Как попасть на программу умники и умницы


«Умницы и умники»

В 2018/19 учебном году проходит XXVII сезон Телевизионной гуманитарной олимпиады школьников (ТГОШ) «Умницы и умники».

С XXV юбилейным сезоном организаторов и участников поздравила министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева.

С двадцатилетием «умников» поздравил Дмитрий Анатольевич Медведев.

Широко известная в России и за ее пределами Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников (ТГОШ) «Умницы и умники» проводится ежегодно, начиная с 1991/92 учебного года. Партнерами в организации и проведении Олимпиады являются МГИМО МИД России и ОАО «Первый канал» (Студия Юрия Вяземского «Образ-ТВ»). Олимпиада проводится по профилю «гуманитарные и социальные науки», который соответствует таким направлениям высшего образования, как «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Журналистика», «Политология», «Реклама и связи с общественностью» и «Юриспруденция».

Олимпиада в форме популярного телевизионного конкурса проводится среди одаренных, талантливых старшеклассников, эрудитов в области отечественной и всемирной истории, отечественной и зарубежной литературы, современных обществоведческих наук. Для того чтобы стать победителем Олимпиады, необходимы глубокая и разносторонняя общеобразовательная подготовка, широкая эрудиция, начитанность и высокая культура участника Олимпиады.

Новые учебные издания для подготовки к Олимпиаде:

Найти новинки и другие книги Ю.Вяземского можно на странице интернет-магазина издательства АСТ/Астрель в Read.ru

— Видеозаписи телепрограмм Олимпиады

Олимпиада стартует в сентябре и заканчивается в апреле текущего учебного года. Каждое субботнее утро, начиная с октября и до начала июля, в эфир выходит передача Первого канала «Умницы и умники», освещающая основные этапы и туры Олимпиады, включая четвертьфиналы, полуфиналы и финал.

Предварительная регистрация и отбор для участия в Олимпиаде начинается с середины марта текущего календарного года. Претенденты на участие в новом сезоне ТГОШ, который стартует в сентябре, из числа учащихся немосковских школ присылают на адрес студии Юрия Вяземского «Образ-ТВ» письма со своими резюме и ответами на вопросы, которые задаются телезрителям программы «Умницы и умники». Сроки предварительного отбора и регистрации иногородних школьников (как правило, учащихся 10 или 9 класса) — с середины марта до середины июня. Московские школьники (9–10 классы) проходят предварительный отбор для участия в новом сезоне ТГОШ в форме собеседования в студии Юрия Вяземского «Образ-ТВ» (ул. Академика Королева, 12, Москва, 127427), как правило, по заявкам московских школ, в период с 1 мая по 1 июня текущего календарного года. Прошедшие отбор приглашаются Студией для участия в программах ТГОШ с началом нового учебного года и нового сезона Олимпиады с 1 сентября.

За годы своего существования в телеэфире олимпиадная телепрограмма была удостоена четырех премий ТЭФИ. В работе жюри ТГОШ регулярно принимают участие видные государственные и общественные деятели, выдающиеся ученые, дипломаты, спортсмены, деятели культуры и журналисты. В 2007 году жюри финального тура Олимпиады возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2009 году в качестве высокого гостя телепрограммы в работе жюри участвовал вице-премьер, руководитель аппарата Правительства РФ, нынешний мэр Москвы С.С.Собянин, в 2010 году — Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, в 2011 — Министр иностранных дел России С.В.Лавров, в 2012 и 2013 — министры культуры РФ, многие другие высокопоставленные лица. Бессменным председателем организационного комитета Олимпиады является ректор МГИМО академик РАН А.В.Торкунов.

По результатам многоэтапного интеллектуального телевизионного соревнования жюри и оргкомитет Олимпиады определяют победителей и призеров ТГОШ, которые при поступлении на профильные направления подготовки бакалавров МГИМО пользуются льготами и преимуществами. Льготы победителям и призерам финала ТГОШ устанавливаются Правилами приема в МГИМО МИД России.

Благодаря Олимпиаде, проводимой в форме популярного телеконкурса, в МГИМО поступило большое количество эрудированных, разносторонне подготовленных абитуриентов — представителей учащейся молодежи из различных регионов России и стран СНГ.

Новости ТГОШ и полезная информация об Олимпиаде размещаются на сайте «Умники и умницы».

abiturient.mgimo.ru

Как «умники и умницы» попадали в телевизор и что с ними было потом

В 90-е годы «Умники и умницы» были очень популярной программой, которая показывала молодому поколению, что знания еще ценятся. Тогда в воздухе витало: «Вы были инженерами, а теперь идите торговать шмотками в Турцию». А тут в эфире появляется целая серия интеллектуальных игр, которые все сразу начинают обсуждать: «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» для взрослых, «Звездный час» для совсем еще школьников. «Умницы и умники» стали единственной программой для старшеклассников.

Первую программу увидела моя мама. Она-то мне и сказала: «Это твое, надо попробовать». В первый этап проходили не только москвичи, которых набирали из лучших школ, но и региональные школьники — им в конце программы задавали вопрос и предлагали написать развернутый ответ в письме. Я с мамой не спорил, но она настолько меня затюкала, что в какой-то момент я уже написанный ответ скомкал и сказал: «Все равно там все по блату! Посылать не буду». Мама письмо из урны тихонько достала, разгладила утюжком и тайком от меня отправила на передачу. Неожиданно пришло приглашение. Вопрос телезрителям я и сейчас помню: «Почему русских князей сажали на стол?»

