Как правильно составить образовательную программу


Образовательная программа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

образовательная программа

Составители:

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее – ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа (ООП) – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий освоения обучающимися всех уровней образованности.

Направленность образовательной программы – это обобщенное определение результата, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется ООП (образовательными программами ступеней), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Анализ концептуальных подходов к разработке ООП для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

· основная образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;

· основная образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;

· содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам; должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается;

· содержание образования разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учётом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи;

· основная образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых ООП ступеней, отражающих специфику его деятельности.

Основная образовательная программа каждого ОУ специфична, т. к. разрабатывается самими практиками с учётом особенностей социума, запросов родителей и других участников образовательного процесса.

ООП для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса.

Наиболее типичные вопросы:

1. Каким должен быть объём образовательной программы?

Объём основной образовательной программы не регламентируется ФГОС.

2. Не получится ли так, что программы школ, составленные на основе Примерной программы, будут как «братья-близнецы»?

Предполагается, что характеристика особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т. д.», а также «характеристика учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» будут представлены в Пояснительной записке к основной образовательной программе. Цели и задачи реализации программы должны соотноситься со спецификой ОУ.

3. Зачем каждому образовательному учреждению нужно составлять примерные программы отдельных учебных предметов? Разве это не нормативные документы?

В приложении к Примерной основной образовательной программе, разработанной на федеральном уровне, будут представлены примерные программы по учебным предметам, на основании которых учителями разрабатываются рабочие программы, курсы и т. д. Примерные программы по учебным предметам носят рекомендательный характер. Разработанные на их основе рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т. д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.

4. Кто должен написать основную образовательную программу в школе? В чьи профессиональные обязанности что входит?

Основная образовательная программа ОУ разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с участием педагогов, обучающихся, родителей, всех заинтересованных лиц.

В соответствии с новым Единым квалификационным справочником ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001 N 593 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»):

Руководитель образовательного учреждения: «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения».

Учитель: «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».

Аналогичные обязанности возложены и на других участников образовательного процесса.

Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.

5. Чем отличается программа развития от основной образовательной программы школы?

Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – основной образовательной программы школы:

– программа развития, как план перспективный, показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счёт завтрашних нововведений; ООП, как план текущий, фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для её потребителей, заказчиков, родителей, партнёров, конкурентов; при этом, текущая ООП может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;

– программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы.

Чего нужно избегать?

·  Основная ошибка разработчиков в том, что они переписывают почти весь текст содержания примерной основной образовательной программы .

·  При написании каждого раздела не учитывают особенности своего образовательного учреждения, копируют формулировки целей и задач, предложенных в примерной программе.

·  Планы мероприятий в каждом разделе (подпрограмме) не конкретны, без дат и фамилий исполнителей.

·  При написании программы забывают отражать преемственность между ступенями образования.

Помните, что программа пишется для вашего коллектива, учреждения, а не для проверяющих. Пишите её ясным, точным языком. Но не забывайте, что данная образовательная программа должна отличаться от предыдущих своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.

ООП начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема ООП начального общего образования.

ООП начального общего образования состоит из следующих разделов:

§  пояснительная записка;

§  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

§  учебный план начального общего образования;

§  программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

§  программы учебных предметов, курсов;

§  программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

§  программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

§  система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является системообразующим элементом ООП и должна раскрывать (ФГОС, п.19.1):

·  цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;

·  принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ;

·  общую характеристику ООП НОО.

Рекомендуемая структура Пояснительной записки ООП НОО:

1.  Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ № _____ является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

§  Закон РФ «Об Образовании»

§  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

§  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

§  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

§  Устав ОУ №___

§  Правила внутреннего распорядка ОУ № ___

Другие локальные акты ОУ,

регламентирующие образовательную деятельность

2.  Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ № ____, к числу которых относятся:

·  Педагоги начальной школы;

·  Родители обучающихся 1-4 классов;

·  Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ № ____;

·  Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т. д.)

3.  Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

·  предоставление равных возможностей…

·  открытость образовательного пространства…

·  первостепенность интересов обучающихся…

·  свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)

4.  Цели и задачи.

Цели и задачи ступени школьного образования формулируются на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей. Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения.

Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.

5.  Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона и т. д.

(Подробный перечень или схема)

6.  Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

кадровые (квалификация, опыт, повышение квалификации, победители профессиональных конкурсов, участие в проектах, грантах и т. п. );

материально-технические (помещения и оборудование);

информационные (обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение педагогогами ИКТ-технологиями) в образовательном процессе).

Учебно-методическое обеспечение ОП (обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне).

