Как работать с форматом raw в программе rawtherapee


Использование проявщика RAWTherapee в прикладных задачах фотолюбителя

В предыдущих статьях я поднимал тему о возможности эффективного использования связки RAWTherapee + GIMP в практике фотолюбителя, не желающего связываться со взломанными продуктами или переплачивать за отчасти ненужную функциональность Adobe Photoshop. Применение RAWTherapee во многих случаях предпочтительнее, чем использование встроенной утилиты Adobe Camera Raw, и во всех известных мне случаях обеспечивает более быстрый и как минимум не менее качественный результат, чем поставляемые с камерами конвертеры. (Исключением является здесь, пожалуй, Olympus Viewer, чудовищно медленный, но зато способный в полной мере дать пользователю прочувствовать знаменитую «магию фирменных цветов Olympus». О том, как этого достигнуть с использованием RAWTherapee, будет сказано чуть ниже.) Сразу хочу предупредить, что полный курс работы с RAWTherapee – это, как говорится, не для слабонервных. В то время как большинство конвертеров предоставляет только некоторый набор наиболее оптимальных, с точки зрения разработчиков, алгоритмов и подходов для выполнения различных операций над RAW файлами, в RAWTherapee впихнуто буквально всё. Заплутать в используемых алгоритмах и настройках для неискушённого пользователя – легче лёгкого. Именно поэтому сегодня я хочу коснуться основных операций, выполняемых с помощью проявщика RAWTherapee в любительской практике. Дело в том, что подробного учебника (не путать с руководством!) по RAWTherapee на русском языке всё ещё нет, и многие вещи приходится определять интуитивно, тем более что от версии к версии способы и интерфейс работы претерпевают довольно существенные изменения. Здесь я ставлю себе целью ликвидировать основные пробелы, возникающие у любителя (особенно не спавшего несколько лет подряд в обнимку с книгой Маргулиса о цифровой обработке фотографий) при работе с этим замечательным во всех отношениях проявщиком. А дополнительные возможности и знания каждый, по мере возникновения у него специфических потребностей, откроет для себя сам.

Операции с фото на этапе цифровой проявки

В прошлой статье («Использование RAWTherapee в связке с GIMP») я рекомендовал перенести на этап проявления цифрового снимка в RAWTherapee максимально возможное количество доступных операций с цветом. Причина этого проста: RAWTherapee поддерживает глубину цвета 16 бит (типичную для профессиональной работы в формате TIFF и превосходящую глубину цвета в камерном RAW), в то время как главным недостатком GIMP становится уже давно его способность работать только с 8-битовым цветом, что приводит к постеризации, чрезмерному клиппингу и другим интересным проблемам. Чтобы правильно распределить проделываемую работу, я приведу здесь типовой перечень операций над снимком в формате RAW, обычно выполняемых в любительской практике. 1. Предварительный просмотр и сортировка 2. Цифровое проявление (демозаик, дебайеризация) 3. Коррекция экспозиции (восстановление светов, теней, общего и локального контраста) 4. Коррекция геометрии снимка (устранение перекосов, наклонов, нежелательных ракурсов, искажений) 5. Исправления баланса белого и цветового баланса 6. Удаление шумов 7. Коррекция резкости, микроконтраста, выделение деталей 8. Коррекция отдельных участков изображения вышеупомянутыми способами 9. Ретушь 10. Завершение обработки (наложение рамок, коллажирование, отрисовка деталей) Некоторые посчитают этот список самоочевидным, но это не так. Не надо забывать, например, что многие любители снимают в JPEG. (Кстати, RAWTherapee замечательно позволяет редактировать JPEG, применяя к файлам в этом формате почти все возможности программы.) В большинстве случаев «обработка снимка» сводится к пресловутому «удалению красных глаз», шарпу с дефолтными настройками и, для самых продвинутых, к исправлению ББ на «Авто». Те, для кого это не так, сидят на Фотошопе, или вздыхают томно, глядя на чужие «профессиональные» снимки и ругая свою «мыльницу». Отсюда необходимость поименовать вышеуказанные шаги. Я исхожу в дальнейшем из двух следующих посылок, проверенных практикой любительского фото (да и профессионального, берущего традиции из плёночных времён): • Шаги с 1 по 7, как и многие другие операции, правильнее и проще выполнять в специализированном проявщике, чем в утилите открытия RAW-файлов при фоторедакторе. • Без шагов 8-10 лучше всего вообще обойтись. Если обойтись без них нельзя, GIMP содержит всё или почти всё необходимое для их выполнения. Поэтому ниже я в подробностях изложу стратегию выполнения шагов 1-7 для фотолюбителей, пользующихся RAWTherapee. Предупреждаю ещё раз: это не инструкция! Это ответ на вопрос «почему» или «зачем», но не на вопрос «как». Впрочем, в последнем вопросе любой желающий разберётся интуитивно.

Порядок работы с RAWTherapee

Интерфейс RAWTherapee организован с использованием вкладок инструментов. Правда, чтобы понять, что означает та или иная вкладка, необходимо либо прочитать инструкцию, либо напрячься и действовать методом научного тыка. Для простоты я привожу здесь картинку с кнопками вкладок RAWTherapee.

То, что можно сделать в общем случае в любительской практике с использованием инструментов на этих вкладках, я и опишу вкратце ниже.

Предварительный просмотр и сортировка

Здесь всё просто. Откройте папку в браузере RAWTherapee. Выберите «звёздный рейтинг» для каждого снимка в папке, исходя из личных предпочтений. Не забывайте внимательно смотреть на данные EXIF, отображаемые на каждом снимке. Две шестерёнки в углу картинки поместят файл в список пакетной обработки. О необходимости и сфере применения этой возможности я распространяться не буду; кто знает, тот поймёт. Скажу лишь, что любителю не зазорно обрабатывать пакетом сразу пачку снимков, с проявлением в JPEG или без, но с применением общих настроек, например, для подавления шума и ореолов. Значок с изображением мусорной корзины в углу каждого файла тоже не просто так.

