Как написать рабочую программу


❶ Как составлять рабочую программу по предметам

Вам понадобится

  • - учебные стандарты;
  • - учебник;
  • - методическая литература;
  • - компьютер.

Инструкция

Составляйте рабочую программу в печатном варианте, используя для этого средства пакета программ Microsoft Office.

Продумайте четкую структуру рабочей программы. Сделайте титульный лист рабочей программы в соответствии с требованиями администрации вашего учебного заведения. Обычно, на титульном листе указывается: предмет, по которому составлена рабочая программа; класс, для которого она составлена; учебный год; фамилия, имя и отчество учителя, составившего программу.

Напишите пояснительную записку к рабочей программе, в которой необходимо указать количество отводимых часов на изучение предмета, цели и задачи данного учебного предмета, умения и навыки, которыми должны владеть учащиеся после прохождении данного курса. Распределите количество часов, отводимых на весь учебный год для изучения данного предмета, по темам.

Сделайте таблицу с графами:• тема;• сроки изучения темы;• количество часов, отводимых на изучение данной темы;• содержание темы, основные понятия;• умения и навыки, которые должны получить учащиеся в ходе усвоения темы;• методы и средства обучения, применяемые на уроках;• методы контроля знаний учащихся;

• примечания.

Заполните таблицу в соответствии с учебным планом и учебными стандартами, определяющими содержание образования.

Разработайте «банк контрольно-измерительных материалов», которыми вы будете пользоваться в течение учебного года для контроля знаний учащихся. Сюда относятся: контрольные, самостоятельные, тестовые работы; материалы для проведения зачетов и практических работ.

Составьте общие примерные критерии оценивания устных и письменных ответов учащихся. Оформите их на отдельном листе вашей рабочей программы.

Укажите список учебно-методической литературы, которой вы пользовались при составлении вашей рабочей программы. Список литературы оформляйте в соответствии с общепринятыми нормами оформления подобных списков.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ: рекомендации к составлению

     Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

    Рабочие программы являются одним из основных  компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же  средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

    С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем  вам познакомиться с  методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.

 1.Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание,  объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См. http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)наличие признаков нормативного документа;

2)учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения;

3)системность и целостность содержания образования;

4)последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; 

5)учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6)конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Виды рабочих программ:

Рабочие программы

предметы инвариантной части учебного плана

предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

элективные курсы

факультативные курсы

предметные кружки

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2.Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

 Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы размещены на официальном сайте Минобранауки России – http://www.mon.gov.ru/)

К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся:

1)Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

2)Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

-       авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ);

-       примерные программы и материалы авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

-       примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3.Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

-       программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

-       программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;

-  авторские программы факультативных, элективных курсов, подготовленные другими педагогами, опубликованными в методических изданиях;

-       справочная и методическая литература;

-       другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4.Структура рабочей программы:

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

-       титульный лист;

-       пояснительная записка;

-       основное содержание;

-       требования к уровню подготовки обучающихся;

-       календарно-тематическое планирование;

-       перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист  рабочей программы должен содержать:

-       наименование общеобразовательного учреждения;

-       название курса, для изучения которого написана программа;

-       уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

-       указание параллели, класса, в котором изучается курс;

-       фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

-       гриф утверждения программы;

-      год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

-       определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения;

-       дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой. 

Основное содержание программы.

Этот раздел  включают в рабочую программу,  если:

-       в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения;

-       авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту или учебнику;

-       авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а  рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для  рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем  курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

 Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения  в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять  требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы  авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся  проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются в по трем основным составляющим: «Учащиеся должны знать…», «Уметь…» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения.  Некоторые из требований,  естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве  необходимо помнить  при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».

Если учитель использует в качестве рабочей программы  авторскую программу,  в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и  годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы  практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

 В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения  учитель обосновывает и  вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

 
 

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение;  количество часов в неделю по учебному плану)

 

1.

Тема урока

     

2.

