Как писать вариативную часть программы в доу по фгос


Вариативная часть программы – заблуждения и подводные камни процесса

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду» – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг» или такую же предлагает «OZON.ru»;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

metodbv.ru

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Татьяна Сизонец Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

www.maam.ru

Вариативная часть основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 10 (стр. 1 )

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ  ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 10

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………..…………………….3

1.1.Миссия программы…………………………………………………………………………...3

1.2.Приоритетные направления деятельности  по реализации вариативной части ООП……3

1.3.Цели и задачи деятельности …………………………………………………………………3

1.4.Особенности осуществления вариативной части ОП………………………………………4

1.4.1. Программа  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников…………...4

1.4.2. Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность…………………………..10

1.4.3. Дополнительное образование детей (кружки)…………………………………………...15

1.4.4. Региональный компонент………………………………………………………………....22

2.Принципы и подходы к формированию вариативной части ООП………………………….24

3.Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ООП………………………………………………………………………………………………...25

4.Планируемые результаты освоения вариативной части ООП…………………………….....26  5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения вариативной части ООП………………………………………………………………………………………....28

1. Пояснительная записка

1.1.Миссия программы:

Уважаемые родители! В наше время материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о добре и дружбе, о гражданственности и патриотизме. Поэтому нравственно – патриотическое и  духовное  воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы нашего детского сада. Коллектив дошкольной организации делает все возможное для того,  заложить в душу вашего ребенка любовь и чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Наша дошкольная организация – открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Ни семья, ни детский сад не могут заменить один другого. Только вместе мы достигнем желаемого для наших детей, поможем им раскрыть и реализовать свои возможности, создадим благоприятные условия для духовного и  нравственно-патриотического воспитания малыша, сможем привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своей Родины.

1.2.Приоритетные направления в работе МБДОУ детский сад № 10 по реализации вариативной части ООП:

Одной из актуальных задач деятельности ДОУ является создание условий, где каждый ребенок сможет развить свои личностные качества, свою активность, способность не просто к выбору из суммы внешне положительных возможностей, но и созданию собственного пространства возможностей, а также освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Поэтому  основными приоритетными направлениями в деятельности нашего ДОУ являются социально-личностное, духовно-нравственное развитие. Перед нашим ДОУ стоит задача – обеспечить процесс социализации – индивидуализации личности дошкольников через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социумом.

В вариативную часть программы в соответствии с приоритетными направлениями ДОУ внесены:

    Программа  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность; Дополнительное образование детей (кружки); Региональный компонент.

1.3.Цели и задачи деятельности по реализации вариативной части ООП.

Цель – обеспечить условия для разностороннего развития способностей детей, формирования у них  положительной самооценки, способности к познавательной активности, формирования гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине,  сформировать у детей  навыки здорового образа жизни, гуманное отношение к природе.

Задачи ДОУ:

    Создать условия для  формирования  положительной «я-концепции» ребенка; Способствовать формированию  ценностей здорового образа жизни; Обеспечить  развитие познавательной активности дошкольников; Формировать  у детей активную и самостоятельную жизненную позицию; Обеспечить освоение  комплекса необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешный старт в школьном обучении; Развивать творческие способности дошкольников в разнообразных, интересных для них видах деятельности.

1.4.Особенности осуществления вариативной части ОП

Образовательный процесс в детском саду осуществляется согласно примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторов , , и  примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» авторов  , что обеспечивает освоение детьми государственного стандарта по дошкольному воспитанию.

1.4.1.Программа  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

Одним из дополнительных и ведущих направлений воспитательно-образовательного процесса  нашего дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В связи с этим в 2016 году разработана и внедряется  программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Я – гражданин».

Цель: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования правового мировоззрения и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

1. Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

2.Формировать гражданскую  позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3.Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации  - герба, Гимна, Флага.

4.Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

5.Ориентировать  родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы положены принципы:

    «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; сочетание научности и доступности исторического материала; наглядность;
    Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников; Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального; Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Реализация принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре; профессиональная компетентность педагога; систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно; принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю; принцип от близкого к далекому.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Диагностический инструментарий

Для мониторинга  уровня знаний детей  о родном поселке, районе, крае, стране применются основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях , , .

Направления работы

Возрастная группа

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

4.Историко - географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно - климатические зоны (тундра, лес)

Виды ладшафта (горы, равнина)

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

МОНИТОРИНГ: Уровень знаний по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно - климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6
Page 2

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площадь города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц.  Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач  по разделам.

