Детская программа какого цвета нефть


Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Всё о нефти»

Гульнур Галимовна Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Всё о нефти»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: Всё о нефти

Программное содержание:

Создавать условия для интеллектуально – познавательной, опытно-экспериментальной деятельности.

Побуждать детей к умозаключениям, самостоятельному овладению представлением различных свойств нефти, о законах жизни природы и необоходимостью их учёта в жизни.

Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.

Материал и оборудование: картина «Нефтяной промысел», плакат «Нефтепродукты», различные виды колб с нефтью, банка с водой, керосин и керосиновая лампа, машинное масло, вазелин, парафин, краска, лак, стенд о буднях нефтяников, сувениры, плакаты.

Словарная работа: керосин, керосиновая лампа, нефтяной промысел.

Предварительная работа: собрать коллекцию предметов, сделанных из нефти; провести эксукрсию к зданию «Татнефть»; изготовление плакатов; чтение рассказов о жизни нефтяников; заучивание стихотворения И. Винокурова «Альметьевск».

Ход занятия

Ребята, я хочу вам рассказать былину. Давным-давно, в деревне Мортыш – Тамак жил Туймухаммет и были у него сыновья. Одного из них звали Альмухаммет. И вот однажы решил он переселиться в местность, расположенную в 7-8 км, от родной родительской деревни, туда, где было много мелких озёр и холодных родников. Постепенно здесь рождается деревня, и все её называют деревней Альметмуллы, а коротко её назвали Альмети, а её жители стали называться альметьевцы.

Через несколько лет Альмухаммет переселился на берег Зая, с ним переселилось большинство жителей деревни, она стала называться Новое – Альметьево, а прежнюю – Старое Альметьево.

Население села занималось обычным для деревни промыслом: скотоводством, земледелием, рыболовством. А в последествие они научились изготавливать изделие из липового дерева: мочало, лыко, рогожи, вёдра, санки, а потом их продавать. Так они жили 300 с лишним лет.

В 1930 году приехали геологи и начали поисковые работы на нефть. В результате было выявлено большое нефтяное месторождение, а затем и другие. Наряду с нефтью начали добывать и природный газ. (Показ картины «Нефтяной промысел»)

Приехали рабочие нефтяники, образовался посёлок, а в 1953 году рабочий посёлок преобразовался в город, который назвали Альметьевск.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что из себя представляет нефть?

Дети: Нефть – это природная горючая жикость.

Воспитатель: А какого цвета нефть? (Показываю колбу с нефтью)

Дети: Нефть чёрного цвета.

Воспитаттель: А еще, какого цвета может быть нефь. Как вы думаете?

Дети: Нефть может быть красно – коричневого, жёлто – зелёного цвета.

Воспитатель: Молодцы! А ещё нефть может быть бесцветной.

Воспитатель: А теперь, давайте нефть капним в банку с водой. Нефть тонет или нет?

Дети: Нет, нефть не тонет.

Воспитатель: Правильно ребята, она тонокой плёнкой раслылась на повернхности воды, не смешивается с водой, не даёт попадать кислороду.

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, если нефть попадёт в озёра и реки, это хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему «плохо»?

Дети: Реки и озёра загрязнятся, пострадает природа, погибнут, задохнутся обитатели водоёмов. В такой воде нельзя купаться.

Воспитатель: Ребята, давайте нальём в банку воды и промокнём пёрышко. Посмотрите, чтор стало с пёрышком?

Дети: С пёрышка стекает вода.

Воспитатель: А сейчас опустим пёрышко в колбу с нефтью. Нефть стекает с пёрышка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Маслянистая, вязкая.

Воспитатель: Правильно! Нефть – это малсянистая, вязкая жидкость. Что случится с птицами, если они испачкают своё оперение нефтью?

Дети: Пёрышки у птиц могут слипнуться и они не сомгогут летать. Даже могут погибнуть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнём, поиграем в игру «Что сначала, что потом». (Предложить детям показать через игру – экспериментирование рост и развитие культур полевых растений – гороха)

Воспитатель: Мы недавно с вами сажали семена гороха в горшочки с землёй. (Показ) В одном горшке горох не взошёл, почему?

Дети: Потому, что в этот горшок с землёй мы капнули нефть, и семена в такой земле погибли.

Воспитатель: Да, ребята, если нефть попадает в реки и озёра, на поверхность земли, страдает окружающая нас природа, погибают животные, птицы, растения, загрязняется воздух. Но нефть – ценнейший продукт, который используется в народном хозяйстве, и его ещё называют чёрным золотом. Как вы думаете почему? (дети отвечают с опорой на плакат) Что делают из нефти?

Дети: Из нефти делают керосин, бензин, машинное масло, вазелин, парафин, лаки, краски. (Воспитатель показывает)

Воспитатель: Для чего нужны людям эти продукты?

1 ребёнок: Бензин необходим для работы моторов автомобилей, самолётов.

2 ребёнок: Машинное масло употребляют для смазки машин.

3 ребёнок: Вазелин, парафин, лаки, краски употребяляются в быту.

4 ребёнок: Ещё из нефти делают керосин. Керосин горит в лампах, примусах и керосинках.

Воспитатель: Да, правильно ребята. Молодцы! А зачем людям нужна была керосиновая лампа, как выдумаете?

Дети: Её использовали люди, когда не было электричества.

Волспитатель: Давайте мы посмотрим, как это происходило. Осторожно наливаем в ёмкость лампы керосин и зажигаем фитиль. Что мы с вами получили?

Дети: Мы получили свет.

Воспитатель: А нам нужен такой свет сейчас, когда у нас есть электричество?