Цифровое проявление

Алгоритмы дебайеризации (демозаика) довольно разнообразны. Во всех случаях, если вам не хочется чего-то специального, пользуйтесь AMAZE. Но если у вас старый «Олимпус» (зеркалка), вы можете предпочесть рекомендованный для него VNG4. Хотя я проявлял с AMAZE и не имел проблем ни с резкостью, ни с цветом, ни с муаром. RAWTherapee поддерживает профили ICC. Если вы раздобыли устраивающий вас профиль для вашей камеры, загрузите его в соответствующей панели интерфейса (там же, где переключение вкладок с инструментами). В старые версии RAWTherape можно было впихнуть цветовые профили для Photoshop (DCP вплоть до 4-й версии); как с этим в новых вариантах, я не знаю.

Коррекция экспозиции

Полный, ужасающий тоталитарный контроль, предоставляемый RAWTherapee на самой первой вкладке обработки. Не читавшим Маргулиса лучше поступить так: открыть инструмент «Кривые» (первую из предлагаемых кривых), выбрать пользовательскую форму кривой и осторожно подёргать полозки на гистограмме, контролируя результат по монитору. Думаю, нелишним будет напомнить, что для «вытягивания» картинки из тени нужно «поддёрнуть» вверх левую часть кривой, а для большего контраста и сочности – наоборот, опустить чуть вниз правую часть и поднять вверх кривую слева, так что вся кривая станет похожей немного на латинскую S. Вы не поверите, но многие не знают этих двух операций, продолжая по старинке пользоваться полозками «Яркость/Контраст», дающими куда меньший контроль над картинкой. Кривые в интерфейсе RAWTherapee реализованы прямо на панели инструментов, а не в виде плавающего окна, что делает их использование не очень удобным, особенно на ноутбуке с относительно небольшим экраном.

Коррекция геометрии снимка

Воспользуйтесь вкладкой «Геометрия». Дисторсию для большинства объективов можно убрать автоматически. Трогать на этой вкладке коррекцию хроматических аберраций без необходимости я не советую, для большинства задач здесь есть более удобный инструмент. Перед вращением или исправлением перспективы, да и вообще любыми геометрическими процедурами, я советую включить флажок «Автозаполнение». Алгоритм интерполяции при автозаполнении в RAWTherapee очень хороший, существенных потерь детализации на реальных объектах мне не удалось заметить ни разу. Кстати, эти инструменты прекрасно исправляют геометрию и на JPEG файлах.

Исправления ББ и цветового баланса

Как и для всех конвертеров, в RAWTherapee есть фанатичные поклонники выдаваемого проявщиком «дефолтного» цвета, так и его ярые ненавистники. Будем умеренными позитивистами и признаем, что цвет в RAWTherapee как минимум не хуже, чем в Adobe Camera Raw/ Adobe Lightroom, но уступает, пожалуй, цвету из RPP или Capture One. Впрочем, к услугам любителей «подлинного» цвета уже упомянутые выше цветовые профили. Баланс белого, как и положено, исправляется в один щелчок. Можно подкорректировать цветовую температуру и оттенок вручную уже после установки наиболее подходящего пресета. Не буду вдаваться в подробности теории, но замечу, что на старых никоновских кропах (Nikon D5000, Nikon D7000) я спокойно убирал с тонов кожи знаменитую «морковку», гнусный жёлто-оранжевый тон, заставивший множество любителей-портретистов «соскочить» с Никона. Всё, что для этого требовалось, это разблокировать пастельные и насыщенные тона, затем немного уменьшить общую цветность и повысить её обратно только для пастельных тонов. Ещё одно прекрасное, но сильнодействующее средство редактирования экспозиции и цветности – кривые Lab. Применять его я рекомендую во всех проблемных случаях, но только тогда, когда вы осознаёте, что делаете.

Удаление шумов

«Шумодав» в старых версиях RAWTherapee многим не нравился. У меня, напротив, с ним проблем никогда не было. Чтобы убрать шум, откройте снимок в масштабе 100% или больше. Оцените, какой у вас шум – яркостный или цветной. Цветной можно убирать смело, без потери цветов и резкости, до значения минимум в 40-50%. С яркостным будьте осторожнее, чтобы не «сгладить» снимок. Оптимальные значения для подавления яркостного шума – от 2,5 до 5. К большим значениям следует прибегать только тогда, когда снимок обречён на ресайз или когда ситуация уже совсем безвыходная. Метод Lab при удалении шума интуитивно кажется мне лучше, чем метод RGB, но, возможно, это просто предрассудки.

Коррекция резкости и микроконтраста

Оставьте снимок в режиме увеличения (100% или больше). Найдите участок с важными для сюжета деталями. Пришло время давить хроматические аберрации (если они у вас есть на снимке)! Используйте для этого инструмент «Подавление ореолов» на вкладке «Детали». Резкость можно корректировать (есть 2 метода – общеизвестный метод нерезкой маски и метод обращённой свёртки RL), а можно снять этот флажок и корректировать резкость впоследствии в графическом редакторе. Я рекомендую связываться с резкостью, только если снимок не планируется в дальнейшем обрабатывать. Вообще же надо иметь в виду, что некоторое повышение резкости необходимо всем цифровым фото в обязательном порядке. Для метода нерезкой маски оптимальное значение радиуса от 0,3 до 1, сила маски – от 125 до 333. Более высокие значения приводят к появлению артефактов вокруг границ объектов, а то и в равномерных зонах. Микроконтраст – отдельная функция, аналога которой в GIMP нет. По сути, она позволяет дополнительно подчеркнуть или размыть детали разного размера, в зависимости от их относительной величины на снимке. Пользуясь полозками в разделе «Контраст по уровню деталей», под визуальным контролем при 100% увеличении посмотрите, какое сочетание настроек наилучшим образом передаёт фактуру вашего снимка. Игра стоит свеч, поверьте мне. Не забудьте, что повышение резкости и игры с детализацией – всегда один из последних этапов обработки, во всяком случае, применяемый после шумоподавления и коррекции геометрии. Иначе вы можете случайно сделать более резкими, контрастными и заметными такие объекты, как шумы и ореолы, а также нежелательные цветовые рефлексы и блики! Подчеркну ещё раз, что все средства обработки, указанные выше, относятся к сильнодействующим. Неправильно подобранные настройки, слишком сильное вмешательство в снимок могут полностью убить картинку. К счастью, RAWTherapee не редактирует исходный файл, а создаёт отдельный файл с настройками снимка. В любой момент вы можете отменить все неудачные исправления и вернуться к оригиналу, либо исправить то, что было сделано неправильно.

