Как называлась программа физкультурной подготовки в общеобразовательных


ГТО — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи.

Возрождение

ГТО

Учитель физической культуры

МКОУ СОШ №258

Фадеева В.М.

Не много истории

Что такое ГТО?

  • ГТО — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи.

Существовала данная программа с 1931 по 1991 год. И охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.

Знак ГТО Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например: пробежать на скорость стометровку, отжаться определённое количество раз, прыгнуть с вышки в воду или метнуть гранату. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет — «Почётным значком ГТО».

Коллективы физкультуры предприятий, учреждений, организаций, добившиеся особых успехов по внедрению комплекса ГТО в повседневную жизнь трудящихся, награждались знаком «За успехи в работе по комплексу ГТО».

В  марте 2013 года на совещании по развитию детско-юношеского спорта Президент РФ Владимир Путин заявил о том, что, несмотря на усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, сейчас многие дети имеют хронические заболевания, и ситуация с массовым и с детским спортом серьёзно не изменилась.

  • В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне».
  • По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.

Решение

Для решения этой проблемы и укрепления здоровья детей Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка. Он также заявил о том, что название программе нужно придумать другое, и поручил Минобрнауки и Минспорту заняться её разработкой. Путин также предложил вносить оценку уровня физической подготовки школьника в аттестат и учитывать её при поступлении в вузы. Инициативу Путина снова ввести ГТО уже поддержали депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации, ректоры вузов, а также ДОСААФ России (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).

  • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше)

цель

  • повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачи:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
  • повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан страны;
  • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
  • модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

структура

  • I ступень: 6 - 8 лет;
  • II ступень: 9 - 10 лет;
  • III ступень: 11 - 12 лет;
  • IV ступень: 13 - 15 лет;
  • V ступень: 16 - 17 лет;
  • VI ступень: 18 - 29 лет;
  • VII ступень: 30 - 39 лет;
  • VIII ступень: 40 - 49 лет;
  • IX ступень: 50 – 59 лет;
  • X ступень: 60 – 69 лет;
  • XI ступень: 70 лет и старше

Три основных раздела

  • виды испытаний (тесты) и нормативы;
  • требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
  • рекомендации к недельному двигательному режиму .

Обязательные испытания:

  • испытания (тесты) на развитие быстроты;
  • испытания (тесты) на определение развития скоростных возможностей;
  • испытания (тесты) на определение развития выносливости;
  • испытания (тесты) на определение скоростно-силовых возможностей;
  • испытания (тесты) на определение развития силы и силовой выносливости;
  • испытания (тесты) на развитие гибкости.

Испытания по выбору:

  • испытания (тесты) на развитие координационных способностей;
  • испытания (тесты) на овладение прикладным навыком.

награждение

  • Лица, выполнившие государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», награждаются соответствующим знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Образец золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), лицевая сторона

Образец серебряного знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), лицевая сторона

Образец бронзового знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), лицевая сторона

К выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) допускаются лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов медицинского осмотра, проведенного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учитываются в образовательных программах образовательных организаций по предмету/дисциплине «Физическая культура».

Для участия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» необходимо:

  • 1.зарегистрироваться на сайте ГТО
  • 2. оставить заявку на сайте для участия
  • 3.Получение медицинского допуска
  • 4. сдача нормативов
  • 5. награждение в торжественной обстановке

Желаем вам спортивных успехов

multiurok.ru

85 лет со дня принятия программы физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931)

ГТО – это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников. Сегодня, после 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве показателя успеваемости абитуриента.

История ГТО в СССР

ГТО появилось в тридцатых годах прошлого века, но предпосылки его возникновения появились намного раньше, в те времена, когда молодому советскому государству просто были позарез нужны новые, боеспособные кадры. В послереволюционный период наша страна столкнулась с двумя проблемами. Первая – Советский союз на самой заре своего развития оказался окружен со всех сторон чуждыми идеологически государствами. Вторая – гражданская война шла внутри самой страны. Следует также отметить, что даже после окончания гражданской войны ни первая, ни вторая проблема не была решена. Чтобы противостоять противникам как вне, так и внутри страны, нужны были сильные военные. А основой дисциплины, порядка и хорошей физической подготовки – является спорт. Уже через год после революции Центральным Комитетом был издан декрет, который предполагал обязательное обучение военным делам. Этот декрет и стал основой для развития ряда спортивных организаций. Для ГТО он также стал предпосылкой, и создание этого комплекса было просто делом времени. Военизированный уклон ГТО, акцент на военных видах спорта, (таких как лыжные тактические походы, полосы препятствий с заборами с колючей проволокой, метание гранат и стрельба) также обусловлен привязкой к военному делу.

Начало программы и ее метаморфозы

Началом программы «Готов к Труду и Обороне» принято считать принятие в 1931 году программы ГТО, которая состояла из двух частей. Первая часть называлась «Будь готов к труду и обороне СССР», и была ориентирована на школьников средней школы. Тут было создано 4 возрастных ступени. Вторая часть – «ГТО» была ориентирована не только на школьников старше 16 лет, но и на обычное население, она охватывала три ступени. С развитием ГТО менялись и нормативы программы, так, спустя три года после создания ГТО появился комплекс БГТО, который также был изменен в 1940 году. Далее изменения вносились каждые 5-8 лет, пока в 1972 году не был утвержден последний физкультурный комплекс программы. Так, постановлением ЦК партии 17 января 1972 года было принято 5 ступеней ГТО, для каждой из них были созданы свои требования, каждая ступень имела свое название. Самая первая ступень – «Смелые и ловкие» охватывала детей 10-13 лет. Вторая ступень – до 15 лет, третья – от 15 до 18, четвертая ступень различалась для мужчин и женщин. Для мужской части СССР – 19-28 лет, и 29-39, женщины – до 34 лет. Пятая, последняя ступень ГТО – от 40 до 60 для мужчин и от 35 до 55 – для женщин. Кроме того, в этом же году был принят военно-спортивный комплекс ГТО для военных, который соответствовал четвертой ступени.