О главном призе — поступлении в МГИМО — я узнал только на передаче и участвовал в первую очередь именно из-за знаний. Моя жизнь на тот момент была четко спланирована: я собирался поступать на исторический в родном Нальчике или пойти в РГГУ. Но в Москве нас повезли на экскурсию в МГИМО — ее проводили помощники Юрия Павловича: небезызвестный Владимир Легойда (сейчас он один из ведущих деятелей РПЦ), Руслан Пухов (сегодня — очень крупный аналитик международного уровня, эксперт в области вооружений) и Алексей Захаров (ныне — руководитель кадрового портала SuperJob). Я увидел эти стены, лингвистические лаборатории, огромную библиотеку и понял: МГИМО — и все тут! Не потому, что престижно, а потому, что в нем есть дух университета, в котором хочется учиться.

В каждой игре участвуют три человека, которые могут выбрать зеленую, желтую или красную дорожку. Красная дорожка — два вопроса без права на ошибку. Желтая — три шага и возможность ошибиться один раз. Зеленая — четыре шага и два шанса на ошибку в запасе.
Агонисты и Теоретики
Агонисты состязаются на дорожках. Теоретики находятся в зале, но могут попробовать дать ответ на вопрос, оказавшийся не под силу Агонистам, получить за него орден.
Ареопаг
Жюри из трех судей, где двое постоянны, третьего приглашают в зависимости от темы игры.

Тема игры была «Петр Первый». Впечатлений осталось море. До сих пор помню, как одному мальчику Юрий Палыч упал в ноги со словами: «Ваше Величество, простите меня, пожалуйста!» Парень по наивности ответил: «Конечно, я вас прощаю», и тут из динамиков раздался «голос Петра Первого»: «Как ты мог простить его?! Указом царя запрещено падать в ноги и бить челом». Мне же выносили штрафную за незачет на дорожке — огромную бадью с коричневой жидкостью. Я сначала подумал, что это коньяк, а оказалось — пепси-кола. В советское время к водке так не относились, как к ней: это был дефицит, который изредка продавали на ярмарках по государственным праздникам. Открывали по очень большим случаям или если болела голова — считалось, что помогает. А в бадье было литра два, и я пил ее, пил… Года два потом смотреть на нее не мог.

Перед игрой я пошел в библиотеку и взял книгу «Петр Первый» историка Павленко… Лучше бы я ее не читал. Все ответы, как потом оказалось, я и так знал, но так как прочитал слишком много, утонул в деталях. Я стал первым участником, который проиграл на зеленой дорожке. Это было так позорно, как если бы знатоки «ЧГК» проиграли игру. Но я все равно решил поступать в МГИМО. Дома все пытались меня отговорить: мол, бедный Толик, понимаешь, люди, которые пытаются взять такие высоты и не достигают, потом трогаются умом. А я твердил: «Нет, буду поступать».

На передаче у меня был вопрос про Нарву, и я навсегда запомнил, что за любой Нарвой будет Полтава.

И я поступил. Есть цели, которые не взять сразу, но их можно добиться упорством и трудолюбием.

Не знаю, кем я стал бы без «Умников и умниц». Может, жил бы сейчас в Нальчике с супругой-нальчанкой, мы бы выращивали свой сад. Для меня программа стала трамплином, прыжком с высоты в воду. «Умники» вообще многим дали путевку в жизнь — например, в прошлом году победитель игры 1993 года Костя Тулупов выиграл конкурс «Лидеры России».

Я стажировался в МИДе, но после ушел в журналистику и стал работать на Первом канале в программах у Любимова и Познера. Потом был руководителем регионального направления в крупном PR-агентстве и замдиректора в газетном холдинге. Наивысшей точкой моей карьеры стала работа в Пенсионном фонде России: я стал советником председателя. После этого работал пресс-секретарем в федеральном Фонде содействия жилищному строительству. Но в конце 2011 года в Кучино стали рубить березовую рощу, и я завязал с пиар-карьерой, став борцом за экологию. Неожиданно для себя стоял под КАМАЗами, дрался с охраной, ломал заборы, расчищал лес, занимался очисткой канализации и в итоге добился закрытия полигона. Чтобы достучаться до власти с созидательными идеями, участвовал во множестве предвыборных кампаний разного уровня. За прошлый год посетил все свалки и помойки Московской области. Вместе с организацией «Экосила 50» добился, чтобы в Балашихе запланировали создание одного из крупнейших в России парков. Сейчас создаю свою политическую партию.

Ренат Беккин
Востоковед, профессор РАН, победитель программы «Умницы и умники» сезона 1994/95

До «Умников и умниц» я писал и в «Звездный час», и в передачу «Великолепная семерка» с Белоголовцевым, но ответа от них не получал. Мне было важно попасть в телевизор: очень нравилась девочка в школе, и я хотел засветиться на экране.

Про «Умников и умниц» мне рассказал одноклассник и, как за ним водилось, все переврал. С его слов я понял, что благодаря программе поступить можно не в МГИМО, а ЛИТМО — наш Ленинградский институт точной механики и оптики (сейчас — Университет ИТМО. — Прим. T&P). Я посмотрел передачу, аббревиатура МГИМО там не расшифровывалась, и, когда я стал на пишущей машинке набирать ответы на вопросы, меня даже не смутило, что все они были чисто гуманитарные. Странно, но тогда даже не сообщался точный адрес — чисто логически я додумался, что письмо надо отправлять в «Останкино» на Академика Королева.

Темы передачи сообщали за месяц. Я помню все: «Древняя Греция», «Змея в мировой культуре», «Дон Кихот и его дети», «Великие политики XX века» и «Адольф Гитлер». Для последней я принес из библиотеки трехтомник Иоахима Феста. Тогда на русском языке, слава богу, литературы о Гитлере было не очень много, и по сути нужно было угадать, по какой книге Вяземский будет составлять вопросы. По другим темам приходилось работать с бóльшим объемом литературы.

