Как начать концертную программу


Принципы составления концертной программы

При составлении концертной программы нужно руководствоваться следующими принципами.

Концерт должен идти по нарастающей, то есть что бы произведения, восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько «пиков», самый высокий - последний.

Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самые яркое впечатление начало и конец любого воздействия на психику человека. Поэтому организаторы концертов стремятся открывать и закрывать концерты наиболее выигрышными выступлениями.

Более сложные произведения должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия - в следующих отрезках программы.

Организаторы концерта, составляя его программу, должны принимать во внимание имя исполнителя. Наиболее популярных артистов, пользующихся успехом у зрителей, необходимо включать в кульминационный момент программы.

Последовательность номеров в каждом жанре должна выглядеть следующим образом: из танцев ближе к первой части концерта лучше ставить классический балет или лирический танец, и лишь после него характерный или народный. Массовый танец - после сольного. Если в концерте одним певцом исполняются тончайшие романсы из мировой и камерной литературы на музыку Чайковского, Шумана, Рахманинова, а другой поет ставший популярным старинный романс или жанровые песни, то последним можно заканчивать концерт, а первый - начинать. Раньше на сцену выйдет чтец, а лишь потом будет исполнен драматический отрывок. Поменяются они в том случае, если сцена трагическая или сугубо лирическая, а чтец заставляет слушателей заливаться смехом.

Составляя концертную программу, необходимо соблюдать принцип контрастности. Каждому ясно, что ни в одном концерте не выступают сначала певцы, затем чтецы, танцоры и т.д. Такое бывает только на конкурсах. И хотя в понятии слова «конкурс» входит «соревнование», в нашем случае - это соревнование разных жанров; и чем они шире представлены, тем интереснее. И поэтому нужно заботиться о контрастности номеров. Стычки между номерами разных жанров должны подбираться с особой осторожностью, чтобы помочь, а не навредить исполнителям. Неспроста исполнители серьезных жанров интересуются, какой номер идет перед их исполнением. К примеру, к вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после веселой пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Но если инструментальный номер сменяется классическим балетом (соблюден контраст - сосредоточенность на звуковом восприятии сменяется восприятием зрительным), а затем выходит певец и исполняет арии из опер и романсы, то петь ему легко, такт как имеет место и разнообразие жанров, и единство стиля. [2, С. 63] используя принцип контрастности при составлении программы, нужно учитывать и под артистов, иначе странное впечатление будет производить концерт, в одной части которые выступают только женщины, а в другой - только мужчины. Составляя программу, ведущий старается по возможности чередовать тех и других.

Составитель концертной программы должен принимать во внимание и такое условие, как успех артиста, и должен помочь каждому исполнителю встать в наивыгодное для него место. Например, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, зрители не хотят отпускать артиста со сцены. Выпустить после этого молодого исполнителя - значит заведомо обречь его на провал, так же не следует в этот момент выпускать исполнителя, жанр которого по своему характеру не может вызвать бурной реакции. Это значит - отнять у того исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении имен.

Составляя концертную программу, ведущий обычно берет карточки и на каждой пишет исполняемый номер и имя исполнителя. Собрав такую картотеку, ведущий раскладывает ее. Каждая карточка ложится на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и соображений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, подчеркивается нарастающая; оберегаются молодые и неопытные. Словом, получается наглядный график программы. Одновременно выслушиваются советы и пожелания участников. Если они конструктивные, то карточки перекладываются согласно разумному замечанию. Случается и такое, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист или кто-то опоздал. Случайностей много, и все не предугадаешь. Но организаторам концерта нужно быть готовыми ко всему. В этих случаях необходимо мобилизовать все свои комбинаторские способности и, и соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение.

Page 2

Первые ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно произнести имя исполнителя и название произведения. В 30-е годы 20 века концертная деятельность стала бурно развиваться. И концертные организаторы, а так же филармонии берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт.

Все это заставило ведущих больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику. Если ведущий и разрешит себе шутку и вызовет смех слушателей, то, как говорится, по доброй воле, но смех и шутка - не спутник его общения с залом. Конферансье же, не развлекая зала, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу. Различие веселить и информировать, объявляя номера, размежевало две эти профессии. [2, С. 64]

С развитием концертной деятельности стала расширяться сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня, как правило, выступают в симфонических, камерных, тематических, смешанных концертах. Многие из них требуют не только информации, но и расширенного общения со слушателями.

Претерпело изменения сегодня и искусство конферансье, который выполняет две функции: исполнение собственного номера (юмористический рассказ, фельетон, анекдот, смешная бытовая сценка) и не связанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номера - как попутная функция конферансье. Он, как правило, ведет концерты эстрадные, развлекательные.

Мы часто путаем эти два названия - ведущий и конферансье. Но на сцене они абсолютно не похожи друг на друга. Различна их манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия произведений, жить в концерте. Веселье и информация - главный отличный признак конферансье. Когда конферансье ведет концерт, он делает то же самое, что и ведущий; когда он выступает в концерте с номерами, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. Что их объединяет? Они знакомят публику с выступающими артистами, с исполнителями произведений, связывают номера в единое целое, являются стержнем, скрепляющим концертное действие.

Требования к ведущему концерта

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией. Должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха - раскрепощение. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей, должен уметь создавать праздничное настроение. У ведущего, кроме людей, сидящих в зале, есть еще «один объект». Это актеры - участники концерта.

Во время концерта между ними устанавливают совсем иные контакты, чем в жизни (то есть чем житейские). Как бы не был ведущий равнодушен к человеку, которого он представляет публике (а порой бывает, что и враждебен, находится с ним в конфликте), все бытовые отношения, исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, его нелегкому труду должно и преобладать в концерте.

На концерт ведущий приходит заранее и отправляется посмотреть сцену, приготовить на ней все, что бы он прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес, как он открывается и закрывается; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, если это потребуется; состояние пола цены, особенно если предстоят танцевальные номера. Он должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему предстоит работать; находятся ли на своем месте стулья, подставки для хора и т.д.

Открывая концерт, ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, чтобы собрать внимание зрителей, но нельзя передерживать ее, можно сосчитать про себя до трех. В ходе концерта ведущий внимательно следит за происходящим на сцене, что бы не пропустить собственный выход, готовится к тому, что ему предстоит сказать, готовить к выходу следующих артистов, проверяет, на месте ли аккомпаниатор.