Тема урока

 

3.

Тема урока контроля

 
 

Итого

** часов

   

Перечень учебно-методического обеспечения, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. 

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5.Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

-      рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

-      рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

-      рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);

-      рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

    Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.

      Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия.). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.

     Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.

    В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета, как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами

учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е., программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = программа углубленного изучения предмета).

  При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

-  программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);

-      программа должна пройти  апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);

-  программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

  Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в учреждениях повышенного статуса – лицей, гимназия, и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики ОУ, его вид, направления профильной подготовки,  потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.

   Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета,  в пояснительной записке должен  обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результата; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.

    Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в ОУ:

- представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.)

- проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

    Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.

Как написать рабочую программу

Седова Надежда Ивановна, старший методист учебного отдела г. СПб, г. Петергоф

Аттестация

Посмотреть публикацию Скачать свидетельство о публикации Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту [email protected]

Как написать рабочую программу по ФГОС

Writing a syllabus according to National Education Standards

Седова Надежда Ивановна

Российская Федерация,

г. Санкт-Петербург

старший методист учебного отдела

ФГКОУ «Санкт-Петербургский

кадетский военный корпус

Министерства обороны

Российской Федерации»

nad ст

Аннотация: Рабочая программа по предмету является государственным документом, отражающим требования государства к изучению предмета. Рабочая программа требует соблюдения четкой структуры прописанной в нормативных документах и тщательного отбора содержания для формирования результатов требуемых по ФГОС

Ключевые слова: программа, структура, ФГОС, результаты

Abstract. Syllabus is an official document which reflects the state requirements to the subject study. The syllabus has a precise structure as indicated in prescriptive documents. It also demands a thorough selection of content to generate the results required by National Education Standards.

Keywords: Curriculum, Structure, National Education Standards, results

После введения ФГОС вся учебная деятельность стала строго регламентируемой. Впервые предъявлены четкие требования к структуре рабочей программы по предмету. Прежде чем начинать писать программу, нужно ознакомится со следующими документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Примерная образовательная программа

Программа курса

Материалы из книг для учителя

Образовательная программа кадетского корпуса

Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, необходимо, кроме требований стандарта, знать:

основное содержание курса, т.е. соответствующий учебному предмету раздел Фундаментального ядра содержания общего образования, который должен быть единым в программах, независимо от того, по какому учебнику работает учитель, и который обеспечивает единство образовательного пространства в стране по этому учебному предмету;

требования к результатам освоения основной образовательной программы в области своего учебного предмета, которые определены в Стандарте по каждому предмету;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету;

программу формирования универсальных учебных действий.

После изучения материалов примерной программы по предмету, документа, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и авторской программы соответствующего УМК, можно будет определить ту вариативную часть, которая даст возможность учесть особенности учебного заведения и потребностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Определив содержание (раздел, темы) вариативной части программ, необходимо провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), расширить, исходя из представленных академических часов, содержание разделов и тем примерной программы.

Содержание учебных предметов строится в соответствии с учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. А также учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень организации, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Рабочая программа предмета, курса имеет следующую структуру:

1). Титульный лист.

2). Пояснительная записка, включающая описание места учебного предмета в учебном плане; описание учебно-методического комплекса, планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

3). Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

4). Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Какими документами мы можем воспользоваться при работе над каждой частью программы? В таблице ниже показано соответствие разделов программы и нормативных документов

Разделы программы

Документы, содержащие необходимый материал

Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

Примерная программа по предмету или авторская программа курса и ООП образовательного учреждения

Общая характеристика учебного предмета, курса;

Примерная программа по предмету или программа курса

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Примерная программа по предмету и

Учебный план ОУ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Программа курса и ООП образовательного учреждения

Содержание учебного предмета,курса;

Программа курса и ООП образовательного учреждения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

Программа курса

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Исходя из состава УМК (книга для учителя)

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

Стандарт, примерная программа по предмету, программа учебного заведения и программа курса

После написания программы необходимо провести ее самоанализ. Если Программы по учебным предметам ранее утверждались Министерством образования, то теперь новым Законом «Об образовании в РФ» это отдано образовательным учреждениям, поэтому рабочая программа представляется на рассмотрение ПМК и утверждение начальнику образовательного учреждения.