Вечером, за день или за два до съемок Юрий Павлович и творческая группа проводили с будущими участниками собеседование — задавали вопросы, чтобы понять, можно ли человека пускать в телевизор, сам он писал ответ или нет.

На съемках в уши не вставляли микрофоны, как делают сегодня. Что-то под одежду нам, конечно, засунули, но я не чувствовал, что нас снимают. Один молодой парень в студии в голос рыдал оттого, что не прошел в финал. У меня тоже был сложный момент: перед самой игрой я уронил в унитаз свой талисман. Это должно было меня демотивировать, но я как-то справился.

Самой яркой получилась передача про Дон Кихота и его детей. В студии был воссоздан интерьер венты — испанского постоялого двора: на столе стояла настоящая еда, а в студию привели живого осла. Участникам строго запретили есть во время передачи, но мы все равно тихонько подъедали.

На следующей передаче перед финалом ко мне подошел Вяземский и спросил, на какой факультет я хочу поступать. Я говорю: «Юрий Павлович, вы с ума сошли? Я такие вещи перед передачей обсуждать не буду, давайте выиграем, будет видно». А он: «Нет, все равно, мне надо записать». Я сказал, мол, напишите какой хотите. И вот я выигрываю. В июне Вяземский мне набирает и переспрашивает, куда в итоге я собрался. Я спрашиваю: «Куда посоветуете?» А он мне: «Вы там вроде историю любите, идите на международные отношения». Когда я приехал на медкомиссию и для прохождения других формальностей (приказ о моем зачислении был подписан ректором еще на передаче в мае), то в документах себя не нашел. Оказалось, что Вяземский по ошибке записал меня на международно-правовой факультет. Юристом я не планировал становиться, но так вышло, что судьба рукой Вяземского решила за меня.

В дореволюционном Петербурге немало выдающихся деятелей культуры окончили Училище правоведения, но при этом и не думали идти работать в качестве юристов. Я рассуждал так же. Диссертацию, конечно, защитил, но как практик работал недолго. Мне всегда были интересны творческие вещи, поэтому я поступил в аспирантуру, а в МИД не пошел. Зарплата в центральном аппарате тогда была равна моей стипендии. Ушел с головой в науку и пока не вернулся оттуда. На сегодняшний день, если не ошибаюсь, написал восемь научных монографий (без переизданий), три научно-популярные книги, роман и повесть. В 2010 году участвовал в создании кафедры регионоведения и исламоведения в Казанском федеральном университете — первой в новейшей истории России кафедры исламоведения в светском вузе. Еще в конце 1990-х начал изучать исламскую экономику. Со временем появились другие научные интересы, но совсем уйти от этой темы мне, к сожалению или к счастью, не удалось: лекции и статьи по этой проблематике пользуются каким-то нездоровым спросом.

Вяземский, на мой взгляд, занимается великим делом — вытаскивает самородков из глубинки и помогает поступить в хороший московский университет. Помню, один мальчик самостоятельно изучал какой-то мертвый язык и писал на нем трактат. Анатолий Васильевич Торкунов, занимающий пост ректора МГИМО с 1991 года, всегда подчеркивал, что «умники» — это белая кость, одни из лучших студентов вуза. Мне не раз помогало, что он знал меня в лицо со времен передачи: я мог запросто записаться к нему на прием и решить какие-то бытовые вопросы, например переселиться из одной комнаты общежития в другую.

Мы были, пожалуй, самыми знаменитыми «умниками», потому что тогда игры показывали в субботу в 18:00. Долгое время меня узнавали на улице. Когда я на передаче изображал Черчилля, то сказал: «Але, Геринг?» — малолетки в школе еще долго кричали эту фразу мне вслед. А учитель истории отметил:

«Очень хорошо выступали, но одно замечание позволю себе: белые носки все-таки не надо было надевать».

Сегодня передача не утратила своей актуальности, но формат поменялся. Нам нравился Вяземский, потому что он всегда использовал богатый реквизит, заставлял во что-то наряжаться, да и сам мог надеть парик, камзол и прошептать на ухо обжигающим шепотом: «Разоблачайтесь». Устраивал конкурсы, например кто дальше выстрелит из бурдюка с пульверизатором. Это было смешно и живо. Сейчас я перестал смотреть программу: в последнее время мне попадались ребята с каменными лицами, в костюмах, с зализанными волосами — совершенно неживые. А среди гостей — члены «Единой России», бюрократы, серые чиновники, которые не то что телезрителю, но и своим родственникам неинтересны.

Елизавета Румянцева
Преподавательница испанского языка, участница программы «Умники и умницы» сезона 1999/2000

В школе я мало смотрела телевизор, но программа «Умники и умницы» была исключением. Как оказалось позже, гимназия, в которой я училась, входила в список престижных заведений, из которых хороших учеников приглашали просто так. Но я не знала об этом, поэтому пошла самым известным путем — написала эссе на заданную тему («Что такое любовь?» — мне она очень понравилась).

Конечно, попасть в телевизор, приехать в огромное «Останкино» было удивительно. Я поразилась маленькой съемочной площадке, которая в телевизоре смотрится совсем иначе, яркому свету и большому количеству грима. Когда я вышла на дорожку, Вяземский держал в руках карточки так, что написанные на них ответы было видно. Я начала смущаться, отворачиваться, чтобы отвечать самостоятельно, хотя, наверное, многие подсматривали.