Во время концерта на сцене присутствуют рабочие сцены - они передвигают рояль, выносят и убирают столы, стулья. Нужно очень вежливо и тактично обращаться с этими техническими помощниками. Обычно в клубном концерте все команды - звонки, занавес, перестановки и т.д. - рабочий имеет право принимать только от ведущего. Это обеспечит порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявлять номера и выходя на сцену, и оставаясь за кулисами - в микрофон. Отрицательные моменты первого вида: тратится лишнее время на выходы и уходы или ведущий некрасиво ходит по сцене, но говорит хорошо. Преимущества этого вида объявления - общение с залом. Зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Второй вид объявления - из-за кулис. Положительным является то, что экономится время, нет лишних хождений по сцене, но отрицательным является то, что он не видит реакции зала, бывает, зрители еще аплодируют, а он объявляет следующий номер. Иногда сочетают оба вида объявления в одном концерте. В театрализованных концертах номера не объявляются, ведущий на сцену не выходит.

Организация концерта

Для проведения такого мероприятия обязательно создается постановочная группа за 1,5 месяца. В состав ее входят режиссер и его помощник: балетмейстер, хормейстер, звукорежиссер, художник по свету, художник-декоратор. Для коллективного обсуждения вопросов собираются заседания постановочной группы, которые предусматриваются планом подготовки концерта. На первом заседании постановочной группы обсуждается замысел концерта и распределяются обязанности. На втором заседании утверждается программа концерта, дается карточка-задание каждой службе и утверждается план подготовки концерта. На следующей встрече постановочной группы утверждается эскиз художественного оформления, звуковая и световая партитура.

Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана. Он должен составлять после того, как составлен план подготовительных работ: определились исполнители, их репертуар, сроки подготовки оформления, костюмов и т.д. репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, на запасных площадках, а затем в том помещении, где будет проходить концерт. Режиссер должен сам предварительно посмотреть репетиционные помещения. Он должен обратить внимание даже на такие пустяки, как размеры помещений, освещение, вентиляция, наличие музыкальных инструментов, магнитофон. В этот период идет просмотр и прослушивание всех исполнителей всех жанров, то есть проверяется готовность их к репетиционной работе на сцене.

С чего начинать репетировать на сцене? Желательно не оставлять на последние часы номера более сложные и массовые (танцы, песни). Лучше всего их репетировать вначале. Когда большие коллективы сидят в ожидании несколько часов зрительном зале, то о никакой творческой обстановке разговаривать быть не может. Нужно начинать репетировать с массовых номеров, а затем переходить к сольным. Такой принцип дает возможность по ходу репетиции постепенно отпускать освободившихся исполнителей, и с каждой репетиционной минутой, когда у артистов наступает все большая усталость и напряженность, участников станет меньше, а значит и обстановка для работы улучшится. Когда все номера отдельно отрепетированы на сцене, начинается их монтаж в единую программу.

Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общи прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Общий прогон, как правило, обнаруживает опасные места для звукорежиссера, рабочих сцены, осветителей, которые не обеспечили чистые переходы от одного номера к другому. Такая репетиция дает возможность почувствовать ритм концерта, свое место в нем и рассчитать свои силы. На этой репетиции выверяется световая и звуковая партитура, выверяется общая протяженность-хронометраж концерта. После такой репетиции необходим ее детальный разбор. Вот для этого и нужно в репетиционном времени для ликвидации всех просчетов и недоработок. Вот для этого и нужно в репетиционном плане всегда после первого прогона предусматривать один день «на репетиции» по назначению. Одновременно с этим проводятся технические (монтировочные) репетиции на сцене (по свету, звуку и технической стороне).

Завершающий план репетиционной работы - генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта. Генеральную репетицию режиссер может поручить проводить помощнику, что бы посмотреть самому концерт из зрительного зала. После обсуждения генеральной репетиции обычно проводится сдача концерта художественному совету культурно-досугового учреждения.

Перед концертом режиссер должен проверить готовность к нему всех «служб», всех участников. Во время концерта обычно находится за кулисами, следит за его ходом, но не должен создавать нервозную обстановку. После концерта он делает его разбор, собрав всех членов постановочной группы. [2, С. 67]

Page 3

Концерты сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряет.

Значимость концертов связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.

Концерт является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Классификация конценртов весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

При организации концерта необходимо определить его цель и задачи, целевую аудиторию. Затем следует выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за тот или иной этап организации праздника. Только при грамотной организации концертов, они пройдут успешно.

Взгляд на концерт, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - концерт коммуникация по поводу свободы. Концерт соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На концерте люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Концерты уходят своими корнями в культовые или астрологические праздники наших предков.

Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера концертов способствует повышению внушаемости. Посетители открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Таким образом, следует искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга, в том числе и концертов.

Концерты имеют большое социально-культурное значение, т.к. объединяет одной целью большое количество культурных учреждений, коллективов художественной самодеятельности. Воспитывает патриотизм, повышает культурный уровень и привитие интереса к массовым праздникам.

Творческие работники сферы культуры сохраняют традиции и обычаи приднестровского народа. В непростое время творческие работники культурно-досуговых учреждений прилагают все усилия, что бы развивать народное творчество, музыкальную и художественную культуры, прививая подрастающему поколению любовь и гордость к своей Родине.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи раскрыты.

Page 4

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е издание перараб. И доп. - М.: Изд-во МГУК ИПО «Профиздат», 2002.

2. Ищенко, Т.А. Учебное пособие «Массовые формы культурно-досуговой деятельности».

3. Новаторов, В.Е. культуроно-досуговая деятельность.

4. Галуцкий, Г.М. управляемость культуры и управление культурными процессами. - Москва, 1998.

5. Гончаров, Н.П. социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа.

6. Викторов, А.В. начинаем эстрадный концерт. М., «Знание» 1974

7. Щербаков, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия» 1974

8. Иконников, С.Н. Клубоведение. М., «Просвещение», 1980

9. Акимова, JI.А. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова М.: МГУКИ, 2003.

10. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. - М.: МГУКИ, 1995.

11. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен Текст. / А.Д. Жарков // Вестник МГУКИ, 2003.

12. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., МГУКИ, 2001.

13. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

14. Анашкина, Г.И. Задачи профессиональной ориентации будущих работников культуры. / Г.И. Анашкина. ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1983.

15. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994.

16. Вершковский Э.В. «Режиссура массовых представлений». - Л., 1977 г.

17. http://www. studentu. Ru

18. http://www. teatr-igry. Ru

19. Организация культурно-просветительной работы, - М., «Просвещение», 1989 г.

20. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: «Инфра-М», 1999.

21. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба /О.И. Марков. - М.: Просвещение, 2008.

studbooks.net

Для ведущего и тамады

1 Вед 9 кл Полина Вика Музыкальная заставка

Вед

Песнями богата родина моя. Прославляет песня милые края.