Санитарно-гигиенические (соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием; наличие лицензированного медицинского кабинета; расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство).

7.  Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса

График учебного времени и времени отдыха; одна-две смены и проч.

Планируемые результаты

освоения обучающимися

основной образовательной программы

начального общего образования

Данный раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования, ожидаемых в конкретном ОУ.

Планируемые результаты должны соотноситься с целями, сформулированными ОУ в разделе «Пояснительная записка».

Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих:

·  предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Эта группа результатов прописывается через блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

·  метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

·  личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Данный раздел предполагает наличие портрета выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.

Учебный план

начального общего образования

Стандартом НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.

Формирование учебного плана – самый ответственный этап разработки программы, так как в стандарте определено только общее (на четыре года) количество часов, отведённых на учебную и внеурочную деятельность. Учебный (образовательный) план может определять:

·  перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);

·  перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;

·  соотношение между обязательной частью, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и частью, формируемой ОУ, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область. Часть, формируемая ОУ, предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленны на их развитие;

·  максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

·  вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

Программа формирования

универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального

общего образования

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Рекомендуемая структура Программы формирования УУД:

·  Место Программы формирования УУД среди других подпрограмм ООП НОО;

·  Нормативно-правовая и документальная основа;

·  Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

·  Понятие, функции, состав и характеристики УУД;

·  Связь УУД с содержанием учебных предметов;

·  Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

·  Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе на новую ступень общего образования.

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития ОУ должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется самостоятельно каждым образовательным учреждением (конкретного по каждой школе, каждому классу) и осуществляется с учетом реальных условий ОУ, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).

Разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

1.  Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2.  Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3.  Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4.  Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.  Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

6.  Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Анализ здоровья обучающихся дает возможность для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. При этом необходимо создание внутришкольной здоровьесберегающей среды, рациональной организации учебного процесса, совершенствование двигательного режима в процессе обучения, физкультурно-оздоровительная работа, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, организация медицинской помощи и диспансеризации.

Здоровьесберегающая инфраструктура прописывается образовательным учреждением в основной образовательной программе блоком программы, структура которой выглядит следующим образом:

•  Паспорт программы.

•  Нормативно-правовая и документальная основа.

•  Пояснительная записка.

•  Содержание программы:

•  Ожидаемые результаты.

•  Критерии оценки эффективности оценки ожидаемых результатов.

•  Форма представления результатов.

В паспорте программы необходимо указать:

1.  Заказчика программы.

2.  Сроки реализации программы.

3.  Цель.

4.  задачи

5.  Источник финансирования, если таковой предусмотрен.

6.  Ожидаемые результаты.

В пояснительной записке необходимо дать информационно-аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся. Указать связь с уже существующими программами и отличительные особенности данной программы. Так же в пояснительной записке необходимо прописать базовые теоретические идеи и ключевые понятия.

В содержательной части программы необходимо составить план работы по здоровьесбережию с учетом всех субъектов образовательного процесса, а так же показать механизмы и этапы реализации программы.

В разделе «Форма представления результатов» целесообразно представлять ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы, которые покажут качество реализации программы по здоровьесбережению.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования

Система оценки в условиях личностно-ориентированного образования направлена, прежде всего, на раскрытие личностных качеств каждого ребёнка.

Первые классы – безотметочное обучение с зачётом по каждой теме. Экран (дневник) успеваемости, где отмечаются результаты продвижения в усвоении новых знаний.

Текущий контроль. Поощрение действий ученика. Обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Использование взаимопроверки и самопроверки.

Тематический, промежуточный и итоговый контроль. Для оценивания уровня развития ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности ключевых компетентностей:

§  на материале решения учебных задач;

§  на материале решения исследовательских и проектных задач;

§  портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

w  1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

w  2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

w  3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Предметные результаты оцениваются по:

§  владению предметными понятиями и способами действия,

§  умению применять знания в новых условиях,

§  по системности знаний.

Оценка уровня сформированности предметной грамотности проводится по трехуровневым контрольно-диагностическим материалам. 3-й уровень дополнительно диагностируется при выполнении проектных задач и «практик».

Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося (подробно см. «Методические рекомендации», разд. «Новая система оценивания», сайт ТОИПКРО, ссылка ФГОС).

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Объясните учителям, как подготовить качественную рабочую программу

В статье – план контроля качества рабочих программ на 2018/19 учебный год и рекомендации, которые помогут учителям проверить качество своих рабочих программ до сентября.

Предлагаем вам применять план контроля, когда в вашей школе учителя будут составлять или вносить изменения в рабочие программы. Еще воспользуйтесь рекомендациями в статье, чтобы помочь педагогам подготовить качественные рабочие программы.