Тема программы была «Пушкин и Наполеон» — у меня дома до сих пор целая гора книжек об этом. Я много готовилась и скупила практически всю доступную литературу. Ярче всего запомнился момент, когда у меня спросили: «Что делал Наполеон, когда умирал?» Я понимала, что это должно быть что-то нестандартное, но точного ответа не знала и придумала свой: «Смеялся». Оказалось, писал письмо. После игры у меня было чувство, что я опозорилась перед всей страной. Я рада, что записей игры сейчас не сохранилось.

Моей целью было поступить в МГИМО, я даже ходила к ним на дни открытых дверей, но после игры не стала пробовать и пошла на прикладную лингвистику в МГЛУ. В годы студенчества я еще писала в резюме про участие в «Умниках и умницах», но сейчас редко об этом вспоминаю. Я осталась в Институте Мориса Тереза преподавать испанский и проработала больше десяти лет. Сейчас учу языку онлайн.

Мне сложно объяснить, зачем вообще существует эта программа. Она проверяла мою эрудицию и объем памяти, но не знания и не логическое мышление. В будущем это никак не пригодилось.

Мне ближе образование по вальдорфской системе, когда детям не навязывают знания, а стараются раскрыть таланты. Своего ребенка я отдам именно в вальдорфскую школу.

Василий Эсманов
Сооснователь бюро Make Sense и издательского дома Look At Media, победитель программы «Умники и умницы» сезона 1999/2000

До участия в «Умниках» я программой особо не интересовался. Ее смотрела мама, а я иногда угадывал половину ответов, что привело ее к завышенным представлениям о моих интеллектуальных способностях. Она заставила меня написать туда письмо в обмен на остро мне необходимые деньги на вечеринку. Я написал и забыл. Через полгода мама делала уборку в квартире, нашла письмо и отправила. За две недели до съемок мне позвонили с приглашением.

Телевидение вызывало восторг больше у родителей и родственников, чем у меня: в 11-м классе я интересовался в основном андеграундными концертами, вечеринками, музеями, книгами и компьютерными играми. В «Останкино» я запомнил киоск на шестом (если не ошибаюсь) этаже, где можно было купить всякие снеки, — спустя четыре года я продолжал туда ходить по ночам, когда работал в новостях на НТВ.

Мне, конечно, хотелось выиграть. Но в первый день, когда снимали блок из четырех программ, меня не вызвали на дорожку и ни разу не спросили, хотя к той теме я был готов хорошо (тема была про жития святых, так что во время подготовки я успел провести месяц в библиотеке при Александро-Невской лавре). Идти на второй день съемок не хотел — к теме про четырех Людовиков я прочитал всего две или три книги, — но выбора не было. Каким-то чудесным образом меня все время спрашивали и я постоянно правильно отвечал, хотя 9 из 10 вопросов просто угадал. Это был дикий стресс. Я, если честно, долго не верил, когда меня перевели сначала из первого тура во второй, а затем когда выиграл на дорожке.

В МГИМО решил идти на на журналистику: она казалась самой близкой моим интересам. После учебы переехал в Москву. Запустил Look At Media вместе с другим участником программы Алексеем Аметовым. Пожил в США. Стал читать заметно меньше книг.

Если оглянуться на прожитый отрезок жизни, то участие в «Умниках» кардинально поменяло мою жизнь. Без них я так бы и жил в Питере, работал бы сейчас учителем литературы или истории, ходил на андеграундные концерты, на вечеринки, в музеи, читал книги и играл в компьютерные игры.

Юрий Котиков
Старший консультант по управленческому консалтингу Globalpraxis, участник программы «Умники и умницы» сезона 2007/2008

Собеседование с Юрием Вяземским и шеф-редактором программы Татьяной Смирновой я прошел чудом. Они спросили, как звали папу Татьяны Лариной, а о нем буквально пару дней назад упоминала мама. Я всех впечатлил уверенным ответом: «Дмитрий Ларин!» Так и влетел в передачу.

Темы для подготовки к передаче, пусть и пространные, дают за несколько месяцев. У нас были Пунические войны, медики XIX–XX веков и советские разведчики. Я со скепсисом относился ко всей этой затее и уже перед началом съемок думал отказаться, потому что чувствовал, что готов не очень хорошо, но родители настояли.

Первое, что меня поразило, — это крохотная студия, хотя на экране она выглядит просторной и светлой. Но после трех дней съемок в этой комнатке я приходил в себя, наверное, несколько недель. Для моего возраста это было, как бы сейчас сказали, mind blowing. Я перенесся в параллельное пространство со своими правилами и законами. По общему чувству эйфории это можно сравнить разве что с бизнес-школой — когда ты на год или два уезжаешь в другой мир, а потом возвращаешься и с трудом понимаешь, что происходит вокруг.

Что меня так захватило? Во-первых, спортивный азарт, который появляется на самой игре. Тебе хочется побеждать. Поэтому, проиграв в четвертьфинале, я сразу стал выяснять, есть ли возможность вернуться и все-таки пройти в полуфинал (оказалось, есть, и я всячески пытался прорваться обратно в игру с позиции зрителя). Во-вторых, я завел действительно необычные и интересные знакомства. Кому-то может показаться, что все участники — какие-то затюканные зубрилы, но это совсем не так. В моем случае собрались очень разные люди, но все без исключения — со здоровым прибабахом, который выражался в манере рассуждений, поведении, а главное — в стиле мышления: все участники отличались вниманием к фактам, деталям и умением вгрызаться в материал.

В-третьих, сам Вяземский — «заумник», как он сам себя называл. Очень харизматичный человек. Можно по-разному относиться к его взглядам, но на программе он — сенсей и мастер.

Вся программа достаточно прозрачна: победитель, как и говорит перед началом игры Юрий Павлович, поступает «без экзаменов в МГИМО, один из лучших вузов нашей страны. Здесь и сейчас прямо на ваших глазах». Но все же остается очень много случайных факторов. У нас все работало «по олдскулу»: отвечающего с трибуны выбирали по поднятой руке. Иногда вопросы даже не требуют особой подготовки, а нацелены на общую эрудицию.