Заключительный этап

На последнем этапе снимки либо обрабатываются пакетно с использованием сделанных вами настроек, либо с помощью специальной кнопки текущий снимок передаётся в Photoshop или GIMP для окончательного редактирования. Это тема для отдельного разговора, и я оставляю её на будущее.

Я рекомендую пользоваться какой-нибудь утилитой резервного копирования до передачи снимков на обработку в RAWTherapee, несмотря на практикуемое в этом проявщике (как и в абсолютном большинстве других) «неразрушающее редактирование», Ошибки в работе возможны на любом этапе, и лучше проявить предусмотрительность и бдительность, чем остаться без результатов своего труда.

Ещё раз повторю свой главный вывод: RAWTherapee обеспечивает почти абсолютный контроль за проявлением и формированием цифрового изображения, поэтому изучение и использование этой программы бесспорно стоит затраченного труда! Теги:
  • rawtherapee
  • фотография
  • программное обеспечение

Рабочий процесс (workflow) в RawTherapee

Рабочий процесс (workflow) в RawTherapee (на примере переэкспонированного снимка)

Запускаем RawTherapee, в появившемся справа окне выбираем диск и папку с фотографиями в формате RAW или DNG, дважды щёлкаем по ней левой кнопкой мыши, чтобы в центральной части появились миниатюры наших снимков.

Перемещаем курсор мыши на нужный нам снимок (его можно скачать по этой ссылке) и дважды щёлкаем на нём. При этом выполняется дебайеризация (термин будет объяснён во врезке) информации, полученной со светочувствительной матрицы ЦФК, согласно установкам по умолчанию. Рекомендую пока установить профиль постобработки в нейтральный (neutral), позже профиль постобработки по умолчанию можно будет настроить по своему вкусу (здесь и далее по клику на картинке будет загружена полноразмерная фотография).

Прежде чем приступать к обработке фотографии, оценим предстоящий фронт работ, отмечаемый далее числом в круглых скобках. Первым делом нужно посмотреть на гистограмму (термин будет объяснён во врезке), находящуюся в правом верхнем углу. Видно, что снимке есть пересвеченные участки, причём во всех трёх цветовых каналах. Об этом говорят маленькие квадратики соответствующего цвета на правой границе гистограммы. Определить какие именно участки снимка были пересвечены можно путём нажатия на кнопку с восклицательным знаком на белом фоне.

Как и ожидалось, пересвеченными оказались небо в просветах между деревьев, струи фонтана и частично его бортики. Казалось бы, в этих местах всё безнадёжно испорчено, но не будем торопиться с выводами (1). Нажав на значок с восклицательным знаком на чёрном фоне, можно определить какие участки снимка являются недосвеченными. В нашем случае таких участков практически нет, что, впрочем, уже сразу было понятно по гистограмме, которая изначально смещена к правому краю, а, следовательно, требует обратного сдвига для увеличения контрастности снимка (2). Кроме того, видно, что цвета на снимке достаточно блёклые (борта фонтана в действительности сделаны из красного гранита), а, значит, потребуется увеличение насыщенности или цветового контраста (3).

Но прежде чем приступить к обработке снимка, нам следует сделать глобальные настройки нашей цифровой лаборатории. Таковыми являются операции, находящиеся на вкладке RAW. В данном случае нас интересует только способ цифровой проявки (демозаик) (4) и хроматические аберрации (5). RawTherapee использует несколько видов демозаика: eahd, hphd, vng4, dcb, amaze, ahd и fast. Сравнение этих способов можно посмотреть здесь. Самого лучшего метода демозаика не существует, в каких-то случаях предпочтительнее один способ, в других - другой. При этом они ещё отличаются и быстродействием. Самым быстрым, как следует из его названия, является fast, а самым медленным - eahd. Можете самостоятельно подобрать устраивающий вас способ демозаика. Теперь нужно установить просмотр снимка в полный размер (кнопка на экране со значком лупы и надписью 1:1) или больше (кнопка со значком лупы и знаком +) и сместить изображение, например, в левый верхний угол, чтобы оценить степень хроматических аберраций.

Видно, что цветные ореолы на контрастных границах имеются, причём достаточно существенные. В отличие от предлагавшего ранее способа их удаления, находящегося на вкладке «Преобразования», теперь можно воспользоваться другим методом. В нём есть возможность выполнения автоматической коррекции, которая подходит для большинства фотографий с этим дефектом. И только лишь в редких случаях требуется ручное вмешательство. Например, в нашем случае для получения аналогичного автоматическому результату нужно было установить красный в +4.0 и синий в +2.0.

Сравнить, как выглядит увеличенный вдвое кусочек фотографии до и после удаления хроматических аберраций, можно нажимая мышкой на картинке (эта возможность не работает в некоторых версиях браузера Internet Explorer от Microsoft).

Другие аберрации, типа виньетирования или геометрических искажений, на нашем снимке не заметны, поэтому больше нет необходимости выполнять операции на вкладке «Преобразования», как подробно было описано в предыдущей статье. Теперь нужно определиться с общим цветовым оттенком изображения. Его ещё называют балансом белого. На вкладке «Цвет» находятся все нужные для этого операции. По умолчанию программа использует баланс белого, который был определён камерой автоматически или выбран из списка предустановленных режимов (например, солнечный день, пасмурный день, вспышка, лампа накаливания и так далее).

В нашем случае стоит заметить, что автоматика камеры практически точно определила баланс белого, так как температура 6500° и оттенок 1 соответствует солнечному дню, когда и был сделан этот снимок. Тем не менее, нужно проверить нет ли ошибки в правильности определения цветов. Для этого нажать кнопку «Указать баланс белого» во вкладке «Цвет» или, что то же самое нажать кнопку с изображением пипетки над нашим снимком. Затем нажать на кнопку «H» в левом верхнем углу экрана, чтобы открыть окно с информацией о цвете под кончиком пипетки. Кроме того, можно выбрать размер пипетки (от 2 до 32 точек по одной стороне квадрата). Цвет каждого из трёх цветовых каналов будет усредняться по площади пипетки. Бóльший размер пипетки следует выбирать в случае зашумлённых изображений, а меньший - в случае, если пипетка выходит за границы измеряемого объекта (например, веточки).