Вместе с развитием ГТО увеличивалось и число людей, занимавшихся спортом. Так, к примеру, за десять лет, с 1931 до 1941 года число людей, которые сдали нормы ГТО 1 ступени, составляло 6 миллионов человек, вторую ступень сдали около 100 тысяч. А уже к 1948 году людей, вовлеченных в спорт, было более 7 миллионов. Эта цифра резко возросла к 1977 году, когда в стране нормы ГТО выполнили более 52 миллионов человек.

Значки и значкисты

Ошибочно полагать, что «Готов к Труду и Обороне» это всего лишь комплекс физической подготовки. Это целая культура, отдельный спорт, со своими чемпионатами, чемпионами, победами и победителями. В ГТО существовали свои награды – серебряный и золотой значок.

И нормативы для этих наград были нешуточные. Так, чтобы получить золотой значок 1 ступени ГТО, мальчику 10-11 лет необходимо было сдать нормативы по целому набору упражнений, к примеру – пробежать 1 километр за 7 минут 30 секунд, проехать на велосипеде 5 километров за 15 минут, 5 раз подтянуться и пробежать кросс 1 километр. На серебряный значок нормативы были немного скромнее, но незначительно. Вместе со ступенью менялись и нормативы, так, к примеру для мужчин 19-28 лет необходимо было пробежать километр не за 7 минут, а уже в два раза быстрее – за 3 минуты 10 секунд. Подтягивание на перекладине для этой ступени ГТО как и велосипедную езду – сдавать уже не нужно, зато добавляется стрельба, туристический поход, необходимость иметь разряд по определенному виду спорта. Для последней ступени ГТО нормативы легче, ряд спортивных дисциплин отсутствуют, либо заменены на альтернативные (к примеру, бег заменен на спортивную ходьбу, для плавания нет ограничения по времени). Но с другой стороны, много ли людей предпенсионного возраста сегодня могут похвастаться высокими показателями в спорте?

Также нельзя не отметить, что нормативы ГТО для женщин не очень уж отличались от мужских нормативов. В целом, для сравнения, женские нормативы были на 10 процентов более «щадящими» по сравнению с мужскими показателями.

В структуре ГТО помимо значков были удостоверения. Первые значки ГТО были выданы в первый же год существования структуры, их получили 24 тысячи человек. Самым первым значок получил Яков Мельников, конькобежец, который получил бронзу на чемпионате мира в 1923 году. К слову, у него, кроме этой победы было еще 27 национальных рекордов. С каждым годом число людей, получивших значки, росло. Так, к примеру, к 1932 году значок первой степени получили 465 тысяч человек, а уже через год – в два раза больше. Через десять лет после создания ГТО число людей, получивших золотой значок составляло 6 миллионов человек. Среди людей, которые получали значки ГТО были известные звезды спорта и культуры СССР, Аркадий Гайдар, братья Знаменские, Василий Соловьев-Седой.

Нормы ГТО в течении своей истории изменялись, дополнялись и сокращались, в зависимости от ситуаций в мире, обществе, даже от погоды. К примеру в районах СССР, где не было снега, лыжные пробежки заменялись пешими. В военное время дисциплины ГТО дополнились рядом прикладных соревнований, к примеру перенос ящика с патронами и лазание по деревьям и шесту. В течении времени сокращалось и количество испытаний. Так, в 1940 году для получения значка 1 степени нужно было пройти 14 испытаний, в последствии эта цифра сократилась до 9 нормативов.

www.libkids51.ru

12 марта – 85 лет со дня принятия программы физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях «готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931 год)

Те, кто учился в школе еще до распада Советского союза помнят три заветные буквы – ГТО, или «Готов к Труду и Обороне» — программа физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения. В свои времена эта замечательная программа имела свой успех и популярность, но позже она исчезла, искоренилась, ушла на свалку истории как пережиток прошлого, но те, кто ее застал ее, помнят, насколько это было важное и полезное явление. Благодаря этой программе в стране появились свои чемпионы и победители, программа воспитывала и влияла на здоровый образ жизни каждого человека. Программа ГТО позволяла развить у людей навыки, которые можно применить не только в спорте, но и в реальных условиях.

Что такое ГТО? — Сегодня, среди читателей этой статьи наверное большинство не застало нормы ГТО. По этому следует начать статью именно с расшифровки этого термина. ГТО — это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников. Сегодня, после 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве показателя успеваемости абитуриента.