Как подготовить план контроля качества рабочих программ

СПРАВКА

План контроля качества рабочих программ не является отдельным документом в школе. Включите его в годовой план внутришкольного контроля.

Последний срок, в который педагоги могут внести правки или составить рабочие программы, – это август. Учитывайте этот срок в плане. Чтобы составить план, важно учитывать значение понятия «качество рабочей программы».

Во-первых, рабочая программа будет некачественной, если она не соответствует ФГОС. Поэтому включите пункты по контролю соответствия рабочей программы ФГОС. Это могут быть пункты по контролю качества урока или внеурочного занятия.

Проверьте объем домашнего задания. Пункт важен, чтобы учитель не перегружал учеников, но в то же время помог достичь образовательных результатов по ФГОС.

Во-вторых, качество предполагает, что рабочую программу учитель реализует полностью. Проверьте, сколько занятий проводят педагоги по четвертям или триместрам.

Запланируйте входные и выходные диагностики. Проконтролируйте, как педагоги проводят промежуточную аттестацию. Результаты аттестации помогут всем учителям понять, как школьники освоили программу.

В-третьих, качество рабочей программы связано с порядком, в соответствии с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы. Педагоги должны понимать, как составить программу и утвердить ее. Поэтому проверьте, есть ли в вашей школе Положение о рабочей программе, и ознакомьте с ним учителей под подпись.

План контроля качества рабочих программ на новый 2018/19 учебный год – Приложение 1.

Что включить в пояснительную записку к рабочей программе

Пояснительная записка – необязательный элемент программы, потому что ФГОС не требует ее составлять. Но вы обязаны разместить аннотации программ на сайте вашей школы (п. 3.4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785). Сошлитесь на требования Рособрнадзора, чтобы учителя подготовили пояснительные записки, а вы – аннотации к рабочим программам на их основе.

Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом небольшой по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов. В примере 1 вы прочитаете фрагмент пояснительной записки.

Напомните педагогу, что рабочую программу он пишет на уровень образования. Поэтому в примере 1 есть задачи для уровня образования, а не для конкретного класса. Учитель в рабочей программе сначала формулирует задачи на уровень образования, а потом конкретизирует для каждого класса.

ПРИМЕР 1. «Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Русский язык” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

– формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как к государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

– ».

Педагог обязательно указывает общее количество часов, чтобы реализовать программу, и расписывает количество часов по годам обучения в каждом классе. Вариант формулировки – в примере 2:

ПРИМЕР 2. «Программа предмета “Русский язык” рассчитана на пять лет. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 714 часов со следующим распределением часов по классам: 5-й класс – 170 часов; 6-й класс – 170 часов и т.д.».

Еще в пояснительной записке учитель может перечислить образовательные технологии, которые использует в обучении, методы и формы контроля образовательных достижений учеников. Педагог указывает учебники по годам обучения с выходными данными, пособия для учителя и обучающихся, электронные образовательные ресурсы.

К СВЕДЕНИЮ

Когда программа соответствует требованиями ФГОС

Рабочие программы учебных предметов включают: планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса и тематическое планирование с указанием количества часов на тематический блок, темы. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

ООП включают оценочные материалы (п. 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности… утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015). Но в требованиях ФГОС оценочные материалы не упоминаются в структуре рабочих программ. Чтобы учитель подготовил оценочные материалы, сошлитесь на пункт 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на пункт 10 приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015 и Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05–375.

Как составить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

СПРАВКА

Укажите для каждого класса и каждого результата оценочный инструментарий: тест, контрольная работа, диктант и др. Оценочные материалы оформите приложением к рабочей программе.

Раздел рабочей программы «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» содержит перечень результатов учеников после освоения рабочей программы. Дополнительно учитель прописывает подходы к оценке достижений результатов школьников.

Планируемые результаты по учебным предметам учитель объединяет из целевого раздела примерной ООП, программы по предмету, которую предлагают авторы учебника в федеральном перечне, и из ООП школы. Педагог формулирует два блока результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

В образцах оформления 1 и 2 вы посмотрите, как можно составить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» на примере русского языка. В образце 1 учитель расписывает по годам обучения и классам каждую группу результатов.

В образце 2 педагог объединяет личностные и метапредметные результаты в одну таблицу и уже в таблице расписывает по годам обучения и классам каждую группу результатов. Учителя сами выбирают, как им оформить пояснительную записку.

Образец 1. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» - Приложение 2.

Образец 2. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» - Приложение 3.