Теперь на изображении нужно найти область с нейтрально серым цветом. То есть эта область была таковой в реальной жизни, так как в случае неправильного определения баланса белого автоматикой камеры, она на фотографии может приобрести цветовой оттенок. Но на нашем снимке среднесерыми (то есть R=G=B=128±43), вероятно, является тротуарная плитка или бордюр возле неё. Проверим это, подводя конец пипетки на разные места снимка, в том числе струи фонтана, небо, и самые тёмные участки.

Насчёт белых участков сомневаться не приходилось, они безнадёжно пересвечены и лишены какой бы то ни было цветовой информации (R=255, G=255, B=255). По остальным контрольным точкам можно сказать, что снимок имеет зеленоватый оттенок, что, впрочем, неудивительно из-за обилия зелени в кадре, так что даже предполагаемо серые объекты приобрели зелёный оттенок из-за отражённого от листьев солнечного света. Но использовать эти серые объекты (например, бордюр на газоне или серый фонарный столб среди деревьев) в качестве эталона серого нельзя, так как в этом случае весь снимок приобретает заметный пурпурный оттенок. Идеальным кандидатом на среднесерый объект оказалась металлическая труба фонтана, имеющая цвет (R=130, G=140, B=138), и именно на ней следует нажать конец пипетки посредством клика левой кнопкой мыши. При этом весь снимок стал более естественным, а труба в свою очередь приобрела почти идеально среднесерый цвет (R=137, G=138, B=138).

Кроме определения баланса белого по настройкам камеры и по пипетке существует ещё и автоматический метод. При этом программа самостоятельно пытается выровнять цветовой оттенок изображения. К сожалению, эта операция далеко не всегда приводит к удовлетворительным результатам, но в каких-то случаях она вполне сносно справляется со своей задачей.

Следует учитывать, что иногда на снимке среднесерый цвет вообще может отсутствовать, в этом случае придётся определять баланс белого по предметам, имеющим белый (но не пересвеченный) или чёрный (но не выбитый) цвет. Или вручную, двигая ползунки температуры и оттенка. Нужно знать, что чем выше яркость источника света, тем выше его цветовая температура (например, у вспышки цветовая температура может достигать 12000°). И наоборот, у пламени свечи очень низкая цветовая температура, тогда бегунок нужно сдвигать в левую сторону. Перемещение бегунка цветового оттенка вправо приводит к смещению оттенка в зелёные тона, а влево - в пурпурные. Кроме того, далеко не всегда следует приводить снимок в состояние с правильным балансом белого. Так, например, фотографии, снятые на закате и имеющие хорошо заметный красноватый оттенок, заметно теряют в выразительности после приведения серых объектов в действительно серые. Аналогично, зимние фотоснимки в большинстве своём имеют холодный голубой оттенок, что делает их более правдоподобными. Подробно о балансе белого будет рассмотрено в следующей статье.

Теперь, когда мы разобрались с цветом, снова переходим на вкладку «Экспозиция». Для упрощения обработки можно просто нажать на кнопку «Автоматические уровни», при этом программа сама выполнит необходимые действия для нормализации снимка (выравнивание контраста и яркости). Видно, что картинка чуть улучшилась, но не настолько, чтобы считать нашу работу завершённой.

К сожалению, эта операция далеко не всегда делает то, что действительно нужно для получения красивой картинки, поэтому предпочтительнее делать все необходимые настройки самостоятельно, отводя «Автоматическим уровням» лишь справочную роль. К слову сказать, для отмены любой операции нужно нажать кнопку «H» в левом верхнем углу экрана, а затем в списке «История» щёлкнуть на той операции, к которой следует вернуться.

Итак, мы наконец дошли пункта, где попытаемся решить проблему с пересвеченными частями нашего снимка. Для этого предназначен пункт «Восстановление ярких участков», где можно выбрать один из трёх способов. Метод «Восстановление яркости» притеняет пересвеченные участки изображения так, что они перестают бить по глазам. Метод «Реконструкция цвета» пытается восстановить первоначальный цвет пересвеченных частей фотографии и, стоит заметить, справляется с этим весьма и весьма неплохо! Правда, иногда ошибается и тогда на фотографии могут появиться странные артефакты. Указанные методы действуют вкупе с пунктом «Сжатие светов». Выберите подходящий метод восстановления ярких участков, установите галочку «Включить» и, перемещая бегунок «Сжатие светов» установите подходящее значение.

Кликая мышкой на нижеприведённом снимке можно посмотреть чем отличаются различные методы восстановления пересвеченных участков.

Отлично видно, что способ «Реконструкция цвета» обладает очень сильной магией - он смог вернуть цвет там, где казалось бы всё было безнадёжно потеряно: струи воды получили объём, а гранитный борт фонтана вновь стал красным и рельефным. Правда, в одном месте кадра появился цветной артефакт, но в целом картинка стала намного лучше, чем была первоначально.

Следующим нашим шагом станет увеличение контраста. Как уже было упомянуто выше, способ автоматического выравнивания контраста не всегда приводит к хорошим результатам, поэтому нам предстоит это сделать самостоятельно. Самым простым способом является сдвиг ползунков «Контраст» и «Яркость», но более гибким и аккуратным инструментом является тоновая кривая. Для нашего снимка необходимо сместить левую нижнюю точку этой кривой вправо к левой границе гистограммы, а затем изогнуть прямую линию в виде буквы S. К слову сказать, подобные изогнутые линии, носящие имя S-кривых очень широко используются при редактировании графических изображений. Например, именно такая кривая используется в ЦФК при внутрикамерной обработке фотографии и сохранении её в формате JPG.

С общей яркостью и контрастом фотографии покончено, теперь следует перейти к деталям изображения, для это предназначена вкладка «Детализация». Для выполнения операций, находящихся на этой вкладке, лучше установить режим отображения снимка 1:1. Так как наша фотография была сделана при минимальном ISO и к небольшой выдержкой, поэтому нет необходимости прибегать к подавлению шумов (это будет подробно рассмотрено в одной из следующих статей). Рассмотрим подробнее левый верхний угол картинки. Видно, что после операции по восстановлению цвета пересвеченных участков, на контрастных границах вновь появились цветные ореолы. Нивелировать их можно с помощью команды «Подавление ореолов», для этого нужно установить галочку на «Включить» и ползунком  «Радиус» установить ширину границы обесцвечивания. В нашем случае необходимо установить максимальное значение 5.0

Определить действие этой операции можно кликая мышкой по нижеследующему изображению.