История ГТО в СССР

ГТО появилось в тридцатых годах прошлого века, но предпосылки его возникновения появились намного раньше, в те времена, когда молодому советскому государству просто были позарез нужны новые, боеспособные кадры. В послереволюционный период наша страна столкнулась с двумя проблемами. Первая – Советский союз на самой заре своего развития оказался окружен со всех сторон чуждыми идеологически государствами. Вторая – гражданская война шла внутри самой страны. Следует также отметить, что даже после окончания гражданской войны ни первая, ни вторая проблема не была решена. Чтобы противостоять противникам как вне, так и внутри страны, нужны были сильные военные. А основой дисциплины, порядка и хорошей физической подготовки – является спорт. Уже через год после революции Центральным Комитетом был издан декрет, который предполагал обязательное обучение военным делам. Этот декрет и стал основой для развития ряда спортивных организаций. Для ГТО он также стал предпосылкой, и создание этого комплекса было просто делом времени. Военизированный уклон ГТО, акцент на военных видах спорта, (таких как лыжные тактические походы, полосы препятствий с заборами с колючей проволокой, метание гранат и стрельба) также обусловлен привязкой к военному делу.

Начало программы и ее метаморфозы

Началом программы «Готов к Труду и Обороне» принято считать принятие в 1931 году программы ГТО, которая состояла из двух частей. Первая часть называлась «Будь готов к труду и обороне СССР», и была ориентирована на школьников средней школы. Тут было создано 4 возрастных ступени. Вторая часть — «ГТО» была ориентирована не только на школьников старше 16 лет, но и на обычное население, она охватывала три ступени. С развитием ГТО менялись и нормативы программы, так, спустя три года после создания ГТО появился комплекс БГТО, который также был изменен в 1940 году. Далее изменения вносились каждые 5-8 лет, пока в 1972 году не был утвержден последний физкультурный комплекс программы. Так, постановлением ЦК партии 17 января 1972 года было принято 5 ступеней ГТО, для каждой из них были созданы свои требования, каждая ступень имела свое название. Самая первая ступень – «Смелые и ловкие» охватывала детей 10-13 лет. Вторая ступень – до 15 лет, третья – от 15 до 18, четвертая ступень различалась для мужчин и женщин. Для мужской части СССР – 19-28 лет, и 29-39, женщины – до 34 лет. Пятая, последняя ступень ГТО – от 40 до 60 для мужчин и от 35 до 55 – для женщин. Кроме того, в этом же году был принят военно-спортивный комплекс ГТО для военных, который соответствовал четвертой ступени.

Вместе с развитием ГТО увеличивалось и число людей, занимавшихся спортом. Так, к примеру, за десять лет, с 1931 до 1941 года число людей, которые сдали нормы ГТО 1 ступени, составляло 6 миллионов человек, вторую ступень сдали около 100 тысяч. А уже к 1948 году людей, вовлеченных в спорт, было более 7 миллионов. Эта цифра резко возросла к 1977 году, когда в стране нормы ГТО выполнили более 52 миллионов человек.

Значки и значкисты

Ошибочно полагать, что «Готов к Труду и Обороне» это всего лишь комплекс физической подготовки. Это целая культура, отдельный спорт, со своими чемпионатами, чемпионами, победами и победителями. В ГТО существовали свои награды – серебряный и золотой значок.

И нормативы для этих наград были нешуточные. Так, чтобы получить золотой значок 1 ступени ГТО, мальчику 10-11 лет необходимо было сдать нормативы по целому набору упражнений, к примеру – пробежать 1 километр за 7 минут 30 секунд, проехать на велосипеде 5 километров за 15 минут, 5 раз подтянуться и пробежать кросс 1 километр. На серебряный значок нормативы были немного скромнее, но незначительно. Вместе со ступенью менялись и нормативы, так, к примеру для мужчин 19-28 лет необходимо было пробежать километр не за 7 минут, а уже в два раза быстрее – за 3 минуты 10 секунд. Подтягивание на перекладине для этой ступени ГТО как и велосипедную езду – сдавать уже не нужно, зато добавляется стрельба, туристический поход, необходимость иметь разряд по определенному виду спорта. Для последней ступени ГТО нормативы легче, ряд спортивных дисциплин отсутствуют, либо заменены на альтернативные (к примеру, бег заменен на спортивную ходьбу, для плавания нет ограничения по времени). Но с другой стороны, много ли людей предпенсионного возраста сегодня могут похвастаться высокими показателями в спорте?

Также нельзя не отметить, что нормативы ГТО для женщин не очень уж отличались от мужских нормативов. В целом, для сравнения, женские нормативы были на 10 процентов более «щадящими» по сравнению с мужскими показателями.

В структуре ГТО помимо значков были удостоверения. Первые значки ГТО были выданы в первый же год существования структуры, их получили 24 тысячи человек. Самым первым значок получил Яков Мельников, конькобежец, который получил бронзу на чемпионате мира в 1923 году. К слову, у него, кроме этой победы было еще 27 национальных рекордов. С каждым годом число людей, получивших значки, росло. Так, к примеру, к 1932 году значок первой степени получили 465 тысяч человек, а уже через год – в два раза больше. Через десять лет после создания ГТО число людей, получивших золотой значок составляло 6 миллионов человек. Среди людей, которые получали значки ГТО были известные звезды спорта и культуры СССР, Аркадий Гайдар, братья Знаменские, Василий Соловьев-Седой.

Нормы ГТО в течении своей истории изменялись, дополнялись и сокращались, в зависимости от ситуаций в мире, обществе, даже от погоды. К примеру в районах СССР, где не было снега, лыжные пробежки заменялись пешими. В военное время дисциплины ГТО дополнились рядом прикладных соревнований, к примеру перенос ящика с патронами и лазание по деревьям и шесту. В течении времени сокращалось и количество испытаний. Так, в 1940 году для получения значка 1 степени нужно было пройти 14 испытаний, в последствии эта цифра сократилась до 9 нормативов.