Звонкая, веселая, грустная порой

Льется по России вольною рекой.

Сердце замирает, когда ты звучишь. О судьбе о нашей правду говоришь.

О любви, разлуке часто мы поем,

И о счастье тоже- каждый о своем. Вед Любят песни русские села, города. Нам с такими песнями горе- не беда! Сколько песен спето, сколько мы споем,

Когда сядем рядом в праздник за столом!

Песня русская-русская душа! До чего ты песня, наша хороша! От рожденья самого до последних дней

Мы с тобою, песня- друга нет верней!

Праздник начинается с песни _Вороновой Алины (Тень-тень)

Вед Добрый день! Мы рады видеть вас на нашем празднике.

Вед А собрались мы здесь песни послушать, попеть, поиграть и про песню русскую узнать.

Вед В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».

«Как живется, так и поется» «Где песни, там и молодость»

Вед «Песня — душа народная». Испокон веку песня всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе. От

самого рождения и до самой смерти

Вед:

Ты откуда русская появилась, музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом. В радости ли, в боли, Или в птичьем свисте? Ты скажи — откуда Грусть в тебе и удаль, Как ты появилась С самого начала, В чьем ты сердце билась,

В ком ты зазвучала?

Вед Пролетали утки — уронили дудки, Пролетали гуси -уронили гусли, Их весною вешней

Нашли, не удивились…

Вед : Ну, а песня? вед С песней на Руси родились.

Открывают нашу программу уч-ся кл с песней_____________________________________________________

2 Ведущие 10кл Оля Алина

Вед

Давай забудем обо всем и песню русскую споем. Без модных ритмов и острот, Ту, что всегда поет народ. от радости, иль от тоски, иль сердце рвется на куски. Душа запросит вдруг мелодий, что до сих пор живут в народе. без брендов, имиджей и моды,

от русской сущности, природы.

Вед живут в России песни эти и лучше нет на белом свете. Когда случится вечерок после трудов, после дорог, друзья за хлебом и вином наговорятся обо всем; затянут песню вместе, дружно, дух воспарит, цветет душа и больше ничего не нужно,

и жизнь под песню хороша.

Давай споём народные — Затянем от души. Пускай теперь немодные;

Да больно хороши!

Вед Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

Вед Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит, да и как ещё было отдохнуть бедному человеку, кроме как не спев вечером на завалинке пару песен. Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою. А какие же были песни:

Вед -Много разных песен у нашего народа. Былины рассказывают о подвигах во имя счастья и благополучия народа и государства. Исторические песни о прославившихся людях и памятных событиях старины, баллады поражают воображение подробностями жизненной драмы.

Вед От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

Вед

О русские песни любимые,

В народе веками хранимые,

Ну чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

Вед

О песни томительно-нежные,

Сокрыты в вас дали безбрежные,

И плачет вселенская грусть…

И словно ин’окиня-старица,

Вас слыша, хочу я покаяться,

И светом полна моя грудь.

Вед

А вот удалые, раздольные,

Как ветер безудержный вольные,

Такие, что сразу – и в пляс!

Вас Русь родила благодатная

И силой своей неохватною

До края наполнила вас.

Вед

А как хороши песни ратные!

К России любовь необъятная

Звучит в вас, как грозный набат.

Мы с песнею ратной на смерть в бою

Пойдём, о Россия, за жизнь твою,

Не сделав ни шагу назад

вед

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка-Дон у Ростова,

Это матушка-Волга в пути.

Песня русская – это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на минуту, послушай,

Заведешься, как новый движок.

Вед

Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысяча лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет.

Вед Трудовые песни. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь то охота, вытягивание сетей или подъём тяжестей. Все эти песни имели свой ритм, под который работа шла дружно и спорно. А самое основное отличие трудовой песни – наличие в ней восклицаний – междометий, таких как «Эй!», «Ух!», «Ах!». Самой известной трудовой народной песней является «Дубинушка».

3 Вед 9 кл Полина Вика

вед Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу — всюду ему помогала песня.

Вед

Я для песни душевной Взял лесов зеленый шепот, А у Волги в жар полдневный Темных струй послушал рокот. Взял у осени — ненастье, У весны — благоуханье, У народа взял я счастье

И безмерное страданье

.

Вед: В русской песне — народная жизнь,

Песня звонкая сердцем поется, Пусть веселый иль грустный мотив,

Благодарно в душе отзовется!

(Викторина)

Угодать о какой песни идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов

1Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени) 2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки) 3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я) 4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)

5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся) 7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка) 8. Песня — обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз) 9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня) 10. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш) 11. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)

12. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)

Вед

Напевы наших русских песен… В них шепот звезд, В них шелест трав. Весенним гимном поднебесья

В них бродят рокоты дубрав…

Поют речные камыши. Все, что даровано им свыше, Что жизнь не может сокрушить,

Мы в песнях продолжаем слышать.

Вед

Звенит, поет в ночи река, Переливаясь ближе к устью. Слышны напевы ветерка

С тягучею, степною грустью…

О, песня русская, ты – Все! Ты наше вечное безбрежье! И не заглушит воронье

Напевов ласковых и нежных!

О русской песне.

4 Вед 10 кл Настя Юля

Вед Вторая группа – это любовные песни. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому, вся боль души от ухаживаний нелюбимого… Пели эти песни девушки на улице или когда собирались вместе за вышиванием.

Вед

Что же ты за сердце меня трогаешь, Песня задушевной старины? То ль в тебе живет душа высокая, То ли отблеск зыбкой тишины? То пускаешь сокола за облако, Разводя руками горький дым, То вдовой выходишь, одинокая,

Одарить цветами молодых.

Вед Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.

Третья группа – семейные песни, которые пели замужние женщины. В этих песнях отражалась нелёгкая жизнь замужней женщины. Чаще всего такие песни пелись по вечерам в горницах за прялкой или за другой работой.

Вед

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле, Песня родниковая моя!

Вед Четвёртая группа – солдатские песни. Все эти песни делятся на военно – исторические и бытовые. Военно-исторические песни чаще всего пелись от первого лица и повествовали о славных баталиях, смелости и находчивости. В бытовых песнях солдат – крестьянин описывал свой нелёгкий военный быт.

Вед Пятая группа – это юмористические или сатирические народные песни. К таким песням можно отнести «Ах вы сени, мои сени». В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.

Вед Так как песня появилась очень давно, когда еще собственно и разделения — то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы и былинами.