Образец 3. Как оформить календарно-тематическое планирование(на примере 5-го класса в рабочей программе по русскому языку) – Приложение 4.

Как подготовить раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля (дисциплины)»

ВАЖНО

Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года.

Содержание учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) обязательной части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.

Раздел можно начать с характеристики содержания: какие темы изучают на соответствующем уровне общего образования или по годам обучения (классам), как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности, специфика образовательной организации.

Отобранное содержание в данном разделе учитель оформляет в тематические блоки, темы и т. п. Проверьте, чтобы содержание, которое вынесено в каждый блок, соответствовало требованиям ФГОС обязательных предметных областей. Если учебный предмет определяется образовательной организацией, то содержание педагог формирует самостоятельно с учетом возраста обучающихся.

В рабочей программе представьте содержание образования (содержание тем учебного предмета, курса) по годам обучения и классам. Укажите необходимое количество часов для изучения. Это позволит конкретнее формулировать планируемые результаты освоения рабочей программы, определять контрольные элементы содержания и, соответственно, выбирать оценочные материалы.

К СВЕДЕНИЮ

Какие программы общего образования реализует школа

По требованиям ФГОС школа реализует следующие рабочие программы:

– по учебным предметам, курсам, модулям (дисциплинам) обязательной части учебного плана, например, «Русский язык», «Литература» и др.;

– по учебным предметам, курсам, модулям или дисциплинам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, (например, «Риторика», «Речь и культура общения», «Деловой английский язык», «Олимпиадная математика» и др.);

– по внеурочной деятельности, например, «Я – исследователь», «Я – патриот», «Путешествие по стране “Мудрость”» и др.

Что проверить в планировании

Проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок для уровня общего образования.

Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения. Вариант оформления – в примере 3:

ПРИМЕР 3. Тематическое планирование по учебному предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» составлено на два года обучения для 10-11-го классов:

Тематическое планирование не конкретизирует, как учитель на каждом уроке проходит программу в классе. Потому педагоги на каждый год разрабатывают или корректируют календарно-тематическое планирование. Образец оформления календарно-тематического планирования по русскому языку для 5-го класса вы можете посмотреть в образце 3 – Приложение 4.

Как утвердить рабочие программы

Все рабочие программы утвердите в составе ООП на уровень общего образования в приказе «Об утверждении основной образовательной программы (указать уровень) общего образования СОШ №  (указать название ОО)», когда ввели ФГОС или приняли ООП в новой редакции.

В последующем, ежегодно утверждайте календарно-тематическое планирование рабочей программы учебного предмета в приказе «О внесении изменений и/или дополнений в основную образовательную программу (указать уровень) общего образования СОШ № (указать название ОО)». В этом же приказе утвердите и другие изменения: учебный план ли учебные планы, если их несколько, календарный учебный график для ООП конкретного уровня общего образования, план внеурочной деятельности. 

❶ Как составить образовательную программу школы

Инструкция

Как составить образовательную программу школы, чтобы она соответствовала федеральному государственному образовательному стандарту и включала бы в себя компоненты, которые делали бы конкурентноспособным учебное заведение, востребованным в родительской среде?

При составлении образовательной программы следует строго придерживаться определенных требований. Так, объем компонентов основной образовательной программы должен быть не только в соответствии с нормами, установленными Министерством образования и науки РФ, но и гармонично сочетаться с региональным компонентом - частью, которая формируется непосредственно самим учебным заведением.Таким образом, в основе любой образовательной программы школы - федеральный государственный образовательный стандарт, а перечень и количество региональных компонентов включается в нее, исходя из направления обучения, реализуемого в школе.Например, учебное заведение является краеведческой площадкой. Тогда логично было бы включить в образовательную программу такие учебные предметы, как краеведение или этнография.Но при разработке следует обратить внимание на следующие требования:80% - обязательная часть основной образовательной программы в соответствии со стандартом;20% - формируется непосредственно в учебном заведении участниками образовательного процесса.

Эти требования содержатся в п.15 ФГОС НОО.

Образовательная программа обычно разрабатывается в соответствии со следующими ступенями обучения: начального общего образования, основного общего образования и среднего(полного) общего образования.

Какие направления может иметь образовательная программа школы? Их очень много. Вот некоторые из них: формирование культуры здорового образа жизни, духовно-нравственное развитие, художественно-эстетическое, краеведческое и т.д.В соответствии с выбранным направлением для достижения планируемых результатов можно рассматривать вопрос, который найдет отражение в образовательной программе, об увеличении учебных часов на изучение отдельных предметов или организации курсов, семинарских занятий и т.д.