Цели и задачи ГТО

Всего, можно выделить 2 главные задачи ГТО – повышение общего уровня здоровья населения, и создание определенной прослойки в обществе, всегда готовой к военной обороне. Почему был выбран именно такой формат? Во первых, четкая система нормативов создавала соревновательность. Дети, подростки, старались превзойти сразу трех соперников – во первых, своих товарищей, участников соревнований, во вторых нормативы, указанные в таблице для того, чтобы получить значок. И в третьих, свои собственные результаты. Система ГТО являлась мощным стимулом для спорта. Нормативы развивали все группы мышц, увеличивали выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал. Вторая задача – создание группы людей, всегда готовых к обороне государства. Тут задача ГТО не увеличить потенциал до максимума, а унифицировать всех жителей СССР в плане спортивной подготовки, чтобы каждый мог поднять ящик с патронами, чтобы каждый мог в случае чего перелезть через забор, или проползти под колючей проволокой. В случае военного противостояния важно, чтобы все бойцы были одинаково сильны. В войне нет преимуществ у боксера, или метателя молота, поэтому комплекс ГТО и не включал эти дисциплины. Зато необходимо чтобы каждый умел плавать, лазить по деревьям, метко стрелять – поэтому в комплексе ГТО такие нормативы были.

Возможно, для многих сегодня удивительно, зачем было нужно ГТО, можно ведь обойтись армейской подготовкой. Такие утверждения не совсем верны. Во времена СССР сильным было не то государство, у которого было больше атомных бомб, подводных лодок или танков. Сильным была та страна, у которой была большая и подготовленная армия. За примером далеко ходить не надо – Финляндия, со своей знаменитой линией Маннергейма. По сути у финнов население примерно равнялось количеству советской армии, но у финнов воевать мог каждый, таким образом население превратилось в войско. И это войско дало жесточайший отпор советской армии. И таких примеров множество. Напомню, что дисциплина имеет название «готов к труду и обороне» — именно обороне, а не нападению. Системы, когда население ведет борьбу против противника, годятся лишь для оборонительных сценариев. И только для районов, где этому способствует ландшафт, природные и географические условия. Так было в Финской войне, где неприступные берега давали преимущества для войск обороны. Так могло быть и в СССР, где сибирские просторы и топи давали возможность населению вести в случае агрессии боевые действия и иметь преимущество, затянув войну на долгое время, надолго погрузив противника в противостояние. Комплекс ГТО готовил людей к таким сценариям. Дисциплины имели прикладной характер, что немаловажно. Все нормативы ГТО можно было применить на практике, в реальных природных условиях.

Критика ГТО

Безусловно, систему ГТО можно рассматривать с разных сторон, у нее есть как плюсы так и минусы. Во первых, система была достаточно жесткая, всего 2 градации. С одной стороны она подталкивала ребенка к тому, чтобы «быть как все», с другой стороны – дети абсолютно разные, и всех их под одну линейку ровнять нельзя. Что одного ребенка проще простого, для другого окажется крайне сложно. Такая система может разделять детей, делить их на «нормальных» и тех, кто оказался за бортом. В плане пользы для здоровья – здесь тоже могут быть свои минусы. Если рассматривать ГТО как спортивную, а не военную дисциплину, то в этом плане она показывает свое несовершенство. Спорт традиционно делят на профессиональный и аматорский, любительский. В профессиональном спорте есть жесткие нормативы, в то время как в любительском – каждый сам для себя определяет свои нормативы. В этом плане ГТО сочетает в себе жесткие нормативы из профессионального спорта, и отсутствие полноценной спортивной платформы, как в аматорском. Таким образом, если бы нормы ГТО имели декларативный характер, было бы намного проще и интереснее. Так же, необходимость «сдавать норму» крайне усложняло быт людям, не готовым к профессиональному спорту. Если рассматривать ГТО с точки зрения военной подготовки, жесткая  нормированность здесь также не идет на руку. Война это импровизация. В импровизации не бывает репетиций. Одно дело стрелять в мишень, где «яблочко» всегда находится на одинаковом расстоянии, где есть время вдохнуть и выдохнуть перед выстрелом, где мишень всегда напечатана черной краской на белом фоне. Абсолютно другое – стрелять в живого человека. И тут система ГТО может показать полную бесполезность, ведь поразить живую цель – быструю, динамичную, а главное живую – может оказаться крайне сложным делом даже для «значкиста». Лазание через заборы, бег с препятствиями тоже может быть бесполезен у условиях войны. Человек может тысячу раз отработать перепрыгивание через двухметровый забор, и в реальных боевых действиях этого повторить не сумеет, если забор будет на 10 сантиметров выше, а колючая проволока – на 10 сантиметров выше, при этом забор будет шататься и скрипеть. Здесь нормированность ГТО окончательно проигрывает. Война это не спорт, и нормативы здесь бесполезны. Героями становятся не по цветам значка, а по умению ориентироваться в экстремальных условиях, адаптироваться к обстановке, и принимать быстрые решения. Кроме того, непонятно зачем было учитывать ГТО как критерий успеваемости. Возможно более полезным было бы превратить комплекс «Готов к Труду и Обороне» в факультативную дисциплину, или отдельный спорт лишь для тех, кто желает этим заниматься. Тем не менее, это лучше чем ничего. И с однозначной критикой ГТО выступать нельзя. Как бы там ни было, это система, которая хоть и не показала, к счастью, себя в полевых условиях, но привила любовь к спорту нескольким поколениям молодежи.