Список литературы:

М. Леонтьева Как подготовить рабочую программу по своему предмету, Научно-методический журнал. «Методическая работа в школе» №2(22)2013г. стр. 11-15

Рекомендации по составлению рабочей программы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.

2 слайд Описание слайда:

Рабочая учебная программа – это нормативный документ, созданный учителем, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) ФГОС ООО при изучении конкретного предмета в данном ОУ. (по О.Г. Важновой)

3 слайд Описание слайда:

Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образователь-ным процессом по определенному учебному предмету, курсу.

4 слайд Описание слайда:

Функции рабочей программы: Нормативная Целеполагания Нормирующая Процессуальная Оценочная

5 слайд Описание слайда:

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; Программы по ВД; программы факультативных занятий.

6 слайд Описание слайда:

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы; Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу; Внести дополнения в соответствии с требованиями муниципального и школьного компонента; Провести организацию и структурирование отобранного содержания; Разработать новый календарно-тематический план; Определить результаты усвоения программы (УУД); Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК; Составить пояснительную записку; Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке; Утвердить рабочую программу.

7 слайд Описание слайда:

Технология разработки рабочей программы Рабочая программа создается на основе авторской программы по предмету. Рабочая программа составляется учителем по определенному учебному предмету, курсу на учебный год. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом. Допускается коллективное планирование, если преподавание ведется по одному и тому же УМК. При разработке рабочей программы учитываются особенности класса, особенности изучения предмета (базовый или профильный уровень).

8 слайд Описание слайда:

Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка Характеристика учебного предмета Место предмета в учебном плане Содержание учебного предмета Результаты усвоения программы Календарно-тематическое планирование Материально-техническое обеспечение

9 слайд Описание слайда:

Титульный лист содержит: Полное наименование образовательного учреждения; Записи о согласовании и рассмотрении программы; гриф утверждения программы директором школы с указанием даты; название учебного курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, где реализуется программа; фамилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких); указание авторской или примерной программы, которая была положена в разработку рабочей программе; указание учебника, по которому осуществляется преподавание учебного предмета; название города, населенного пункта; место и год разработки программы

10 слайд Описание слайда:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1им. Г.М. ШУБНИКОВА Рабочая программа по __________________________________________________ (название учебного курса, для изучения которого написана программа) ________________________ (указание параллели, класса, где реализуется программа) _________________________________________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких) ____________________________________________________________________________________ (указание авторской или примерной программы, которая была положена в разработку рабочей программе) _____________________________________________________________________________________________ (указание учебника, по которому осуществляется преподавание учебного предмета) г. Байконур 2015 г РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 4 «25» апреля 2015 г. Руководитель ШМО _________________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______О.А.Гузикова Методист ______Н.Н.Ореховская «___» _____ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ №1 им. Г.М. Шубникова _______ В.В. Глебова «__»_______ 2015 г.

11 слайд Описание слайда:

Содержание и оформление рабочей программы Текст набирается шрифтом Times New Roman , 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

12 слайд Описание слайда:

Пояснительная записка содержит: Главная цель пояснительной записки — раскрыть цели и задачи освоения учащимися содержания программы через конкретизацию общих целей образования на определенном этапе с учетом специфики учебного предмета, курса. Для этого в пояснительной записке даются ссылки на нормативные документы, на основекоторыхбудетосуществляться обучение, указывается, в рамках какой системы учебниковиликакойзавершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы, выявляется связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации учащихся. В пояснительной записке выделяются четыре структурных компонента. 1. Цели образования с учетом специфики учебного предмета (примерная или авторская программа по предмету). 2. Общая характеристика учебного предмета (примерная или авторская программа по предмету): место данного учебного предмета в решении общих целей и задач (целесообразно отметить, как они могут быть реализованы), устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой;