Теперь наступила очередь повышения резкости снимка. Для этого нужно установить галочку на пункте «Включить» элемента «Резкость». Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев одновременно нужно установить галочку на пункте «Только границы», так как в противном случае увеличится уровень шумов даже в областях с примерно одинаковой яркостью и тоном (например, небе). По умолчанию для усиления резкости используется метод «Маска размытия» (синоним нерезкой маски)  - она даёт достаточно хороший результат. Ползунок «Радиус» задаёт ширину границы воздействия этой операции, а ползунок «Величина» - силу воздействия. Ползунок «Порог» задаёт значение порога срабатывания операции на соседних точках изображения. Обычно нет необходимости менять эти ползунки, но иногда требуется изменить ширину границы, степень воздействия или порога срабатывания. Пункт «Регулировка хроматических аберраций» предназначен для подавления хроматических аберраций, вызванных операцией увеличения резкости.

Увидеть действие операции по увеличению резкости можно кликнув на картинке ниже.

Вновь вернёмся на вкладку «Экспозиция» и увеличим насыщенность нашего снимка. Следует избегать чрезмерного увеличения насыщенности, необходимо помнить правило, что всё хорошо в меру.

Можно сохранить весь набор операций, проделанных над этим снимком, для того чтобы применить его для повторной обработки этой же или других аналогичных фотографий. Для этого нужно нажать на кнопку с изображением дискеты.

Наше изображение практически готово. Осталось только сделать кадрирование и изменение размера. Эти операции находятся на вкладке «Преобразования». Определим пропорции снимка как 4:3 и отметим только нужную часть изображения, вырезав из кадра половинку человека.

Затем в пункте «Изменение размера» установим галочку «Включено» и нужные нам параметры, после чего следует нажать на кнопку с изображением дискеты в левом нижнем углу программы для сохранения готовой фотографии.

Для сравнения можно посмотреть оригинальный JPG-файл, который был получен синхронно с RAW.

Следует заметить, что какие бы операции не проводились с этим JPG-ом в графическом редакторе, получить что-то похожее на сконвертированный RAW-снимок вряд ли удастся.

Константин Поддубный © 2011

Среднее:

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса)

Инструкция Raw Therapee

Многие современные фотокамеры позволяют сохранять снимки в формате RAW, но не все пользователи знают о программе, которая эти снимки конвертирует и редактирует, кроме Photoshop, конечно. Решить эту проблему можно программой для обработки файлов RAW под названием Therapee. Данная утилита вполне способна конкурировать с другими мощными инструментами для пакетной конвертации. Кроме того с ее помощью можно повышать резкость, яркость, понижать шумы и устранять оптические искажения. В текущей версии RAW Therapee есть поддержка работы с метаданными EXIF и IPTC.

После того как вы скачали RAW THERAPEE бесплатно с нашего сайта, то можно преступать к конвертации и обработке. Сначала откройте нужный снимок с помощью проводника в нижней части интерфейса. Гистограмма может показывать, что на фото преобладают темные цвета, если фотография была снята в ночное время, то это нормально.

Чтобы отредактировать баланс цвета на изображении в Raw Therapee воспользуйтесь вкладкой «Цвет». Утилита позволяет оценивать температуру цвета до 4750 К. Цвета становятся более естественными, когда параметр цвета стоит на 3000 К. Для того чтобы правильно передать цвета определенного фрагмента изображения, воспользуйтесь разделом «Цветовые каналы» под пунктом нужного цвета увеличивайте долю этого цвета.

Настройка света в Raw Therapee. Перейдите во вкладку «Экспозиции». На панели под снимкой активируйте «Увеличение» и наведите на нужный участок фото. Передвиньте ползунок «Компенсация экспозиции» влево или вправо до тех пор, пока исчезнет предупреждение.

RawTherapee / Редактирование и преобразование фотографий в формате RAW

RawTherapee — приложение для редактирования и преобразования фотографий в формате RAW.

RawTherapee состоит из трёх частей, библиотеки обработки изображений rtengine, библиотеки для работы с EXIF-метаданными rtexif и графического интерфейса rfgui. Графический интерфейс основан на использовании вкладок (можно сразу редактировать несколько фотографий открытых в вкладках), кроме использования графического интерфейса все операции можно выполнять из командной строки или через вызов библиотечных функций.

Графический интерфейс RawTherapee может быть адаптирован для создания наиболее оптимального рабочего окружения при использовании двух мониторов. Во встроенном реакторе изображений имеется поддержка предварительного и детального просмотра, так же имеется функция наглядного сравнения изображения до и после внесения изменений.

Из наиболее востребованных функций (для подобного рода приложений) в RawTherapee имеется коррекция цветопередачи, настройка баланса белого, яркости и контраста. Есть функция автоматического повышения качества изображений, устранения шумов, удаления битых пиксеов и изменения экспозиции.

В RawTherapee реализовано шесть разных алгоритмов нормализации качества изображений (устранения мозаичного эффекта и артефактов матрицы), три метода подавления шумов и три инструмента для усиления деталей, доступны инструменты удаления лишних теней, коррекции завала краёв и перспективы.

RawTherapee поддерживает автоматическую обработку большого числа изображений (можно выбрать набор фотографий и выполнить для всех типовое действие), при обработке данных используются многопоточные алгоритмы что позволяет выполнять длительные операции в фоновом режиме, не блокируя работу над другими фотографиями.

При выполнении некоторых преобразований RawTherapee требует достаточно много памяти, поэтому для полноценной и комфортной работы над фотографиями в высоком разрешении рекомендуется наличие 4Гб ОЗУ, хотя для большинства функций будет достаточно и 2Гб оперативной памяти.