ГТО сегодня

Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России 11 июня 2014 года издал соответствующее постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян. Комплекс ГТО вернется в школы России уже с первого сентября. А в 2015 году он будет уже учитываться как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. На реализацию планируется  потратить около полутора миллиардов рублей, они будут взяты с тех денег, которые остались после Олимпиады в Сочи. Президент России Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре. Но будет ли так на самом деле – мы увидим через время.

www.klinci.ru

Готов к Труду и Оборон е. программа физкультурной подготовки в общеобразовательных школах. Существовала программа с 1931 по 1991 год. Охватывала возраст. - презентация

1 Готов к Труду и Оборон е

2 программа физкультурной подготовки в общеобразовательных школах. Существовала программа с 1931 по 1991 год. Охватывала возраст от 10 до 60 лет. С 2010 года программа начала свое возрождение. Нормативы ГТО («Готов к труду и обороне») в России начнут вводить в 2014 году. Возродить ГТО 13 марта предложил президент Владимир Путин. По его мнению, учитывать нормативы необходимо при зачислении в вузы.предложил

3 Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например: пробежать на скорость 30 метров, подтянуться определённое количество раз, пройти на лыжах 2 км. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком

4 При сдаче норм ГТО существует несколько ступеней: I ступень – 1-2 классы (1 классы нормы не сдают, только знакомятся с видами испытаний) II ступень – 3-4 классы III ступень – 5-7 классы IV ступень – 8-9 классы V ступень – классы VI ступень – студенты от 18 до 24 лет VII ступень – от 25 до 29 лет

5 Бег 30, 60 метров, либо челночный бег 3 х 10 Кроссовый бег 600, 1500 метров Прыжок в длину с места Метание мяча в цель, либо на дальность Подтягивание на высокой и низкой перекладинах Наклон вниз с прямыми ногами Лыжные гонки 1, 2 км

6 Выполняется с высокого старта. Техника выполнения команды «На старт!»: сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии; немного повернуть носок внутрь; другая нога на 1,5–2 стопы сзади; тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги; туловище выпрямлено; руки свободно опущены. Техника выполнения команды «Внимание!»: наклонить туловище вперед под углом 45°; тяжесть тела перенести на сильнейшую ногу. Техника выполнения команды «Марш!»: бегун резко бросается вперед; через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела.

7 Техника прыжка в длину с места делится на: Подготовку к отталкиванию Отталкивание Полет Приземление

8 Держание мяча: указательный, средний, безымянный пальцы размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают мяч сбоку. Рука, удерживающая снаряд, не напряжена. Техника метания мяча состоит из: Держание мяча Замаха Броска

9 У юношей используется подтягивание на высокой перекладине. Существует 2 вида подтягивания: Подтягивания прямым хватом Подтягивания обратным хватом У девушек используется подтягивание на низкой перекладине.

10 Подтягивания прямым хватом Традиционный вариант. Основной акцент: на мышцы спины и предплечье Исполнение: возьмитесь за перекладину хватом, равным ширине плеч. Повисни, немного прогнув спину и скрестив ноги. Подтягивайся, сводя лопатки и стараясь коснуться перекладины верхом груди. Когда отпускаешься в нижней точке полностью выпрямляй руки. Подтягивания обратным хватом Этот вариант легче предыдущего. Основной акцент: широчайшие мышцы спины и бицепсы Исполнение: хват, равный ширине плеч, только ладони на себя. Подтягивайся, придерживаясь тех же правил

11 Прежде чем приступать к тренировкам по подтягиваниям, нужно определить к какой группе относишься ты. Выполняй предписанный комплекс 2-3 раза в неделю и через месяц протестируй себя и внеси коррективы. Первая группа. Лучшая попытка от 0 до 1 раза. Рекомендации: выполняй только обратную часть подтягиваний. Подставь под перекладину лавку, встань на нее и подтягивайся вверх с помощью ног, а отпускайся только за счет силы рук. Между сериями отдыхай ровно 1 минуту. График тренировок: 1 неделя: 3 серии по 5-6 повторов, 5-6 секунд на отпускание 2 неделя: 3 серии по 5-6 повторов, 5-6 секунд на отпускание 3 неделя: 3 серии по 5-6 повторов, 8-10 секунд на отпускание 4 неделя: 3 серии по 5-6 повторов, 8-10 секунд на отпускание Вторая группа. Лучшая попытка от 2 до 4 раз Рекомендации: делай большее количество серий с меньшим количеством повторов. Самые первые повторы будут максимально интенсивными, что позволит задействовать большинство мышц График тренировок 1 неделя: 8 серий, 50% от лучшей попытки, 90 секунд отдыха 2 неделя: 8 серий, 50% от лучшей попытки, 60 секунд отдыха 3 неделя: 8 серий, лучшая попытка, 90 секунд отдыха 4 неделя: 8 серий, лучшая попытка, 60 секунд отдыха

12 Третья группа. Лучшая попытка от 5 до 7 раз Рекомендации: делай большее количество раз, чем обычно, не считая количество серий. Например если ты обычно выполняешь 3 серии по 6 раз, что в сумме будет 18, сделай 30 раз, не обращая внимания на количество серий. График тренировок: Сделай максимальное количество подтягиваний, отдохни минуту и повтори попытку. Далее отдыхай сколько захочешь пока не сделаешь необходимое количество раз. Каждую неделю количество раз можно незначительно увеличивать. Четвертая группа. Лучшая попытка от 8 до 12 раз. Рекомендации: подтягивайся с отягощением. График тренировок: прикрепи к специальному поясу отягощение. Ты можешь подтянуться в 2-3 раза меньше чем обычно. Выполняй 4-5 серий с отягощением максимальное количество раз, отдыхая между сериями 60 секунд.