Дети: Керосиновую лампу можно использовать, когда отключат свет, в местах, где нет электричества.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы выключим электричество и посмотрим, как горит керосиновая лампа. (Дети наблюдают) Ребята, посмотрите вокруг, вы видете друг друга; видете предметы, которые вас окружают?

Дети: Да, видим.

Воспитатель: Вот так люди обходились без электричества с помощью керосиновой лампы.

Воспитатель: Ребята, сейчас поиграем в игру: «Хорошо – плохо» и посмотрим, что нового, полезного, интересного вы узнали о нефти. (Проводится игра)

Воспитатель: Нефтяники добывают полезнейшее ископаемое, без которого мы сейчас уже не смогли бы жить. Но, чтобы нефть не засоряла окружающую природу, нефтинки проводят мероприятия по сохранению окружающей среды: благоустраивают родники, каскады прудов; стараются обезопасить пруды от возможных нефтяных выбросов; проводят ремонт нефтепроводов; озеленяют наш город.

www.maam.ru

Конспект занятия по экспериментированию «Нефть — наше богатство»

Светлана Попова Конспект занятия по экспериментированию «Нефть — наше богатство»

КОНСПЕКТ

Занятия – экспериментирования

Тема: «Нефть – наше богатство»

подготовительная группа

Воспитатель: Попова С. Г.

Г. Нижневартовск 2014г

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.

Оборудование:

-нефть в пробирках,

-стаканы с водой,

-пипетки,

-птичьи перья, кусочки меха,

-мыло и другие моющие средства,

-4 миски,

-бумажные и тканевые салфетки,

-пластиковые трубочки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание слайдов, на компьютере на которых показано, как горит нефть;

2. Знакомство с трудом нефтяников. Показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;

3 Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;

4. Игра «Найди и принеси», в ходе, которой дети находят в группе и приносят на стол воспитателя изделия, полученные из нефти;

5. Рассматривание картин Х. Курмаева Триптих «Тревога»

Словарная работа: лаборатория, пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое- нефть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…

Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня?

Пришёл бы невод обратно с одною тиною морскою, а ещё со ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы второй раз, выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.

в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка, да непростая, а золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы она просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу.

Не хочу, говорит, быть рыбкою нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море вернуться? Ведь там её дом.

(высказывания детей)

Воспитатель: А в нашем крае, где живут рыбы?

Дети: в озёрах, реках

Воспитатель: Знаете ли вы, чем знаменит наш край?

Дети: много ягод, грибов.

Воспитатель: а какое самое главное богатство нашей Югорской земли?

Дети: нефть, газ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нефти, её свойствах. Свойства нефти изучают в лабораториях. А вы, хотите стать лаборантами? (дети и воспитатель одевают шапочки и белые халаты)

(открывается ширма, за которой столы с небольшим оборудованием)

Воспитатель: вот мы с вами и в лаборатории, перед началом нашей работы я хотела бы, чтобы вы вспомнили основные правила:

Дети:- во время проведения опытов необходимо соблюдать тишину, чтобы ни кому не мешать;

-быть внимательным, т. к. работаем с опасными материалами;

-осторожно обращаться с пробирками и содержимым в них.

Воспитатель: Возьмите пробирки с нефтью, рассмотрите её и определите консистенцию. Как вы догадались, что нефть жидкая (переливается в пробирке)

-Теперь определим цвет нефти. Поверните пробирку на свет: прозрачная ли нефть? Какого она цвета?

Дети: нефть коричневого или чёрного цвета.

Воспитатель: интересно, имеет ли нефть запах?

Дети: нюхают нефть в пробирках.

Воспитатель: что можно сказать о запахе?

Дети ; неприятный, резкий

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с бумажной салфеткой, если в неё капнуть нефть? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пипетку, наберите в неё немного нефти и капните на салфетку. Что произошло?

Дети: нефть расплылась по салфетке.

Воспитатель: попробуйте нефть на ощупь. Каким свойством ещё она обладает?

Дети: маслянистая, жирная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворится ли нефть в воде7 Например, как сахар и соль? (предположение детей) давайте проверим на опыте: возьмите пробирку с нефтью и вылейте в стакан с водой. что произошло?

Дети: нефть не тонет и не растворяется в воде, а расплывается по ней плёнкой.

Воспитатель: Как вы думаете, горит ли нефть? (предположения)

Сейчас мы это проверим. Я возьму немного нефти, налью её в баночку и попробую её поджечь (поджигает). что произошло с нефтью?

Дети: она хорошо горит.

Воспитатель: что вы сможете сейчас сказать о нефти?

Дети: это густая, маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом, в воде не растворяется, хорошо горит).

Воспитатель: нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она находится глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники. Специальными машинами они бурят глубокие отверстия- скважины (показ работы нефтяников на интер доске, по которым нефть поднимается на поверхность земли. Поскольку нефть хорошо горит, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, самолётов, морских и речных судов, трактора.

Из нефти изготавливают пластилин, пластмассу, вазелин, и много других изделий.

Но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озёра, реки, леса, землю.

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы? (высказывания детей).

Воспитатель: давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?

Воспитатель: возьмите пробирку с нефтью и вылейте её в стакан с водой. а теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите н столе перо, рассмотрите его, какое оно?

Дети: красивое, воздушнее, лёгкое

Воспитатель: подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо в нефть – избыток нефти можно снять, прижав перо к краям банки, и ещё раз подбросьте вверх.

(Педагог обращает внимание детей на то, как оно быстро, «камнем» падает вниз. Напоминает детям, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (гусь, утка, чайка) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Воспитатель: (предлагает детям отмыть запачканное нефтью перо, разрешает воспользоваться разнообразными моющими средствами.)