Основные разделы программы

1.Я  И  МОЯ  СЕМЬЯ - воспитание  у  ребенка  любви и привязанности  к родному дому,  семье, к матери и детскому саду.  Помочь понять  ребенку связь  времен,  историю своей семьи,  традиции,  праздники,  вызвать  чувство гордости  за своих  предков.

2. Я И МАЛАЯ  РОДИНА - воспитание в ребенке  чувства гордости,  уважения и любви к тому месту, в котором  он  живет.  Вызвать интерес к возникновению своего города,  расширять и уточнять свои  знания  о родном городе,  познакомить с  культурным наследием.

3.Я И МОЯ  СТРАНА - воспитывать у детей  чувство  любви к родине,  гордость за нее,  углублять представление  детей  о России как о государстве, в котором они живут.

  Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками.

Ожидаемый результат реализации программы

Программа поможет педагогам:

•в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

•в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;

•в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Дети должны знать:

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

3–4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего поселка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном поселке.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название поселка,  районного центра,  района, края.

Иметь представление о символике поселка, района, края.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте коренных народностей края.

Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, района, города Хабаровска, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

Краткие сведения об истории поселка, района, края.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг  Хабаровского края, района имени Лазо и своего поселка.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Хабаровского края.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

1.4.2.Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность

В МДОУ детский сад №10  инновационная работа осуществляется в следующих направлениях:

духовное и нравственное воспитание и популяризация научных знаний у детей.

Инновационное направление: духовное и нравственное воспитание дошкольников.

Проект «Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 

Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития личности в дошкольном детстве, поэтому интеграция музейной педагогики  в образовательный процесс на современном этапе модернизации образования актуальна и перспективна.  Это инновационная технология в системе формирования культуры дошкольников, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Это – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка и развития  творческого потенциала ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. В рамках музейной технологии в детском саду созданы  мини-музеи, которые  соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, задачи отдельных разделов программы и способствуют реализации регионального компонента. 

Задачи инновационного проекта:

    создать условия  для повышения профессиональной компетентности и мастерства, проявления творческих способностей педагогов, формирования позитивного отношения и готовности к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ; разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея; разработать  методические рекомендации по  использованию в образовательном процессе музейной педагогики в дошкольной образовательной организации; обобщать и распространять опыт инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики; обогатить предметно-развивающую среду ДОУ; развивать познавательную активность детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность; способствовать формированию уважения к своей «малой родине», к истории, культуре и традициям родного края средствами музейной педагогики; заинтересовать родителей в создании мини-музеев, привлечь к совместным мероприятиям в проектно - исследовательской деятельности. 

Результат проектной деятельности:

-организация в ДОУ образовательного развивающего пространства, основанного на достижениях национальной культуры, науки и творчества;

-формирование мировоззрения воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию;

-разработанные и апробированные материалы, совместные познавательные, творческие проекты для поддержки и повышения компетенции родителей в вопросах разностороннего развития детей;

-сформирована потребность в профессиональном росте педагогов в условиях реализации ФГОС;

-создание библиотеки полезных материалов для участников образовательного процесса: статей, конспектов образовательных мероприятий, рекомендаций, электронных книг, «виртуального музея» на сайте ДОУ;

-диссеминация педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня;

-повышение качества образовательного процесса в ДОУ, повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения. 

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6

pandia.ru

Четыре грубые ошибки в образовательной программе. Проверьте свою

Образовательная деятельность

Тамара Будже, старший методист отдела качества дошкольного образования Московского центра качества образования

В каждой второй основной образовательной программе дошкольного образования есть нарушения ФГОС ДО. Это мы выяснили, проанализировав программы с сайтов детских садов. В статье вы прочитаете о четырех грубых ошибках и узнаете правильные и неправильные формулировки. 

В середине учебного года нужно проводить анализ основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) и при необходимости доработать. В первую очередь обратите внимание на ошибки, которые часто допускают дошкольные организации при разработке программы. Всего их четыре. Как избежать ошибок и правильно формулировать содержание, смотрите в таблице.

Ошибки в ООП, которые допускают детские сады при разработке

Правки в ООП ДО можно вносить, если необходимо скорректировать задачу, например, после мониторинга образовательной деятельности. Корректируйте ООП, если внесены изменения в законодательные акты, которые касаются образовательной деятельности.

