Как правильно составить рабочую программу по предмету


Как составить рабочую программу от А до Я

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа - определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  2. Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  3. После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) - в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Рабочая программа

Что такое рабочая программа и для чего она нужна?

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя. В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности. Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы. Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе. Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании. Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка, содержащая аргументацию выбора наполнения программы.
  3. Общая характеристика учебного предмета.
  4. Место предмета в учебном плане. Здесь же указывается, сколько часов будет отведено на его изучение.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебным предметом. В этом разделе рассматривается прогнозируемое усвоение учащимися социального опыта, представленного навыками, полученными как в рамках изучения отдельного предмета, так и приобретёнными на базе нескольких или всех учебных дисциплин. Это опыт, направленный на решение практических задач, возникающих за пределами учебного заведения. Под личностными результатами овладения учебным предметом понимается внутренняя система ценностей учащегося, сформировавшаяся в процессе учебной деятельности.
  6. Содержание учебного предмета. Этот раздел можно считать основным. В нём отражается обязательный минимум разделов и тем, а также указывается, сколько часов, отводится на каждый раздел (тему).
  7. Тематическое планирование с перечислением основных видов учебной деятельности.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Здесь указывается методическая литература, оснащение класса, иллюстративно-наглядный материал, мультимедийные средства.
  9. Ожидаемые результаты освоения программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

  1. Выбираем основную программу учебного курса и учебник по ней.
  2. Просматриваем её цели, а также цели Примерной и основной образовательной программы учебного заведения. Сопоставляем все цели и задачи.
  3. Результаты овладения материалом в целом по классу сравниваем с теми, которые прописаны в Примерной программе.
  4. Сверяем содержания Примерной и выбранной программ, анализируем учебник на раскрытие соответствующих тем.
  5. Определяемся со списком разделов и вопросов, составляемой Рабочей программы.
  6. Выстраиваем материал в определённой последовательности, выделяем часы на каждую тему.
  7. Составляем список литературы, необходимых пособий.
  8. При необходимости составляем материалы для контроля освоения программы.
  9. Полностью выстраиваем структуру рабочей программы.

Как оформить рабочую программу?

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

  1. Полное название образовательного учреждения.
  2. Полное название курса
  3. Для какого класса предназначена программа и на какой учебный год.
  4. Информация о составителе (ФИО, квалификация, педагогический стаж, ФИО и должность эксперта).
  5. Грифы «Согласовано» и «Утверждено».
  6. Город и год создания документа.

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

  1. Список нормативных документов.
  2. Описание целей и задач учебного предмета.
  3. Указание количества часов на изучение дисциплины.
  4. Ключевые разделы, содержащиеся в материале учебного предмета.
  5. Способы и периодичность контроля.

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

  1. Основная литература. Это учебник по данной дисциплине, и другие пособия в количестве не более 4 экземпляров.
  2. Дополнительная литература: учебно-методические издания, конспекты лекций, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии.
  3. Интернет-ресурсы с указанием режима доступа.

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

  1. Рабочая программа рассматривается методическим объединением. Результаты заносятся в протокол. Программа проверяется на соответствие требованиям ФГОСа.
  2. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  3. Утверждается Рабочая программа подписью директора.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету. Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей. Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Рабочая программа составляется учителем самостоятельно — это является залогом её дальнейшей эффективной реализации. Ни один человек со стороны, даже очень грамотный и опытный педагог, не в состоянии составить этот документ так, чтобы он действительно был рабочим. Тем не менее, в Интернете можно найти предложения по запросу «купить Рабочую программу». А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Педагоги пользуются этой услугой якобы для экономии времени и сил. Но на практике работать по такой программе непросто, и, как правило, её тоже приходится адаптировать под конкретные условия и конкретных детей.

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы. На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

На листе корректировки должна быть указана причина внесения изменений, дата, раздел (разделы) программы, где эти изменения будут отражены, а также способ ликвидации отставания. Описание корректировки должно быть заверено завучем школы. Обычно эта информация объединяется в таблицу с соответствующими колонками: «Дата», «Причина внесения изменений», «Раздел, тема», «Содержание изменений», «Подпись учителя», «Согласовано с заместителем директора по УВР».

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Планируемые предметные результаты

Пояснительная записка

Опыт показал, что структуру рабочей программы по ФГОС целесообразно дополнить еще одним пунктом — пояснительной запиской. Это особенно важно в тех школах, где обучение ведется по нескольким УМК, где имеются гимназические и обычные классы и др.

В этом пункте расписываются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа, с указанием ООП ООО и учебного плана школы, примерной программы. Указывается УМК, по которому будет осуществляться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. Показывается место предмета в учебном плане, количество часов, отводимых на изучение предмета.