Отмылось ли перо? могут ли птицы в природе использовать моющие средства? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязнённую нефтью?

Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек меха и обмокните в нефть, давайте сделаем вывод, о том, что произойдёт с животными на загрязнённых нефтью территориях.

Воспитатель: (наливает в заранее подготовленный контейнер воду):

Это и будет наша речка. Добавим в неё немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера».

Что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом?

Дети: рыбки погибнут.

Воспитатель: Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая плёнка не пропускает воздух, и рыбам нечем дышать.

А может ли нефтяная плёнка пропускать воздух? (предположения детей).

Воспитатель: проведём опыт (воспитатель через соломинку продувает воздух в воду – и в тех местах, где нефть есть – она не выходит, образует пузыри, где её нет – свободно выходит.

Нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

Воспитатель: А сейчас с вами очистим воду от нефти, не сливая её через трубочку. (даёт им возможность придумать собственные способы очистки воды пусть попробуют «вычерпать» нефть ложкой, слить её через край и т. п.)

Воспитатель: показывает, как можно это сделать: снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится нефтяной слой, быстро зажимает конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а нефть останется в контейнере. Можно ли так же «слит» речку?

Воспитатель: Если даже вам удалось убрать нефть с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли было это сделать? Сколько вы затратили на это времени? А сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше контейнера!

Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха?

Дети: делают выводы, что разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.

Воспитатель: Запасы нефти не бесконечны с каждым годом их становится меньше. поэтому необходимо бережное отношение не только при добыче полезного ископаемого, но и в его применении. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться. На местах загрязнённых нефтью ничего не растёт, а птицы, звери обходят их стороной. И называются эти места мёртвыми.

Воспитатель: Рабочий день заканчивается, нужно привести в порядок своё рабочее место. Что нового узнали сегодня о нефти?

Нефть это хорошо или плохо?

Что понравилось в работе? Ч то было трудно?

www.maam.ru

Проект "Её - величество - нефть"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Мишутка”

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

в старшей группе «Гномики»

Руководители проекта:

Изибаева Н. В.

Федоровский 2015

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;

предоставь ему руководить собой.

Пифагор

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы нашего проекта не случаен. Знакомство с профессиями мы начали с профессий наших родителей. Дети рассказывали, где и кем работают их родители, чем на работе они занимаются, какие предметы-помощники им помогают. Но на вопрос «Кто такие нефтяники?» дети не смогли дать ответ. Тогда мы решили изучить эту проблему и выяснить – что такое нефть, где она находится и как её добывают? И вообще для чего она нужна? Так мы впервые узнали о профессии нефтяника. Дети задавали вопросы, очень были удивлены, что для производства резиновых сапог, бензина просто необходима нефть. А добывают нефть на месторождении рядом с нашим поселком. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребенку не только знания о родном крае, но и особое чувство гордости.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Её величество нефть».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность: среднесрочный (ноябрь - январь).

Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей группы «Гномики».

Руководители проекта: Н. В. Изибаева, Стусова Л. М.

Направление проекта: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем.

Актуальность: Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Наш поселок Федоровский расположен на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Округ занимает первое место по добычи нефти и второе место по добыче газа в России. Очень важно привить детям чувство любви, гордости к родному краю, к его истории и культуре, природным ценностям; уважение к людям, живущих в нём, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель исследования: Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей шестого года жизни, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование познавательного интереса к родному краю, его истории, традициям, природным ценностям;

  • развитие предпосылок диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

  • расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Объект исследования – нефть.

Гипотеза исследования – наше исследование привлечет внимание к необходимости добычи природных ископаемых, профессиональной деятельности людей, работающих в нефтедобывающей отросли.

Методы и приёмы исследования:

  • рассматривание иллюстраций, фотографий, схем;

  • беседы;

  • чтение познавательной и художественной литературы;

  • получение информации от взрослых;

  • опыты и эксперименты.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты помогут в ознакомлении дошкольников с родным краем и его природными ископаемыми, с профессиональной деятельностью людей, работающих в нашем крае; могут быть использованы как на занятиях по познавательному развитию, так и в повседневной жизни.

Практические результаты:

  • Дидактический альбом «Что производят из нефти», «Профессии людей, добывающих нефть».

  • Коллаж «Добыча нефти».

  • Мультимедийная презентация «Её величество – нефть!».

Ожидаемый результат: развитие творческой личности ребенка, как активного участника проекта; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности; обогащение детей знаниями о полезных ископаемых родного края.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап - организационный.

  • Беседы с детьми «Что такое нефть и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о нефти?», «Люди каких профессий занимаются добычей нефти?», «Где можно найти нужную информацию?».

  • Рассматривание энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы.

  • Формулировка проблемных вопросов.

  • Планирование работы.

Второй этап – практический.

  • Познавательные беседы и сообщения по темам: «Что такое нефть?», «Почему нефть называют «черное золото»?», «Откуда взялась нефть?», «Что такое «месторождение»?», «Люди каких профессий работают в нефтяной отрасли?», «Что изготавливают из нефти?».

  • Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

  • Познавательная экскурсия в музей п. Федоровского

  • Проведение занятия «Знакомство с нефтью» и опытно-экспериментальная деятельность с нефтью.

  • Игровая деятельность с детьми.

Третий этап – обобщающий.

  • Формулировка выводов.

  • Оформление дидактических альбомов «Что производят из нефти», «Профессии людей, добывающих нефть».

  • Изготовление коллажа «Добыча нефти».

  • Подготовка мультимедийной презентации «Её величество – нефть!».