13 Подтягивание на низкой перекладине: Перекладина находится на высоте от 40 до 65 см в зависимости от роста. Повиснуть на этой перекладине. Хват – прямой, корпус и ноги вытянуть в одну линию. Сводя лопатки и сохраняя тело идеально прямым, подтягиваемся, коснувшись перекладины грудью. Плавно возвращаясь в исходное положение.

14 Различают два стиля катания на лыжах: Классический стиль – лыжи перемещаются параллельно относительно друг друга Коньковый стиль – лыжник двигается как конькобежец, отталкиваясь от снега внутренней поверхностью лыж. Лыжи изготавливают из 2 материалов: Дерева Пластика Сегодня большим спросом пользуются именно пластиковые лыжи, а деревянные лыжи уже мало где можно купить. Пластиковые лыжи имеют много преимуществ перед деревянными. Они прочнее, долговечнее – не расслаиваются и не намокают, они легче и скоростнее. На пластиковых лыжах можно кататься даже в оттепель

15 Как правильно выбрать длину лыж: Длина. Основной способ вытянуть руку вверх и из получившейся высоты отнять 10 см. Замечание: если ваш вес намного больше (меньше) роста, указанного в таблице, вам нужно от длины лыж, предлагаемой в таблице, отнять (прибавить) 5-8 см. Специальная таблица по которой можно вычислить длину лыж и палок: Вес (кг) Рост (см) Длина лыж (см) Длина палок (см)

16 I ступень (2 класс) Вид испытания мальчики девочки серебро золото серебро золото 1Челночный бег или Бег 30 метров Бег 600 метров Без учета времени 3Прыжки в длину с места (см) Метание мяча в цель Подтягивание на высокой перекладине Подтягивание на низкой перекладине Наклон вниз с прямыми ногами Достать пальцами рук Достать ладонями Достать пальцами рук Достать ладонями 8Лыжные гонки 1 км (мин) Или Лыжные гонки 2 км 8.30 БУВ 8.00 БУВ 9.00 БУВ 8.30 БУВ

17 II ступень (3-4 класс) Вид испытания мальчики девочки серебро золото серебро золото 1Бег 60 метров Бег 600 метров (мин) или Бег 1500 метров 2.15 БУВ 2.08 БУВ 2.28 БУВ 2.20 БУВ 3Прыжки в длину с места (см) Метание мяча на дальность Подтягивание на высокой перекладине Подтягивание на низкой перекладине Наклон вниз с прямыми ногами Достать пальцами рук Достать ладонями Достать пальцами рук Достать ладонями 8Лыжные гонки 1 км (мин) Или Лыжные гонки 2 км 7.00 БУВ 6.30 БУВ 7.30 БУВ 7.00 БУВ

www.myshared.ru

12 марта - 85 лет со дня принятия программы физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях - 9 Марта 2016 - Официальный сайт МАОУ "Школа №9" г. Ирбит

         ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГТО

12 марта 1931 года в Советском Союзе была принята Единая унифицированная программа физкультурной подготовки населения, внедренная сразу во всех общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, – Всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». С тех пор именно эта дата считается днем рождения ГТО. Поскольку внедрение проходило практически повсеместно и массово, вскоре ГТО превратился в основу системы патриотического воспитания советской молодежи. Впрочем, не только молодежи, поскольку в нем могли участвовать все желающие от шести до шестидесяти лет. Физкультурный комплекс ГТО включал бег, прыжки, метание гранаты, плавание, лыжные гонки, стрельбу и прочие спортивные виды, научно-практические сведения по физической культуре и спорту, правила, умения и навыки в области гражданской обороны.         Принятая в 1931 году программа ГТО со временем разделилась на две части. Первая часть появилась в 1934 году. Она предусматривала участие в соревнованиях учеников с 1-го по 8-й класс и называлась «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО), которая, в свою очередь, имела 4 возрастные ступени. Вторая часть была рассчитана на людей старше 16 лет и, в свою очередь, имела три ступени.        Сдавшие нормативы получали соответствующие значки в качестве награды. Для определенного вида значка существовал определенный набор нормативов. В зависимости от успехов, участник награждался золотым или серебряным значком ГТО каждой ступени. Те, кто выполнял нормативы на протяжении многих лет, становились обладателями почетного значка ГТО.       Программа подготовки ГТО пережила несколько изменений и дополнений с 1940 по 1988 год. Изменения 1972 года ввели деление комплекса на 5 возрастных ступеней. «Смелые и ловкие» - дети от 10 до 13 лет, «Спортивная смена» - подростки 14 – 15 лет, «Мужество и сила» - юноши и девушки от 16 до 18 лет, «Физическое совершенство» - мужчины от 19 до 39 и женщины от 19 до 34 лет, «Бодрость и здоровье» - мужчины от 40 до 60 и женщины с 35 до 55 лет. Для каждой категории существовали свои нормативы и требования.        Одновременно с этими изменениями в Вооруженных силах СССР появляется военно-спортивный комплекс ВСК, который приравнивается к четвертой ступени ГТО. На основе многоборья ГТО появились так называемые прикладные многоборья. Прикладные многоборья проводились среди личного состава МВД СССР и КГБ СССР.         После распада СССР традиции комплекса ГТО были утрачены, сохраняясь лишь в соревнованиях по служебным многоборьям и полиатлону, который как вид спорта зародился именно в 1991 году как составная часть существовавшего в СССР спортивного комплекса ГТО («готов к труду и обороне»).        4 апреля 2013 президент России Владимир Путин поручил правительству РФ разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс, а 24 марта 2014 года подписал указ, которым постановил до 15 июня утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», до 1 августа разработать сопутствующие нормативно-правовые акты и ввести комплекс в действие с 1 сентября.  В течение 2014 года во многих регионах России проводились спортивные конкурсы и акции, на которых населению предлагали сдать различные варианты норм.        Введение ВФСК ГТО разделено на четыре этапа: «Организационно-эксперименталь-ный этап», длившийся с 24 марта до сентября 2014 года, «Апробационный этап» - с сентября 2014 года по август 2015 года, «Внедренческий этап» с сентября 2015 по декабрь 2016 года и «Реализационный этап» - с января 2017 года. 