Мой друг поступил в МГИМО, потому что ответил на вопрос «Что открыл Тасман?». Он произнес «Тасмания» с огромным недоумением на лице

— не мог поверить, что все так просто. Но бывает всякое: он стал финалистом.

Мне тоже задали вопрос, на который можно было ответить, просто исходя из логики — что такое квинквирема (корабль с пятью рядами весел.— Прим. T&P) и пентеконтор (корабль с 50 веслами. — Прим. T&P). Подсказкой была цифра пять. Выбор встал между пятью палубами, пятью людьми на веслах и пятью мачтами. Не угадал и сел на скамеечку.

Из-за «Умников и умниц» я окончательно решил поступать в МГИМО. Когда проигрываешь, затаиваешь обиду и решаешь: «Да я сам все сделаю!»

У студентов есть неофициальный рэп-гимн, написанный, кажется, в 2005 году, с такими строчками: «С улицы попадают только „Умники и умницы“». Но с реальными предрассудками я никогда не сталкивался.

Несмотря на гуманитарный уклон передачи, я выбрал факультет международной экономики, а сейчас работаю в управленческом консалтинге. Сфера у участников интеллектуальных программ, кстати, относительно популярная: Денис Галиакберов, восходящая звезда «ЧГК», работает в консалтинговой компании McKinsey, Максим Поташев руководит собственной компанией RP Consulting. И я эту сферу покидал только раз, сделав перерыв на бизнес-школу.

Несколько лет после игры я вел комьюнити бывших участников и развивал группу во «ВКонтакте» — выкладывал туда передачи, которые хитрыми способами оцифровывал. Первые три года поддерживал связь с другими игроками и, конечно, общался с теми, кто тоже поступил в МГИМО.

Сейчас я с ужасом смотрю на записи передачи: за эти годы у меня произошла определенная эволюция в имидже и понимании того, как вести себя на публике и перед камерой, а там я выглядел максимально, так скажем, не по-телевизионному. Поэтому показываю ролики на YouTube друзьям только со словами «Ребят, хотите поржать?».

Надежда Широких
Старший бренд-менеджер компании AB InBev Efes, финалистка сезона 2007/2008

У меня, как и у многих участников «Умников и умниц», фанатами передачи в первую очередь были родители. Еще в 9-м классе мама начала забрасывать удочки, призывала меня писать письма. Хочется ее поблагодарить: для меня самой участие в программе казалось чем-то далеким и недостижимым.

Ответы на вопросы Юрия Вяземского я писала почти всегда сразу после передачи, от руки, складывала письмо в конверт и несла на почту. В общей сложности отправила больше 20 эссе. А были ребята, которые отправили всего несколько писем. От количества, как показала практика, мало что зависело.

В конце 2007 года и компьютер, и интернет у меня уже были. Но для подготовки я читала в основном бумажные книги — набрала целую стопку. И даже с ней не понимала уровень своей подготовки — просто старалась читать и запоминать.

На самой игре было много казусов: например, одна девушка так сильно переживала, что все время сидела с поднятой рукой. Юрий Павлович несколько раз настойчиво просил ее опустить руку, прежде чем она наконец поняла, в чем проблема. До сих пор помню свой первый правильный ответ на дорожке про первую проданную картину Ван Гога. Как я вспомнила ее в самый последний момент, до сих пор не понимаю — магия!

Я ехала не побеждать, а просто попробовать свои силы. Но после первой игры наступила эйфория, я прошла в финал. Дальше было сложнее: я стала нервничать и проиграла. Было очень грустно, но в те времена для финалистов были льготы в МГИМО (потом их, к сожалению, отменили) — было глупо упускать такой шанс. Поэтому я начала усиленно учить английский и поступила на факультет международных экономических отношений (МЭО). После МЭО пошла в магистратуру, а затем работала в компании AB InBev Efes, где сейчас занимаю должность старшего бренд-менеджера. Несколько лет работала с крупными локальными брендами и участвовала в организации спонсорских активаций на чемпионате мира по футболу.

«С улицы», как пелось в неформальном гимне, в наши годы поступало уже много умных замечательных ребят, помимо «Умников». Особенного отношения к себе я в МГИМО не замечала, лишь интерес к тому, как все было устроено на программе. Но если оглянуться на прожитый отрезок жизни, то можно сказать, что участие в «Умниках и умницах» было для меня судьбоносным. Без них непонятно, где бы я училась, жила, кем были бы мои друзья. Думаю, все было бы абсолютно по-другому.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

theoryandpractice.ru

Умницы и умники, детская программа

«Умники и умницы» - интеллектуальная гуманитарная телевикторина для старшеклассников. В открытой борьбе за право стать абитуриентами Московского Государственного института международных отношений («покори Воробьёвы горы») принимают участие школьники со всех уголков России и ближнего зарубежья. Побеждает самый умный.

Программа «Умники и умницы», придуманная Юрием Вяземским девять лет назад, занимает особое место в пространстве детского ТВ-вещания. Она уникальна по нескольким причинам. Во-первых, аналогов программы «Умники и умницы» не существует ни на одном из каналов не только российского телевидения, но и ближнего, а возможно, и дальнего зарубежья. Во-вторых, самим фактом своего существования «Умники и умницы», абсолютно соответствуя статусу обычной программы для подрастающего поколения, являются серьезным укором всем тем, кто бесконечно сетует на оскорбительное невнимание отечественного ТВ к этому самому поколению. Ну и наконец, уникален сам результат этого интеллектуального телемарафона, который длится почти целый год, прерываясь лишь на три летних месяца. В финальной игре «Умники и умницы» каждый раз на глазах у зрителей вершится настоящее чудо: семеро победителей прямо в студии становятся студентами одного из самых престижных университетов столицы – МГИМО, а остальные финалисты по традиции получают льготы при поступлении. «Покори Воробьевы горы» в действии!