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

Тема проекта:

Её величество нефть!

Центр науки и природы

  • Рассматривание глобуса, карты ХМАО-Югры.

  • Рассматривание фотоальбома «Горизонты Тюмени», «Федоровчане».

  • Проведение опытов и экспериментов.

  • Беседы с детьми о нефти.

  • Рассматривание пород.

Взаимодействие с родителями

  • Сбор информации для создания дидактических альбомов и мультимедийной презентации.

  • Помощь в организации и проведение экскурсий.

  • Изготовление коллажа.

  • Подбор стихов о нефти, её добыче, нефтяниках.

  • Встреча с интересными людьми.

Центр литературы и грамоты

  • Рассматривание энциклопедий, познавательных журналов.

  • Беседы с детьми.

  • Чтение художественной литературы.

  • Обучение грамоте «Согласные звуки н, н, буква Н».

  • Составление рассказа из опыта о добыче нефти.

  • Составление книги с рассказами детей о нефти, о добыче и её использовании.

Центр математики

  • Дидактическая игра «Сосчитай, сколько?».

  • Математическая игра «Лабиринты».

  • Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур».

  • Рисование по точкам.

Центр искусства

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением добычи нефти, профессий людей, занимающихся добычей нефти.

  • Рисование «На месторождении нефти».

  • Лепка «Качалки на месторождении».

  • Коллективная работа. Коллаж «Добыча нефти».

  • Прослушивание песни «Нефтяники».

  • Театр ложек «Геологи».

Центр игры

  • Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Разложи в правильной последовательности».

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы – нефтяники».

  • Дидактическая игра «Специальная техника».

Центр спорта и здоровья

  • Комплекс утренней гимнастики «Тренировка».

  • Физкультминутка «Мы качалки».

  • Спортивное развлечение «День нефтяника».

Центр строительства.

  • Конструирование «Нефтяные вышки».

  • Строительство трубопровода.

  • Конструирование из бумаги «Нефтепровод».

  • Строительство из модулей «Транспорт», «На месторождении».

Приложение 1

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

«Знакомство с нефтью»

Цель: Формировать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширить представления детей о родном крае, городе.

  • Познакомить с природным ископаемым – нефтью.

  • Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.

Развивающие:

  • Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.

  • Активизировать словарь: геолог, полезные ископаемые, нефть, нефтяники.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

  • Воспитывать любовь, уважение и гордость к родному городу, краю.

Оборудование: две больших колбы с водой и нефтью, по две колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, пакет молока, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

Примерный ход занятия

Педагог читает детям отрывок из стихотворения о родном городе. Интересуется, о чём говорится в стихотворении.

  • Как называется наш город? (Наш город называется Белоярский.)

  • Как называют жителей нашего города? (Белоярцы.)

Показ города на карте.

Не так давно на месте Хув Сангхом, что означает на хантыйском языке Длинный Яр, высадился первый десант для того, чтобы построить на этом месте наш поселок. Весной по реке подошли первые баржи со строительным материалом, вагончиками, трубой.

  • Как называется наша река, по которой подошли первые баржи? (Река Казым.)

Под руководством Николая Степановича Барсукова стали разворачиваться работы по строительству поселка. Так образовался новый поселок Белый Яр на реке Казым, который позже переименовали в поселок Белоярский.

  • Ребята, скажите, люди каких профессий трудятся в нашем городе? (В нашем городе трудятся строители, учителя, нефтяники, врачи и т.д.)

  • А вы знакомы с профессией геолога?

  • А кто такие геологи? (Это люди, которые ищут полезные ископаемые: нефть, газ и др.)

Геологи приехали в наш город для того, чтобы найти месторождения нефти и газа. Наш город расположен на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югра. Округ занимает первое место по добычи нефти и второе место по добыче газа в России. Добычей нефти занимаются нефтяники.

Демонстрация фотографий с изображением профессиональной деятельности людей.

  • Ребята, а вы видели нефть?

Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

  • Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть?

  1. Практическая часть. Проведение опытов.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть темно-коричневого цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, поэтому нефть качают насосами из глубин земли.

Проводится физкультминутка.

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам - руки прямые в стороны

На заводы отправляем - плавные движения руками.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая, а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Опыт 8. Нефть и растение.

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение не сможет расти. Поэтому, при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных.

  • Как называется наш город? (Наш город называется Белоярский.)

  • Как называют жителей нашего города? (Белоярцы.)

  • На берегу, какой реки построен наш город? (На берегу реки Казым.)

  • С каким природным ископаемым мы сегодня познакомились? (С нефтью.)

  • Назовите признаки нефти? (Нефть – жидкость темно-коричневого цвета, имеет запах, не смешивается и не растворяется, приносит вред растениям и животным.)

Познавательные сообщения «Знаете ли вы?»

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире.

  • Что такое нефть? Это природная маслянистая горючая жидкость. По цвету нефть бывает красно-коричневого цвета, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах. Сегодня нефть является одним из важнейших для человека природным ископаемым.

  • Откуда она взялась? Сегодня большинство ученых считает, что нефть имеет образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Старейшие месторождения нефти были образованы 600 млн. лет назад.

  • Как устроены природные хранилища нефти? В недрах Земли образуются огромные сосуды, которые вмещают в себя воду, нефть и газ. Такую природную ёмкость называют резервуаром. В длину он может достигать несколько десятков и даже сотен километров, в высоту – несколько километров.

