.

 Пример 1.

Используя вспомогательный алгоритм из Примера 1 Занятия 3 составим программу рисования забора.

использовать Черепаха

алг забор

нач

|Перевод исполнителя в начальную точку

поднять хвост

влево(90)

вперед(220)

вправо(90)

опустить хвост

|Цикл организован для рисования 20 звеньев 

нц 20 раз

·  звено

 кц 

кон

|Вспомогательный алгоритм-процедура

алг звено

нач

вперед(50)

вправо(45)

вперед(15)

вправо(90)

вперед(15)

вправо(45)

вперед(50)

вправо(180)

кон

Проверьте работу программы в системе Кумир.

Задание 1. Измените вспомогательный алгоритм, чтоб звенья забора были уже в 2 раза,  измените программу так, чтобы забор снова перекрывал всю ширину поля.

Задание 2.  Используйте вспомогательный алгоритм Звездочка из задания 3 занятия 3. Составьте программу заполнения звездочками полосу на поле.

Вложенные циклы

Отметим, что бывает удобно использование вложенных команд цикла.

Общий вид вложенных команд цикла:

нц n раз

  операторы

 нц к раз

·  операторы

 кц

кц

Пример рисования забора на всем поле

использовать Черепаха

алг забор

нач

|Перевод исполнителя в крайнюю точку

поднять хвост

вправо(90)

вперед(220)

влево(90)

вперед(225)

опустить хвост

нц 9 раз

|Перевод исполнителя в начальную точку очередного забора

поднять хвост 

влево(90)

вперед(425)

вправо(90)

назад(50)

опустить хвост

|Рисование 20-ти звеньев забора

нц 20 раз

 звено

 кц  

кц

кон

|Вспомогательный алгоритм-процедура

…………………………………

Задание 3.  Используйте вложенные циклы для заполнения всего поля звездочками.

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот

На прошлом уроке мы познакомились с исполнителем Робот, узнали как его установить и запустить. Сегодня будем настраивать программу для дальнейшей работы.

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Среда Кумир, исполнитель Робот

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Раскомментируем первую строку

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

алг

нач

кон

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскомментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Автор: Александр Чернышов

Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.

сайт учителя информатики

Для вводного курса с использованием исполнителей используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» – МПК, разработанным Д.П.Кириенко, г.Москва. Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов.

Для системы Windows – установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» – «Практикум».

Архив заданий для исполнителя Робот

Задания на исполнителя Робот (0–16) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать архив с заданиями, открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml. Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы.

Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml. В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml.

На примерах стартовых обстановок буквой “A” обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой “B” обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Инструкция по выполнению заданий 

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется отдельная инструкция.

 

Рисование простых орнаментов - Среда программирования Кумир

Вариант 1

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 2

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 3

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 4

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 5

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 6

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 7

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Вариант 8

Составьте программу рисования узора. Начальное положение Робота отмечено символом ◊.

Исполнитель Робот циклы.

Продолжаем изучение исполнителя Робот и сегодня поговорим о циклах. Давайте разберемся, что же такое цикл и как научить выполнять циклические алгоритмы нашего Робота.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

сделай приседание

сделай приседание

сделай приседание

сделай приседание

сделай приседание

сделай приседание

сделай приседание

Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

повторяй 7 раз

сделай приседание

конец цикла

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

нц раз

кц

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться.  Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Задание на цикл со счетчиком

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так: использовать Робот алг нач

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

кон

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

использовать Робот

алг

нач

нц 7 раз

закрасить

вправо

кц

кон

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием.

При решении задачи 19 ГИА по информатике с Роботом использовать цикл со счетчиком не получится. Так как там поле, как правило, бесконечное и стены не имеют конкретной длины. Поэтому мы не сможем определить количество повторений для цикла со счетчиком. Но не беда — нам поможет цикл с условием.

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

сделай приседание

конец цикла

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

, но в условии задачи 19 ГИА указаны только первые 4. Так что будем пользоваться только ими.

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

использовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

кц

кон

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Задание для Робота цикл с условием

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Решение задачи с циклом

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Задача для самостоятельного решения

Решение жду в комментариях. И напоминаю, до ГИА осталось совсем немного времени, готовимся активнее.

Автор: Александр Чернышов

Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.


Смотрите также