Школа должна развиваться. Во многом это зависит от того, какая образовательная программа лежит в основе процесса обучения. Если в нее заложена инновационная деятельность - это будет востребовано в современном обществе.

Источники:

  • как написать образовательную программу в школе

❶ Как создать образовательную программу

Инструкция

Основное условие, которого нужно придерживаться при составлении программы, является ее соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. Тем не менее, грамотный и мудрый руководитель образовательного учреждения понимает, что при правильном использовании регионального компонента появится возможность создания своего направления в образовательном процессе. Можно будет предлагать востребованные среди родителей образовательные услуги. Образовательная программа должна быть актуальной, содержать направленность на развитие. Например, в настоящее время актуально изучение точных дисциплин и экономики. Запланируйте углубленное изучение этих предметов за счет регионального компонента. Вы должны помнить, что объем компонентов основной образовательной программы должен быть в соответствии с нормами, установленными Министерством образования и науки РФ. Иначе говоря, базис образовательной программы учебного заведения составляет федеральный государственный образовательный стандарт, а перечень и число региональных компонентов включается в нее в зависимости от основных направлений, реализуемых в школе. Если в школе реализуется нравственно-патриотическое направление, то нужно запланировать больше часов на изучение истории, обществознания и т.д. Организуйте работу школьного музея Боевой Славы. Тем не менее, соблюдайте необходимые нормы:- 80% - обязательная часть основной образовательной программы, в соответствии со стандартом;- 20% - формируется непосредственно в учебном заведении участниками образовательного процесса.

Эти требования содержатся в п.15 ФГОС НОО.

В случае развития нравственно-патриотического направления, необходимо продумать работу с Советом ветеранов, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн и отразить ее в программе школы. Например, можно запланировать проведение на базе учебного заведения коммунарских сборов.

Отобразите в программе работу на разных уровнях: начальное, среднее и старшее звено.

Продумайте все детали, потому что лишь при условии системности в работе можно надеяться на высокие результаты.

Учебное заведение будет популярно среди родителей и детей, если в основу образовательной программы заложена инновационная деятельность. Поэтому старайтесь внедрять новшества, позволяющие активизировать учебную деятельность учащихся.

Все разделы программы должны быть логично и последовательно оформлены.

Как написать педагогу свою программу?

Сначала лучше задаться вопросом: нужна ли новая программа? Если без нее никак не обойтись или просто хочется излить на бумагу свой педагогический опыт, то могу дать несколько рекомендаций. Программа однозначно должна начинаться с актуальности и перспективности программы, ее значения для совершенствования образовательного процесса, новизны, затем - теоретическая база, пояснительная записка (цели, задачи, принципы), содержание, формы и методы работы, методика.

Целями и задачами программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной;
  • физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т, д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание программы должно быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие с семьей.

Структура программы может быть следующей:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

  • актуальность и перспективность программы, ее значение для совершенствования образовательного процесса, новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
  • цели, задачи, принципы программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана программа;
  • срок реализации программы;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

3. Теоретическая база программы.

4. Содержание программы.

5. Технология программы. Система конкретных педагогических действий, формы и методы, приёмы работы.

6. Учебно-тематический план.

7. Список литературы.

Как написать образовательную программу (Требования к содержанию и оформлению)

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16. Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе. Заместитель Министра Е. Е. Чепурных

Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003.

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов
  • Определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
  • Направленности дополнительных образовательных программ (художественной)
  • Современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности)
  • Формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.)
  • Методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей)
  • Средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся)

Содержание образовательных программ должно быть направлено:

  • На создание условий для развития личности ребенка
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
  • Профилактику асоциального поведения
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка
  • Укрепление психического и физического здоровья
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать:

  • Обучение
  • Воспитание
  • Развитие детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Пояснительную записку
  • Учебно-тематический план
  • Содержание изучаемого курса
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  • Список литературы

  • Титульный лист включает:
    • Наименование образовательного учреждения
    • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа
    • Название дополнительной образовательной программы
    • Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
    • Срок реализации дополнительной образовательной программы
    • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы
    • Название города, населенного пункта
    • Год разработки дополнительной образовательной программы
  • Пояснительная записка раскрывает:
    • Направленность дополнительной образовательной программы
    • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность
    • Цели и задачи дополнительной образовательной программы
    • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих
    • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
    • Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
    • Формы и режим занятий
    • Ожидаемые результаты и способы их проверки
    • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
  • Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
    • Перечень разделов, тем
    • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
  • Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика)
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
    • Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.)
    • Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий
    • Форм подведения итогов по каждой теме или разделу
  • Литература
    • Соответствие списка литературы общим библиографическим правилам


Смотрите также