9school.3dn.ru

Глава 8. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе *

Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе после октября 1917 г. было неотъемлемой частью революции в области культуры и образования. Суть этого процесса состояла в воспитании нового человека в духе коммунистических идей. К сожалению, многое из того прогрессивного, что было создано на рубеже XIX—XX вв. отечественной и зарубежной школьной педагогикой, оказалось тогда невостребованным и просто отвергнутым. В этом отношении становлению школьной физической культуры было свойственно все, что было характерно для развития советской системы физического воспитания в целом.

* Более подробно развитие физической культуры в общеобразовательной школе представлено в учебном пособии Н. А. Карпушко «Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре». — М., 1992.

В данной главе рассказывается о создании и последующей разработке школьных учебных программ в СССР и РФ, показаны основные тенденции их изменения на разных этапах исторического периода с момента выхода первых программ до настоящего времени. Знание этого необходимо для понимания сегодняшнего состояния школьного физического воспитания в нашей стране. Анализ учебных программ по физической культуре позволяет в целом представить ход развития физического воспитания детей школьного возраста.

8.1. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917 —1930-е годы)

В 1919 г. Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Программы значительно отличались по структуре и содержанию, но практически во всех просматривалась военная направленность. Основу программы составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской системе или полностью повторявшая ее отдельные разделы: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры. На распространение сокольской гимнастики в России, по-видимому, сильно повлияло изменение политической обстановки в Европе. В 1882 г. был создан Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. В 1904—1907 гг. в противовес ему оформился блок Великобритании, Франции и России (Антанта). Начиная с этого времени все немецкое постепенно изгоняется из России. Так, составленное германским подданным К. Шмидтом “Руководство гимнастики для действующих войск и молодых солдат” в России было отменено. В 1910 г. принимается “Наставление для обучения войск гимнастике”, разработанное на основе сокольской гимнастики. Оно просуществовало до 1924 г.

В начале 20-х гг. был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Наиболее лестные отзывы в то время получила “Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры” (А. А. Зикмунд, А. И. Зикмунд, 1923). Она была составлена с учетом трехлетнего опыта работы по педагогической гимнастике в ГЦИФКе. Программный материал был распределен по возрастным группам: 7—9, 9 — 12, 12— 15и15—18 лет. Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьбу, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое значение придавалось корригирующим упражнениям как профилактическому средству, направленному на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. В программе говорилось: “...Цель корригирующих упражнений — развивать те группы мышц, которые во время профессионального труда не развиваются. Тут нужно обратить внимание на развитие левой стороны тела, способствовать развитию грудной клетки и правильному дыханию и кровообращению”. Все предложенные в программе упражнения были просты по двигательной структуре, легко дозировались, не вызывали значительных напряжений в деятельности функциональных систем организма, имели четко выраженную восстановительно-поддерживающую направленность.

Из трудовых навыков программа включала виды ручного труда ремесленного характера. Тесное соединение физического и трудового обучения было одной из главных задач пролетарской культуры в области физического воспитания. В программе об этом говорилось так: “...В дальнейшем перед наукой стоят вопросы объединить физическое воспитание и трудовые навыки в единое воспитательное средство”.

В 1927 г. Наркомпрос утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (I ступень — начальная школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень — девятилетняя средняя школа). Эти программы явились своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ.

Программа школы I ступени состояла из следующих разделов: цели, задачи и средства физической культуры; естественные факторы (солнце, воздух, вода), гигиенические навыки; подвижные игры; гимнастика; спортивные развлечения; врачебно-педагогический контроль за проведением физической культуры. Программа школы II ступени включала замечания к программе и собственно программный материал: гимнастику, игры (подвижные и спортивные), “спортупражнения и спорт”, ориентировочные учебные нормативы для учащихся.

В программе школы I ступени подчеркивалось: “...При выборе средств физической культуры необходимо учитывать как биологические особенности детей, так и социально-экономические, природные и бытовые условия. Поэтому физическая культура в нашей школе не должна являться копированием физической культуры в школах других стран. В нашей школе находят свое место следующие средства физической культуры: физические упражнения, обеспечивающие нормальное развитие сенсорно-моторного аппарата, санитарно-гигиенические навыки в связи с использованием солнца, воды и воздуха и санитарно-гигиеническое просвещение. В основу физических упражнений в школе I ступени должны входить естественные движения: бег, ходьба, прыжки, лазания, упражнения с небольшими отягощениями, метания, плавание, приемы естественной защиты и нападения, а также те естественные движения, которые связаны с трудовой деятельностью человека: рубка, пиление, резание, копание и т.д.”.

В программе указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах I ступени не менее трех раз в неделю и в школах II ступени — два раза в неделю. Помимо “нормального урока физупражнений” рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии.