  • Как ищут нефть? С древних времен нефть добывали там, где она изливалась в виде источников, проходя по трещинам в горных породах. В настоящее время поиск нефти осуществляется в два этапа. Первый этап – поисковый. Территорию обследуют самыми современными методами: прослушивают специальными приборами, фотографируют из космоса. Специалисты составляют карты. Если обнаруживается что-то похожее на нефть, то начинается второй этап работы – разведка месторождения. Бурятся разведочные скважины, выясняется, есть ли на глубине нефть или нет.

  • Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.

  • Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения. Из нефти получают технический спирт, парафин, топливо, смазочные масла, технический жир, смолы, асфальт и другие продукты.

  • В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти – то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.

  • Что производят из нефти? Сырую нефть практически не применяют. Ее подвергают очистке и переработке. Самые известные продукты переработки нефти — это топливо: бензин, керосин, дизельное топливо и топливные масла. Из нефти вырабатывается сжиженный газ для бытовых нужд. Вещества, полученные из нефти, необходимы для производства пищи, которую мы едим, и одежды, которую мы носим. В пластиковые обертки, полученные из нефти, упаковывается большое количество продуктов. Из нефти вырабатываются синтетические волокна, которые входят в состав тканей. Из нефти производится более тысячи смазочных масел. А смазочный материал так необходим во всем, начиная с часов и частей механизмов, заканчивая локомотивами и электрическими генераторами. Нефть необходима для асфальтовых покрытий дорог и крыш зданий. Полученный из нефти воск — материал для свечей, вощеной бумаги и целлофана. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг, газет, синтетических моющих средств. Синтетический аммиак, произведенный из нефти, - удобрение в сельском хозяйстве. Нефтесодержащие ядохимикаты убивают насекомых-вредителей и сорняки.

  • Как работают нефтяные вышки? Сейчас используется много типов нефтяных буровых установок. Некоторые из них бывают высотой в двадцатиэтажное здание, другие стоят на колесах, а иные располагаются на платформах и баржах для бурения скважин в морском дне. Некоторые скважины являются результатом применения метода вращательного бурения, при котором в землю внедряется быстро вращающийся бур. К буру прикрепляется буровая труба, состоящая из десятиметровых секций, называемых узлами, каждая из которых весит около двухсот килограммов. Плоский стальной поворотный круг удерживает в вертикальном положении и поворачивает трубу, проходящую сквозь него в землю. С каждым поворотом трубы бур, прикрепленный к ней, вгрызается все глубже в землю, и к ней наращивается узел за узлом. В процессе бурения в трубу закачивается специальная жидкость, которая охлаждает и смазывает бур. По мере того как скважина делается все глубже, к трубе время от времени добавляют длинную стальную трубку, называемую обсадной трубой. Так как бур затупляется, проходя через горные породы, его надо довольно часто заменять и для этого вытаскивать из скважины всю трубу, что является весьма трудоемкой работой. Иногда на то, чтобы заменить бур и опустить трубу обратно в скважину, уходит от четырех до шести часов. Когда скважина достигает нужной глубины, бур с трубой вытаскивают, обсадная труба, наполненная специальным химическим составом, опускается до самого дна скважины. Для того чтобы открыть нефти выход, в скважину опускается специальное приспособление, напоминающее небольшую пушку, чтобы пробить в трубе отверстия. Потом в трубу закачивают воду, чтобы устранить заполняющий ее состав. В скважине повышается давление и, наконец нефть начинает поступать через клапаны-отверстия в открытый резервуар.

  • Защита проекта «Её величество нефть».

  • Слайд 1.

  • Карина: Здравствуйте, мы из детского сада «Семицветик» группа «Ягодка». Мы пришли рассказать Вам о нашем проекте. А началось все со знакомство с профессиями наших родителей.

  • Карина: А вы знаете…. моя мама работает в банке.

  • Артем: А мой папа – юрист.

  • Илья: Мои родители – нефтяники.

  • Люба: Нефтяники?

  • Слайд 2.

  • Карина: А что они делают?

  • Артем: А что такое нефть?

  • Люба: Всем детям в нашей группе стало интересно: что такое нефть? Где её берут? Чем занимаются родители Ильи?

  • Карина: Мы решили найти ответы на эти вопросы.

  • Слайд 3.

  • Илья: Искали мы их в книгах и энциклопедиях, спрашивали у родителей и друзей. Родители нам сказали, что в нашем городе есть организация, которая занимается добычей нефти.

  • Слайд 4.

  • И мы отправились на экскурсию на Кислорское месторождение нефти. Там мы увидели много качалок, разных труб, резервуаров. Нам рассказали, что нефть пролегает очень глубоко.

  • Слайд 5.

  • Добывают её, закачивая воду. Вода вытесняет нефть, потому что нефть легкая. Это мы узнали при помощи опытов. С большой гордостью мы узнали, что наша нефть очень высокого качества и её отправляют в другие страны. Перевозят нефть в емкостях, погружая на танкеры.

  • Слайд 6.

  • Люба: Сырую нефть сразу использовать нельзя, поэтому после добычи её отправляют на переработку. Там нефть разделяют на несколько компонентов: газ, бензин, керосин, мазут. Делают это на нефтеперерабатывающих заводах. Там работают люди разных профессий: инженеры, лаборанты, операторы, водители, директор завода.

  • Слайд 7.

  • Артем: А еще мы узнали, что нефть жидкая, темного цвета, имеет запах. После переработки из нефти можно получить: резину, пластмассу, искусственный мех и многое другое! Чтобы получился стиральный порошок тоже нужна нефть!

  • Слайд 8.

  • Современный человек привык к телевизору и компьютеру, а их корпус изготовлен из пластмассы. Значит и здесь пригодилась Ёе величество Нефть!