За все годы существования программы «Умники и умницы» более двухсот пятидесяти ее участников поступили в МГИМО. Причем, большинство из них - не москвичи, а юноши и девушки из самых различных регионов России и ближнего зарубежья. Вопросы для детей в «Умниках и умницах» берутся из различных учебных дисциплин. Поэтому умник, несмотря на свой юный возраст, должен быть человеком чрезвычайно образованным. Юрий Вяземский за месяц объявляет тему очередного агона, и участники приходят в студию программы уже подготовленными, прочитав довольно большой объем литературы по заданной теме. Только так можно угадать ответы на самые неожиданные вопросы, которые звучат в студии «Умники и умницы».Высокие рейтинги и необычайная популярность программы «Умники и умницы» у зрительской аудитории заслуженно были отмечены. В 1996 г. «Умники и умницы» получили приз ТЭФИ в номинации «лучшая передача для детей».

Программа «Умники и умницы», придуманная Юрием Вяземским, появилась в 1992 году. Эта передача стала первой очень серьезной игрой для старшеклассников; на вопросы для детей не каждый взрослый может ответить, а результатом сезонной серии игр является прием победителей в МГИМО без конкурса («покори Воробьевы горы»). Финалисты игры «Умники и умницы» получают льготы при поступлении. Что особенно ценно, большинство ребят не москвичи, а представители разных регионов России и ближнего зарубежья.

   

Отобранных игроков называют агонистами (греческое «агон» — теоретик), жюри – ареопагом, по названию древнегреческого суда. На самой игре «Умники и умницы» первый тур проводится отдельно для москвичей и регионалов, на втором туре различий уже нет. В каждой игре участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку. На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре «шага» и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «зеленого» игрока шансов меньше, чем у других, но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.Конечно, «Умники и умницы», как и любое соревнование подобного типа, кроме знаний, интуиции и сообразительности, предполагает везение. Юрий Вяземский учел и это, введя дополнительный, третий полуфинал «Шанс».«Шанс» проходит отдельно, в мае. И из него тоже можно попасть в финал. В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре, и те, кто ранее вышел в следующий тур), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки. За правильный ответ теоретик получает орден.По окончании игры ордена суммируются, получившие наибольшее количество проходят в следующий тур. В финал «покори Воробьевы горы» выходят девять агонистов и несколько теоретиков, за каждый правильный ответ игрок получает орден, тот же, кто сделал три ошибки, удаляется.

Выигрывает тот, кто получил больше всех орденов, – самый умный старшеклассник.

www.spr.ru

Как стать “умником” и студентом МГИМО

С трибуны зрителей минский школьник попал на игровые дорожки, дошел до полуфинала. Затем снова вынужден был вернуться на место зрителя. Но жюри признало его самым гениальным участником и допустило к игре в финале... И Ваня выиграл.— Как тебе пришла идея участвовать в конкурсе “Умники и умницы?”— Идея участвовать в игре пришла мне довольно поздно. Если многие ребята, участвовавшие в передаче, смотрели ее чуть ли не с первого класса, то первые передачи, которые видел я, относились к году 2002—2003-му. И я безумно захотел участвовать, потому что нравилась сама игра: сколько на свете, оказывается, есть действительно умных людей!..— Какие впечатления от организации игры? Что осталось за кадром?— Впечатлений игра оставляет очень много. Первое и главное, что надо знать тем, кто соберется участвовать, — это то, что проезд и проживание в Москве оплачивает сам участник. А это немаленькие расходы. Поэтому особенно было приятно, когда оказалось, что почти половину стоимости нашего проживания решил оплатить один из спонсоров передачи. Да и добирались некоторые ребята нелегкими путями. Например, Сережа Потехин из маленького хакасского поселка ехал на поезде целую неделю только в одну сторону...Вечером второго дня в телецентре состоялось собеседование с Юрием Павловичем Вяземским, ведущим телепередачи, и его женой Татьяной Смирновой. Первым делом отобрали несколько человек, изучавших в школе французский, и провели проверку их владения языком. Затем всех поделили на пятерки по алфавитному признаку и стали по очереди вызывать на собеседование. С нами слегка знакомились, спрашивали, по какой теме хотелось бы играть на дорожке, и задавали по несколько вопросов на все темы (с акцентом на выбранную). Вопросы были самые разные: от “Какова была настоящая фамилия Троцкого?” до “Где конкретно Герасим нашел Муму?”Вечером третьего дня состоялась репетиция в декорациях. Нам раздали форму, огласили список тех, кто будет играть на следующий день, провели жеребьевку. Потом агонисты учились правильно выходить на дорожку, переходить с этапа на этап, внятно говорить в микрофон. Теоретики учились поднимать руки только после фразы “Думать будете?”, правильно представляться и т.д.Последующие три дня были игровыми. Съемки одной передачи длятся около 70 минут, между съемками делается 15—30-минутный перерыв. В день снимают четыре передачи.— Кто готовит вопросы для конкурса?— Вопросы готовит Юрий Вяземский, поскольку только он один из всей съемочной группы читает литературу по темам.— Сколько времени дается на подготовку домашнего задания?— На подготовку по сообщенным заранее темам к четвертьфиналу дается три месяца (на 3—4 темы), к полуфиналу и финалу — один месяц на одну тему. “Шанс” (“солянка из всех игравшихся в сезоне 8—9 тем “3-й полуфинал”) снимается на следующий день после последнего полуфинала, поэтому четвертьфиналисты к нему готовятся месяц, а полуфиналисты — только одну ночь. На конкурс красноречия отводится от 15 до 30 минут.— Ваня, а как ты готовился?— Мне помогали готовиться родители. Они читали литературу, составляли конспекты и пересказывали мне интересные детали. Кроме того, при подготовке я пользовался сайтом Базы вопросов “Что? Где? Когда?”. Самые интересные факты записывал в тетради, чтобы потом просматривать. Около 60 книг задействовал при подготовке к одной теме (готовился к финалу). Но “задействовал” — не значит, что прочитал от начала и до конца.— Что было для тебя самым трудным?— Самое трудное — это неизвестность: будешь играть на дорожке или нет, вызовут тебя, сидящего на трибуне, или нет, те ты книжки читал, что и Юрий Вяземский, или нет... Финал оказался одним из самых тяжелых испытаний. Во-первых, я (да и не только я) “не попали” в литературу, которую читал Юрий Павлович, во-вторых, игра велась без перерывов, а я играл только во втором агоне. Это значило, что у меня не будет времени повторить красноречие. В-третьих, времени между сообщением тем на конкурс красноречия и началом съемок было всего около семи минут, а никак не пятнадцать. В-четвертых, меня посадили на боковую, а не центральную трибуну — а там спрашивают пореже. И когда зачитали список победителей финала, даже радости как-то не было — была усталость и обида за тех, кто проиграл, проиграл не потому, что не был готов, а просто потому, что “не попал” в книги.— Твоя победа — это удача или тяжелый труд?— Это удача, произошедшая благодаря тяжелому и упорному труду. Потому что 60 четвертьфиналистов, 17 полуфиналистов, 14 финалистов — все они приезжают на игру очень подготовленными. У каждого из них за плечами десятки, а то и сотни переработанных книг, и все они хотят победить. Поэтому удача при наличии знаний и логики — главный фактор любого результата в “Умницах и умниках”.— Какие советы ты бы дал ребятам, которые хотят участвовать в этом конкурсе? Как выиграть “Умники и умницы” и стать студентом МГИМО?— Во-первых, надо отвечать на вопросы, которые Юрий Павлович задает в конце передач. При отборе администраторы передачи руководствуются убедительностью и оригинальностью высказанных в письме мыслей. Кроме того, мне кажется, эти ответы должны быть не очень большими по формату. Кроме того, надо стараться, чтобы твои идеи были оригинальны. Потому что очень нудно часами читать одни и те же фразы из письма в письмо, и любая необычная, но здравая мысль должна сразу броситься в глаза.