Рабочие программы лучше составлять на уровень обучения. А тематическое планирование по отдельным классам основного обучения составляется на год и прилагается к рабочей программе. Таблица КТП может быть различной, но желательно иметь в ней графу «Корректировка». В ней будет удобно отмечать, когда и по какой причине пропущен урок, как обеспечено прохождение программного материала, какие темы объединены и т.д.

Рабочая программа — рабочий инструмент учителя. Поэтому форму представления каждого пункта учитель может выбрать сам. И обязательно будут различия в зависимости от конкретного класса, от опыта учителя, его методических предпочтений. Главное — не отнестись к составлению рабочей программы формально.

Образцы рабочих программ можно посмотреть в разделе Файлы — свой предмет — Рабочие программы.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями

«Составление рабочих

программ в соответствии с ФГОС

и утвержденными изменениями».

15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения

(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

II. Содержание учебного предмета (курса)

Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта

учебные программы

ФГОС НОО и ФГОС ООО

Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование

(в авторских рабочих программах по учебным предметам)

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно - тематическое планирование

Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

Тема раздела

Тема урока

ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания

Домашнее задание

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:
  • Авторская программа по предмету (курсу).
  • Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
  • Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.

При отсутствии авторской РП педагог самостоятельно её разрабатывает в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к структуре рабочей программы.

Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.

Методические рекомендации к составлению рабочей программы

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Календарно-тематическое планирование. 7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).

8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы). 2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования. 3. Наличие признаков нормативного документа. 4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержания образования.

Таблица 1

Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Пояснительная записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели,задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

- перечень разделов, тем последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: • основные изучаемые вопросы; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; • требования к знаниям и умениям обучающихся; • формы и вопросы контроля; • возможные виды самостоятельной работы учащихся;

- региональный компонент.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Памятка "Как написать рабочую программу по предмету".

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – рабочие программы) являются обязательной частью основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок разработки, согласования и утверждения рабочей программы регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

Рабочая программа – документ, детально раскрывающий содержание учебного предмета, конкретизирующий требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, разрабатываемый на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания общего образования), примерной учебной программы и авторской с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету.

Рабочая программа разрабатывается учителем, обеспечивающим преподавание учебного предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, для конкретного класса или ступени общего образования.

Основные функции рабочей программы:

- нормативная – программа является документом, обязательным для

выполнения в полном объеме;

- целеполагания – программа определяет ценности и цели, для достижения

которых она введена в ту или иную образовательную область;

- содержательная – программа фиксирует состав элементов содержания,

подлежащих усвоению обучающимися;

- процессуальная – программа определяет логическую последовательность

усвоения элементов содержания, организационные формы и условия

обучения;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения

элементов содержания.

2. Структура рабочей программы определяется локальным актом

образовательного учреждения и, как правило, содержит следующие элементы:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план;

- содержание учебного предмета;

- информационные источники.

2.1. В титульном листе рекомендуется отразить :

- наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);

- наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);

- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы

(согласно локального акта);

- наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом

образовательного учреждения);

- указание класса или ступени общего образования;

- сведения об учителе-составителе рабочей программы;

- год разработки.

2.2. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты:

- нормативная основа разработки рабочей программы (федеральный

компонент государственного образовательного стандарта или обязательный

минимум содержания общего образования);

- наименование учебной программы (примерной и авторской), на основе

которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами

библиографического описания;

- используемый учебно-методический комплект;

- цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний,

умений, ключевых компетенций обучающихся;

- обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей

региона, специфики деятельности образовательного учреждения,

образовательных потребностей и запросов обучающихся;

- межпредметные связи учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа;

- особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные

методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности,

виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный,

текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы

контроля.

2.3. В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы.

2.4. Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, примерную программу с учетом выбранной авторской, региональный базисный учебный план для образовательных учреждений области, реализующих образовательные программы общего образования.

Рекомендуется следующая последовательность раскрытия содержания учебного предмета:

- наименование раздела и темы (из учебно-тематического плана рабочей

программы);

- содержание учебного материала (включаются все дидактические единицы

федерального компонента государственного образовательного стандарта или

обязательного минимума содержания, дополнительные дидактические

единицы с учётом регионального компонента и компонента образовательного

учреждения);

- темы лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов (при наличии);

- требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:

обучающийся должен «иметь представление»

«знать»

«уметь»

«использовать приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни»

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по каждой теме рабочей программы служат основой разработки контрольных измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы являются обязательным приложением к рабочей программе.

2.5. В разделе «Информационные источники» указывается основная и дополнительная учебно-методическая литература для учителя, а также основная и дополнительная учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET-ресурсах.

3. Рабочая программа является основой календарно-тематического планирования. Структура календарно-тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно.


Смотрите также