Ошибка № 1

Процесс разработки ООП ДО не детализируется. Не сформулированы промежуточные результаты ООП ДО, так как педагоги не четко понимают требования ФГОС ДО. Много времени они изучают методическую литературу, подробно описывают процесс создания рабочих групп по разработке образовательной программы. Проектировочный этап содержания описывают в одно действие: разработка проекта ООП ДО. А сам процесс разработки не детализируют.

Опрос более 400 педагогов Москвы показал, что треть из них считает, что разрабатывать ООП ДО должен методист/старший воспитатель. Остальные педагоги – что это дело коллективное. Некоторые указали, что надо привлекать родительскую общественность, социальных партнеров, учителей школы. Подобная ситуация говорит о нарушении закона об образовании, так как педагогам не предоставляется право управлять образовательными отношениями (п. 10 ст. 3). А также нарушает требования образовательного стандарта «Педагог» обязательной трудовой функции «Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО».

Ошибка № 2

Отсутствуют структурные компоненты образовательной программы. Часто в целевом разделе ООП ДО отсутствует раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы». Это нарушает требования п. 2.11.1 ФГОС ДО.

Большое количество программ не имеет в своей структуре дополнительного четвертого раздела, который касается ее краткой презентации для родителей (законных представителей). На сайтах образовательных организаций есть краткое описание ООП ДО, но оно не соответствует п. 2.13 ФГОС ДО, так как не содержит обязательные позиции.

Часто в содержательных разделах образовательной программы не прописаны особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы (нарушает п. 2.11.2 ФГОС).

Когда вносить правки в ООП ДО

Чтобы внести правки в ООП ДО не нужно разрешение учредителя. Дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу, а также корректирует образовательные задачи. Любые изменения и коррективы, которые вносят в образовательную программу, в том числе срок ее реализации, должны быть зафиксированы в протоколах педагогических советов. Это свидетельствует о том, что педагоги полностью ознакомлены с актуальным программным содержанием и готовы реализовать его в полном объеме. Срок, за который необходимо внести правки в ООП, не утвержден.

Ошибка № 3

Нарушен объем образовательной части ООП. Большинство ООП ДО не содержат примерного (приблизительного) подсчета соотношения частей. Это нарушает требования п. 2.10 ФГОС ДО и говорит о том, что педагогические коллективы не имеют четкого представления, что входит в объем основной обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Ошибка № 4

Нарушения в содержании ООП. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Основная ошибка в пояснительной записке – не определяет содержание ООП ДО. Часто представляет собой историческую или информационную справку. Что нарушает требования п. 2.11.1 ФГОС ДО.

ПРИМЕР. Отсутствует проблемный анализ значимых характеристик. В ООП часто не прописаны индивидуальные особенности контингента воспитанников, территориальное местоположение образовательной организации, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфика национальных, социокультурных и иных условий образовательной деятельности. Без них невозможно определить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Следующее нарушение – планируемые результаты ООП представлены только целевыми ориентирами. Планируемые результаты призваны конкретизировать целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей детей и их индивидуальных различий, содержания обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.11.1 ФГОС ДО). Следует описывать целевые ориентиры конкретно.

В некоторых ООП ДО отсутствует описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Например, в содержании программы вместо указанных выше позиций дается ссылка на авторские образовательные программы. В них также отсутствуют необходимые структурные компоненты образовательного процесса – нарушение п. 2.11.2 ФГОС ДО.

Часто вариативные формы и методы взаимодействия детей и взрослых смешивают между собой. Работу с родителями совсем не прописывают.

ПРИМЕР. Неправильное описание форм, методов работы в содержательной части. Форму работы указывают «непосредственно образовательная деятельность», не прописывая конкретно методы взаимодействия с воспитанниками – рассказ, показ, беседа. Понятием «свободная игра» подменяют многие виды организованной деятельности, несмотря на то, что это абсолютно разные формы общения. Занятие в качестве единицы дидактического цикла вообще исключаются.

Много ошибок, которые касаются содержания коррекционной работы и/или инклюзивного образования воспитанников (п. 2.11.2 ФГОС ДО). В целевом разделе ООП ДО заведующие и педагоги указывают наличие коррекционного раздела, но не прописывают механизмы реализации этой работы.