Лицензия: GNU General Public License version 3.0 (GPLv3)

Домашняя страница

RawTherapee 4 User Manual - (Google Docs - Русский)

Еще раз про RAW-конвертер RawTherapee 0.3

Когда я стал обживаться под Linux’ом, то для меня стало приятной неожиданностью, что там бесплатных (а точее даже опенсорсных) RAW-конвертеров оказалось больше, чем под Windows. В этом посте хочется еще раз вернуться к одному из таких конвертеров (причем, кроссплатформенных) RawTherapee. Я уже писал про него год назад, тогда только-только вышла альфа версия 0.3 данного продукта, которой пользоваться было практически невозможно (по крайней мере под Windows), но намеченные изменения показались интересными. А конце прошлого года на официальном сайте RawTherapee написали, что версия 0.3 замораживается для добавления новых возможностей, и до релиза будут вноситься изменения, только касающиеся устранения ошибок и шлифовки в интерфейсе.

После этого мне стало интересно, что же стало с проектом за этот год, в результате RawTherapee 0.3 под Linux стал у меня основным конвертером RAW-файлов. Кстати, в данный момент RawTherapee находится все еще в стадии «Alpha 1», но ее стабильность стала заметно выше, хотя иногда программа все-таки падает.

Внешний вид программы можно настраивать с помощью различных прилагающихся к ней тем (на выбор предлагается около десяти тем), а можно оставить оформление окон таким, как они должны выглядеть с настройками, установленными в системе. В RawTherapee сначала открыты три вкладки: обзор файлов и очередь на обработку.

Все файлы, с которыми нужно что-то сделать, открываются в отдельных вкладках.

К сожалению, такой интерфейс не предназначен для быстрого пролистывания фотографий в большом размере, как это можно делать в Lightroom, поэтому RawTherapee остается в первую очередь инструментом именно для обработки RAW-файлов, а не для сортировки и упорядочивания фотографий, хотя в программе есть возможность выставлять рейтинг файлам — от нуля до пяти звездочек, а потом показывать файлы только с нужным рейтингом.

Основное отличие RawTherapee от таких программ, как DigiKam состоит в том, что все действия, выполняемые над файлами, сохраняются в отдельные файлы, не затрагивая исходные файлы, а обработку можно растянуть на несколько подходов с перезапуском программы, изменяя те или иные параметры, а затем, если результат не устраивает, возвращать параметры в исходное состояние.

Давайте теперь пройдемся по основным возможностям RawTherapee, особый упор сделав на изменения, произошедшие с прошлой стабильной версии 0.2.

В старой версии был немного запутанный принцип работы с миниатюрами — можно было на лету выбирать размер картинки, в который преобразуется RAW-файл для показа результата обработки пользователю. Таким образом можно было балансировать между скоростью работы и точностью просмотра результатов обработки. В версии 0.3 такого поведения не стало, что только облегчило процесс работы. Сейчас обработка происходит так же, как и в других подобных программах — дважды щелкаем по превьюшке фотографии, RawTherapee немного думает и открывает открывает фотографию для обработки в отдельной вкладке.

Если в версии 0.2 у меня были претензии к возможностям цветокоррекции, то в версии 0.3 эти возможностей стало заметно больше. Во-первых, появился такой необходимый инструмент, как HSV Equalizer (в терминах RawTherapee) — инструмент для коррекции насыщенности по отдельным цветовым компонентам.

Кроме того, мне очень понравился так называемый Color Boost. Суть этого инструмента состоит в том, что он повышает общую насыщенность фотографии, при этом следя, чтобы нигде насыщенность не превысила заданного порога. Таким образом получается, что мы повышает насыщенность блеклых цветов, при этом яркие цвета остаются в том виде, как они были, не приходя в насыщение (хм, насыщенность-насыщение, ну, надеюсь, вы поняли что я имел в виду 🙂 ).

Работу этого инструмента покажу на примере фотографии, которую я недавно выкладывал.

Слева исходный файл, справа — после применения Color Boost.

В прошлой версии RawTherapee Color Boost тоже был, там он явно был предназначен для работы с каналами Lab, в версии 0.3 упоминание Lab из этого инструмента пропало, а работа с Lab осуществляется с помощью отдельного инструмента, причем в этом цветовом пространстве можно работать даже с кривыми.

Разумеется, в программе присутствуют инструменты для корекции баланса белого, экспозиции, устранения пересветов и вытягивания деталей из теней, это уж обязательный набор. Есть инструменты для коррекции искажений, вносимых линзой — затемнение углов, бочка, коррекция перспективы и т.п. В прогармме предлагаются два способа повышения резкости — Unsharp mask и RL Deconvolution, несколько алгоритмов удаления шумов и какой-то Wavelet Equalizer, суть которого я не понял.

Но все-таки остались некоторые моменты, на которые я жаловался еще в прошлой версии — нет инструмента для перевода фотографий в черно-белый формат с указанием того, какой цвет насколько ярким должен быть. Около ползунка Tint (коррекция оттенка) до сих пор нет градиента, чтобы было видно, в какую сторону надо ползунок перемещать при коррекции баланса белого.

В прошлой версии я ворчал, что программа плохо регулировала баланс белого в файлах, полученных с помощью фотоаппарата Fuji S7000. Новую версию я в основном гонял с RAW-файлами из Nikon D90, и здесь все выглядит просто замечательно, а вот файлы от Fuji S7000 в режиме Camera до сих пор выглядят плохо, но при переключении в режим Auto все становится заметно лучше, хотя тоже не идеально, приходится больше корректировать руками.

Операция кадрирования работает так же, как и в прошлой версии, то есть просто затемняется обрезаемая часть, но она остается видимой и занимает место на экране.

А теперь по поводу того, где взять последнюю версию RawTherapee. Последние сборки лежат здесь, под Windows все просто, качаете архив, разпаковываете и запускаете. А с Linux’ом чуть сложнее. Дело в том, что, если верить именам файлов в папке Linux, то там есть скомпилированые файлы под 64-битные системы (хотя еще месяц назад там лежали 32-битные скомпилированные файлы). Но с компиляцией исходных текстов у меня проблем не возникло, полностью инструкция приведена на форуме. Главное установить необходимые зависимости (для дистрибутивов, основанных на Debian это можно сделать одной командой sudo apt-get install libgtk2.0-dev libnm-glib2 libglibmm-2.4-dev libgtkmm-2.4-dev libsigc++-2.0-dev libiptcdata0-dev liblcms1-dev libjpeg62 libjpeg62-dev libtiff4-dev libpng12-dev zlib1g-dev). После этого компиляция проходит без каких-либо проблем.