А что касается рецептов победы в “Умницах и умниках”, то их просто нет. Как бы ты ни был хорошо подготовлен, элемент случайности будет всегда. Но, как говорится, везет сильнейшему. Поэтому надо просто готовиться, читать книги, и читать не “как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой”.

www.sb.by

Астраханская умница рассказала, как попасть в МГИМО без экзаменов | Газета ВОЛГА

Школьница из Астрахани победила в «Умницах и умниках»

Дарья Хейрие — астраханка с иранской фамилией, которая в этом году победила в передаче, любимой уже несколькими поколениями прилежных старшеклассников, — «Умники и умницы». Участников много, а победитель один, и именно ему достанется главный приз — возможность без экзаменов поступить в один из самых престижных вузов страны — МГИМО.

В число трех участников попасть можно разными путями. Ранее Дарья стала победителем регионального этапа передачи, прошедшего в Астрахани, что дало ей возможность попасть уже на федеральный уровень игры. Сама девушка никогда целенаправленно не стремилась попасть в передачу, ей казалось, что, несмотря на то что она в числе лучших учеников своей школы, такое ей не по плечу. Дарья призналась, что смотрела передачу «Умники и умницы» с самого детства — по субботам. «Я думала, что там все дети гении и вундеркинды, — рассказала она. — Даже не представляла, что когда-нибудь сама окажусь на дорожке. Но это действительно сложно, нужно много работать».

Тем не менее от судьбы не уйдешь, принять участие в отборочном туре передачи Даше предложили в ее школе — она учится в гимназии № 3.

фото — astrobl.ru

«Как лучшую ученицу школы, меня послали участвовать в астраханских «Умниках и умницах». В апреле прошлого года я написала эссе и по результатам прошла на региональный этап. Передачу на региональном телевидении вел сам Юрий Вяземский. Я выиграла, после чего у меня было право поехать в Москву», — рассказывает Дарья.

Приехав на четвертьфинал в столицу, Дарья прошла жеребьевку и попала в тройку агонистов — то есть в число непосредственных участников. Вместе с астраханкой на дорожки вышли два молодых человека — жители Казани и Ульяновска.

Зрителей передачи всегда удивляет тот объем информации, который приходится изучить «умникам» и «умницам» перед участием. Конечно, все «умники», как правило, отличники — дети с выдающимися способностями к обучению в целом и истории, географии, ораторскому искусству, философии — в частности. Тем не менее даже таким ребятам эта передача дает почувствовать предел своих возможностей. Темы даются за месяц до съемок, за это время нужно подготовиться настолько основательно, чтобы ответить на самые невероятные и заковыристые вопросы.

Предел возможностей

«Я не могу сказать точно, сколько книг пришлось прочесть, — говорит Даша. — Знания настолько глубокие и специализированные, что интернет не помогает, даже библиотеки зачастую не спасали. Приходилось предугадывать, что могут спросить, и искать книги по теме. И, конечно, самое сложное было совмещать подготовку с учебой, потому что никто от занятий не освобождает. Выпускной класс, ЕГЭ, «Умники и умницы» — три нагрузки. Это очень тяжело и физически, под конец просто выматывалась. В итоге меня освободили от занятий только перед финалом».