  • Карина: Мы узнали, что нефть имеет важное значение в нашей жизни. Без неё не полетят самолеты, не будет удобной дешёвой обуви, красивых игрушек. Но нефть добывать нужно разумно, бережно использовать.

  • Слайд 9.

  • Если нефть попадет на землю, на ней ничего не будет расти. А на воде нефть расплывается огромным пятном. Страдают от этого птицы, звери и растения. Надо быть осторожными при добычи нефти, переработки и её транспортировки.

  • Слайд 10.

  • Люба: Нефть везде и нефть повсюду,

  • Королева наших дней.

  • Это истинное чудо –

  • Познакомились мы с ней.

  • Слайд 11.

  • Спасибо за внимание!

В. Ребята, вот и посылка, о которой нам сообщал почтальон. Откроем её и посмотрим, что в ней находится. Вижу письмо, давайте его прочтём.

  «Дорогие  ребята! Вчера я получил посылку от своего друга хранителя подземных сокровищ с запиской и интересной Бутылочкой. Он пишет, что в бутылочке находится полезное богатство, которое он называет полезным ископаемым. И он считает, что это полезное ископаемое, мне Лесовичку, может пригодиться, только я о нем ничего не знаю. Помогите мне узнать, всё об этом полезном ископаемом».

                                                                    «Ваш старичок Лесовичок».

В. Ребята как мы можем помочь Лесовичку?

Д .Надо узнать, что за полезное ископаемое прислал Лесовичок и исследовать его.

В. Может вы уже догадались, что за полезное ископаемое, как оно называется?

Д. Это нефть!

В. А не ошиблись ли мы? Как мы можем проверить правильность нашего предположения?

Д. Это жидкое вещество, чёрного цвета, имеет неприятный запах, она маслянистая.

     А ещё мы можем спросить у взрослого человека.

В. Давайте спросим у наших гостей (гости подтверждают)

В. Значит, мы не ошиблись, это действительно – нефть.

В. С какой просьбой обратился к нам Лесовичок?

Д. Он просит нас узнать, всё о нефти.

В. Как мы можем помочь ему в этом?

Д. Мы можем рассказать, написать письмо, нарисовать схемы, показать фотографии, энциклопедии.

В. Всё правильно и сегодня мы с вами будем продолжать исследовать нефть.

В. Теперь подумайте и скажите, что вы уже знаете о нефти:

  • Нефть-полезное ископаемое, её добывают при помощи бурения  скважин,

  • Люди, добывающие нефть называются  нефтяниками,

  • В РК крупные месторождения: Усинское, Возейское и Ярегское,

  • Из нефти производят топливо для машин, самолетов, ракет,

  • Добавляют её для изготовления изделий из пластмассы (посуда, игрушки), резины. В медицине - парафин, вазелин, свечи и мн.др.

  • История появления нефти.

Физ.минутка:

Мы качалки, мы качалки,

Нефть качаем, мы качаем

И по трубам, и по трубам

На заводы отправляем.

В. Как много вы оказывается, уже знаете о нефти. А давайте себе представим, если  нефть попадет  в землю, в воду, на живой организм. Что произойдёт?

Д. предположение детей.

В. Тогда давайте отправимся в нашу лабораторию, где и начнем свою исследовательскую деятельность. Но сначала мы свами повторим правила поведения в лаборатории.

1 опыт «Нефтяная речка».

 В. Для этого нам понадобится: контейнер с водой, банка, нефть, воронка, бумажные фильтры.

Контейнер с водой – это наша «речка», в  которой разлилась нефть (налить в воду немного нефти). Давайте с вами представим, что произойдет с рыбками в аквариуме, если плотно закрыть его поверхность полиэтиленовым пакетом.

Д. предположение детей.  ( рыбки погибнут, нет воздуха)

В. Ребята, нефтяная пленка чем-то похожа на такой вот пакет. Она тоже не пропускает воздух, из-за чего гибнет рыба и др. обитатели водоема.

В. Ребята, как же мы  можем очистить воду от нефтяной пленки?

Д. можно её вычерпать, слить через край.

Детям предложить совершить эти действия, но результата не достигают.

В. Ребята, предложенными вами  способами не удалось очистить воду.

В. Давайте мы с вами профильтруем воду.

Вода становится чистой, а пленка от нефти остается в контейнере.

В. А давайте, теперь с вами  подумаем, а как можно поступить с настоящим водоемом?

 Можем ли мы так слить речку?     Нет.

В. Посмотрите, сколько времени и сил нам понадобилось на очистку нашего маленького искусственного водоема!  

А сколько сил понадобиться, чтобы очистить большую реку? Смогут ли рыбы, которые в ней живут, столько времени обходиться без воздуха?

Вывод: Нефть в воде не растворяется, это опасно для живых организмов.

2 опыт : «Птицы и нефть».

Материал: перышко, нефть, салфетка, пипетка.

В. Ребята, а вот и следующий опыт, скажите, какие птицы летают над водоемами (чайки, дикие утки). Почему они живут у водоемов? (питаются рыбой).

Давайте с вами возьмем по перышку и подбросим его вверх и посмотрим, как перо летит?

Д. Легко, плавно, оно воздушное, невесомое.

В. А теперь обмакнем перо в нефть. И теперь снова его подбросим. Как оно летит?

Д. быстро, камнем падает вниз, пушинки все слиплись между собой.

В. Что происходит, когда птица садится на воду, покрытой нефтяной пленкой?

Вывод: Перья загрязняются, слипаются и птица не может взлететь. Становится легкой добычей для хищников, может погибнуть от холода.

3 опыт: «Нефть и дождь».

Материал: шприц, емкость ( почва, губка), нефть, лейка.