И в заключении хотелось бы сказать, как заставить работать связку Shotwell и RawTherapee. Как я уже говорил, RawTherapee не удобно использовать для каталогизации фотографий, а Shotwell для этих целей мне очень приглянулся. Одним из плюсов Shotwell является то, что ему можно указать редактор RAW-файлов, который он будет при необходимости запускать. Но, к сожалению, Shotwell ничего не знает о RawTherapee и не предлагает его в качестве редактора RAW-файлов. Но это все легко обходится. Для этого достаточно запустить редактор конфирурации Gnome (команда gconf-editor), найти там ключ /apps/shotwell/preferences/editing/external_raw_editor и установить его в значение Путь_до_RawTherapee/rtstart %U.

После этого Shotwell сможет открывать RAW-файлы с помощью RawTherapee. Правда, вчера из интереса скомпилировал RawTherapee из последней версии исходников, и оказалось, что RawTherapee перестал открывать файлы через командную строку. Надеюсь, что это скоро поправят, а пока я пользуюсь версией примерно месячной давностью. В этой версии встречался только с одним глюком — программа падает при добавлении в очередь на обработку большого количества файлов, если эти же файлы добавлять по одному, то программа без проблем работает.

Это все, что хотел рассказать про RawTherapee, программа очень достойная и пока самая удобная под Linux из тех, что я пробовал.

PS. Есть еще один интересный RAW-конвертер Darktable, я слежу за его обновленяими, но пока он заметно тормознее.

(Количество голосов: 4, средняя оценка: 5,00) Загрузка...

Raw Therapee. Бесплатный конвертер RAW-файлов

Недели три назад попался любопытный опенсорсный кроссплатформенный конвертер RAW-файлов Raw Therapee. Очень, надо сказать, любопытная программка. Поковырялся с ней эти три недели, погонял ее в реальной обстановке, в какой-то момент даже думал окончательно перейти на нее с Lightroom’а, но в результате решил пока повременить.

Вообще говоря, конвертеры файлов RAW — эта такие программы, к которым надо какое-то время попривыкать, чтобы чувствовать себя в ней комфортно и понимать, что она будет делать при передвижении того или иного ползунка. А так как обычно для работы с RAW я пользуюсь Lightroom, то сравнивать Raw Therapee буду с ним.

Общий взгляд

Внешний вид Raw Therapee, как и всех приличных программ для конвертации RAW, напоминает пульт управления космического корабля в фантастических фильмах — такое ощущение, что элементов управления в адронном коллайдере и то меньше. Но зато если поборешь в себе желание сразу же закрыть окно программы и забиться куда-нибудь в угол, чтобы больше не видеть этого кошмара, то через некоторое время начинаешь жонглировать ползунками не задумываясь.

Левую и нижнюю панели можно скрывать, чтобы освободить место для фотографии.

На левой панели видна гистограмма, история изменений, произведенных над фотографией, и список снапшотов — сохраненных вариантов обработки одной и той же картинки.

Внизу отображается дерево каталогов и маленькие превьюшки файлов в выбранной папке. Там же мы можем выставлять рейтинг для фотографий от 0 до 5 звездочек, отправлять фотографии в корзину (свою собственную в программе) или на обработку. О поселдних двух фичах я напишу в чуть ниже. Здесь же можно задать параметры фильтра, который будет показывать только нужные фотографии (с нужным рейтингом или с нужными данными EXIF).

На правой панели находятся элементы управления для различных обработок.

Программа поддерживает множество языков, в том числе и русский, причем русский перевод очень даже неплох. Я нашел только одно место, которое осталось незамеченным переводчиком, это относится к метаданным в формате IPTC, но это очень уж специфическая вещь, в отличие от распространенного EXIF.

Но все-таки от русского языка при пользовании программой я отказался по другой причине — на русском языке заметно шире становится правая панель. Причем, виновата в этом всего одна кнопка с надписью «Сохранить исходное изображение для профилирования», которая и расширила панель.

В отличие от Lightroom’а, здесь есть настройка уровней, которые будут считаться пересветами и провалами. Вообще, в RAW Therapee есть много внутренних настроек или выбор различных алгоритмов обработки.

Работа с файлами

Мы подошли к самому интересному. Именно из-за работы с файлами я в какой-то момент всерьез задумался о том, чтобы сделать Raw Therapee основным рабочим инструментом для конвертации RAW. Больше всего в программе меня подкупило то, что все настройки обработки хранятся в папке с исходными файлами. Причем хранятся они в текстовом формате, благодаря чему можно при необходимости написать свою программку, которая могла бы устанавливать какие-то настройки обработки сразу на многих фотографиях.

Но здесь же мы сталкиваемся с другой проблемой. Дело в том, что Lightroom создает большие превьюшки фотографий один раз и сохраняет их в своем кеше, благодаря чему листание фотографий происходит довольно быстро. Raw Therapee же создает большие превьюшки прямо во время открытия файла, что заметно тормозит процесс просмотра. Здесь можно выбрать один из трех алгоритмов создания таких превьюшек, но все они дают примерно одинаковый результат.

С просмотром Raw Therapee дела обстоят вообще интересно. Можно выбирать в каком размере относительно исходного файла будет создана превьюшка, на которой будет отображаться вся обработка. Этот размер может меняться от 1:1 до 1:8. Чем меньше файл, тем быстрее он обрабатывается, но тем менее точно передаются некоторые виды обработки вроде повышения контраста и удаления шумов.

На размере 1:1 тормоза начинаются страшные, а на 1:4 очень даже комфортно можно работать. А вот, например, для цветокоррекции можно вполне ограничиться небольшими картинками. Таким образом, обработка исходных файлов делится на два этапа: сначала на небольших превьюшках настраиваем цвета, а затем на полном размере меняем параметры резкости и шумодава.

В программе есть встроенная корзина, куда можно отправлять неудачные фотографии, а затем одним нажатием кнопки файлы, отправленные в корзину, можно удалить. До этого момента на таких «мусорных» превьюшках будет только стоять отметка о том, что снимок находится в мусорном ведре. На следующем скриншоте левый файл находится в мусоре, а правый нет.