5 Вед 9 кл Полина Вика

Вед А еще бродили по свету скоморохи — мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины. Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками!

Вед

Как затянет, как зальется Православный наш народ, Ведь откуда что берется Прямо к сердцу так и льнет! Запоет про темпу ночку Иль про белые снега. Про купеческую дочку, Про шелковые луга. Запоет про сине море Иль про матушку-реку

Про кручину и горе,

Про сердечную тоску. И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое.

Вед На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов.

Вед В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …? /гармошки, балалайки/.

Что-то вас давно не слышно, Три заливистых струны. Говорят, из моды вышли Песни русской старины. Ну, кленовая, наддай-ка, Прозвени во все концы Балалайка, балалайка,

Золотые бубенцы.

Вед

Ты и нынче не робеешь, Ты одна на всю страну, Ты заливисто умеешь Тронуть русскую струну. С удалым народным сердцем Ты сроднилась навсегда, В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!

6 Вед 10 кл Оля Алина

Вед Существует так много видов народных песен, что трудно определить, что это такое. Первоначально народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти явления.

Один из видов народных песен — песни о профессиях. Они могут быть о пастухах, сапожниках, трубочистах, портных. Они могут быть о шахтерах и ковбоях.

вед Еще одна разновидность народных песен — религиозные народные песни. Самые замечательные из этих песен — спиричуэл — проникнуты высокой духовностью.

Вед Есть народные песни, воспевающие времена года. Есть свадебные, колыбельные песни плачи, военные песни, солдатские и многие другие. Народные песни могут быть абсолютно обо всем в повседневной жизни человека.

Вед

Проснется нежность, задержу дыханье

И сердце светлой грустью разбужу.

О русской песне, о своем страданье,

Протяжным голосом спою и расскажу.

Застольная, привольная, земная,

Ты в радости и в горе рождена.

Здесь поселилась правда вековая

И скорбь народная и воли глубина.

Вед

В ней широта души многоголосья,

Взметнется птицей выше облаков.

Прольется златом в спелые колосья

И в балалайке зазвучит без слов.

Люблю тебя народная, живая,

Ты русским духом в песне дорожишь.

И мудрость предков строкам придавая,

Ты радость в сердце красотой продлишь.

Вед И, наконец, частушки. Но это уже совсем другая история… Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. вед Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас

один общий дом — Россия.

Вед Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка. Ай да песни, что за песни, Распевает наш народ! Золотые, удалые,

Песни русские, живые -Молодецкие!

Вед: Вот и подошел к концу наш праздник, но не кончается песня.

Вед:

Весёлые и грустные, — Что хочешь, то споём; Родные наши — русские;

Мы с ними вновь живём.

Остались нам в наследство; Ты их не забывай; Культуру наших предков

Крепи и развивай…

Пойте, слушайте, любите русскую песню!

Мы поздравляем всех девочек, мам, бабушек с наступающим праздником 8 марта. (поздр слова)

С душистой веточкой сирени Весна приходит в каждый дом, От всей души Вас поздравляем С Международным Женским днём! Пусть радостью сегодня солнце светит, В тени оставив сноп больших тревог, И все цветы, какие есть на свете,

Цветут сегодня пусть у Ваших ног.

Я поздравляю дам прекрасных С весенним солнцем, пеньем птиц И с синевой высокой, ясной. Пусть украшением Ваших лиц Послужит нежная улыбка, Сиянье ласковое глаз. Пустяк мой дар — всего открытка.

Но, знак, что думаю о Вас!

8 марта — женский день! Один из дней в году, Когда Вы вносите во все улыбок теплоту, Когда цветы цветут в душе! И в этот светлый час, как прежде вновь Пусть будет Вам сопутствовать:

Надежда, Вера и Любовь!

В этот день, весной согретый Все цветы, улыбки Вам! Чтоб печали Вы не знали, Даже легкой грусти тень, Чтоб всегда глаза сияли,

И не только в этот день!

Про этот праздник много есть стихов, Но поздравлять с ним, право, не устану. Пусть голоса детей, сливаясь в хор, Поздравят вас, родные наши мамы! Здоровья, счастья и большой любви Всем женщинам сегодня пожелаем. Ах, если б в марте пели соловьи

Или цвела сирень, как в тёплом мае.

Пусть всегда женский день не кончается, Пусть поют в Вашу честь ручейки, Пусть солнышко Вам улыбается, А мужчины Вам дарят цветы. С первой капелью, с последней метелью, С праздником ранней весны Вас поздравляем, сердечно желаем

Радости, счастья, здоровья, любви!

Примите музыкальное поздравление с праздником для вас звучит песня Через реченьку мосток. (Настя и Алина)

scenarii-dlja-vedushchego.ru

ПРИНЦИП ОТБОРА КОНЦЕРТНОГО РЕПЕРТУАРА И СОЗДАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ.

Концертный репертуар коллектива складывается и определяется, в основном, в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы, а также степени исполнительской освоенности материала. Выбираются репертуарные произведения по определенным принципам, независимо от творческого направления и исполнительского стиля коллектива. Выбор репертуара осуществляется с учетом следующих принципов:

1) В репертуар включаются произведения, обладающие высокой художественностью, музыкальной ценностью и эстетически выдержанной поэзией.

2) Выбирая материал, следует помнить о необходимости накопления и создания собственного уникального фонда, не повторяющего репертуар других коллективов. Репертуар фольклорного коллектива должен обладать самоценностью и в то же время иметь просветительно-воспитательное значение.

3) При выборе репертуара обязательно учитываются музыкально-технические возможности коллектива.

4) Для концертного репертуара отбираются произведения разных жанров, отличающихся по тематике и характеру исполнения.

5) В концертный репертуар, кроме песенных образцов могут быть включены инструментальная музыка, хореографические постановки, народная проза, фольклорный театр.

6) В репертуаре могут быть использованы произведения, как для общего состава, так и для камерных исполнительских форм.

7) При выборе репертуара соблюдаются определенные пропорции в коллективе протяжных и скорых песен, хореографических, инструментальных номеров, произведений, исполняемых акапелла и с сопровождением.

Репертуар и концертная форма его воплощения находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга. С одной стороны, репертуар, накапливаемый на определенном этапе развития коллектива, его специфика, предполагает какой концертной формой он может быть представлен. С другой стороны, особенности каждой сценической формы определяют внутреннюю структуру построения концертной программы.

Как создается концертная программа? В одних случаях ее созданию предшествует накопление представляющих интерес для руководителя репертуарных произведений, на основе которых впоследствии и формируется концертная программа. В других – материалы подбираются уже от выбранной концертной формы, сценарного замысла или тематической направленности будущего концерта. Каждый руководитель заинтересован в зрительском успехе своего коллектива.