ПРИМЕР. Ошибки в коррекционном разделе. Описывают в коррекционном разделе специальные методические пособия, но не механизмы адаптации программного содержания для детей с трудностями. Необходимо раскрывать механизмы, прописывать предварительные результаты, формы детско-взрослого взаимодействия, способы активизации, поддержки детских инициатив, особые элементы образовательной среды.

Многие несоответствия касаются и организационного раздела. Описание материально-технического обеспечения нередко представлено только медико-социальными условиями и не охватывает весь спектр образовательной деятельности с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой перечень основных требований стандарта. А надо указывать особенности ее организации.

ПРИМЕР. Ошибки организационного раздела. Режим дня детей не соответствует СанПиН: превышен объем непрерывной образовательной деятельности, не соблюдены требования к перерывам между занятиями, рекомендации по распределению нагрузки между повышенной физической активностью и умственным напряжением детей. Отсутствует время для свободной продуктивной, двигательной, спонтанной игровой деятельности.

Как избежать ошибок в ООП

Расскажем, как избежать нарушений и несоответствий в ООП ДО, а также, как привлечь воспитателей к активному участию в разработке программного содержания на примере формирования вариативной части ООП. Главное – подключить воспитателей к осознанному анализу части, формируемой участниками образовательных отношений, и вместе разобраться с ее сутью.

Приведем вариант планируемого результата, который отвечает требованиям ФГОС ДО. Он относится к целевым ориентирам в части, которую формируют участники образовательных отношений. Например, в качестве одного из направлений вариативной части выбрали обучение воспитанников плаванию. Следовательно, в рамках реализуемой парциальной программы один из целевых ориентиров может быть конкретизирован. Предлагаем вариант формулировок в ООП ДО, который отвечает требованиям ФГОС ДО (таблица).

Когда разрабатываете в своем детском саду ООП ДО, помните, что это дело пошаговое и коллективное. Формально и поверхностно подходить к нему не надо, потому что приводит к ошибкам, о которых мы говорили выше. Добивайтесь того, чтобы требования ФГОС ДО были осознаны всеми педагогами детского сада. Тогда разработка ООП будет продуктивнее, чем детализированная работа специально организованной группы.

Вариант формулировок в ООП ДО, который отвечает требованиям ФГОС ДО   

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО: основная частьПланируемые результаты в рамках реализации вариативной части Программы
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять имиРебенок приобретает опыт организованной двигательной деятельности, в том числе связанный с выполнением упражнений на воде, способствующий становлению саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере; овладевает элементарными нормами и правилами с точки зрения здорового образа жизни; формирует начальные представления о некоторых видах спорта

Правильные формулировки в ООП ДО (фрагмент)

► Вернуться в текст 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukdobra.ru).

e.rukdobra.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА

Соколова Ольга Владимировна

старший воспитатель

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРООЦЕССА

Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. Однако в научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы.

При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной), почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части – это творческая работа педагогов, и воспитатели вольны самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.

Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 40% от ее общего объема, так как отражает:

- видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.

-наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

- особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение.

- особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.

- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

Перед коллективом встала задача разработать вариативную часть со следующими приоритетными направлениями: нравственно – патриотическим, экологическим, физкультурно – оздоровительным и социальным (ПДД), которые были названы, как самые важные в воспитательно – образовательном процессе, при опросе родителей и утверждены педагогами на пед. совете. Для реализации вариативной части образовательной программы в нашем ДОУ была проведена работа, включающие в себя следующие этапы:

1.Разработка структуры вариативной части образовательной программы

В структуре вариативной части программы было отражено, что детский сад общеразвивающего вида и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и коррекционной направленностей.

Учреждение реализует дополнительные образовательные услуги через кружковую работу по выше названным направлениям.

2.Составление учебного плана на текущий год

Составляя учебный план, ориентировались на основные принципы Программы.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.

- инвариантная (обязательная) часть – не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы. В инвариантной части Плана предусмотрен объем непосредственно образовательной деятельности, отведенной на образовательные области, который обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- вариативная (модульная часть) – не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Она обеспечивает вариативность образования; отражает специфику ДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

Вариативная часть реализуется в дошкольном образовательном учреждении через кружковую работу в средних, старших, подготовительной группах. В соответствии с этим для реализации выбранных направлений были выбраны программы: «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Мы живем в России» Зеленовой, программа дорожной безопасности «Красный, желтый, зеленый» разработанная педагогами ДОУ, реализация которых осуществляется в форме кружковой деятельности. Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, согласно сетки непосредственно - образовательной деятельности, одно занятие в месяц по каждому направлению для средних и старших групп и 2 занятия в месяц по каждой программе для подготовительной к школе группе.