В закулисье передачи нет ничего особенного, говорит Дарья. «Перед съемками мы переодевались и готовились в гримерках. На четвертьфинале и полуфинале мы были в форме как школьники, на финале — в вечерних нарядах. Потому что тематика финальной передачи — выпускной бал. Передачу покажут как раз тогда, когда по стране пройдут выпускные вечера. На нас вешали микрофоны, и мы шли сниматься. Перед съемкой к нам подходил Юрий Вяземский и спрашивал, готовили ли мы темы для выступления в рубрике «красноречие». Мы отвечали «да», и нас отправляли на съемки».

Во время участия в передаче Даша проявила отчаянную смелость, стараясь выбирать только красные дорожки — это рискованная тактика. Ведь агонист, вставший на красную дорожку, не имеет права на ошибку. Такая тактика зачастую приводит участника к сокрушительному фиаско. Однако Дарья пошла ва-банк и не прогадала. Она очень благодарна поддержке учителей и друзей, но больше всего, конечно, мамы, которая вместе с ней прошла это трудное испытание. Победитель передачи может выбрать любой факультет в МГИМО. Даша признается, что пока не выбрала будущую специальность, но склоняется к факультету международных отношений.

«Конечно, я всегда мечтала об этой сфере, но я буду еще думать, какой специальности отдать предпочтение. Не знаю, кем я буду, но очень хочу стать хорошим человеком, специалистом своего дела, который принесет пользу обществу», — говорит девушка.

Справка:

«Умницы и умники» — всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года. «Умницы и умники» — единственная в своем роде такого формата программа как на телевидении, так и в системе российского школьного образования. Является телеверсией конкурса поступления в МГИМО.

astravolga.ru

Шоу: Умники и умницы - Вокруг ТВ.

«Умники и умницы» – это телевизионное игровое шоу для старшеклассников, представляющее собой игру в вопросы и ответы по заранее выбранной теме. Цель игры – выйти в финалисты и получить приз; для победителя игры – поступление без экзаменов в Институт международных отношений (МГИМО), для финалистов – льготы на вступительных экзаменах.

История создания программы Умники и умницы

Эта передача была придумана Юрием Вяземским в 1992 году и сразу заявила о себе как об очень серьезной игре для старшеклассников – на вопросы, которые им задаются, может ответить не каждый взрослый, – и этим дала повод сравнивать ее с не менее легкой игрой для взрослых – «Что? Где? Когда?». Одним из обязательных элементов игры «Умники и умницы» стали рассуждения игроков, которые в некоторых случаях давали возможность засчитать как призовой даже не слишком точный с точки зрения фактологии ответ.

Способность рассуждать и грамотно аргументировать свою точку зрения, по мнению Юрия Вяземского, является одним из основных показателей ума, поэтому и вопрос, где участнику предлагалось не вспомнить факты, а составить обдуманную речь, был вынесен сначала в предварительное выступление, а потом оформлен как полноценный раунд.

Умники и умницы оцениваются жюри, специальной комиссией преподавателей МГИМО, ведущий и автор программы имеет возможность дополнительно просить за участников в спорных ситуациях.

Отбор игроков для викторины «Умники и умницы» ведется по письмам с ответами на вопросы, иногородних выбирают только так, жителей Москвы приглашают на собеседование. Также ребят находят в обычных школах на основании участия в олимпиадах. В мае-июне проходит отборочный тур. Для многих жителей глубинки участие в интеллектуальной викторине «Умники и умницы» стало реальным шансом поступить в одно из лучших образовательных учреждений страны.

Отобранных игроков называют агонистами (от греческого «агон» – теоретик), жюри – ареопагом, по названию древнегреческого суда. На самой игре первый тур проводится отдельно для москвичей и жителей регионов, на втором туре различий уже нет.

В каждой игре участвует три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два шага и нет права на ошибку. На желтой – три шага и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре шага и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «зеленого» игрока шансов меньше, чем у других – но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.

Конечно, «Умники и умницы», как любое соревнование подобного типа, кроме знаний, интуиции и сообразительности, предполагает везение.

Несколько раз во время игр были случаи, когда, не ответив на первый вопрос, выбывал «красный» агонист, после второго вопроса – «желтый», а зеленый автоматически становился победителей по причине отсутствия соперников. Чтобы свести к минимуму такие случаи во время игры «Умники и умницы», Юрий Вяземский ввел дополнительный, третий, полуфинал «Шанс».

 «Шанс» на викторине«Умники и умницы» проходит отдельно, в мае. И из него тоже можно попасть в финал. В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре, и те, кто ранее вышел в следующий тур). За правильный ответ на вопрос, оказавшийся не под силу основному игроку-агонисту, теоретик получает орден.

 По окончании игры ордена суммируются, получившие наибольшее количество, проходят в следующий тур. В финал викторины «Умники и умницы» выходят девять агонистов и несколько теоретиков, за каждый правильный ответ игрок получает орден, тот же, кто сделал три ошибки, удаляется. Выигрывает тот, кто получил больше всех орденов.

Автор и бессменный ведущий интеллектуальной телепередачи «Умники и умницы» – Юрий Вяземский.

В 1996 году «Умники и умницы» становится обладателем высшей телевизионной награды ТЭФИ в номинации «Лучшая программа для детей». В 2002 году «Умники и умницы» получают ТЭФИ в номинации «Лучшая просветительская программа. В 2006 году программа вновь отмечена ТЭФИ как «Лучшая программа для детей».

www.vokrug.tv


Смотрите также