13 слайд Описание слайда:

описание особенностей организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания,предпочтительныеформыконтроля и оценки, указывает возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов); комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане (примерная или авторская программа по предмету, учебный план школы): распределение часов на изучение предмета, определение резерва свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий; рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач. 4. Личностные,метапредметныеи предметные результаты освоения конкретно­го учебного предмета (примерная программа по предмету, образовательная програм­ма школы): конкретизируются планируемые результаты освоения учащимися ООП, включа­ющие в том числе личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; показывается связь программы учебного предмета с программой развития уни­версальных учебных действий (программой формированияобщеучебныхумений и навыков) на определенной ступени обучения; указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; сроки реализации программы; основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых); предполагаемые результаты; кратко излагается система оценки достижений учащихся; указывается основной инструментарий для оценивания результатов; приводится используемая в тексте программы система условных обозначений

14 слайд Описание слайда:

Содержание учебного предмета перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

15 слайд Описание слайда:

Календарно-тематический план

16 слайд Описание слайда:

Результаты усвоения программы Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты

17 слайд Описание слайда:

В разделе «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» дается представление об оснащенности учебного процесса учебными пособиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием и т.д

18 слайд Описание слайда:

Приложения к программе Контрольно-измерительные материалы; разработки уроков; основные понятия курса; темы проектов; темы творческих работ; методические рекомендации

19 слайд Описание слайда:

Литература

20 слайд Описание слайда:

Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/

21 слайд Описание слайда:

Утверждение рабочей программы Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Общие положения.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

– авторских программ.

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

 2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

 2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3.Содержание рабочей программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы долженсодержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы 

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3. Содержание рабочей программы

 3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

-        наименование темы (раздела);

-        содержание учебного материала (дидактические единицы);

-        требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

-        перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

 4. Требования к уровню подготовки выпускников

 4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

 5. Перечень учебно-методического обеспечения

 5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

 6. Календарно-тематический план

 6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

-        темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

-        количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

-        даты прохождения темы, раздела;

-        виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Примерный календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные, практические работы и т.д.

Раздел 1. ______________

___________

___________

Резервное время

Итого по разделу:

8

2

44

2

1

контрольная работа

Раздел 2. ______________

___________

___________

Итого по разделу:

10

12

16

1

тест

Всего

102

10

 Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

 7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения, утвердив их приказом образовательного учреждения.

7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

8. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

Рекомендации по составлению развернутого тематического планирования по Мировой художественной культуры.

При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

Развернутое тематическое планирование

Тема

№ урока

Тип урока

Цель урока

Содержание урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемый результат (формы контроля)

Поисковое домашнее задание

Учитель

Ученик

                   
Page 2

Общие положения.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

– авторских программ.

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

 2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

 2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3.Содержание рабочей программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы долженсодержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы 

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3. Содержание рабочей программы

 3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

-        наименование темы (раздела);

-        содержание учебного материала (дидактические единицы);

-        требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

-        перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

 4. Требования к уровню подготовки выпускников

 4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

 5. Перечень учебно-методического обеспечения

 5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

 6. Календарно-тематический план

 6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

-        темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

-        количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

-        даты прохождения темы, раздела;

-        виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Примерный календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные, практические работы и т.д.

Раздел 1. ______________

___________

___________

Резервное время

Итого по разделу:

8

2

44

2

1

контрольная работа

Раздел 2. ______________

___________

___________

Итого по разделу:

10

12

16

1

тест

Всего

102

10

 Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

 7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения, утвердив их приказом образовательного учреждения.

7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

8. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

Рекомендации по составлению развернутого тематического планирования по Мировой художественной культуры.

При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

Развернутое тематическое планирование

Тема

№ урока

Тип урока

Цель урока

Содержание урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемый результат (формы контроля)

Поисковое домашнее задание

Учитель

Ученик

                   

Смотрите также