Исполнительская практика показывает, чтобы поддержать и сохранить постоянный интерес к происходящему на сцене действию, помогает принцип контрастного построения программы, в которых, в определенной последовательности, чередуются различные песенные жанры, хореографические и инструментальные номера. Комбинации исполняемых номеров могут быть самыми различными, однако при этом следует учитывать, что более 2-3 протяжных песен подряд слушатель воспринимает с трудом. В то же время, несмотря на доступность и хорошее восприятие аудиторией нескольких жанров, соединенных хореографией и зрелищностью, не следует злоупотреблять и этими номерами, потому что, чрезмерность движения утомляет зрителя не меньше, чем статичные формы, сопутствующие исполнению протяжных песен. Кроме того, не следует усердствовать в потакании тех зрителей, которые пришли на концерт лишь в поисках развлечений, посмотреть на экзотичность фольклора, а не приобщиться к его основным духовным ценностям в лице протяжной песни.

Как найти оптимальный вариант соотношения номеров в программе? Для этого руководителю следует хорошо себе представлять, какую концертную форму подачи репертуара он избирает. Если предполагается концерт-лекция, то количество, последовательность и чередование разных жанров, хореографических и инструментальных номеров не имеют принципиального значения. В этом случае нежелательные последствия от перенасыщения музыкой или хореографией смягчаются или снимаются совсем пояснениями «лектора» и его умением непринужденного и естественно общаться со слушателями в паузах между номерами.

Примерно также снимается напряженность от эмоционального воздействия в концертной форме с ведением ведущего, объявляющего последовательность номеров или слогов (вместо обычных объявлений употребляются специально написанные тексты).

Однако следует учесть, что объявления ведущего не могут быть продолжительными, иначе это снижает темп концерта.

Особенно сложно постоянно удерживать внимание в концертной форме не предусматривающей ведущего (поп стар). Здесь концентрация музыкального воздействия достигает высшей степени. Поскольку отсутствует возможность хотя бы кратковременного отдыха от звучания.

В этой форме контрастность построения чрезвычайно важна. Именно она поможет зрителю заинтересованно прослушать весь концерт целиком и не уйти из зала с чувством неудовлетворенности.

Контрастное сопоставление номеров не обязательно и не всегда может проявляться лишь в чередовании песен разных жанров. Ему способствует изменение качественного и количественного состава , исполняющего те или иные номера, и включение в программу сольного пения, и использование музыкального сопровождения, и инструментальных номеров. Выстраивая концертную программу необходимо помнить, что для успешного эмоционального воздействия она должна обладать особенными кульминационными пиками, возникающими обычно в середине и конце концерта. Причем серединная кульминация не должна быть слишком яркой, иначе у публики возникает ощущение, что продолжения не будет, и она начнет покидать зал. Кульминационным моментом в середине программы может стать любой номер. Часто его исполнение сопровождается зрелищностью, но нередко им становится и особенно интересная эмоциональная протяжная песня. Для финальной кульминации обычно выбираются наиболее яркие, игровые, шуточные или плясовые песни, способствующие хорошему, приподнятому настроению зрителя.

В зависимости от состава, подготовленности уровня аудитории, руководитель, если он заранее осведомлен о контингенте зрителя, может свободно варьировать номера программы, усложнять или упрощать ее по мере надобности и изменении ситуации. Если же состав публики неизвестен, то выбирается оптимально умеренная по специфичности программа, позволяющая заинтересовать и не оттолкнуть аудиторию.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Вступительное слово

Вступительное слово открывает выступление или мероприятие, а также может быть частью речи при вручении награды на церемонии награждения. Проявите ораторское мастерство, чтобы заинтересовать или мотивировать аудиторию. На курсах ораторского мастерства вам предложат следующую схему вступительного слова:

  1. Поприветствуйте аудиторию (произнесите краткую приветственную речь или ограничьтесь парой слов).
  2. Объявите название мероприятия или заголовок речи.
  3. Важность мероприятия или темы.
  4. Краткий анонс.
  5. В чем заключается уникальность мероприятия или речи. Какие приглашены эксперты, результаты каких исследований будут озвучены.
  6. Начните выступать или передайте слово следующему оратору.

Если ваше вступительное слово предваряет ваш же доклад, используйте 7 советов оратору-докладчику. А вот примеры вступительного слова для разных мероприятий.

Вступительное слово на концерте:

«Добрый вечер, дамы и господа! Приветствую всех на концерте «Дань былому», посвященном советской эстраде.

Уверен, все вы помните эти чудесные мотивы, которые уже стали классикой. Песни нашей юности остаются в душе на всю жизнь.

Сегодня вечером мы услышим их вновь в исполнении молодых и талантливых артистов. Для вас будут выступать Екатерина Косова, Ольга Алехина, Николай Никитин, Эрни Ро и многие другие. Прозвучат песни Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой, Муслима Магомаева и всех-всех любимых исполнителей советской эпохи.

Многие шлягеры будут впервые исполнены в современной обработке. Этому посвящено второе отделение концерта.

Итак, встречайте! Алена Мягкова с песней «Белый платочек»!»

А вот как солист группы «Любэ» сказал вступительное слово на своем концерте:

Он сделал это мастерски, как хороший оратор, потому что поделился со зрителями своими мыслями и эмоциями. Сделайте так же, если говорите вступительное слово к своему собственному выступлению.

Вступительное слово на совещании:

«Доброе утро, уважаемые коллеги.

Сегодня, как и договаривались, обсудим учебный план для младших классов. Нужно подготовить его к первому августа, чтобы библиотека успела организованно закупить учебники, а методисты могли разработать планы и адаптировать учебную программу.

За сегодня нужно закончить учебные планы по математике, чтению, русскому языку и природоведению.

Я как заместитель директора по начальным классам вчера была на заседании городского Методического института. Сейчас я зачитаю вам новые рекомендации ведущих методистов на новый учебный год…»

А вот пример другого вступительного слова на совещании:

Владимир Путин уделяет много внимания целям заседания. Он делает это потому, что для совещания главное – цели и задачи. А вот говорить о важности или уникальности совещания и озвучивать расписание следует только тогда, когда в этом есть необходимость.

Вступительное слово на конференции:

«Добрый вечер, уважаемые гости и участники! Я рад приветствовать вас на Третьей международной конференции «Воздух будущего».

Экологические проблемы – это серьезный повод для беспокойства. Загрязнение воздуха провоцирует глобальное потепление, появление озоновых дыр, вызывает множество заболеваний. К счастью, наука не стоит на месте. В нашем арсенале появляются новые методы борьбы с экологическими проблемами.