В разделе “Гимнастика” говорилось, что она позволяет строго дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений:

“...Таким методом является гимнастический, в основе которого лежит точный учет формы характера движений и дозировка качественной и количественной стороны усилий”.

Содержание собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. Акцент делался на выполнении упражнений прикладного характера без учета их воздействия на основные функциональные системы школьников. В программах просматривается явный крен в сторону гигиенизации процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения учащихся и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.

В условиях острой полемики 1920-х гг. о педагогической и оздоровительной ценности спорта как средства физического воспитания программы 1927 г. включали элементы отдельных видов спорта и даже выполнение упражнений в соревновательной форме. Такое признание “спортупражнений и спорта” являлось для того времени своего рода программным нововведением.

В начале 1930-х гг. к составлению учебных планов и программ были привлечены ведущие ученые, опытные методисты, школьные учителя и преподаватели вузов.

Значительным событием, способствующим развитию физкультурно-спортивной работы в школе, явилось то, что с 1930 г. начал издаваться ежемесячный методический журнал “Физкультура в школе” (с 1958 г. он стал называться “Физическая культура в школе”). В своем первом номере журнал сообщает: “Основные наши трудности заключаются в отсутствии достаточных и подготовленных кадров, в недостатке теоретической и методической работы, в слабости руководства физкультурным движением”. Так, даже в Московской области в 1929 г. в школах почти полностью отсутствовали учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Между тем, по данным обследования 1929 г., состояние здоровья школьников вызывало большую тревогу: процент здоровых детей был крайне незначительным.

Поэтому трудно переоценить роль и своевременность выхода в свет массовым тиражом своеобразного “самоучителя” по передовой методике физического воспитания детей. Журнал стал оказывать посильную помощь в физкультурной работе нашим учебным заведениям, просветительным организациям и внешкольным учреждениям, освещая на своих страницах вопросы методики и практики, передовой опыт, пропагандируя его среди широких масс работников физической культуры и учащихся.

Особенно важным фактом, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР.

В методических (пояснительных) записках к программам начальной и средней школы говорилось, что «...физкультура в школе является одним из основных звеньев единой системы физкультуры, проводимой в СССР; ее содержание, объем и методы вытекают из тех основных требований, которые предъявляются подготовкой по комплексу ГТО». В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы (класса) подразделялся на объем физических упражнений, объем теоретических знаний, объем физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков, учебные нормативы. «Замечания» к программам содержали подробные методические указания и разъяснения по проведению «типового урока физупражнений», гимнастики до занятий, физкультминут, массовых игр, экскурсий и спортивных праздников. Здесь же разъяснялись особенности планирования и учета работы по физической культуре в школе, предлагался единый вариант планирования учебной работы с распределением материала на год, четверти и десятидневки.

Программой предписывалось строить типовые уроки физупражнений по определенной схеме; состоять они должны из четырех серий: первая — втягивающие упражнения — 5 мин, вторая — общеразвивающие (общеподготовительные) упражнения — 10 мин, третья — основные упражнения — 25 мин, четвертая — успокаивающие упражнения — 5 мин. Общее время урока должно было составлять 40—45 мин. Физические упражнения подразделялись на две основные группы: общеподготовительные и прикладные упражнения. При этом отмечалось: «...Ведущую роль в программном материале физических упражнений имеют прикладные упражнения; в тесной связи с ними подбирается комплекс общеподготовительных упражнений».

Прикладные упражнения, которые составляли подавляющую часть программы, были сгруппированы по следующим признакам: элементы строя, способы передвижения (ходьба, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание), способы преодоления препятствий (прыжки, лазанья), способы поднимания и переноски груза (переноска различных предметов, «живого веса»), способы защиты и нападения (метания, элементы борьбы). В свою очередь, каждая из этих групп упражнений имела нормативные показатели, ориентированные на требования комплекса ГТО. Подвижные и спортивные игры составляли самостоятельную группу упражнений.

В школьных программах 1932 г. очевидна связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся. В программе средней школы указывалось: «...Увязка физической культуры с военным делом должна выражаться в усвоении основных элементов строевой подготовки тех военно-прикладных навыков, которые будут служить базой для подготовки бойца. Необходимо обратить внимание на воспитание психофизических качеств, как то: решительность, настойчивость, выдержка, ориентировка. Совместно с военным руководством следует дать навыки в обращении с противогазом. В естественных условиях (во время экскурсий и военно-физкультурных походов) следует проверять и закреплять прикладные навыки, полученные в условиях школьной обстановки”.

Раздел теоретических знаний включал перечень тем для проведения бесед и других форм сообщений учащимся минимума сведений о содержании, роли и предназначении физической культуры в СССР. Например, для школьников 4-го класса предлагалось две темы: “Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР”, “Значение основных правил дыхания”. В 7-м классе рекомендовались три темы: “Очередные задачи физкультуры в СССР”, “Как физкультура подготовляет бойца РККА” и “Как физкультура борется с профвредностями”.

В разделе физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков в порядке возрастающей сложности были сформулированы такие требования: умение выполнять физкультминуту, расставить игроков для подвижной игры, судить спортивную игру, уметь следить за осанкой, выполнять правила личной и общественной гигиены, знать основы закаливания и т.д.

Впервые программа устанавливала виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО I ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах. Более чем на 50 последующих лет трудовая и военная направленность была основой для разработки учебных программ по физической культуре.

studfiles.net


Смотрите также