И кратко о выбранных программах.

1. «Мы живем в России»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи. Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

  • знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

2. «Юный эколог»

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.

На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находится будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Следует подробно разъяснить детям правила поведения в природе, а затем постоянно следить за их выполнением, учить осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, научную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком. Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры детей, умений экологически сообразных действий в окружающей природе. Важно также создавать в детском коллективе эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовать диалогическое общение с детьми и с природой.

3. Физкультурно – оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

4. «Красный, желтый, зеленый»

С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.

Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности.

infourok.ru

Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования

Какую программу относят к примерной ООП дошкольного образования

К примерной ООП дошкольного образования (ПООП ДО) относят программу, которая разработана в соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000 , и одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 01.01.01 г. № 2/15).

Данная программа включена в реестр примерных основных образовательных программ (общедоступный информационный ресурс, размещенный на сайте www. fgosreestr. ru (ч. 9 -10 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. ).

Такие программы, как «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Успех», «Детство», «Мир открытий», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «Мозаика», «Вдохновение» и т. д. (всего их около 30), примерными основными образовательными программами дошкольного образования не являются. Это вариативные комплексные программы, которые используют дополнительно к ПООП ДО в процессе разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДО).

Как сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы

Сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы необходимо для того, чтобы учесть различные образовательные потребности воспитанников, их способности и состояние здоровья (п. 1.6 ФГОС ДО).

Вариативных комплексных программ в составе ООП ДО может быть несколько, но лучше использовать какую-то одну, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса в детском саду. Если этой одной программы недостаточно, лучше расширить ПООП ДОО парциальными программами.

Внимание: укажите на титульном листе ООП ДО, какую вариативную комплексную программу вы используете. Например, «Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы».

Не стоит наращивать количество вариативных комплексных программ под предлогом максимального охвата всех образовательных областей, заложенных ФГОС ДО.

Например, педагоги считают, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» лучше всего представлена в программе «Радуга», познавательное развитие лучше всего обеспечено методически в программе «Детство» или «Мир открытий», система планирования педагогической работы лучше других представлена в программе «Мозаика» и т. п.

Если все названные вариативные комплексные программы включить в состав ООП ДО, то придется брать из них не только мероприятия, но и планируемые результаты, а также подходы к организации непосредственной образовательной деятельности воспитанников. Теоретически связать все это возможно, но на деле это неоправданно трудоемко, и в итоге заявление нескольких вариативных комплексных программ будет иметь формальный характер.

Как сочетать ПООП и парциальные программы

Парциальные программы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательной области, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастного диапазона.

Парциальные программы используют в дополнение к ПООП ДО для:

расширения содержания какой-то одной из образовательных областей, например физического развития, речевого развития,

    углубления содержания внутри одной образовательной области, например развитие элементарных математических представлений; развития детей ограниченного возрастного диапазона, например раннего возраста, младенческого возраста, старшего дошкольного возраста.

Парциальные программы позволяют разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений.

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП – целевом, содержательном, организационном:

    в целевом разделе цели и задачи ООП это отражают в комплексе целей и планируемых результатов освоения ООП ДО; в содержательном разделе – собственно в составе парциальных программ, используемых в дополнение к ООП ДО; в организационном разделе – в особых условиях, необходимых для реализации образовательных программ по запросу родителей.

Пример:

Для реализации парциальной программы «Наш дом – природа» необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды. Это отражают в организационном разделе как условие реализации ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Чтобы представить парциальную программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, надо исходить из специфических задач, стоящих перед дошкольной организацией.

К примеру, вы имеете в виду задачу сформировать у воспитанников знание национальных обычаев и традиций, умение выполнять простейшие обрядовые церемонии, помогать взрослым в проведении традиционных национальных праздников. Вы анализируете существующие парциальные программы на предмет соответствия этому направлению, выбираете одну из них, соотносите заложенные в этой программе подходы с укладом дошкольной образовательной организации, после чего составляете краткое описание данной программы для включения его в текст ООП ДО.

Ситуация: можно ли ссылаться в ООП ДО на авторскую парциальную программу

Да, можно.

Парциальные программы могут быть разработаны научными коллективами или самими педагогами дошкольного образования. На это указывает ФГОС ДО (п. 2.11.2 ФГОС ДО).