Их обзору и будет посвящена конференция. Первый день отведен для докладов экспертов, второй – для круглого стола «Международное законодательство, регулирующее выбросы в атмосферу». На третий день мы проведем круглый стол «Воздух будущего». Присутствовать на нем смогут все желающие.

Вы услышите доклады экспертов ВОЗ Юрия Петрова и Мартина Ковальски, главы объединения нефтяников Николая Иванова, доктора химических наук Андерса Клюйверта и многие другие.

Я также рад сообщить, что в этом году нам удалось собрать почти в три раза больше статистических данных, чем в прошлом. Это значит, что вы услышите еще более точные прогнозы от ведущих докладчиков конференции.

А теперь мы можем приступить к выполнению программы конференции. Слово предоставляется  главе департамента экспертизы РАН  Юрию Круглову».

А вот как произнес вступительное слово ведущий конференции по духовной музыке:

Оратор уделяет больше внимания теме конференции, чем регламенту. Так можно сделать, если тема вашего выступления новая и с ней плохо знакома аудитория.

Вступительное слово для праздничного вечера:

«Приветствую вас, уважаемые гости!

Мы рады, что вы пришли на наш праздничный вечер, посвященный Дню защиты детей. Он проводится организацией «Объединение Родителей».

То, что многие приехали из других городов, говорит о значимости этого праздника. «Объединение Родителей» стремится повысить уровень жизни каждого ребенка в мире. В этом году тема праздника – «Школьник по праву», потому что вечер посвящен обучению в школе. К сожалению, 58 миллионов детей во всем мире не имеют возможности ходить в школу. Мы передадим деньги от продажи билетов на развитие школьного образования.

В программе вечера – выступления юных чтецов, концерт, а также костюмированное представление «Хочу в школу!». Гость вечера – специалист по обучению чтению Мария Степанова. Она выступит с «Письмом к родителям».

Приготовьтесь развлекаться и веселиться! А сейчас слово передается Саше и Даше Петровым, которые разыграют сценку «Урок».

А вот каким кратким было вступительное слово ведущего на фестивале джаза:

Этот оратор говорит лаконично. Сделайте так же, если вам нужно сократить вступление.

speakerclub.ru

20 незаменимых умений и качеств хорошего ведущего концерта!

Неудачно выбранный ведущий способен испортить всё впечатление от концерта даже при очень хорошей игре исполнителя (исполнителей). Если во время концерта ведущий мандражирует и трясётся как осиновый лист больше, чем вы, играя произведение, забывает текст, перескакивает с мысли на мысль, то впечатление от такого ведения будет весьма и весьма жалким и даже комичным. Поэтому к выбору ведущего для концерта надо подходить внимательно и щепетильно.

Конечно, самый лучший и верный способ – сходить на один из концертов с его ведением. Это даст вам возможность посмотреть на человека в деле, как говорится во всеоружии его мастерства и трезво оценить все его достоинства и заметить (если таковые есть) недостатки. Но если такой возможности нет, например, когда на эту роль напрашивается ваш хороший знакомый, то возьмите на вооружение несколько советов на что следует обратить внимание при выборе.

Итак, какими обязательными качествами и умениями необходимо владеть хорошему ведущему? Претендент на эту роль должен:

1. иметь приятную внешность и обаятельную улыбку;

2. соблюдать дресс-код и иметь одежду, соответствующую тематике концерта (если академический концерт, то вечерний костюм/ платье);

3. быть эрудированным, знающим и любящим музыкальное искусство;

4. быть по духу (хотя бы на время концерта) «человеком-праздником» и заражать позитивным настроением слушателей;

5. быть внимательным и наблюдательным, чтобы чутко отслеживать настроение публики и откликаться на её требования;

6. иметь приятный по тембру, крепкий, выразительный голос, способный озвучить большую аудиторию даже без микрофона;

7. чувствовать себя уверенно, артистично и раскрепощенно держаться на сцене;

8. уметь передвигаться по сцене изящно и свободно;

9. хорошо владеть словом, грамотно и свободно выражать свои мысли о музыке;

10. учитывать возраст и контингент собравшихся и уметь «вещать» на доступном для понимания публики языке;

11. обладать умением словесной импровизации, чтобы не впасть в ступор, если что-то вдруг неожиданно поменяется перед самым концертом или возникнет необходимость заполнить внезапно возникшую «паузу»;

12. иметь хорошее чувство юмора (хорошо спасает в непредвиденных сценических ситуациях);

13.  уметь словом пробудить интерес к музыке и желание её услышать, помнить о своей заветной миссии: подготовить слушателя к восприятию музыки, которая будет звучать;

14. владеть эффективными приёмами привлечения и удержания слушательского внимания;

15. быть пунктуальным и, само собой разумеется, не опаздывать на концерт или вбегать в последние минуты перед его началом, а приходить заранее, чтобы настроиться самому и проверить степень готовности сцены;

16. хорошо чувствовать время, не растекаться мыслью по древу, перегружая чужие уши потоком лишней информации;

17. иметь хорошие организаторские способности и чувствовать себя «хозяином сцены»: при необходимости быстро реагировать на всевозможные изменения, разрешать мелкие сценарно-технические моменты, которые довольно часто возникают по ходу концерта;

18. быть «режиссером закулисья», особенно когда сборный концерт и принимают участие разные исполнители, прохлаждающиеся по разным углам в ожидании своей очереди;

19. уметь создавать доброжелательную благоприятную для выступления артиста эмоциональную атмосферу;

20. иметь гибкий и дипломатичный характер, учитывать и откликаться на все пожелания исполнителя (исполнителей).

Если ваш кандидат владеет всеми перечисленными качествами и умениями (или хотя бы подавляющим большинством из них), то будьте уверены, что с ролью ведущего он справится превосходно. А если вы и сами талантище, то стоит призадуматься, а не провести ли свой концерт самому? О преимуществах такого выбора можно прочитать здесь.

Подготовила Александра Макарова

Анекдот в тему:

  

Концерт. В программе 24 этюда Шопена. В первом отделении, соответственно, исполняются первые 12. На сцену гордо и неторопливо выходит дама-конферансье и хорошо поставленным голосом объявляет:

–Шопэээээээн…. Этюд номер один, Этюд номер два, Этюд номер три … и так далее вплоть до Этюда номер двенадцать.