В. Ребята представим, что произошла авария и нефть попала на почву. (капаем нефть на губку). Затем пошел дождь, в нашем крае, часто идут дожди. Может они очистят нашу почву от загрязнения. Ведь после дождика, всё становится чистым.

Давайте с вами проверим, что произошло с почвой в емкости, очистилась ли она? Исчезло ли нефтяное пятно? Куда оно делось?   (откачиваем жидкость из почвы и внимательно рассмотрим воду в нем) Какая она?  (черная, маслянистая).

А если в природе на таком же загрязнённом месте растут лесные  ягоды, грибы, можно ли их собирать?

Да и вообще вырастут ли они здесь? Почему?

Снова «пошёл дождь», снова поливаем ёмкость и откачиваем воду. Очистилась ли почва? Дети оценивают чистоту воды и количество «дождей», которые пролились над загрязненной почвой.

Вывод: Разливы нефти причиняют большой вред почве, растениям и живым организмам.

В. Игра « Хорошо-плохо» нефть.

В. Вот поэтому наши нефтяники при добычи нефти, соблюдают осторожность, берегут природу. Ведь на месте, где разлита нефть долгое время не будет жизни, не будет растительности. Эта земля долгое время будет мертвой. Это экологическая катастрофа.

Буровые мастера

И строители дорог,

Как земля наша щедра!

Нефть её горячий сок!

Если в речку нефть пролить,

Язь, прости! Осетр, прощай!

В. Сможем ли мы сегодня ответить на вопрос Лесовичка?

О чем бы вам хотелось рассказать Лесовичку о нефти?

Ребята, как много мы уже узнали о нефти. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились. Спасибо за работу.

infourok.ru

Конспект занятия для детей старшего возраста «Нефть и ее свойства»

Валентина Клишина Конспект занятия для детей старшего возраста «Нефть и ее свойства»

Конспект «Нефть и ее свойства».

Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать

имеющиеся знания.

Задачи:

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).

Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.

Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц, иллюстрации.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Проблемные ситуации.

2. Беседы, комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией.

3. Сюрпризный момент.

4. Игровой комплекс.

5. Сюжетный момент.

6. Анализ деятельности.

Виды детской деятельности в НОД:

- Игровая;

- Коммуникативная;

- Трудовая;

- Познавательно-исследовательская;

- Экспериментальная;

- Продуктивная.

Тема экологии стала очень актуальна в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Возраст дошкольников позволяет заинтересовать проблемами экологии, привить любовь к животному миру, узнать много нового в ходе экспериментальной деятельности. Экспериментирование способствует развитию эмоциональности ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков.

Планируемые результаты:

Исследовательские:

- у ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности;

- ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.

Личностные:

- у ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях;

- ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними;

- проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.

Интеллектуальные:

- ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.

Физические:

- развивать у детей потребность в двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

1. Активность.

2. Самостоятельность.

3. Взаимодействие со сверстниками.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность.

6. Самооценка.

7. Любознательность.

Интеграция образовательных областей:

Познание: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, в

мире природы, добиваются решения познавательных задач, путем экспериментирования.

Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх, эксперименте.

Социализация: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Безопасность: работают по образцу и по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, при проведении опыта.

Здоровье: понимают важность режимного момента для здоровья.

Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.

План НОД:

1. Вводная часть: 5 мин.

Организационный момент – психогимнастика «Приветствие»

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели.

2. Основная часть: 22 мин.

Планирование деятельности

Показ, комментирование;

Определение способа действий;

Образец выполнения действий;

Мини выводы;

Игровая деятельность «Из чего сделано», «Прозрачность», «Вода и нефть»;

Сюрпризный момент.

3. Заключительная часть: 3 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов НОД.

Деятельность НОД 30 мин.

Ход занятия.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?

Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.

Дети кто хочет сегодня стать исследователем?

Тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти.

Его работа не простая -

Нефть добывать из-под земли.

Без нефти мы, я точно знаю,

Ступить и шагу б не могли.

Из нефти делают бензин

Для мотоциклов и машин.

Из нефти делают дороги

Куда ступают наши ноги.

Представьте, и не только это

Нам с вами нефть одна дала.

Без нефти не было бы света,

Без нефти не было б тепла.

Автобусы тогда б не шли

И самолеты б не летали,

Когда б нефтяники не стали

Нефть добывать из-под земли.

- 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, чем славится наш край? (добычей нефти, газа)

-Где добывают и как нефть?

Рассматривание буровых вышек.

-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)

- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)

Дети рассматривают макет буровой вышки.

Рассказ воспитателя о нефти:

В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и

свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.

-Д/игра «Что делают из нефти?»

Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти

(парафин, керосин, бензин, краска, стол, телефон, пластилин, молоток,линолеум краски резина, цветок)

Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию и проведем ряд опытов с нефтью.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

-Внимание! Внимание! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить реку, иначе погибнут…

- Что случится, если мы не поможем (ответы детей)

-как будем чистить реку?

Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?

Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.

www.maam.ru

Занятие по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Нефть»

Надежда Платова Занятие по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Нефть»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

п. Красное»

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

с детьми подготовительной группы.

Образовательная деятельность: познание

Тема:

Полезные ископаемые. Нефть.

Воспитатель:Платова НадеждаВладимировна

Дата проведения:

27 марта 2014г.

Цель:

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи:

• Рассказать что такое нефть;

• Закрепить понятие “полезные ископаемые”;

• Продолжать знакомить с богатством родного края;

• Расширять кругозор и словарный запас детей;

• Воспитывать чувство гордости и любви к родной, ненецкой земле.