В части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Не исключает такой возможности и ПООП ДО, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 01.01.01 г. № 2/15): «модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования».

Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы

Да, могут.

Такая возможность предусмотрена пунктом 2.9 ФГОС ДО для части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. В параллельных группах дошкольной образовательной организации могут реализовываться разные парциальные программы, в том числе разработанные самими воспитателями.

Как определить направленность ООП ДО

Направленность ООП ДО определяют на основании образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (пп. 7 п. 1.6 ФГОС ДО) и фиксируют в целевом разделе ООП ДО .

Направленность ООП ДО отражает содержание части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений . Чтобы разработать эту часть ООП ДО, подбирают парциальные программы, для чего изучают потребности родителей и воспитателей. При том что направленность ООП ДО прямо связана с частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, в направленности ООП ДО отражают не все парциальные программы, а лишь те, на реализацию которых был наибольший спрос и они не противоречат целям ООП ДО.

Внимание: различайте направленность ООП ДО и дополнительные образовательные услуги, которые оказываете по запросу родителей. Избегайте совпадения направленности ООП ДО с целями дополнительных общеразвивающих программ, чтобы у проверяющих органов не было замечаний к нецелевому использованию средств, предназначенных для реализации ООП ДО.

Различайте направленность ООП ДО и направленность отдельных групп ДОО. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (п. 13 Порядка организации деятельности детского сада, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 000).

Для групп общеразвивающей направленности используют ООП ДО.

Для групп компенсирующей направленности используют АООП ДО, которые разрабатывают с учетом особенностей воспитанников с ОВЗ.

Для групп оздоровительной направленности используют ООП ДО, в которые включают комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Для групп комбинированной направленности, где осуществляют совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ разрабатывают адаптированные для детей с ОВЗ ООП ДО.

Возможна организация групп без реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 13 Порядка организации деятельности детского сада, утв. приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000).

Внимание: направленность отдельной группы может стать основанием для направленности всей ООП, только если в ДОО преобладают группы какой-то одной направленности, к примеру, оздоровительной. Если в одной дошкольной организации реализуют несколько разных ООП ДО или ООП ДО и АООП ДО одновременно, то каждая из них будет иметь свою направленность.

Каков общий порядок действий при выборе программ

Сначала установите соответствие построенной в конкретной дошкольной организации системы дошкольного образования положениям ПООП ДО:

    сопоставьте целевые ориентиры ПООП с опытом работы образовательной организации; выделите возможные несоответствия практики работы образовательной организации требованиям ПООП; установите приоритетные направления деятельности образовательной организации.

Далее определите вариативную комплексную программу и состав парциальных программ, которые позволят устранить выявленные на предыдущем этапе несоответствия между существующей образовательной практикой и той, которая должна сложиться с учетом приоритетных направлений.

Сопроводите отбор вариативной комплексной и парциальных программ анализом имеющегося успешного опыта образовательной деятельности, анализом интересов и потребностей участников образовательных отношений.

Пример:

К примеру, вы видите, что существующий у вас опыт развития речи детей позволяет поставить цели и спланировать результаты освоения ООП ДО значительно шире, чем предусмотрено ПООП ДО. Для реализации этих целей и достижения планируемых результатов вам необходимо дополнить ПООП парциальной программой «Развитие речи дошкольников».

Укажите, что использование парциальной программы позволит адаптировать требования ФГОС ДО к целям и планируемым результатам освоения ООП ДО.

Сколько ООП ДО необходимо детскому саду

ФГОС ДО допускает наличие в одной дошкольной организации нескольких основных образовательных программ (п. 2.2 ФГОС ДО).

Основанием для разработки и реализации нескольких ООП ДО в одной дошкольной организации может послужить разная направленность групп (например, в детском саду есть группы общеразвивающей и компенсирующей направленности). Если групп компенсирующей направленности несколько (для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и т. п.), то в состав ООП ДО включают несколько ООП ДО, адаптированных для конкретного вида ОВЗ (АОП ДО).

Отдельная ООП ДО может разрабатываться и в случае экспериментальной работы детского сада. Например, большинство групп детского сада использует вариативную комплексную программу «От рождения до школы», а воспитатели отдельно взятой группы апробируют вариативную комплексную программу «Радуга» (или «Мозаика», или «Детский сад по системе Монтессори» и др.).

© Материал из Справочной системы «Образование».

pandia.ru


Смотрите также