С галёрки тоже неплохо поставленным голосом раздаётся:

– Дююююра!

queenguitar.by

Как подготовиться к концерту: универсальные советы для успешного выступления • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Успех концерта напрямую зависит от того, как ты и твои друзья по группе подготовятся к нему. Поэтому подготовка к выступлению — один из важнейших моментов в жизни любой музыкальной группы. И речь здесь не столько о том, как хорошо вы отрепетировали свою программу (это должно быть сделано на высочайшем уровне по умолчанию), а о том, что сделать перед, во время и после концерта.

SAMESOUND.RU представляет универсальный чек-лист для начинающих музыкантов по подготовке к выступлению, а также тому, как увереннее провести сам концерт.

Как подготовиться к концерту. Содержание:

Какими бы талантливыми не были музыканты, правильная подготовка к концерту — залог успеха. Профессиональные музыканты всегда готовы к любому развитию событий, вне зависимости от места проведения выступления и состава его участников.

Подготовку можно разделить на два этапа — домашнюю работу и саундчек на площадке.

Домашняя работа по подготовке к концерту

Подготовка к концерту начинается дома, за день до выступления. В первую очередь составьте список того, что нужно взять с собой. Большая часть того, что войдет в список — аксессуары для игры на музыкальных инструментах и различные компоненты для оборудования.

Аксессуары первой необходимости для музыкальных инструментов

Гитаристам и басистам

Если вы гитарист или басист, возьмите с собой пару комплектов струн, машинку для их накручивания, кусачки или ножницы по металлу и тюнер. Также не помешает запасной ремень для гитары — никто не застрахован от того, что нынешний ремень порвется или повредится во время поездки на площадку или саундчека.

Заранее соберите педалборд. Проверьте все разъемы педалей, соединительные провода и адаптеры питания. Обязательно приготовьте комплект батареек для педалей.

Не забудьте взять достаточно медиаторов и держатель для них. Желающих «стрельнуть» медиатор и забыть его вернуть всегда много!

Вокалистам

Не поленитесь и возьмите свою микрофонную стойку. Очень часто стойки в клубах плохо держат микрофон, а наличие своей стойки избавит от этих проблем.

На сцене может быть очень громко, поэтому задумайтесь о защите ушей. Возьмите с собой профессиональные беруши. Этот пункт справедлив для всех музыкантов группы.

Барабанщикам

Помимо собственного железа, если оно необходимо на концерте, набери несколько пар барабанных палочек. Если используешь пэды или какую-либо перкуссию (колотушку, чаймсы), проверь их рабочее состояние.

Обязательно возьми ключи для барабанов — найти их в клубе будет практически нереально.

Запасные кабели

На каждый используемый кабель должен быть запасной шнур. Трехметровый гитарный кабель, короткие соединительные провода для педалборда, микрофонный шнур, какие-то другие провода — у всего должна быть исправная замена.

Комплект первой помощи и лекарства

Учитывайте любое развитие событий. Возьмите необходимые лекарства: капли в нос, средство от кашля, таблетки от головной боли, пластыри и бинт, средство от простуды и болей в желудке. Лекарства могут не пригодиться вам, зато потребоваться кому-то из товарищей по группе.

Клейкая лента, скотч

Скотч или изолента помогут закрепить поломанную микрофонную стойку, на скорую руку отремонтировать сломанный кабель или приклеить сетлист на сцене.

Удлинители, разветвители, адаптеры и источники питания

Возьмите с собой дополнительный удлинитель или разветвитель. Не редки случаи, когда музыкантам не хватает розеток для всего привезенного оборудования.

Отдельное внимание уделите адаптерам питания своего оборудования. Если один из них не вызывает доверия, возьмите запасной, чтобы в самый ответственный момент не остаться без эффектов или примочек.

Фонарик, ручка и бумага

Все современные смартфоны оснащены встроенным фонариком. Если такого функционала в твоем устройстве нет — возьми обычный фонарик. На сцене и в зале обычно темно, поэтому дополнительное освещение не помешает.

Также возьми с собой ручку и небольшой запас бумаги на тот случай, если потребуется внести правки в сетлист или сделать какие-либо пометки. Да и сама бумага может помочь во многих других экстренных ситуациях.

Полотенце и запасная футболка

Полотенце пригодится как во время выступления, так и после. В клубах и на сцене всегда жарко, поэтому не допускай ситуаций, когда пот льется с тебя ручьем.

Запасная футболка понадобится после концерта. Чтобы не заболеть, переоденься после выступления.

Мультитул

Поможет в любой момент. Универсальный инструмент, состоящий из отвертки и плоскогубцев, ключей и напильника, поможет закрутить разболтавшиеся винты и гайки на ваших инструментах и другом оборудовании.

Перекус и вода

Концерт может затянуться, а голод никто не отменял. Захвати с собой фрукты, бутерброды или другие закуски, которыми ты утолишь чувство голода.

Вода понадобится всем участникам коллектива. Запаситесь одной-двумя бутылками воды на каждого участника коллектива.

Деньги

Наличные деньги могут понадобиться в любой момент. Не стоит доверять карточкам — поблизости может не оказаться банкоматов твоего банка, а в клубе могут не принимать карты из-за технических неполадок.

Саундчек

Linkin Park во время саундчека.

Собрав все необходимое дома, группа отправляется на концертную площадку. Все предконцертное время, включая саундчек, — это еще один этап подготовки к концерту.

Узнай, как зовут звукорежиссера

Про звукорежиссеров в клубах и на концертных площадках ходит много разнообразных баек, хороших и не очень. Так или иначе, но отнесись к звукорежиссеру так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.

Клубный звукорежиссер такой же участник подготовки к выступлению, как и музыканты коллектива. Будь благодарен ему за любые полезные действия, связанные с вашим звучанием и общайся с ним на равных.

Настрой все инструменты

Настроенные инструменты — еще один фактор успешного выступления.

Если гитар несколько — настройте их все в соответствующий строй. Повторную настройку гитар проведите за несколько минут до выхода на сцену. То же самое относится к остальным инструментам, которые используются в музыке группы — балалайки, домры, банджо, скрипки.

Проверьте настройку барабанов, клавишных, сэмплеров и синтезаторов. Протестируйте основной вокальный, бэк-вокальные и инструментальные микрофоны. Все должно звучать и работать как часы.

Выстави громкость на средние значения

Средние уровни громкости дают звукорежиссеру больший контроль над звучанием коллектива. Не выкручивайте мониторы и усилители настолько, что они начинают «заводиться».

Нехватку громкости решайте при участии звукорежиссера — пусть он прибавляет звука на пульте.

Проверь максимум доступных эффектов

Проверьте звучание всех педалей. Протестируйте звук гитар на чистом, кранчевом, перегруженном канале и выставите каждому правильный уровень громкости.