Материал: образцы нефти, набор картинок с изображением нефтяной вышки, нефте- качалки и других объектов нефтяной промышленности, книга “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т. Цаценко

Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых НАО (уголь, золото, глина, руды, драгоценные камни, торф, рассматривание наглядных пособий: “Коллекция строительных материалов”, “Торф и продукты его переработки”.

Литература: Энциклопедии «Всё обо всём», «Я познаю мир», журналы» «Дошкольное воспитание», энциклопедический словарь НАО.

Ход занятия

Часть №1

Воспитатель – Мы с вами уже про многие полезные ископаемые знаем и знаем для чего их добывают. Кто мне назовет некоторые виды полезных ископаемых?

Дети – Уголь, золото, железная руда, глина, торф, песок (одновременно выясняется, для чего их добывают и где они применяются).

Воспитатель – Молодцы! Все правильно назвали, но сегодня я хочу рассказать вам еще про одно полезное ископаемое. Его еще называют “жидкое черное золото” и «каменное масло». И находят это полезное ископаемое глубоко в земле и добывать его совсем непросто. Может кто-нибудь догадался, о чем я хочу вам рассказать?

Дети – Нефть.

Воспитатель – Да. Я хочу рассказать про нефть (слайд №1). Мы с вами живём в краю, где добывают нефть, и край наш по праву можно назвать нефтяным. Как называют людей, которые добывают нефть?

Дети: Нефтяники.

Воспитатель: Долгий путь проделывает нефть от глубин земли до завода по переработке нефти. Первыми приходят геологи (слайд №2). Они ищут нефть и обозначают на карте место, где её много (слайд № 3). Затем приходят бурильщики и устанавливают буровую (слайд №4, 5) Это специальная площадка, с её помощью в землю опускают трубы, через которые поднимают нефть на поверхность земли. А чтобы нефть могла двигаться дальше, на помощь приходят люди, чья профессия называется «трубоукладчики» (слайд № 6). Они прокладывают трубопровод для перекачки нефти на дожимную насосную станцию (слайд №7). На ней производят очистку нефти от разных примесей, которые вместе с ней поднялись на землю. Это вода и газ. Далее чистая нефть течёт по трубопроводу в ёмкости для сбора нефти. (слайд № 8) Оттуда по трубопроводу, который проложен по дну моря, нефть идёт на причал (слайд №9).

Затем её отгружают в танкер (слайд № 10, который доставляет нефть на нефтеперерабатывающие заводы (слайд№11, где из неё изготавливают (слайд№12) бензин – топливо для автомобилей, соляр- топливо для тракторов, керосин- для самолётов. На химических заводах (слайд№13)делают пластмассу, полиэтилен и т. д. (слайд №14).

Физминутка: Мы качалки, мы насосы

Нефть качаем, мы качаем

И по трубам, и по трубам

На заводы отправляем. Часть №2

А сейчас мы с вами проведём опыты

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

После каждого опыта дети зарисовывают полученные знания.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведённого исследования?

Дополнительно: показать сюжет «Экологическая катастрофа»

(слайды №15, 16, 17, 18, 19)

www.maam.ru

Какого цвета нефть?

Каждому человеку известно выражение: «черное золото».  Этим словосочетанием принято называть нефть — углеводородное сырье, являющиеся основным источником топлива на планете. Однако, несмотря на это, ответ на вопрос «какого цвета нефть?» неоднозначный. «Черный» — это самый распространенный оттенок, которым может быть окрашена эта жидкость. Тем не менее, в природе имеется большое разнообразие нефти других цветов.

Определяющим фактором является здесь — состав сырья. Как правило, чем больше содержание тяжелых углеводородов, таких как смола и асфальтены, тем темнее нефть. Напротив, газовый конденсат, который добывают при извлечении из недр природного газа, практически бесцветен. Его также называют «белой нефтью».

Возможные цвета нефти (нажмите чтобы увеличить изображение)

На оттенок сырья влияют и его физические свойства, такие как плотность, вязкость и тяжесть. Как правило, наиболее вязкая и темная нефть — это нефть, добытая с глубины. Напротив, сырье добытое с поверхности называют «легкой нефтью». Она окрашена в более светлые оттенки.

В процессе переработки  темной «тяжелой нефти» получают фракции тяжелых углеводородов. При этом доля легких фракций (бензин, керосин) минимальна.

Палитра оттенков нефти (нажмите чтобы увеличить)

Далеко не все люди знают, какого цвета бывает нефть. Цвет сырья отличается от месторождения к месторождению. Выделяют нефть следующих оттенков:

  • Черная;
  • Красная;
  • Зеленая;
  • Янтарная;
  • Голубая;
  • Белая (или бесцветная).

Цвет нефти не влияет на свойства жидкости. Как правило, оттенки придают различные примеси, которые содержатся в сырье.

Самый распространенный цвет нефти (нажмите чтобы увеличить изображение)

Каждая разновидность сырья, окрашенная в конкретный цвет, отличается также запахом и физико-химическими свойствами. Таким образом, помимо вопроса «каких цветов бывает нефть?» следует также упомянуть и другие различия между сортами нефти.  Нефть содержит в своем составе помимо смеси углеводородов такие элементы как сера, кислород, азот и металлические примеси.

Некоторые разновидности нефти обладают приятным эфирным запахом, пахнут свежестью и травой. Сырье с высоким или средним содержанием нефти обладает характерным серным запахом.

Нефть делят на «тяжелую» и «легкую». Чем легче нефть, тем выше в ней содержание наиболее ценных светлых фракций, таких как бензин. Сырье с наиболее высоким содержанием светлых фракций используется в качестве моторного топлива, так как оно сходно с бензином.

forexneft.ru


Смотрите также