Корзину можно открыть и посмотреть что там сейчас лежит:

Конечная конвертация файлов RAW в более привычные форматы происходит тоже интересным способом. По аналогии с корзиной, фотографии можно помечать значком с шестеренками, которые обозначают, что файл готов к экспорту. В этом случае файл сразу отправляется в очередь на обработку. Причем конвертация может происходить в фоне параллельно с работой над другими файлами, но это имеет смысл только если у вас многоядерный процессор.

Программа в качестве конечного результата может выдавать файлы в форматах TIFF, JPEG и PNG. В каждом из них цвет может быть сохранен в формате как 8, так и 16 бит на канал.

Есть возможность открывать открывать обработанные файлы сразу во внешнем редакторе, в настройках предлагается указать путь до Фотошопа, Гимпа или другого редактора. Но в этом случае файл будет создан только с 8 битами на канал, поэтому, если нужен 16-битовый цвет, то придется предварительно сделать экспорт.

Работа с цветом и другие обработки

Работа с цветом у Raw Therapee, честно говоря, мне не понравилась. Во-первых, не понравилось как происходит автоматический баланс белого, очень часто программа промахивается с цветовой температурой. В Lightroom’е этот параметр исправлять приходилось не часто. Зато при указании белого цвета на фотографии для баланса можно указывать не отдельный пиксель, а область, в которой сначала произойдет усреднение. Размер этой области можно менять в интервале от 2×2 до 32×32 пикселей.

Также неудобно, что около ползунка для изменения оттенка (Tint) нет градиента, и приходится его передвигать буквально на ощупь, если не помнишь какой величине какой цвет соответствует.

Удивительно, но я не нашел ползунков, которые могли бы изменять насыщенность разных цветов по отдельности, хотя, казалось бы, это такая полезная вещь. Зато есть ползунки для смешения цветов каналов (Channel Mixer)

И, что самое интересное, есть возможность увеличивать насыщенность цветов в цветовом пространстве Lab:

Этой возможности мне как раз очень не хватает в Lightroom и приходится только из-за нее прибегать к фотошопу.

После Lightroom’а очень не хватает возможности переводить фотографии в черно-белый формат с заданием того, какой цвет должен быть насколько светлым или темным. Также не хватает возможности применять к группе фотографий отдельных настроек. Правда, можно сохранить все настройки обработки какой-то фотографии в профиль, а затем этот профиль применить к группе других фотографий, но здесь будут изменены сразу все настройки. С помощью все тех же профилей можно указать какая обработка должна проводиться при первом открытии файла в этой программе.

Немного странно сделана операция кадрирования. При выборе области кадрирования, остальная часть фотографий не отсекается, а только затемняется. Можно было бы изменить масштаб фотографии, чтобы ненужные части фотографии за край области просмотра, но, к сожалению, изменение масштаба просмотра происходит очень дискретно с большим шагом.

Зато здесь есть калькулятор, который может рассчитать размер конечной фотографии с учетом кадрирования и разрешения при печати. При кадрировании можно включить различные сетки, такие как обычное разбиение кадра на трети или с разметкой по золотому сечению.

Также есть неплохая линейка для выравнивания горизонта. Достаточно просто соединить две точки, которые должны быть на одной линии по вертикали или горизонтали, и картинка будет повернута на нужное количество градусов.

В программе Raw Therapee есть два алгоритма повышения контраста: стандартная нерезкая маска и RL (Richardson–Lucy) Deconvolution — в русском переводе обозначена как «обращенная свертка RL». Второй алгоритм работает значительно медленнее. По качеству повышения резкости их надо долго сравнивать, на нормальных резких кадрах я особой разницы как-то не заметил.

В отличие от Lightroom’а, здесь шарпинг виден не только, если просматривать картинку в полном размере, но и в уменьшенном масштабе.

Очень странно сделано изменение размеров фотографий. В Lightroom’е ресайз происходит в самом конце во время экспорта, а здесь размер изменяется в середине цикла обработки так, что резкость повышается уже на маленькой фотографии. Это надо учитывать, когда выставляешь параметры нерезкой маски. К сожалению, нельзя задать масштабирование таким образом, чтобы на всех фотографиях размер наибольшей стороны был одинаков. Для этого у каждого снимка после кадрирования надо подбирать масштабирующий коэффициент, который, к слову, не может быть меньше 0.2. Здесь также есть несколько алгоритмов изменения размеров на выбор.

Raw Therapee 3.0 alpha

Все, что было написано выше, относилось к версии 2.4.1, но на сайте уже есть альфа-версия 3.0, которая еще очень сырая и постоянно вылетает.

Самое заметное изменение в третьей версии программы — это полностью переделанный интерфейс. Теперь он стал основан на вкладках (табах) и можно одновременно открывать несколько фотографий.

Правда, с таким интерфейсом стало неудобно быстро просматривать разные фотографии, но не исключено, что к релизу что-нибудь здесь еще поменяется.

Теперь по-другому будет вестись обработка. Судя по всему, обработка при просмотре теперь применяется не к полноценному файлу, а только к картинке в том размере, в каком она видна на экране. С одной стороны, это значительно увеличило скорость обработки, но, с другой, такие обработки как повышение резкости или удаление шума не будут видны не на полноразмерных картинках.

Появилась более продвинутая пакетная обработка, но я пока не понял как она работает. На всякий случай покажу скриншот ее настроек:

К релизу третьей версии еще много всего запланировано добавить, в том числе и довольно большое число различных обработок. И, начиная с этой версии, программа стала распространяться по лицензии GPL, до этого она была просто бесплатная.

Итого

Просмотрел что я тут понаписал, оказалось, что пост получился какой-то ругательный, хотя меня программа заинтересовала. Все-таки от Lightroom’а отказываться пока рано, в основном из-за масштабирования картинок и отсутствия настроек насыщенности по отдельным цветам, но поглядывать за новыми версии Raw Therapee буду.

По поводу прожорливости программы к оперативки, здесь чуда не случилось — 500 МБ она занимает только так.

Еще раз ссылка на официальный сайт: http://www.rawtherapee.com.

(Количество голосов: 13, средняя оценка: 4,92) Загрузка...


Смотрите также