Выбери для саундчека песни, которые лучшим образом проверят ваш звук

В репертуаре любой группы есть песни, которые являются основой звучания коллектива. Для саундчека лучше использовать именно их, а не импровизировать или играть каверы.

Внимательно послушай микс

Удели внимание звучанию всей группы во время саундчека, а не кому-то одному. Насколько сбалансирован звук? Не вырываются ли барабаны на передний план? Не утопает ли вокал в общем миксе?

Настройся морально

Еще один компонент успешного выступления — правильный моральный настрой. Настройся на позитивный лад и будь готов, что выступление может начаться в любой момент по вине не приехавших или уехавших музыкантов.

Задача вашей группы в том, чтобы настроиться и провести такое выступление, которым будут гордиться даже ваши мамы.

Пообщайся с другими коллективами и музыкантами

Если концерт подразумевает участие других групп — познакомьтесь с теми, с кем предстоит делить сцену.

Включай усилители за несколько минут до выхода на сцену

Лампы усилителей должны немного прогреться. Если на сцене нет ламповой аппаратуры, все равно включи ее немного раньше — хуже от этого не будет.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

Не пейте алкоголь

Не заправляйтесь допингом по пути на концертную площадку и перед выходом на сцену. Готовиться к выступлению не станет легче, а играть лучше вы точно не станете. Оставьте все самое вкусное на потом.

Не давайте свое оборудование другим музыкантам

Помогать другим музыкантам хорошо, но не давайте свое оборудование просто так. Прежде чем строить из себя Мать Терезу, ответьте на несколько простых вопросов:

  • Вы уверены, что оборудование вам вернут?
  • Вы уверены, что оборудование не сломают?
  • Сможете ли вы сыграть весь концерт на минимально доступном наборе оборудования?

Не превращайте саундчек в репетицию

Для проверки звучания группе и звукорежиссеру хватит одной-двух песен. Подготовка к выступлению — это не репетиция или джем-сейшн. Своевольное поведение не прибавит группе плюсов в карму и покажет ваше неуважение к другим участникам концерта.

Не играйте во время настройки барабанов

Как бы плохо не звучали барабаны в клубе, не мешайте звукорежиссеру и барабанщику настраивать ударную установку. Любые высокие звуки, отличающиеся по частотам от звуков ударных, усложняют жизнь во время настройки.

Не оставляйте включенным оборудование

После саундчека выключите все оборудование, работающее от электросети или батареек. Батарейки могут разрядиться в самый ответственный момент, в электросети может произойти скачок напряжения. Публика не станет слушать оправдания, что ваш усилитель сгорел или сели батарейки.

Не теряйте концентрации

Подготовка к выступлению подразумевает должный уровень ответственности. Будьте максимально сконцентрированы с того самого момента, как вы попали на территорию концертной площадки.

Если с оборудованием все в порядке, не расслабляйтесь, ведь вы еще не выступили перед публикой. Профессионализма от каждого участника коллектива ждут другие участники концерта, слушатели и местный звукорежиссер.

Что делать во время выступления, чтобы оно прошло успешно

Все проверено, налажено, отстроено и готово к работе, а значит подготовка к концерту близится к концу. Тем не менее, перед выходом на сцену у группы есть запас времени, который можно провести с пользой для себя и своего коллектива.

Составьте сетлист

Если ваша музыка не строится на импровизации, составьте список песен для выступления. Порядок композиций должен совпадать с тем, в каком порядке вы будете играть. В случае чего, внести коррективы в сетлист можно по ходу концерта.

Составляя сетлист, постарайтесь первым номером выбрать ту песню, которая привлечет внимание публики с первых аккордов. Конечно, привлечь внимание можно и собственным внешним видом, но начинать концерт лучше с яркой песни. Заинтересованный зал окажет лучшую поддержку группе, а играть станет легче.

Расслабьтесь

Если до выхода на сцену осталось несколько минут, то можно расслабиться и уже ни о чем не переживать. Слушайте советы звукорежиссера и помните, что успех концерта теперь зависит от настроения публики.

Расслабиться — не значит потерять собранность и концентрацию.

И еще. На этом моменте уже можно не переживать за звучание коллектива. В зале всем наплевать.

Смотрите слушателям в глаза

Поддерживайте зрительный контакт с публикой — не надо упираться в гриф или корпус инструмента.

Говорите звукорежиссеру, чего вам не хватает

Звукорежиссер всегда присутствует в зале. Если подготовка к выступлению прошла хорошо, а контакт со звукорежиссером налажен, не стесняйтесь просить его внести коррективы в звук. Плохо слышите гитары или ее слишком много? Попросите звукорежиссера поправить звук на пульте.

Помните, что все может пойти наперекосяк

Не бойтесь и не теряйтесь, если выступление пошло не по плану — это нормально для всех концертов. Будьте готовы к любому развитию событий.

Если у одного из музыкантов появились проблемы во время выступления, сыграйте инструментальную композицию или пообщайтесь с залом, чтобы ваш товарищ по группе мог исправить возникшие неполадки.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯНе подключайте гитару во время настройки

Подстраивайтесь между песнями, но не забывайте о кнопке MUTE.

Не повторяйте название группы в каждой паузе

Назовите название группы в начале выступления. Не повторяйте его при каждом удобном случае.

Не допускай больших пауз между песнями

Пока басист настраивает инструмент, у вокалиста и лидера коллектива есть возможность поработать с публикой — прорекламируйте сингл, сайт, мерч или просто пообщайтесь с публикой.

Не меняй настройки аппаратуры на сцене

Подготовка к концерту уже прошла! Если звук не нравится только тебе — это не значит, что он не нравится всем. Свободное вращение ручек на сцене может испортить звучание всего коллектива.

Уходи со сцены быстро

Если вы не хэдлайнер, покидай сцену как можно скорее. Помимо тебя в концерте участвуют и другие группы, чье время строго ограничено. Не создавай никому проблем своей нерасторопностью.

Не бойся публики

Забудь робкие извинения, убери неуверенный взгляд, избавься от страха. Вы — группа с лучшим выступлением этого вечера! Играйте так, чтобы вас все запомнили!

Чек-лист «Подготовка к концерту» от SAMESOUND.RU

Мы понимаем, что объем информации в материале велик, поэтому подготовили специальный чек-лист в формате PDF. В нем собраны основные положения статьи. Его можно распечатать и раздать другим участникам группы, взять с собой на концерт и проставлять галочки в тех пунктах, которые выполнены.

Чек-лист по подготовке к концерту

Удачных выступлений!

samesound.ru


Смотрите также